КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перевозки опасных грузов
В последнее время в связи с постепенным увеличением дефицита природных материалов в экономике все шире используются синтетические вещества, а следовательно, расширяется их перевозка. Практически все такие вещества относятся к опасным, при перевозке которых необходимо соблюдать специальные правила. К опасным грузам (ОГ) относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении ПРР и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара и повреждения АТС, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. Перевозки ОГ регламентируются специальными нормативными документами и международными соглашениями. Это вызвано тем, что, с одной стороны, такие перевозки в связи с увеличением производства и использования искусственных материалов постоянно расширяются, с другой — участники дорожного движения и окружающая среда не должны подвергаться повышенному риску, связанному с возможностью аварий и каких-либо других происшествий с перевозимыми опасными веществами. Основным документом, которым необходимо руководствоваться при подготовке и организации перевозки ОГ, являются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73 (с изменениями в редакции Приказов Минтранса России от 11.06.1999 № 37 и от 14.10.1999 № 77). Правила содержат перечень ОГ по классам, указания по выбору маршрута перевозки ОГ, рекомендации по порядку движения ПС с ОГ, дополнительные требования к техническому состоянию ПС, дополнительные требования к водительскому составу, действия работников органов МВД в случае вынужденной остановки или дорожно-транспортного происшествия (ДТП), основные сведения о системе информации об опасности. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ) распространяется на международные перевозки ОГ, т.е. перевозки, производимые через территорию по крайней мере двух стран, подписавших Соглашение. Соответствующие национальные соглашения, как правило, соответствуют ДОПОГ, но могут иметь и дополнительные условия, относящиеся к местным перевозкам (когда перевозка начинается и заканчивается на национальной территории). ДОПОГ разработано ЕЭК ООН и подписано в Женеве 30 сентября 1957 г. Последней редакцией ДОПОГ является редакция 2005 г. (ДОПОГ-2005). Основная цель принятия ДОПОГ — повышение безопасности дорожных перевозок без ограничения на номенклатуру перевозимых грузов, кроме слишком опасных для перевозки. Безопасность должна обеспечиваться не в меньшей мере, чем облегчение связанных с перевозкой задач. Последнее достигается посредством упрощения формальных процедур за счет единой классификации и требований. Для достижения поставленной цели ДОПОГ определяет требования не только к перевозчику, но и к грузовладельцу, производителям тары и ПС, а также органам управления дорожным движением. На основании ДОПОГ-2005 все ОГ подразделяют на классы, перечень которых приведен в табл. 6.11. Некоторые классы для более точной классификации веществ имеют подклассы1. Опасные грузы классифицируются также по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве. Это является основным отличием транспортной опасности от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия таких веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограниченный в пространстве. Уменьшение транспортной опасности может быть достигнуто организацией перевозки, направленной на обеспечение безопасности перевозочного процесса при удовлетворении потребностей в перемещении продукции и сырья. Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозки ОГ: объем, маршрут и технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные качественные сочетания между собой определяют степень этой опасности. 1 По ГОСТ 19433 — 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (с изм. от 01.04.1993) предусмотрена несколько иная классификация ОГ. В ближайшее время в Российской Федерации будет введен технический регламент, соответствующий требованиям ДОПОГ-2005. Таблица 6.1 Классы опасных грузов согласно ДОПОГ-2005
Кроме транспортной маркировки на каждой упаковке с ОГ, а также на внешней таре при ее наличии размещают знаки опасности и необходимые предупреждающие надписи. Помещение знаков является обязанностью грузоотправителя. Знаки опасности наносятся в строго определенных местах в зависимости от типа тары в общем случае так, чтобы они были видны при любом транспортном положении тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку наносят все знаки опасности, соответствующие этим видам. Номер знака опасности соответствует классу и подклассу ОГ. Система информации об опасности подразумевает наличие: аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП. Аварийная карточка заполняется по единой форме изготовителем ОГ; информационной таблички для обозначения ПС. Информационная табличка укрепляется спереди и сзади АТС; информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной табличке. Информационная карточка находится в органах, занимающихся последствиями аварий. Подвижной состав для перевозки ОГ не может включать в себя более одного прицепа или полуприцепа. Каждая транспортная единица должна быть снабжена: по крайней мере одним противооткатным упором, причем размеры упора должны соответствовать массе ПС и диаметру его колес; двумя предупреждающими знаками с собственной опорой (конусы или треугольники, отражающие свет фар, или мигающие фонари желтого цвета, независимые от системы электрооборудования ПС); курткой или одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа АТС; одним карманным фонарем для каждого члена экипажа АТС; индивидуальными средствами защиты в соответствии с требованиями письменных инструкций. При перевозке ОГ в цистернах ПС сзади по всей ширине должен иметь бампер, в достаточной степени предохраняющий от удара сзади и расположенный на расстоянии не менее 100 мм от крайней точки цистерны или ее арматуры. Конструкция ПС должна отвечать следующим требованиям: • наличие антиблокировочной тормозной системы1; • наличие износостойкой тормозной системы2;
