КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зависимость размеров кабинета по безопасности движения от численности водителей
Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения Методическим центром профилактической работы по предупреждению ДТП в АТО является кабинет по безопасности движения, который должен быть организован в АТО, где работают более 50 водителей. В организации с меньшим числом водителей необходимо наличие стенда по безопасности движения, располагаемого вблизи диспетчерского отдела. Непосредственным организатором и ответственным за работу кабинета по безопасности движения является начальник отдела безопасности движения (старший.инженер, инженер). Ответственным за комплектацию кабинета является руководитель АТО. Оснащение кабинета по безопасности движения должно соответствовать профилю и преимущественным условиям работы данного АТО. В настоящее время организация и работа кабинета по безопасности движения регламентируется Положением по оснащению и организации работы кабинетов по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-07, разработанным Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) в 1986 г. Данный документ носит рекомендательный характер. В Положении отражены основные требования по размерам и оборудованию кабинета, содержание его экспозиций и организации работы. Оборудование кабинета по безопасности движения должно включать в себя технические средства (плакаты, кино- и видеоматериалы) и приборы для проведения занятий по повышению квалификации водителей (технические средства обучения), для оценки и качества обучения (приборы программированного обучения и компьютеры) и его результатов, а также обеспечивать возможность контроля и тренировки психофизиологических параметров водителей (тренажеры). Минимальную площадь кабинета и число учебных мест рекомендуется принимать согласно табл. 9.18. При численности водителей в АТО более 600 к числу мест, указанных в табл. 9.18, следует прибавлять два на каждые 100 чел., при этом площадь кабинета по безопасности движения увеличивается исходя из соотношения 2,5 м2 на одно место. Кабинет по безопасности движения обеспечивается наглядной информацией, представленной по трем разделам: • учебно-методический; • справочно-информационный; • агитационно-пропагандистский. Учебно-методический раздел должен включать в себя материалы по обучению и контролю знаний водителей и других работников АТО: Правил дорожного движения; правил технической эксплуатации ПС AT; должностных инструкций; Таблица 9.18
нормативно-методических документов по БДД; рекомендаций о действиях водителей в типичных опасных ситуациях; рациональных режимов движения; психофизиологических основ труда водителя; санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя; дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств АТО; устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик ПС АТО; порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на БДД; доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Справочно-информационный раздел содержит: карты-схемы маршрутов АТО; анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины; схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах АТО; схемы типичных ДТП с анализом и причинами их возникновения; карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов; литература по анализу ДТП, вопросам юридического характера и др.; кино- и видеофильмы, слайды по БДД. В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин по БДД, лозунги, плакаты, информационные листки и другие наглядные материалы. В разделе, в частности, должны содержаться: информация о водителях, удостоенных наград за безаварийную работу; сведения об участниках и победителях конкурсов «За безопасность движения»; результаты соревнований по мастерству вождения; информация об итогах соревнования колонн, бригад; антиалкогольная пропаганда. Представленный материал должен быть выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, на территории АТО, в диспетчерских пунктах и т.п. Исходя из решаемых задач в процессе подготовки и повышения квалификации водителей все технические средства обучения подразделяются: на информационные (плакаты, видеотехника и т.п.); обучения и контроля знаний с применением средств вычислительной техники; формирования практических навыков (тренажеры). К информационным техническим средствам обучения относят прежде всего средства представления визуальной информации — изобразительные средства (плакаты, стенды, чертежи, макеты) и экранные проекторы. Экранные проекторы можно использовать при изучении любого наглядного материала (рисунки, чертежи, фотографии, фильмы), сопровождая показ комментариями, что делает учебный процесс наиболее эффективным. Средства видеозаписи могут быть использованы в обучении по всем разделам теоретической и практической подготовки водителей. При отработке отдельных элементов управления автомобилем, при проведении тренажерной и автодромной подготовки видеозапись дает возможность сразу же после выполнения обучаемым определенных действий просмотреть запись в обычном или замедленном темпе на экране монитора и произвести разбор ошибок. Видеофильмы, специально снятые сотрудниками АТО, могут оказаться полезными при показе водителям (во время инструктажей) условий работы на маршрутах АТО, для информации о разборах ДТП и нарушений, совершенных работниками АТО, при проведении занятий по оказанию первой медицинской помощи и т.