Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевозки опасных грузов




В последнее время в связи с постепенным увеличением дефи­цита природных материалов в экономике все шире используются синтетические вещества, а следовательно, расширяется их пере­возка. Практически все такие вещества относятся к опасным, при перевозке которых необходимо соблюдать специальные правила.

К опасным грузам (ОГ) относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении ПРР и хранении могут по­служить причиной взрыва, пожара и повреждения АТС, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отрав­ления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

Перевозки ОГ регламентируются специальными нормативны­ми документами и международными соглашениями. Это вызвано тем, что, с одной стороны, такие перевозки в связи с увеличени­ем производства и использования искусственных материалов по­стоянно расширяются, с другой — участники дорожного движе­ния и окружающая среда не должны подвергаться повышенному риску, связанному с возможностью аварий и каких-либо других происшествий с перевозимыми опасными веществами.

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при подготовке и организации перевозки ОГ, являются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержден­ные Приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73 (с измене­ниями в редакции Приказов Минтранса России от 11.06.1999 № 37 и от 14.10.1999 № 77). Правила содержат перечень ОГ по классам, указания по выбору маршрута перевозки ОГ, рекомен­дации по порядку движения ПС с ОГ, дополнительные требова­ния к техническому состоянию ПС, дополнительные требования к водительскому составу, действия работников органов МВД в случае вынужденной остановки или дорожно-транспортного про­исшествия (ДТП), основные сведения о системе информации об опасности.


Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ) распрост­раняется на международные перевозки ОГ, т.е. перевозки, произ­водимые через территорию по крайней мере двух стран, подпи­савших Соглашение. Соответствующие национальные соглашения, как правило, соответствуют ДОПОГ, но могут иметь и допол­нительные условия, относящиеся к местным перевозкам (когда перевозка начинается и заканчивается на национальной терри­тории). ДОПОГ разработано ЕЭК ООН и подписано в Женеве 30 сентября 1957 г. Последней редакцией ДОПОГ является редак­ция 2005 г. (ДОПОГ-2005).

Основная цель принятия ДОПОГ — повышение безопасности дорожных перевозок без ограничения на номенклатуру перевози­мых грузов, кроме слишком опасных для перевозки. Безопасность должна обеспечиваться не в меньшей мере, чем облегчение свя­занных с перевозкой задач. Последнее достигается посредством упрощения формальных процедур за счет единой классификации и требований. Для достижения поставленной цели ДОПОГ опре­деляет требования не только к перевозчику, но и к грузовладель­цу, производителям тары и ПС, а также органам управления до­рожным движением.

На основании ДОПОГ-2005 все ОГ подразделяют на классы, перечень которых приведен в табл. 6.11. Некоторые классы для бо­лее точной классификации веществ имеют подклассы1.

Опасные грузы классифицируются также по критериям транс­портной опасности, увеличивающей область вероятного отрица­тельного воздействия этих грузов при перемещении их в простран­стве. Это является основным отличием транспортной опасности от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, про­изводящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия таких веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограничен­ный в пространстве.

Уменьшение транспортной опасности может быть достигнуто организацией перевозки, направленной на обеспечение безопас­ности перевозочного процесса при удовлетворении потребностей в перемещении продукции и сырья.

Транспортную опасность в значительной степени предопреде­ляют три основных элемента перевозки ОГ: объем, маршрут и технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транс­портную опасность, а их параметры и различные качественные сочетания между собой определяют степень этой опасности.

1 По ГОСТ 19433 — 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (с изм. от 01.04.1993) предусмотрена несколько иная классификация ОГ. В ближайшее время в Российской Федерации будет введен технический регламент, соответ­ствующий требованиям ДОПОГ-2005.


Таблица 6.1 Классы опасных грузов согласно ДОПОГ-2005

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс Подкласс Вид опасности
1. Взрывчатые вещества и изделия 1.1 Взрыв массой
1.2 Разбрасывание
1.3 .3 Возгорание
1.4 Возможность локального возгорания
1.5 Вероятность детонации
1.6 Незначительная
2. Газы 2.1 Воспламенение в смеси с воздухом
2.2 Удушение или поддержка горения
2.3 Отравление
3. Легковоспламеня­ющиеся жидкости Возгорание
4.1. Легковоспламеня­ющиеся твердые вещества   Возгорание
4.2. Вещества, способ­ные к самовозгоранию Возгорание при контакте с воздухом или водой
4.3. Вещества, выделя­ющие воспламеняющие­ся газы при взаимо­действии с водой   Возгорание
5.1. Окисляющие вещества Вызывают или поддерживают горение
5.2. Органические пероксиды Разложение с взрывным эффектом
6.1. Токсичные вещества Отравление
6.2. Инфекционные вещества Заболевания
7. Радиоактивные материалы Облучение
8. Коррозионные вещества Повреждение кожных покровов и конструкций
9. Прочие опасные вещества и изделия   Неожиданные последствия в связи с расширением объема, высокой температурой и т. п.

Кроме транспортной маркировки на каждой упаковке с ОГ, а также на внешней таре при ее наличии размещают знаки опаснос­ти и необходимые предупреждающие надписи. Помещение знаков является обязанностью грузоотправителя. Знаки опасности нано­сятся в строго определенных местах в зависимости от типа тары в общем случае так, чтобы они были видны при любом транспорт­ном положении тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку наносят все знаки опасности, соответ­ствующие этим видам. Номер знака опасности соответствует клас­су и подклассу ОГ.

Система информации об опасности подразумевает наличие:

аварийной карточки для определения мероприятий по ликви­дации последствий ДТП. Аварийная карточка заполняется по еди­ной форме изготовителем ОГ;

информационной таблички для обозначения ПС. Информацион­ная табличка укрепляется спереди и сзади АТС;

информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной табличке. Информационная карточка находится в органах, занимающихся последствиями ава­рий.

Подвижной состав для перевозки ОГ не может включать в себя более одного прицепа или полуприцепа.

Каждая транспортная единица должна быть снабжена:

по крайней мере одним противооткатным упором, причем раз­меры упора должны соответствовать массе ПС и диаметру его колес;

двумя предупреждающими знаками с собственной опорой (ко­нусы или треугольники, отражающие свет фар, или мигающие фонари желтого цвета, независимые от системы электрооборудо­вания ПС);

курткой или одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа АТС;

одним карманным фонарем для каждого члена экипажа АТС;

индивидуальными средствами защиты в соответствии с требо­ваниями письменных инструкций.

При перевозке ОГ в цистернах ПС сзади по всей ширине дол­жен иметь бампер, в достаточной степени предохраняющий от удара сзади и расположенный на расстоянии не менее 100 мм от крайней точки цистерны или ее арматуры.

Конструкция ПС должна отвечать следующим требованиям:

• наличие антиблокировочной тормозной системы1;

• наличие износостойкой тормозной системы2;


 


На каждую упаковку ОГ должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН с буквами UN). Для ОГ клас­сов 1, 2 и 7 помимо номера должно указываться отгрузочное наи­менование.


1 До 1 января 2010 г. это требование распространяется только на АТС полной
массой более 16 т и прицепов полной массой более 10 т.

2 Для АТС, впервые зарегистрированным после 30 июня 1993 г. С 1 января
2010 г. это требование обязательно для всех АТС.


• наличие аварийной тормозной системы;

• все электрические цепи должны быть защищены плавкими
предохранителями заводского изготовления, или автоматически­
ми выключателями, или ограничителями тока (исключая некото-рые прямые соединения типа аккумуляторная батарея — стартер);

• АТС должно иметь управляемое из кабины водителя приспо-­
собление для отключения аккумуляторной батареи от электри-­
ческих цепей;

• двигатель, нагревающиеся детали тормозных механизмов и
при необходимости перекачивающий насос, а также выхлопные
трубы не должны подвергать груз опасности нагревания или вос-­
пламенения;

• топливные баки должны быть по возможности защищены от
повреждения в случае столкновения и расположены так, чтобы в
случае утечки топливо могло вытекать непосредственно на землю.
Топливные баки, содержащие бензин, должны быть снабжены
эффективным уловителем пламени;

• система выпуска отработавших газов должна быть расположе­-
на таким образом, чтобы груз не подвергался опасности перегре-­
ва или воспламенения. Части выхлопной системы, расположен­
ные непосредственно под топливным баком (при использовании
дизельного топлива), должны быть расположены на расстоянии
не менее 100 мм от бака или отделены от бака теплозащитным
экраном.

На каждой транспортной единице, перевозящей ОГ, должны находиться:

по крайней мере один портативный огнетушитель с достаточ­ной общей емкостью, пригодный для тушения пожара в двигате­ле или любой другой части ПС, если ПС не оборудован стацио­нарной автоматической системой пожаротушения;

по крайней мере один портативный огнетушитель, которым можно потушить загоревшийся груз (в том числе на груженом прицепе, находящемся на дороге общего пользования, если он отцеплен от тягача и расположен вдали от него).

Огнетушители должны иметь пломбу и надпись с датой следу­ющей проверки.

Запрещается использование осветительных приборов с откры­тым пламенем внутри ПС, перевозящего ОГ. Кроме того, исполь­зуемые осветительные приборы не должны иметь металлических поверхностей, способных вызвать искрение.

В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомо­бильным транспортом спереди и сзади ПС, перпендикулярно оси АТС устанавливают информационные светоотражательные таблич­ки оранжевого цвета. На цистернах такие таблички следует уста-

При перевозке ОГ класса 1.


Рис. 6.6. Информационная табличка автотранспортного средства, пере­возящего опасные грузы во внутреннем сообщении

навливать и по бокам. Образец информационной таблички приве­ден на рис. 6.6.

Знаки в коде экстренных мер имеют следующее значение: 1 — не применять для тушения воду; 2 — применять водяные струи; 3 — применять распыленную воду; 4 — применять пену или составы на основе хладонов; 5 — не допускать попадания в водоемы и сточные воды; Д — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки; П — дыхательный аппарат и защитные перчатки необ­ходимы только при пожаре; К — необходим полный защитный комплект; Э — требуется эвакуация людей.

