Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость размеров кабинета по безопасности движения от численности водителей




Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения

Методическим центром профилактической работы по предуп­реждению ДТП в АТО является кабинет по безопасности движе­ния, который должен быть организован в АТО, где работают бо­лее 50 водителей. В организации с меньшим числом водителей необходимо наличие стенда по безопасности движения, распола­гаемого вблизи диспетчерского отдела.

Непосредственным организатором и ответственным за работу кабинета по безопасности движения является начальник отдела безопасности движения (старший.инженер, инженер). Ответствен­ным за комплектацию кабинета является руководитель АТО.

Оснащение кабинета по безопасности движения должно соот­ветствовать профилю и преимущественным условиям работы дан­ного АТО.

В настоящее время организация и работа кабинета по без­опасности движения регламентируется Положением по оснаще­нию и организации работы кабинетов по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-07, разработанным Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспор­та (НИИАТ) в 1986 г. Данный документ носит рекомендатель­ный характер.

В Положении отражены основные требования по размерам и оборудованию кабинета, содержание его экспозиций и организа­ции работы.

Оборудование кабинета по безопасности движения должно включать в себя технические средства (плакаты, кино- и видеома­териалы) и приборы для проведения занятий по повышению ква­лификации водителей (технические средства обучения), для оценки и качества обучения (приборы программированного обучения и компьютеры) и его результатов, а также обеспечивать возмож­ность контроля и тренировки психофизиологических параметров водителей (тренажеры).

Минимальную площадь кабинета и число учебных мест реко­мендуется принимать согласно табл. 9.18.

При численности водителей в АТО более 600 к числу мест, указанных в табл. 9.18, следует прибавлять два на каждые 100 чел., при этом площадь кабинета по безопасности движения увеличи­вается исходя из соотношения 2,5 м2 на одно место.

Кабинет по безопасности движения обеспечивается наглядной информацией, представленной по трем разделам:

• учебно-методический;

• справочно-информационный;

• агитационно-пропагандистский.

Учебно-методический раздел должен включать в себя материа­лы по обучению и контролю знаний водителей и других работни­ков АТО:

Правил дорожного движения;

правил технической эксплуатации ПС AT;

должностных инструкций;

Таблица 9.18

 

 

Численность водителей в АТО, чел. Число учебных мест в кабинете Площадь помещения, м2
До 150 10-15 25... 38
151-300 15-20 38...50
301-500 20-25 50...62
501-600 25-30 62...75

 

нормативно-методических документов по БДД;

рекомендаций о действиях водителей в типичных опасных си­туациях;

рациональных режимов движения;

психофизиологических основ труда водителя;

санитарно-гигиенических требований к рабочему месту води­теля;

дорожных условий и режимов движения на основных маршру­тах работы транспортных средств АТО;

устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуа­тационных характеристик ПС АТО;

порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспорт­ного средства, техническое состояние которых влияет на БДД;

доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Справочно-информационный раздел содержит:

карты-схемы маршрутов АТО;

анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины;

схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах АТО;

схемы типичных ДТП с анализом и причинами их возникнове­ния;

карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов;

литература по анализу ДТП, вопросам юридического характе­ра и др.;

кино- и видеофильмы, слайды по БДД.

В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представ­лены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин по БДД, лозунги, плакаты, информационные листки и другие на­глядные материалы. В разделе, в частности, должны содержаться:

информация о водителях, удостоенных наград за безаварий­ную работу;

сведения об участниках и победителях конкурсов «За безопас­ность движения»;

результаты соревнований по мастерству вождения;

информация об итогах соревнования колонн, бригад;

антиалкогольная пропаганда.

Представленный материал должен быть выразительным, кра­сочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размеща­ются, как правило, на территории АТО, в диспетчерских пунктах и т.п.

Исходя из решаемых задач в процессе подготовки и повыше­ния квалификации водителей все технические средства обучения подразделяются:

на информационные (плакаты, видеотехника и т.п.);

обучения и контроля знаний с применением средств вычисли­тельной техники;

формирования практических навыков (тренажеры).

К информационным техническим средствам обучения относят прежде всего средства представления визуальной информации — изобразительные средства (плакаты, стенды, чертежи, макеты) и экранные проекторы.

Экранные проекторы можно использовать при изучении лю­бого наглядного материала (рисунки, чертежи, фотографии, филь­мы), сопровождая показ комментариями, что делает учебный процесс наиболее эффективным.