На каждую упаковку ОГ должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН с буквами UN). Для ОГ классов 1, 2 и 7 помимо номера должно указываться отгрузочное наименование. 1 До 1 января 2010 г. это требование распространяется только на АТС полной 2 Для АТС, впервые зарегистрированным после 30 июня 1993 г. С 1 января • наличие аварийной тормозной системы; • все электрические цепи должны быть защищены плавкими • АТС должно иметь управляемое из кабины водителя приспо- • двигатель, нагревающиеся детали тормозных механизмов и • топливные баки должны быть по возможности защищены от • система выпуска отработавших газов должна быть расположе- На каждой транспортной единице, перевозящей ОГ, должны находиться: по крайней мере один портативный огнетушитель с достаточной общей емкостью, пригодный для тушения пожара в двигателе или любой другой части ПС, если ПС не оборудован стационарной автоматической системой пожаротушения; по крайней мере один портативный огнетушитель, которым можно потушить загоревшийся груз (в том числе на груженом прицепе, находящемся на дороге общего пользования, если он отцеплен от тягача и расположен вдали от него). Огнетушители должны иметь пломбу и надпись с датой следующей проверки. Запрещается использование осветительных приборов с открытым пламенем внутри ПС, перевозящего ОГ. Кроме того, используемые осветительные приборы не должны иметь металлических поверхностей, способных вызвать искрение. В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом спереди и сзади ПС, перпендикулярно оси АТС устанавливают информационные светоотражательные таблички оранжевого цвета. На цистернах такие таблички следует уста- При перевозке ОГ класса 1. Рис. 6.6. Информационная табличка автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы во внутреннем сообщении навливать и по бокам. Образец информационной таблички приведен на рис. 6.6. Знаки в коде экстренных мер имеют следующее значение: 1 — не применять для тушения воду; 2 — применять водяные струи; 3 — применять распыленную воду; 4 — применять пену или составы на основе хладонов; 5 — не допускать попадания в водоемы и сточные воды; Д — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки; П — дыхательный аппарат и защитные перчатки необходимы только при пожаре; К — необходим полный защитный комплект; Э — требуется эвакуация людей. В соответствии с требованиями ДОПОГ вид информационной таблички будет несколько иной. Пример информационной таблички, которую следует устанавливать спереди и сзади АТС при международных перевозках приведен на рис. 6.7. Идентификационный номер вида опасности состоит из двух или трех цифр, означающих: 2 — выделение газов в результате давления или химической реакции; 3 — воспламеняемость жидкостей и газов; 4 — воспламеняемость твердых веществ; 5 — окисляющие свойства (вещество, поддерживающее горение); 6 — ядовитое вещество; 7 — радиоактивное вещество; 8 — коррозионное вещество; 9 — опасность самопроизвольной бурной реакции. Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности. Ноль означает точную характеристику опасности только предшествующей цифрой. Буква X перед номером означает опасность соприкосновения с водой.
Рис. 6.7. Информационная табличка автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы в международном сообщении Например: 20 — инертный газ; 266 — очень ядовитый газ; Х323 — легковоспламеняющаяся жидкость, вступающая в опасную реакцию с водой с выделением воспламеняющихся газов. Каждая организация, деятельность которой подразумевает систематические автомобильные перевозки ОГ или операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке ОГ, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки ОГ, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. Главная задача консультанта, подотчетного в своей работе руководителю организации, состоит в том, чтобы с помощью всех надлежащих средств и всех надлежащих мер в рамках соответствующей деятельности организации пытаться облегчить осуществление этой деятельности с соблюдением применимых требований и в условиях максимальной безопасности. В связи с деятельностью организации консультант выполняет, в частности, следующие функции: • наблюдение за выполнением требований, регулирующих пе- • консультирование по вопросам, связанным с перевозкой ОГ; • подготовка ежегодного отчета для администрации организа- В функции консультанта входит также контроль следующих видов деятельности и процедур, связанных с соответствующей деятельностью организации: • обеспечение соблюдения требований в отношении иденти-
• учет организацией при закупке перевозочных средств любых • проверка оборудования, используемого для перевозки ОГ или • обеспечение надлежащей подготовки работников организа- • применение надлежащих срочных процедур в случае любой • расследование обстоятельств серьезных аварий, происшествий • принятие необходимых мер во избежание повторения ава- • учет нормативных предписаний и особых требований, свя- • проверка наличия у работников, занимающихся перевозкой • принятие мер по информированию работников о видах опас- • применение процедур проверки, позволяющих удостоверить-ся в наличии на перевозочных средствах требуемых документов и • применение процедур проверки для обеспечения соблюдения Функции консультанта могут выполнять руководитель организации, работник организации, выполняющий иные обязанности, или лицо, не работающее непосредственно в данной организации, при условии, что это лицо способно выполнять обязанности консультанта. Каждая организация сообщает по требованию сведения о своем консультанте компетентному органу. Если во время перевозки или в процессе погрузочно-разгрузочных операций, проводившихся соответствующей организацией, произошла авария, причинившая ущерб людям, имуществу или окружающей среде, консультант, собрав все необходимые сведения, составляет отчет об аварии для администрации организации или, в случае необходимости, для местных органов власти. Данный отчет не может заменять собой отчет администрации организации, который может требоваться в соответствии с любым другим международным или национальным нормативно-правовым актом. Консультант должен иметь свидетельство о профессиональной подготовке, действительное для автомобильных перевозок.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |