Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указатель имен 8 страница




11 Dempf А. Geistesgeschichte der altchristlichen Kultur. Wien. 1964. S. 19—20.

12 Völker W. Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus. В., 1952, S. 114.

13 Ср. платоновскую теорию «подражания» в связи с искусством: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974, с. 32—56; 160—173.

14 См.: Völker W. Der wahre Gnostiker..., S. 17; Osborn Е. F. The philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge, 1957, р. 168—174; Бычков В. В. Эстетические взгляды Климента Александрийского.— ВДИ, 1977, № 3.

15 Osborn Е. F. Op. cit., р. 170.

16 См. подробнее: Völker W. Das Volkommenheitsideal des Origenes. Tübingen, 1931; Hanson C. Allegory and Event: A study of the sources and significance of Origenes interpetation of Scripture. L., 1959.

17 Gilson Е., Boehner Ph. Die Geschichte der christlichen Philosophie von ihren Anfängen bis Nikolaus von Cues. Paderborn, 1952, S. 57—58; авторы полагают, что аллегорическое толкование Писания составляет основу метода его философствования (S. 56—57).

18 Уже Августин рассматривал четыре способа «изъяснения» Писания: исторический, аллегорический, анагогический и этиологический (De Gen. ad lit. imp., 2, 5), кроме которых он знает и другие подходы (см.: De Gen. contr. manich., II, 2, 3).

19 Fredländer L. Sittengeschichte Roms. Köln, 1957, S. 422—847; Mattingly H. Boman Imperial Civilization. L., 1957, р. 244—292; Kahrstedt V. Kulturgeschichte der römischen Kaiserzeit. Bern, 1958, S. 234—304.

20 Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg im Br., 1912, Bd. III, S. 209.

21 Цит. по: Сюзюмов М. Я. О трактате Юлиана Аскалонита.— В кн.: АДСВ, 1960, с. 33.

22 Там же, с. 34.

23 Bultmann R. Zur Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum.— Philologus, 1948, Bd. 97, Heft 1/2, S. 1—36; Beierwaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchung zur Lichtmetaphysik der Griechen. München, 1957; Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1969, т. II. Софисты. Сократ. Платон, с. 417—418; 581—584; М., 1974, т. III. Высокая классика, с. 241—429.

24 Perpeet W. Ästhetik im Mittelalter. Freiburg; München, 1977, S. 65—82.

25 Mathew G. Byzantine Aesthetics. L., 1963, р. 5.

26 Подробнее см.: Бычков В. В. Византийская эстетика..., с. 102—107.

27 Как подчеркивает Г. Кампенгаузен, у греческих иконопочитателей «живописец» (ζωγράφοζ) стоит рядом с «словописцем» (λογογράφωζ), и они дополняют друг друга. См.: Campenhausen H. F. v. Die Bilderfrage als theologische Problem der alten Kirche.— In: Das Gottesbild im Abendland. В., 1959, S. 89; ср. также: Kollwitz J. Zur Frühgeschichte der Bilderverehrung.— In: Das Gottesbild..., S. 58. По мнению некоторых современных исследователей, в греческой церкви IV в. Логос-теология активно вытесняется «теологией образа» (εκών — Theologie). См.: Schmaus M., Grillmeier А., Scheffczyk L. Handbuch der Dogmatik. Freiburg; Basel; Wien, 1974, Bd. 1. Fasc. 2a. S. 107.

28 Э. Китцингер, особо выделяя «анагогический» аспект теории образа Псевдо-Дионисия, подчеркивает, что, хотя она создавалась не для сферы искусства, ее применимость к этой области очевидна. Не случайно она была затем активно использована теоретиками иконопочитания. См.: Kitzinger Е. The Cult of Images in the Age before Iconoclasm.— DOP, 1954, t. 8, р. 137—138.

29 Abert H. Die Lehre von Ethos in der griechischen Musik. Leipzig. 1899.

30 На значение этого экфрасиса для реконструкции раннехристианского понимания архитектурных форм указывает А. И. Комеч. См.: Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве.— В кн.: Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978, с. 216—219.