Средства видеозаписи могут быть использованы в обучении по всем разделам теоретической и практической подготовки водите­лей. При отработке отдельных элементов управления автомоби­лем, при проведении тренажерной и автодромной подготовки видеозапись дает возможность сразу же после выполнения обуча­емым определенных действий просмотреть запись в обычном или замедленном темпе на экране монитора и произвести разбор оши­бок.

Видеофильмы, специально снятые сотрудниками АТО, могут оказаться полезными при показе водителям (во время инструкта­жей) условий работы на маршрутах АТО, для информации о раз­борах ДТП и нарушений, совершенных работниками АТО, при проведении занятий по оказанию первой медицинской помощи

и т.п.

Для ситуационного обучения, проверки знаний технического устройства и правил эксплуатации ПС, для контроля уровня под­готовки водителей по ПДД могут быть использованы средства вычислительной техники со специализированным программным

обеспечением.

Важным техническим средством оборудования кабинета по безопасности движения являются автомобильные тренажеры. При­менение функциональных тренажеров рекомендуется прежде все­го для овладения навыками торможения и скоростного рулевого управления, что способствует лучшей подготовке водителей к ра­боте в реальных условиях дорожного движения. Применение по­добных тренажеров значительно повышает эффективность заня­тий и является более экономически целесообразным, чем непо­средственное использование в этих целях учебных автомобилей.

Для формирования устойчивых навыков безопасного управле­ния автомобилем применяют специализированные тренажеры, которые имитируют внешнюю обстановку, поведение автомоби­ля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях дорожного движения. С помощью подобных тренажеров проводят безопасную для обучаемого водителя ситуационную подготовку к действиям в критических условиях.

Для тренировки способности к правильному распределению внимания между объектами, воспринимаемыми на слух, устанав­ливают набор динамиков, воспроизводящих звуковые сигналы легковых, грузовых и специальных автомобилей.

В упражнениях на остроту зрения при различной освещенности и удаленности объекта используют слайды с изображением раз­ных дорожных ситуаций, происходящих (с одного и того же места съемки) в разное время суток. Путем изменения расстояний до объекта, фокусных расстояний, времени выдержки обеспечива­ется возможность проведения оценки остроты зрения в зависимо­сти от степени освещенности и удаленности объектов дорожной обстановки. Упражнения для определения времени световой адап­тации зрения можно проводить путем резкой смены освещенно­сти зрительного поля тренажера на ограниченное время. Инфор­мированность о времени световой адаптации имеет большое зна­чение для водителей, осуществляющих перевозки в темное время суток.

В обеспечение рабочего места инженера по безопасности дви­жения должны входить следующие блоки:

• нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение по БДД в АТО;

• документооборот: личные карточки водителей; учет наруше­ний ПДД, дорожно-транспортных инцидентов; учет прохожде­ния стажировки, повышения квалификации и медицинского пе­реосвидетельствования водителей; акты служебного расследова­ния ДТП;

• блок оперативного управления: функциональные обязаннос­ти инженера по безопасности движения; организационные схемы взаимодействия разных служб АТО по БДД; взаимодействие с другими учреждениями, организациями;

• расчетно-графический блок: разработка планов, графиков; эк­спертные расчетные схемы ДТП; решение типовых задач сравни­тельного анализа показателей аварийности.

Мероприятия, проводимые в кабинете по безопасности дви­жения, разрабатываются начальником службы безопасности дви­жения и включаются в план мероприятий по БДД.

В кабинете по безопасности движения проводят следующие мероприятия:

• вводный инструктаж (при приеме водителей на работу);

• инструктаж водителей при направлении их в командировку;

• инструктаж водителей по сезонным условиям и особым ви­дам перевозок;

разбор ДТП, допущенных водителями АТО (территориально­го объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о ДТП с тяжелыми последствиями в отрасли;

• проверка знаний ПДД водителями;

• обучение водителей поведению в типичных опасных дорож­но-транспортных ситуациях;

• доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы БДД, передового опыта водителей по безаварийной ра­боте.

В кабинете по безопасности движения заполняют журналы уче­та проводимых мероприятий, инструктажа водителей по БДД, про­верки знаний ПДД.

Контрольные вопросы

1. Опишите систему государственного управления безопасностью до­рожного движения.

2. Перечислите факторы, влияющие на безопасность дорожного дви­жения.

3. Перечислите основные виды ДТП и опишите виды анализа Д1 п.

4. Каковы основные элементы конструктивной безопасности транс­портных средств?

Опишите схему организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации.

 

ГЛАВА 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.