В соответствии с требованиями ДОПОГ вид информационной таблички будет несколько иной. Пример информационной таб­лички, которую следует устанавливать спереди и сзади АТС при международных перевозках приведен на рис. 6.7.

Идентификационный номер вида опасности состоит из двух или трех цифр, означающих: 2 — выделение газов в результате давле­ния или химической реакции; 3 — воспламеняемость жидкостей и газов; 4 — воспламеняемость твердых веществ; 5 — окисляющие свойства (вещество, поддерживающее горение); 6 — ядовитое ве­щество; 7 — радиоактивное вещество; 8 — коррозионное веще­ство; 9 — опасность самопроизвольной бурной реакции.

Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности. Ноль означает точную характеристику опасности толь­ко предшествующей цифрой.

Буква X перед номером означает опасность соприкосновения с водой.


 


 




 

Рис. 6.7. Информационная табличка автотранспортного средства, перево­зящего опасные грузы в международ­ном сообщении

Например: 20 — инертный газ; 266 — очень ядовитый газ; Х323 — легковоспламеняющаяся жидкость, вступающая в опас­ную реакцию с водой с выделением воспламеняющихся газов.

Каждая организация, деятельность которой подразумевает си­стематические автомобильные перевозки ОГ или операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке ОГ, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки ОГ, задача которых состоит в содействии предотвра­щению присущей такого рода деятельности опасности для лю­дей, имущества и окружающей среды.

Главная задача консультанта, подотчетного в своей работе ру­ководителю организации, состоит в том, чтобы с помощью всех надлежащих средств и всех надлежащих мер в рамках соответству­ющей деятельности организации пытаться облегчить осуществле­ние этой деятельности с соблюдением применимых требований и в условиях максимальной безопасности.

В связи с деятельностью организации консультант выполняет, в частности, следующие функции:

• наблюдение за выполнением требований, регулирующих пе-­
ревозку ОГ;

• консультирование по вопросам, связанным с перевозкой ОГ;

• подготовка ежегодного отчета для администрации организа-­
ции или, в случае необходимости, для местных органов власти по
вопросам деятельности организации, связанной с перевозкой ОГ.
Ежегодный отчет хранится в течение 5 лет и предоставляется на-циональным органам по их требованию.

В функции консультанта входит также контроль следующих видов деятельности и процедур, связанных с соответствующей деятель­ностью организации:

• обеспечение соблюдения требований в отношении иденти­-
фикации перевозимых ОГ;


 

• учет организацией при закупке перевозочных средств любых
особых требований, обусловленных характером перевозимых ОГ;

• проверка оборудования, используемого для перевозки ОГ или
для погрузочно-разгрузочных операций;

• обеспечение надлежащей подготовки работников организа-­
ции и ведение учета такой подготовки;

• применение надлежащих срочных процедур в случае любой
аварии или происшествия, способных причинить ущерб безопас-­
ности во время перевозки ОГ или в процессе погрузочно-разгру-­
зочных операций;

• расследование обстоятельств серьезных аварий, происшествий
или серьезных нарушений, отмеченных во время перевозки ОГ
или в процессе погрузочно-разгрузочных операций и, при необ-­
ходимости, подготовка соответствующих отчетов;

• принятие необходимых мер во избежание повторения ава­-
рий, происшествий или серьезных нарушений;

• учет нормативных предписаний и особых требований, свя-­
занных с перевозкой ОГ, при выборе и использовании услуг суб-­
подрядчиков или третьих сторон;

• проверка наличия у работников, занимающихся перевозкой
ОГ, их погрузкой или разгрузкой, подробных инструкций и пра-­
вил выполнения данных операций;

• принятие мер по информированию работников о видах опас-­
ности, связанной с перевозкой ОГ, их погрузкой и разгрузкой;

• применение процедур проверки, позволяющих удостоверить-ся в наличии на перевозочных средствах требуемых документов и
оборудования для обеспечения безопасности и соответствии этих
документов и оборудования действующим правилам;

• применение процедур проверки для обеспечения соблюдения
требований, касающихся погрузочно-разгрузочных операций.

Функции консультанта могут выполнять руководитель органи­зации, работник организации, выполняющий иные обязанности, или лицо, не работающее непосредственно в данной организа­ции, при условии, что это лицо способно выполнять обязанности консультанта.

Каждая организация сообщает по требованию сведения о сво­ем консультанте компетентному органу.

Если во время перевозки или в процессе погрузочно-разгрузоч­ных операций, проводившихся соответствующей организацией, произошла авария, причинившая ущерб людям, имуществу или окружающей среде, консультант, собрав все необходимые сведе­ния, составляет отчет об аварии для администрации организации или, в случае необходимости, для местных органов власти. Данный отчет не может заменять собой отчет администрации организации, который может требоваться в соответствии с любым другим меж­дународным или национальным нормативно-правовым актом.


Консультант должен иметь свидетельство о профессиональной подготовке, действительное для автомобильных перевозок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.