31 Издание текста см.: Le Muséon. 1925, t. 38, р. 117—136.

32 Mango С. The Art of the Byzantine Empire 312—1453. New Jersey, 1972, р. 37—39.

33 Ibid., р. 38.

34 Ibid., p. 39.

35 Ibid., p. 60—68.

1 Композиции явно задуманы как портретные, однако, разумеется, не в современном смысле этого понятия. В средневековом искусстве буквальное физиогномическое сходство с изображаемым было не обязательным. Скорее стремились передать лишь некоторые характерные черты, например цвет волос и глаз, пропорции лица и, возможно, индивидуальную выразительность облика или типа. Образ, созданный художником, и характеристика этого же персонажа, сохранившаяся в литературных описаниях и исторических хрониках, не всегда совпадают.

1 Хождение Стефана Новгородца.— В кн.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы. М., 1934, с. 54.

2 Лазарев В. В. История византийской живописи. М., 1948, т. 1, с. 33.

3—4 Прокопий Кесарийский. О постройках.— ВДИ, 1939, № 4, с. 211.

5 Grabar A. Plotin et les origins de ľésthéticue médiévale.— SA, 1945, I, р. 22.

6 Millet G. ĽAsie Mineure, Nouveau domain de ľhistoire de ľart.— RA, Р., 1905, janv.-juin, 4-me sér., t. V, p. 102.

7 Lemerle Р. Philippes et la Macédoine orientale. Р., 1945.

8 Grabar А. Le témoignage ďune hymne syriaque sur ľarchitecture de la cathédrale ďEdesse au VIe siècle et sur la symbolique de ľédifice.— CA, 1947, II, р. 41—67.

9 Hasluck F. W. Bithynica.— Annual of the British School at Athens. 1906—1907, XIII, р. 285, 288, 290—291.

10 Mansel А. М. Die Ruinen von Side. В., 1963, S. 164—165, 168—169.

1 Weitzmann К. The Survival of Mythological Representations in Early Christian and Byzantine Art and their Impact on Christian Iconography.— DOP, 1960, 14, р. 45— 68; Grabar A. Ľempereur dans ľart Byzantin. Р., 1936 (Réimpression 1971); Idem. Christian Iconography. A Study of its Origin. Princeton. 1968; Idem. Les voies de la création en iconographie chrétienne. Antiquité et moyen âge. Р., 1979.

2 Греческая эпиграмма. М., 1960, с. 269. Пер. Л. Блуменау.

3 Kitzinger Е. А Marble Relief of the Theodosian Period.— DOP, 1960, 14, р. 17—42. Beprint in: The Art of Byzantium and the Medieval West: Selected Studies. Indiana University Press, Bloomington; London, 1976, р. 1—31.

4 Volbach W. V. Elfenbeinwerke der Spâtantike und des frühen Mittelalters. 3. Aufl. Mainz. 1976. S. 24, 89, 116; Idem. Avori dele capitale tardoantiche. Corsi di cultura sull’arte Ravennate e bizantina. Ravenna, 1978, р. 265—289.

5 Ibid.

6 Mazulevitsch L. Byzantinsche Antike. Berlin; Leipzig, 1929.

7 Brandenburg Н. Bellerophon christianus.— Römische Quartalschrift. Rom; Freiburg; Wien, 1968, Bd. 63, S. 49—55.

8 Залесская В. Н. Византийская торевтика. Некоторые аспекты изучения.— ВВ, 1982, 43, с. 130—132.

9 Kitzinger Е. Byzantine Art in the Making. L., 1977, р. 111—112.

10 Grabar A. Les ampoules de la terre Sainte. Р., 1958.

11 Zalesskaja V. Spätantike und frühbyzantinische Silbergefässe aus der Staatlichen Ermitage. Leningrad. Ausstellungskataloge der frühchristliche-byzantinischen Sammlung, II. В., 1978, Kat. N 9, S. 104—106; Залесская В. Н. Византийская торевтика..., с. 127—128.