п. Для ситуационного обучения, проверки знаний технического устройства и правил эксплуатации ПС, для контроля уровня подготовки водителей по ПДД могут быть использованы средства вычислительной техники со специализированным программным обеспечением. Важным техническим средством оборудования кабинета по безопасности движения являются автомобильные тренажеры. Применение функциональных тренажеров рекомендуется прежде всего для овладения навыками торможения и скоростного рулевого управления, что способствует лучшей подготовке водителей к работе в реальных условиях дорожного движения. Применение подобных тренажеров значительно повышает эффективность занятий и является более экономически целесообразным, чем непосредственное использование в этих целях учебных автомобилей. Для формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем применяют специализированные тренажеры, которые имитируют внешнюю обстановку, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях дорожного движения. С помощью подобных тренажеров проводят безопасную для обучаемого водителя ситуационную подготовку к действиям в критических условиях. Для тренировки способности к правильному распределению внимания между объектами, воспринимаемыми на слух, устанавливают набор динамиков, воспроизводящих звуковые сигналы легковых, грузовых и специальных автомобилей. В упражнениях на остроту зрения при различной освещенности и удаленности объекта используют слайды с изображением разных дорожных ситуаций, происходящих (с одного и того же места съемки) в разное время суток. Путем изменения расстояний до объекта, фокусных расстояний, времени выдержки обеспечивается возможность проведения оценки остроты зрения в зависимости от степени освещенности и удаленности объектов дорожной обстановки. Упражнения для определения времени световой адаптации зрения можно проводить путем резкой смены освещенности зрительного поля тренажера на ограниченное время. Информированность о времени световой адаптации имеет большое значение для водителей, осуществляющих перевозки в темное время суток. В обеспечение рабочего места инженера по безопасности движения должны входить следующие блоки: • нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение по БДД в АТО; • документооборот: личные карточки водителей; учет нарушений ПДД, дорожно-транспортных инцидентов; учет прохождения стажировки, повышения квалификации и медицинского переосвидетельствования водителей; акты служебного расследования ДТП; • блок оперативного управления: функциональные обязанности инженера по безопасности движения; организационные схемы взаимодействия разных служб АТО по БДД; взаимодействие с другими учреждениями, организациями; • расчетно-графический блок: разработка планов, графиков; экспертные расчетные схемы ДТП; решение типовых задач сравнительного анализа показателей аварийности. Мероприятия, проводимые в кабинете по безопасности движения, разрабатываются начальником службы безопасности движения и включаются в план мероприятий по БДД. В кабинете по безопасности движения проводят следующие мероприятия: • вводный инструктаж (при приеме водителей на работу); • инструктаж водителей при направлении их в командировку; • инструктаж водителей по сезонным условиям и особым видам перевозок; разбор ДТП, допущенных водителями АТО (территориального объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о ДТП с тяжелыми последствиями в отрасли; • проверка знаний ПДД водителями; • обучение водителей поведению в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях; • доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы БДД, передового опыта водителей по безаварийной работе. В кабинете по безопасности движения заполняют журналы учета проводимых мероприятий, инструктажа водителей по БДД, проверки знаний ПДД. Контрольные вопросы 1. Опишите систему государственного управления безопасностью дорожного движения. 2. Перечислите факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. 3. Перечислите основные виды ДТП и опишите виды анализа Д1 п. 4. Каковы основные элементы конструктивной безопасности транспортных средств? Опишите схему организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации.
ГЛАВА 10
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |