Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указатель имен 5 страница




76 Ibid., II, 35.

77 Ibid., III, 1.

78 Ibid., I, 1.

79 Греческий ученый В. К. Стефанидис составил перечень ошибок, имевшихся в труде Сократа См.: Στεφανίδης Β. Κ. ‛Ιστορικαί διορθώσεις ες τν ’Εκκλησιαστικν ‛Ιστορίαν τοΰ Σωκράτος.— ΕΕΒΣ, 1956, 26, σ. 57—129.

80 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 177 f.

81 Sozom. Hist. Eccl., I. 12—14; III, 14, 16; V, 5 etc.

82 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 117 f.

83 Sozom. Hist. Eccl., I, Praef.

84 Ibid., I, 1.

85 Ibid., Praef.

86 Socrat. Hist. Eccl., VII, 10.

87 Sozom. Hist. Eccl., IX, 6.

88 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 178.

89 Эта дидактичность проявляется, в частности, во включении в текст многочисленных посланий и обращений церковных деятелей, носящих открыто поучительный характер. См.: Theodoret. Kirchengeschichte, I, 4, 5—6, 9, 10, 12, 15—17 и др. Типичный пример необъективности Феодорита — его описание правлений Юлиана (Ibid., III) и Валента (Ibid., V, 1).

90 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., p. 178.

91 Richard M. Théodoret, Jean ďAntioch et les moines ďOrient.— Mélanges de Science Réligieuse, 1946, 3, р. 147—156.

92 Theod. Anagn. Hist. Tripart., Einleitung, S. IX—X.

93 Boor C. de. Zu Theodorus Lecteur.— Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1883/84, 6, S. 573—577; Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1932, V. S. 117—118.

94 Diekamp F. Zu Theodorus Lector.— Historisches Jahrbuch, 1903, 24, S. 553—558; Gentz G., Aland K. Die Quellen der Kirchengeschichte des Nicephoros und ihre Bedeutung fur die Konstituierung des Textes der altern Kirchenhistoriker.— Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft, 1949, 42, S. 104—141.

95 Theod. Anagn. Hist. Tripart., Einleitung, S. XIX.

96 Ibid.

97 Ibid., II, 7.

98 Ibid., II, 24.

99 Ibid., II, 26.

100 Ibid., II, 5.

101 Ibid., II, 35.

102 Ibid., II, 49.

103 Theod. Anagn. Hist. Tripart., fr. 63, р. 143; Epitome histor., 503, р. 143.

104 Epitome histor., 462 f.; Ensslin W. Theodorich «der Afrikaner».— Philologische Wochenschrift, 1944. 64, S. 21—24.

105 Theod. Anagn. Hist Tripart., II, 18.

106 Ibid., II, 5.

107 Ibid., IV, 5; RE, 2. Reihe, V, 1934, Sp. 1869—1881.

108 Theod. Anagn. Hist. Tripart., Einleitung, S. XXI—XXIII.

109 Дьяконов А. Н. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908, с. 183—186.

110 Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980, с. 14.

111 Удальцова З. В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия.— ВВ. 1969, 30, с. 63—72; Downey G. Perspective of the early church historians.— «Greek — Roman and Byz. Studies», 1965, 6; Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 179—181.

112 Evagr. Hist. Eccl., V, 8.

113 Ibid, V, 7.

114 Ibid., IV, 29.

115 Ibid., VI, 23.

116 Ibid., VI, 24.

117 Ibid.,V, 24.

118 Ibid.

119 Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958, I, S. 257—258.

120 Evagr. Hist. Eccl., IV, 25.

121 Ibid., V. 21.

122 Evagr. Hist. Eccl. III, 40—41.

123 Ibid., III, 41.

123а Ibid.

124 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 180.

125 Euagr. Hist. Eccl., III, 7.

126 Ibid., III, 9.

127 Ibid., III, 18.

128 Ibid., III, 26.

129 Ibid., I, 7.

130 Ibid., I, 26.

131 Ibid., I, 11.

132 Evagr. Hist. Eccl., III, 1.

133 Ibid., III, 1—2.

134 Ibid., III, 30.

135 Ibid., III, 39; ср. III, 42; Удальцова З. В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия, с. 67.

136 Evagr. Hist Eccl., IV, 1—3.

137 Ibid., IV, 30, 32; И. Ирмшер, давая общую характеристику историкам эпохи Юстиниана, считает, что критическая тенденция в историографии нашла свое наивысшее выражение именно в труде Евагрия. Критика Евагрием и другими историками правления Юстиниана знаменовала собой крах реставраторской политики последнего (Irmscher I. Geschichtsschreiber der Justinianischen Zeit.—Wissenschaftliche Zeitschrift der Universitat Rostock, 1969, 18. Jg., Heft 4/5, Teil 2, S. 473—474); Удальцова З. В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия, с. 67—68.

138—139 Evagr. Hist. Eccl., IV, 39; V, 2.

140 Ibid., V, 5.

141 Ibid., V, 11.

142 Ibid., V, 13.

143 Ibid., V, 19.

144 Ibid., VI, 1.

145 Ibid.

146 Ibid., II, 8, 12; III, 44; IV, 13; V, 9; VI, 4, 5. 7, 11—13, 18; ср.: Удальцова З. В. К вопросу о мировоззрении византийского историка VI в. Евагрия, с. 70—72.

147 Evagr. Hist. Eccl., II, 18; О борьбе против Халкидонского собора см.: Ibid., II, 4—5, 11; III, 4—7, 9, 13, 18, 21, 30.

148 Ibid., V, 6.

149 Ibid., IV, 18—19.

150 Ibid., IV, 2.

151 Ibid., IV, 20—23.

152 Ibid., IV, 38.

153 Ibid., III, 33; IV, 5, 19, 41; V, 23; VI, 18.

154 Ibid., III, 3.

155 Ibid., IV, 31.

156 Ibid., IV, 20.

157 Thurmayer L. Sprachliche Studien zu dem Kirchenhistoriker Evagries. Diss. Eichstätt, 1910.

158 Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.; Л., 1946, с. 16—17; Markus R. A. The Roman Empire in the early christian historiography.— The Downside Review, 1961. 89; Frend W. Н. G. The Roman Empire in Eastern and Western Historiography.— Cambridge Philological Society, 1968, 14.

159 Philostorgius. Kirchengeschichte / Ed. J. Bidez. 2. Aufl. В., 1972, S. 364—393.

160 Philostorg. Hist. Eccl., IX. 9. См.: Удальиова З. В. Филосторгий — представитель еретической церковной историографии.— ВВ, 1983, 44.

161 Ibid., III, 4—11.

162 Philostorg. Hist. Eccl., Praef.

163 Ibid., II, 3.

164 Ibid., X, 2—4.

165 Ibid., I, 2; II, 3.

166 Philostorg. Hist. Eccl., I, 2; II, 3.

167 Ibid., I, 2.

168 Ibid, X, 6.

169 Ibid., III, 21.

170 Philostorg. Hist. Eccl., III, 15—17.

171 Ibid., III, 20.

172 Ibid., V, 1—2.

173 Ibid., V. 2—4.

174 Ibid., VI, 7; VIII, 4; IX, 3—6.

175 Ibid., IX, 1.

176 Philostorg. Hist. Eccl., III, 4—6, 11—12.

177 Ibid., IV, 1.

178 Ibid., IV, 7.

179 Ibid., VII, 2.

180 Ibid., VIII, 13.

181 Ibid., IV, 13.

182 Ibid., VIII, 11.

183 Philostorg. Hist. Eccl., I, 2.

184 Здесь у Филосторгия ошибка — надо читать Криспа.

185 Philostorg. Hist. Eccl., II, 4.

186 Ibid., XI, 3.

187 Ibid., XI, 6.

188 Ibid., XII, 6.

189 Ibid., X, 10.

190 Ibid., VII, 1.

191 Ibid., VII, 4.

192 Ibid., VII, 6—9.

193 Ibid. VII, 15.

194 Philostorg. Passio Artemii, 69.

195 Ibid., 25—30.

196 Ibid., 31.

197 Ibid., 47.

198 Ibid., 48.

199 Philostorg. Hist. Eccl., X, 11; XI, 7.

200 Ibid., III, 9—11.

201 RE, Bd. 18, 1967, Sp. 2213.

202 Zachar Rhetor. Hist. Eccl., Einleitung, S. XXI. (Далее: Einleitung).

203 RE, Bd. 18, 1967. Sp. 2213.

204 W inkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 182.

205 Einleitung, S. XXXI.

206 Bardy G. Zacharias le Rhétor — Dict. de Theol. Cathol., 1950, 15, col. 3677.

207 Пигулевская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР М.; Л., 1941.

208 Zachar. Rhetor. Hist. Eccl., VII, 7.

209 Einleitung. S. XXI.

210 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 182.

211 Zachar. Phetor. Hist. Eccl., III, 1.

212 Einleitung, S. XXIII—XXVII.

213 Ibid., S. XVII.

214 Zachar. Rhetor. Hist. Eccl., I, 1.

215 Ibid., VII, 5.

216 Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979, с. 226.

217 Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды, с. 7—32.

218 Дьяконов А. П. Указ. соч., с. 50—51.

219 Mich. Syr., IX, 33.

220 Ibid., IX, 22.

221 Дьяконов А. П. Указ. соч., с. 58.

222 Там же, с. 70.

223 Johann. Ephes. Hist. Eccl., III, 34.

224 Ibid., II, 44.

225 Это сообщение Иоанна Эфесского сохранено Псевдо-Дионисием (Pseud. Dion., а. 853).

226 Johann. Ephes. Hist. Eccl., II, 4; III, 36.

227 Procop. Hist. Arc., XI, 23; Mich. Syr., IX, 33.

228 Johann. Ephes. Hist. Eccl., III, 29.

229 Ibid., II, 4.

230 Johann. Ephes. Hist. Eccl., I, 3.

231 Ibid., II, 18.

232 Mich. Syr., X, 2.

233 Johann. Ephes. Hist. Eccl., I, 12.

234 Ibid., II, 31.

235 Ibid., IV, 43.

236 Ibid., IV, 37.

237 Ibid., IV, 37.

238 Land J. Р. N. Anecdota Syriaca. Lugduni Botavorum, 1868, t. II, p. 296.

239 Johann. Ephes. Hist. Eccl., III, 34.

240 Ibid., I, 37; III, 12. 21.

241 Mich. Syr., IX, 21.

* Так напечатано. Иоанн Схоластик был константинопольским патриархом в 565—577 гг. при императоре Юстине II.— Ю. Ш.

242 Johann. Ephes. Hist. Eccl., III, 25.

243 Ibid., VI, 10.

244 Mich. Syr., IX, 16.

245—246 Johann. Ephes. Hist. Eccl., VI, 32.

247 Ibid.

248 Дьяконов А. П. Указ. соч., с. 359—360.

249 Cod. Mus. Brit. Add. 14647. Кодекс носит название: «Книга историй о житиях святых восточных, которые собрал и написал Иоанн, странник и некогда монах обители (мар-Иоанна) Амидского, побуждаемый божественной ревностью».

250 Дьяконов А. П. Указ. соч., с. 360—400.

251 Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. с. 49—56; Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1924, S. 319—320.

252 Causa fundationis scholarum.— Patrologia Orientalis, 1908. t. 4. fasc. 4. р. 319—404.

253 Historia ecclesiastica.— Patrologia Orientalis, 1913, t. 9, р. 493—631.

254 Bermann Th. Die Schule von Nisibis vom 5. bis 7. Jahrhundert.— Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft, 1926. 25, S. 90—97; Пигулевская Н. В. История Нисибийской академии.— ПС, 1967, вып. 17 (80), с. 90—109.

255 Barhadbesabba. Hist. Eccl., p. 496.

256 Hermann Th. Op. cit., S. 94.

257 Barhadbesabba. Hist. Eccl., p. 496.

258 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke..., S. 181.

259 Barhadbesabba. Hist. Eccl., p. 493.

260 Hermann Th. Op. cit., S. 96—97.

1 Grumel V. Jean Malalas ou Malelas.— Catholicisme, 1964, 6, р. 612; Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958, I, S. 329—330.

2 Krumbacher K. Geschichte der byzantinischer Literatur. München. 1897, S. 329—330; Moravcsik Gy. Op. cit., S. 330—331.

3 Gleye С. Е. Die grusinische Malalasübersetzung.— BZ, 1913, 22, S. 63—64.

4 Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе.— Записки АН, сер. VIII, 1897, т. 1, № 3; Летописи историко-филологического общества при Новороссийском университете. Одесса, 1902. Т. X; 1905. Т. XIII; 1909. Т. XV; 1913. Т. XVII; Сборник ОРЯС, 1911. Т. 89. № 3; 1912. Т. 89. № 7; 1913. Т. 90. № 2; 1914. Т. 91. № 2. См.: Мещерский Н. А. Два неизданных отрывка древнеславянского перевода «Хроники» Иоанна Малалы.— ВВ, 1956, XI, с. 279—284.

5 Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1866, I, с. 50—51; Удальцова З. В. Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси.— АЕ за 1965 г. М., 1966, с. 47—58; Шахматов А. Древнеболгарская Энциклопедия Х в.— ВВ, 1900, VII, вып. 1—2, с. 1—36; Истрин В. М. Из области древнерусской литературы. Очерк III.— ЖМНП; 1903, ноябрь, ч. CCCI, с. 167—186.

6 В Оксфордской рукописи хроника Иоанна Малалы заканчивается 563 г., но есть предположение, что существовало ныне утерянное заключение, доведенное либо до 565 г., т. е. до конца царствования Юстиниана, либо, возможно, даже до 574 г. См.: Chrysos Е. Eine Konjektur zu Johannes Malalas.— Jahrbücher österreichisch-byzantinische Geschichte, 1966, XV; Moravcsik Gy. Op. cit., S. 330.

7 Malal., p. 428, 443.

8 Удальцова З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы.— ВВ, 1971, 32, с. 3—23; Guillou А. La civilisation byzantine. Р., 1974, р. 343; Jeffreys E. M. The Attitudes of Byzantine Chroniclers towards Ancient History.— Byz., 1979, 49, р. 199—238.

9 Bikerman E. Les Maccabées de Malalas.— Byz, 1951, 21, р. 63—83.

10 Malal., p. 6.

11 Ibid., p. 11.

12 Ibid., p. 83.

13 Ibid., р. 20—22.

14 Ibid., р. 31.

15 Malal., р. 77—78. Иоанн Малала ссылается при этом на премудрого Аполлония. Речь идет, несомненно, об Апполонии Родосском (III в. до н. э.), авторе «Аргонавтики».

16 Иоанн Малала. Летопись. Книга V. О временах троянских / Пер. и предисл. Л. А. Фрейберг.— В кн.: Памятники византийской литературы IV—IX веков, М., 1968, с. 182—195.

17 Там же, с. 184.

18 Там же, с. 192—193.

19 Там же, с. 193—194.

20 Там же, с. 194.

21 Там же, с. 184.

22 Там же, с. 188.

23 См.: Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 183—184.

24 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 74—82.

25 Malal., p. 156—157.

26 Ibid., p. 193.

27 Ibid., p. 188.

28 Ibid., p. 85.

29 Ibid., р. 158.

30 Ibid., p. 40—41.

31 Diller А. Excerpts from Strabo and Stephan in Byzantine Chronicles.— Transactions of the American Philological Association, 1950, 81, р. 241—253; Schenk A. von Stauffenberg. Die römische Kaisergeschichte bei Malalas. Stuttgart, 1931.