12 Мацулевич Л. А. Большая пряжка перещепинского клада и псевдопряжки.— Seminarium Kondakovianum. 1927, I, с. 127—140; Werner J. Zur Verbreitung frühgeschichtlicher Metallarbeiten.— Antiquarist Arkiv, 38. Early Medieval Studies, 1970, I, S. 65—81; Idem. Nomadische Gürtel bei Persern, Byzantinem und Langobarden. La civilta dei Langobardi in Europa.— In: Atti del convegno Internazionale. Boma, 1974, р. 109—139.

13 Айбабин А. И. Погребения второй половины V — первой половины VI в. в Крыму.— КСИА, 1979, 158, с. 22—34.

14 Матье М. Э. Коптская расписная керамика Эрмитажа.— Гос. Эрмитаж. Труды отдела Востока. Л., 1939, т. III, с. 191—210.

15 Быстрикова М. Г. Коптская завеса V века.— Сообщения Гос. Эрмитажа, 1980, т. XLV, с. 55—57, 79.

16 Иерусалимская А. А. О северокавказском «шелковом пути» в раннем средневековье.— СА, 1967, 2, с. 55—68; Она же. К вопросу о связях Согда с Византией и Египтом.— Народы Азии и Африки, 1977, № 3, с. 1—20; Она же. Западные ткани на Дальнем Востоке.— В кн.: Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. Л., 1975, с. 40—52, 131 и др.

* Вступительный раздел этой главы написан В. И. Уколовой.

1 Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 85. Пер. С. С. Аверинцева.

2 Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 51—52. Пер. Т. А. Миллер.

3 Там же, с. 51.

4 Там же, с. 85.

5 Там же, с. 62.

6 Там же, с. 106. Пер. М. Е. Грабарь-Пассек.

7 Wellesz Е. А History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford. 1961, р. 43—44. Аргументации этого мнения посвящено фундаментальное исследование Э. Вернера (Werner E. The Sacred Bridge. The Interdependence of Liturgy and Music in Synagogue and Church during the First Millennium. L.; N. Y., 1959), в котором приведены взгляды зарубежных ученых на эту проблему. Основные воззрения изложенные в русскоязычных публикациях, приводятся в статье: Романов Л. Н. О генезисе и становлении музыкально-эстетических воззрений раннего и византийского христианства.— В кн.: Искусство и религия. Л.: Музей истории религии и атеизма. 1979, с. 92—111.

8 Isid. Hisp. De off. eccl., I, 13.

9 Здесь условно отделяется структура музыкального произведения, его формальная схема, от самого процесса движения музыкального материала. При такой дифференциации (невозможной на практике, но плодотворной при теоретическом анализе) яснее становится неоднозначность их исторического развития.

10 См.: Borsai I. Die musiktheoretische Bedeutung der orientalischen christlichen Riten.— Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae, 1974, 16, S. 5—12.

11 Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Halle, 1905, S. 105; Wagner R. Der Oxyrhynchos Notenpapyrus.— Philologus, 1924, 79, S. 213—214

12 Stäblein B. Früchristliche Musik.— MGG, Bd. 4, S. 1046.

13 Werner Е. Psalm.— MGG, Bd. 10, S. 1647; Wellesz Е. A History..., р. 36. Эти наблюдения сделаны над псалмами значительно более поздних периодов, поэтому их нужно принимать с соответствующими оговорками.

14 Wellesz E. А History..., р. 42.

15 Ibid., p. 41.

16 По некоторым сведениям византийские теоретики вкладывали в понятие ντίφωνος иное содержание, чем древнееврейские. Так, в одной из византийских рукописей лира характеризуется как «система антифонных и созвучных звуков». Схолия к этому фрагменту указывает: «...так как высокое и низкое (звучание) называется антифоном, тогда как эпитрит (πίτριτος), полуторное (μιόλιος) и двойное (διπλάσιος) отношения именуются созвучием». Здесь явно противопоставляются антифонность и созвучность. Но общеизвестно, что в античном и византийском музыкознании πίτριτος (4:3), μιόλιος (3:2) и διπλάσιος (1:2) — дробные выражения кварты, квинты и октавы. Из приведенной же схолии следует, что антифон не идентичен октаве.

17 Werner E. The Sacred Bridge..., p. 508.

18 См.: Филарет (Гумилевский Д. Г.). Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1860, с. 39, 40, 69.

19 Trypanis С. А. On the Musical Rendering of the Early Byzantine Kontakia.— Studies in Eastern Chant, 1966, 1, р. 104—105.

20 Wellesz Е. Music of the Eastern Churches.— New Oxford History of Music. L., 1954. II, p. 15.

21 Цит. по изд.: ППС, 1889, т. VII, вып. 2, с. 37—102.

22 Wellesz Е. А History..., р. 32, 137.

23 Werner E. The Sacred Bridge..., p. 60—61, 104.

24 См., например: Mocquereau A. Paleographie musicale, v. 1. Р., 1899, р. 96—103; F leischer O. Neumenstudien. Teil I. Leipzig, 1895. S. 25—26, 122—127; Werner Е. The Sacred Bridge..., p. 108; Wellesz Е. A History... Tel-Aviv, 1963, p. 287; Avenary H. Studies in the Hebrew, Syrian and Greek Liturgical Recitative, p. 7—8; Jammers Е. Neumen der Cheironomie — Tafeln zur Neumenschrift. Tutzing, 1965, S. 21—28; Stäblein B. Das Schriftbild der einstimmungen Musik.— Musikgeschichte in Bildern. Leipzig, 1975, Bd. III, Lief. 4, S. 28.

25 Hucke H. Die Cheironomie und die Entstehung der Neumenschrift.— Die Musikforschung, 1979, H. 1, S. 1—16.

26 Впервые эту концепцию выдвинул А. Идельсон при изучении арабской музыки: Idelsohn А. Die Maquamen der arabischen Musik.— Sammelbànde der Internationalen Musikgesellschaft, 1913/14, XV, S. 1—63. Впоследствии ее развил и распространил на византийское музыкальное искусство Э. Веллес: Wellesz Е. Melody Construction in the Byzantine Chant.— Actes de XIIe Congrès International ďétudes byzantines. Ochride, 10—16 sept. 1961. Belgrad, 1964, vol. 1, р. 135—151.

27 См.: Trypanis С. А. Ор. cit., р. 104.

28 Такие рукописи указывает Э. Веллес: Wellesz Е. А History..., р. 350—351. Аналогичные явления были в музыке западноевропейской церкви, см.: Wagner Р. Gregorianische Formenlehre, S. 56—62.

29 Wellesz E. Words and Music in Byzantine Liturgy.— The Musical Quarterly, 1947, 33, р. 302.

30 De collocatione verborum, grece et latine / Ed. S. Bircovius. Zamosci, 1602.

31 Wellesz Е. А History..., р. 91.

32 In Ps. 29— PG, t. 29, col. 305.

33 Enar. in Ps. 146.— PL, t. 37, col. 1281. Буквально: «согласует с голосом ударяющие (по струнам) руки».

34 См.: Stäblein В. Früchristliche Musik.— MGG, Bd. 4, S. 1045.

35 Эта традиция сохранилась у некоторых народов до настоящего времени. См.: Воrsai I. Ор. cit., S. 41.

36 На эти трудности изучения византийского инструментария совершенно справедливо указал В. Бахман: Bachmann W. Das byzantinische Musikinstrumentarium.— In: Anfänge der slavischen Musik. Bratislava, 1966, S. 127.

37—38 Вообще необходимо отметить, что инструменты фиксируются в письменных памятниках уже после того, как они определенный период существуют в музыкальной практике.

39 Farmer J. Byzantine Musical Instruments in the ninth Century.— Journal of Royal Asiatic Society, 1925, р. 301.

40 Wellesz E. A History..., р. 104.

41 Раньше считалось, что в рукописи трактата Бакхия упоминается не Константин Порфирородный, а Константин I, поэтому создание трактата относили к античности. Однако Э. Пельман показал, что речь идет о Константине Порфирородном (Pohlmann E. Bakcheios, Pseudo-Bakcheios, Anonymi Bellermann.— MGG, Bd. 15, Supp., S. 422—424).