32 Дерюгин А. А. Вергилий в древнем славянском переводе хроники Иоанна Малалы.— В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 356.

33 Там же, с. 360.

34 Malal., p. 425.

35 Ibid., p. 435—436, 445.

36 Ibid., p. 427, 430, 436—437, 443, 448.

37 Ibid., p. 485.

38 Ibid., p. 437, 448, 470—471.

39 Ibid., p. 429, 448, 479.

40 Ibid., р. 444, 472.

41 Ibid., p. 445—447, 449, 487, 491.

42 Ibid., p. 482.

43 Ibid., p. 425.

44 Ibid., p. 430.

45 Ibid., p. 431, 434.

46 Ibid., p. 438.

47 Ibid., p. 495.

48 Удальцова З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы, с. 10—13.

49 Malal., p. 452—453.

50 Ibid., p. 446.

51 Ibid., p. 493.

52 Ibid., p. 482.

53 Ibid., p. 451.

54 Удальцова З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы, с. 14—19.

55 Malal., p. 474.

56 Удальцова З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы, с. 19.

57 Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М., 1951, с. 223—224: Она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV—VI вв. М., 1964, с. 13.

58 Weikrholt К. Studien zum Sprachgcbrauch des Malalas. Oslo, 1963.

59 Krumbacher К. Ор. cit., S. 327.

60 Удальцова З. В. Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси. с. 49—51, 57—58; Шусторович Э. М. Древнеславянский перевод хроники Иоанна Малалы.— ВВ, 1969, 30, с. 136—152.

61 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1980; Он же. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982, с. 388—402.

62 Шусторович Э. М. Хроника Иоанна Малалы и античная традиция в древней русской литературе.— ТОДРЛ, 1968, т. 23, с. 68 сл.; Дерюгин А. А. Указ. соч., с. 361— 362.

63 О соотношении хроник Иоанна Малалы и Иоанна Антиохийского существуют противоположные мнения: 1) труд Иоанна Антиохийского был источником для Малалы: 2) Иоанн Антиохийский использовал хронику Малалы; 3) совпадения в текстах Иоанна Антиохийского и Иоанна Малалы вызваны тем, что оба пользовались общим, утерянным ныне источником.

64 Hunger H. Die hochsprach1iche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, S. 320—328.

65 Krumbacher K. Ор. cit., S. 334—337.

66 Ibid., S. 335.

67 Hunger H. Ор. cit., S. 327.

68—69 Довольно скудные отрывки, доходящие до правления Валентиниана III, сохранились в Cod. Paris gr. 1763; более подробные фрагменты содержатся в Cod. Paris gr. 1630. В начале нашего века Сп. Лампрос издал фрагменты Иоанна Антиохийского на основании рукописи Athos-Codex 4932 (-Iberon 812), относящейся к XIV в. То, что опубликованные отрывки принадлежат Иоанну Антиохийскому, явствует из сходства некоторых из них с уже известными и несомненно принадлежащими ему отрывками его сочинения. См.: Hunger H. Ор. cit., S. 326—327: Walton F. R. A Neglected Historical Text.— Historia, 1965, 14, р. 241 sq.

70 HGM, p. 375—382.

71 Moravcsik Gy. Op. cit., S. 317.

72 Krumbacher К. Op. cit., S. 244—245.

73 Пигулевская Н. В. Предисловие к русскому переводу «Истории» Феофилакта Симокатты. М., 1957, с. 15—17.

74 Moravcsik Gy. Op. cit., S. 317.

75 В последнем параграфе хроники говорится о политике императора Анастасия (491—518) в конце его правления. Однако В. Райт считает эту часть хроники позднейшей глоссой и относит написание хроники к 507 г., поскольку последняя упомянутая в ней дата — 28 ноября 507 г. См.: Joshua the Stylite. Chronicle composed in Syriac A. D. 507 / Ed. W. Wright. Cambridge. 1882. Рус. пер. см. в кн.: Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V—VI вв. н. э. (Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник). М.; Л., 1945.

76 Там же.

77 Gelzer H. Josua Stilites und die damalischen kirchlichen Parteien des Ostes.— BZ, 1892, I, p. 47.

78 Josh. Styl., 34. См.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая школа.— В кн.: Филология и история стран зарубежной Азии и Африки: Тезисы научной конференции Восточного факультета ЛГУ, 1964/65 уч. год. Л., 1965, с. 73—74.

79 Josh. Styl., 96.

80 Ibid., 24.

81 Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V—VI вв. н. э., с. 1—176; Она же. К истории социальных и экономических отношений в Месопотамии VI в.— ВДИ, 1938, 3(4), с. 149—161; Она же. Оборона городов Месопотамии в VI в.— УЗ ЛГУ, 1941, № 86, сер. истор. наук, вып. 12, с. 46—80.

82 Пигулееская Н. В. Месопотамия на рубеже V—VI вв. н. э., с. 7—9. Вместе с тем, описывая войну 502—506 гг. с точки зрения жителя Эдессы и сосредоточив внимание на том, что происходило в его родном городе, Иешу невольно дал несколько искаженную ее картину в целом. Основное событие этой войны — военные действия в районе Амиды — потонуло у автора в массе второстепенных деталей. Рассказ Иешу Стилита уступает здесь Прокопию, нарисовавшему более верную общую картину военных действии, хотя и дополняет его в ряде отдельных деталей. См.: Чекалова А. А. Иешу Стилит или Прокопий? — ВВ, 1981, 42, с. 71—77.

84 Наряду с названием Chronicon Paschale это сочинение иногда называли Chronicon Alexandrinum, Chronicon Constantinopolitanum или Fasti Siculi.— См.: Krumbacher K. Op. cit., S. 337 ff.

84 Hunger H. Op. cit., S. 328.

85 Chron. Pasch., р. 635—684.

86 Ibid., p. 321.

87 Ibid., p. 493 f.

88 Ibid., р. 584 f.

89 Hunger H. Op. cit., S. 329.

90 Beaucamp J. et al. Temps et Histoire, I. Le prologue de la Chronique pascale.— TM, 1979, 7, р. 223—301.

91 Chron. Pasch., р. 3—31. Пример символических совпадений: крещение Христа в Иордане произошло в четверг 6 января 5536 г., и именно в четверг, по Библии, были созданы рыбы и пресмыкающиеся. Ход мысли хрониста таков: в четверг сотворения мира были созданы рыбы и пресмыкающиеся, а в четверг крещения Христа он сделал животворными воды Иордана.

92 Beaucamp J. et al. Op. cit., р. 290—291; Удальцова З. В. Из византийской историографии VII в. Иоанн Лаврентий Лид. Пасхальная хроника.— ВВ, 1984, 45.

1 В былые научные эпохи впечатление от этого традиционализма, принимавшего подчас гротескные формы, не давало увидеть оригинальность византийской литературы. Но и в XX в. встречаются попытки общей характеристики литературного наследия Византии, ставящие консерватизм формы во главу угла. См., например: Dölger F. Der Klassizismus der Byzantiner, seine Ursachen und seine Folgen. In: ΠΑΡΑΣΠΟΡΑ. 30. Aufsätze zur Geschichte, Kultur und Sprache der byzantinischen Reiches. Ettal, 1961, S. 38—45. Не без вызова подчеркивается разрыв между византийской действительностью и фразеологией византийских литераторов в лекции Манго: Mango С. Byzantine Literature as а Distorting Mirror. Oxford. 1975. Слабость подобных работ — не в том, что они чрезмерно заостряют вопрос, действительно очень острый, не в том, что они утрируют традиционалистскую практику византийских писателей, являвшуюся порой и на деле «утрированной», а только в том, что они упускают из вида напряженную диалектику скованности и самостоятельности, несвободы и свободы, характерную для описываемого материала.

2 Ср. выше, гл. II.

3 Такими были прежде всего представители высокой историографической традиции на рубеже античности и средневековья от Аммиана Марцеллина до Прокопия и Агафия. Ср.: Соколов В. С. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.— ВДИ, 1954, № 4; Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 25—48, 129—130, 180—187, 216—228, 248—261; Mathew G. Byzantine Aesthetics L., 1963, р. 56 sqq., 70—73, 78—93; Demandt А. Zeitkritik und Geschichtsbild im Werk Ammians. Bonn, 1965. S. 69—85: Irmscher J. Uber die Weltanschauung des Agathias: Methodische Vorfragen.— Studia Patristica, 1966, IX, S. 63—77.

4 Есть основания возражать против позиции Ал. и Ав. Кэмеронов, готовых отнести к числу христианских авторов даже Клавдиана (см.: Cameron А. Claudian. Poetry and Propaganda at the Court of Honorius. Oxford, 1970), одиозность которого для христиан засвидетельствована Августином и Орозием, не говоря уже о фигурах более нейтральных; см.: Cameron Av. and Al. Christianity and Tradition in the Historiography of the Late Empire.— Classical Quarterly, 1964, 14, р. 316—322; Cameron Av. The «Scepticism» of Procopius.— Historia, 1966, 15, р. 466—482. Однако сама возможность такой позиции характерна и принуждает задуматься.

5 Стоит отметить, что тонические гимны христианской церкви, при всей регулярности их метрики,— тоже «проза» с точки зрения античной просодии; их словесный облик, их лексика, их эвфония связаны с традициями прозаического красноречия, не с традициями поэзии. О близости ранневизантийской литургической поэзии к проповеди см. ниже.

6 Аналогия между нарративным стилем канонических евангелий и фрагментов «Евангелия от Петра» неполна: фантастическая красочность, вносимая последним в эпизод воскресения, чужда каноническим повествованиям.

7 Многочисленные изводы сочинения о детстве Христа, обычно под именем апостола Фомы, дошли по-гречески, по-сирийски, по-латыни, а также в арабских, грузинских и армянских редакциях. См.: Tischendorf С. Evangelia apocrypha. 2. Ausg. Leipzig, 1876, р. 140—180.

8 См.: Кузнецова Т. И. Историческая тема в греческом романе. «Роман об Александре».— В кн.: Античный роман. М., 1969, с. 186—229; Грабарь-Пассек М. Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966, с. 172—182; Merkelbach М. Die Quellen des griechischen Alexander-Romans. München, 1954.

9 См.: Klebs Е. Die Erzähling von Apollonius aus Tyrus... В., 1899; Helm R. Der antike Roman. 2. Ausg. Göttingen. 1956, S. 47—50; Frenzel Е. Stoffe der Weltliteratur. 2. Aufl. Stuttgart, 1963, S. 47—49.

10 Goldstaub М. Der «Physiologus» und seine Weiterbildung. Leipzig, 1899—1901; Sbordone F. Ricerche sulle fonti e sulla composizione del «Physiologus» greco. Napoli, 1936; Wellmann М. Der «Physiologus». Eine religionsgeschichtlich-naturwissenschaftliche Untersuchung. Leipzig, 1930.

11 Например, «Исповедание и молитва Асенеф, дочери Пентефрия жреца» рассматривается в научной литературе то как христианский апокриф довольно позднего времени (Batiffol Р. Le Livre de la Prière ďAseneth.— Studia Patristica. Р., 1889—1890, I—II, р. 18—24; Brooks Е. W. Joseph et Aseneth...— Translation of Early Documents. Ser. II. Hellenistic-Yewish Test. 7. L.: N. Y., p. XI), то как иудейский апокриф I в. (Philonenko М. Joseph et Aseneth. Leiden, 1968, р. 101). В VIII книге «Сивиллиных прорицаний» первая часть сочинена, возможно, иудеем, вторая имеет неоспоримое христианское происхождение. Подобным же образом апокриф «Мученичество и вознесение пророка Исаии» членится на иудейскую (гл. 1—5) и христианскую (гл. 6—11) части, причем в первой имеется еще христианская вставка (гл. 3, 13 —гл. 5, 1).

12 Lipsius R. A., Bonnet M. Acta Apostolorum Apocrypha. II, 2. Lipsiae, 1903, р. 219— 224; Zwei Hymnen aus den Thomasakten / Hrsg., übers. u. erkl. v. G. Hoffmann.— Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft, 1903, IV, S. 273—309.

13 Altaner В., Stuiber A. Patrologie, Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 8. Aufl. Freiburg, 1978, S. 138.

14 Ср.: Beyschlag K. Herkunft und Eigenart der Papiasfragmente — Studia Patristica, 1961, Bd.IV.

15 По справедливому замечанию Гудспеда, христиане первых веков — «в необычайной степени читающий и сочинительствующий народ» (Goodsped Е. J. Christianity goes to press. N. Y., 1940, р. 76).

16 Ср. пятую часть знаменитого Геласиева декрета о книгах принимаемых и отвергаемых, специально посвященную перечню апокрифов.

17 Philonenko М. Joseph et Aseneth, р. 109 (датировка I в. н. э.).

18 Mathew G. Byzantine Aesthetics, р. 56—58.

19 См. об этом влечении на примере Аммиана Марцеллина: Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976, с. 69—93; Mac Mullen R. Some Pictures in Ammianus Marcellinus.— Art Bulletin, 1964, 46, р. 435—455. Об эстетике «живой картины» (и даже «балета») в византийской культуре много говорит Дж. Мэтью (Ор. cit., р. 4, 16—17 е. а.).

20 О подобном же предвосхищении в еще более ранних памятниках грекоязычной иудейской литературы см.: Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность».— В кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971, с. 242, 248—249.

21 Crouzel Н. Intrortuction.— In: Grégoire le Thaumaturge. Remerciement à Origène. Р., 1969, р. 22.

22 Brinkmann A. Gregors des Thaumaturgen Panegyricus auf Origenes.— Rheinisches Museum, 1901, 56, S. 55—76.

23 Ср.: Puech A. Histoire de la littérature grecque chrétienne. Р., 1928, II, р. 496, 501— 502.

24 Völker W. Das Volkommenheitsideal des Origenes. Tübingen, 1931, S. 229—235; ср.: Crouzel Н. Ор. cit., p. 87—88.

25 Cameron Av. and Al. Op. cit., р. 316—323. Нет надобности соглашаться с их крайними выводами ведущими к безоговорочному зачислению в ряды христиан ряда промежуточных и сомнительных в конфессиональном отношении фигур, чтобы принять некоторые их наблюдения над ролью формально-жанровой традиции, ограничивавшей экспансию христианской лексики в «большой» литературе на протяжении длительного времени. К пониманию историко-культурного и социологического контекста проблемы ср. также очень простые, но здравые замечания К. С. Льюиса (в связи с Боэцием): Lewis С. S. The Discarded Image. Cambridge, 1967, р. 76—79.

26 Ср.: Koetschau P. Des Gregrorius Thaumaturgos Dankrede an Ongenes. Freiburg i. В.; Leipzig. 1894. S. XXVIII—XXX.

27 Миллер Т. А. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога.— В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 175—194.

28 Там же, с. 193.

29 Так, христианские поэты складывали пересказы Библии из строк языческих поэтов, которые не только не писали, но принципиально не могли писать на такую тему: между самостоятельным и контекстуальным значением цитаты возникала рознь, словесный образ двоился в самом себе. Практика чистых «центонов» более характерна для латиноязычной, чем для грекоязычной поэзии; однако центонный принцип чрезвычайно характерен для византийской литературы в целом. Ср.: Гаспаров М. Л., Рузина Е. Г. Поэтика вергилианских центонов.— В кн.: Проблемы книжного эпоса. М., 1978, с. 190—211.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.