42 Jan C. Die Metrik des Bacchius.— Rheinisches Museum, 1891, 46, S. 557—576.

43 Фрагмент его был опубликован еще в самом начале XVII в.: Lindenbrogius Н. Censorinus De die natali. Hamburg, 1614.

44 Греческая συμφωνία здесь обозначает не «созвучие», а системы звуков, заключенных в тетрахорды, отстоящие друг от друга на определенные интервалы.

45 Подробнее об этих явлениях античного музыкального искусства, обозначаемых как πυκνόν и πυκνον, см.: Герцман Е. Принципы организации «пикнонных» и «апикнонных» структур.— Вопросы музыковедения. М., 1973, вып. 2, с. 6—26.

1 Claude D. Die byzantinische Stadt im 6. Jahrhundert. Munchen. 1969. S. 56. О возрождении роли акрополя в городах см.: Hanfmann G. From Croesus to Constantine. Michigan. 1975, р. S5; ср.: Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV—VII вв. (конец античного города в Византии). Л., 1971, с. 61.

2 Hanfmann G. Op. cit., p. 84.

3 Курбатов Г. Л. Указ. соч., с. 61—62.

4 Там же, с. 84.

5 Claude D. Op. cit., р. 69—74, 85—89.

6 Foss С. Byzantine and Turkish Sardis. Cambridge (Mass.), L., 1976, р. 48—49.

7 Liebeschuetz D. Antioch. City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxford. 1972, р. 135—136.

8 Ibid.

9 Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917, с. 62.

10 Claude D. Op. cit., p. 76.

11 Foss C. Op. cit., p. 41.

12 Claude D. Op. cit., p. 74—75.

13 Ibid., p. 77— 78.

14 Lassus J. La mosaïque de Yakto.— In: Antioch on-the-Orontes. Princeton, 1934,I,р. 131; Idem. Une villa de plaisance.— Ibid. Princeton, 1938, II, р. 145.

15 Claude D. Op. cit., p. 60 sq.

16 Foss C. Op. cit., p. 42—43.

17 Claude D. Op. cit., p. 62—68.

18 Foss С. Ор. cit., p. 42—43.

19 Patlagean S. Pauvrété économique et pauvrété sociale à Byzance, 4е — 7е siècles. Р., 1977, р. 59.

20 Hanfmann G. Ор. cit., p. 74.

21 Mango С. Antique Statuary and the Byzantine Beholder.— DOP, 1963, 17, р. 53—75.

22 Kruse H. Studien zur offiziellen Geltung des Kaiserbildes im Römischen Reiches.— In: Studien zur Geschichte und Kultur des Altertums. Paderborn, 1934, S. 35 f., 49.

23 Кулаковский Ю. История Византии. Киев, 1913, т. 1, с. 394.

24 Курбатов Г. Л. Ранневизантийский город..., с. 94. 25 Stillwell R. Houses of Antioch.— DOP, 1961, 15, р. 45—58.

26 Foss С. Op. cit., р. 47—48.

27 Лишев Стр. Новооткритият античен град Абрит при Разград.— Исторически преглед, 1956, XII, № 1, с. 89.

28 Dagron G. Naissance ďune capitale. Р., 1974, р. 527—528.

29 Levi D. Antioch Mosaic Pavements. Princeton, 1947, I—II.

30 Ibid., I, p. 317—319.

31 Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961, p. 34.

32 Банк А. В. Византийское искусство в собраньях Советского Союза. М.; Л., 1966, с. 13, ил.18, 19.

33 Там же, ил. 19—21.

34 Банк А. В. Византийское искусство в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1966, с. 5, ил. 9.

35 Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза, с. 14, ил. 62—66, 77, 88, 89, 94—98.

36 Grabar A. Sculptures byzantines de Constantinople (IV—X siècles). Р., 1963, р. 70—71.

37 Dagron G. Op. cit., p. 527—528.

38 Foss С. Ор. cit., p. 42—43.

39 Фихман И. Ф. Оксиринх — город папирусов. М., 1976, с. 28.

40 Patlagean Е. Ор. cit., p. 58.

41 Ibid., p. 59.

42 Полякова. С. В. Византийские легенды. Л., 1972, с. 82.

43 Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. Le massif du Bélus à ľépoque romaine. Р., 1953, I, p. 403.

44 Левченко М. В. Материалы для внутренней истории Восточной Римской империи V—VI вв.— В кн.: Византийский сборник. М.; Л., 1945, с. 31—37.

45 Там же, с. 34.

46 Там же, с. 31.

47 Там же, с. 32.

48 Токарский Н. М. Архитектура Армении IV—XIV вв. Ереван, 1961, с. 11.

49 Tchalenko G. Op. cit., р. 9—11, 401.

50 Ibid., p. 401.

51 Ibid., p. 317, 341, 402.

52 Ibid., р. 402, n. 4.

53 Ibid., p. 402.

54 Ibid., p. 353.

55 Magoulias Н. J. Trades and Crafts in the Sixth and Seventh Centuries as Viewed in the Lives of the Saints.— BS, 1976, 37, p. 29—32; Κουκουλς Φ. Βυζαντινν βίος κα πολιτισμός. ’Αθ ναι, 1950, τ. IV, σ. 12 — 19.

56 Magoulias H. J. Op. cit., р. 31—32.

57 Ibid., p. 34.

58 Ibid., p. 33.

59 Κουκουλς Φ. Op. cit., t. V, p. 44.

60 Magoulias H. J. Op. cit., p. 30.

61 Ibid., p. 29.

62 Ibid., p. 32—33.

63 Полякова С. В. Указ. соч., с. 78.

64 Patlagean E. Op. cit., р. 41.

65 Magoulias H. I. Ор. cit., р. 31, 33—35.

66 Ibid., p. 32.

67 Гуревич А. Я. Из истории одного восточноримского города (Некрополь киликийского города Корика).— ВДИ, 1955, № 1, с. 130.

68 Полякова С. В. Указ. соч., с. 68—69.

69 Курбатов Г. Л. Ранневизантийский город..., с. 115.

70 Полякова С. В. Указ. соч., с. 68.

71 Magoulias H. J. Ор. cit., р. 29.

72 См., например: Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1962, с. 132.

73 Patlagean Е. Ор. cit., p. 46—47.

74 Ibid., p. 101—112.

75 Ibid., p. 94, 97.

76 Foss С. Ор. cit., p. 18.

77 Ibid., р. 18—19; Фихман В. Ф. Египет на рубеже двух эпох. М., 1965, с. 25.

78 Balsdon J. Р. V. D. Roman Women. L., 1962, р. 256—258.

79 Полякова С. В. Указ. соч., с. 18.

80 Полякова С. В. Указ. соч., с. 18.

81 Пигулевская Н. В. Сирийская алхимическая литература средневековья.— Архивы истории науки и техники, 1936, вып. 9, с. 36—38.

82 Курбатов Г. Л. Ранневизантийский город..., с. 87.

83 Thiel E. Geschichte des Kostüms. В., 1960, S. 26, 34.

84 Barb A. The Magic Art.— In: Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Ed. A. Momigliano. Oxford, 1963, р. 100—125.

85 Левченко М. В. Пентаполь по письмам Синезия.— ВВ, 1956, IX, с. 43.

86 Foss С. Ор. cit., р. 42—43.

87 Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908, с. 50, 60.

88 Сукиасян А. Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма. Ереван, 1963, с. 464.

89 Липшиц Е. Э. Суд и право в Византии в IV—VIII вв. Л., 1976, с. 49.

90 Кулаковский Ю. Указ. соч., т. 1, с. 185.

91 Там же, с. 394.

92 Patlagean E. Op. cit., р. 114.

93 Сукиасян А. Г. Указ. соч., с. 465.

94 Patlagean E. Op. cit., p. 67.

95 Liebeschuetz D. Op. cit., p. 228—230.

96 Сукиасян А. Г. Указ. соч., с. 463.

97 Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 46.

98 Liebeschuets. D. Op. cit., p. 233.

99 Ibid.; Josh. Styl., Ch. 32.

100 Liebeschuetz D. Op. cit., p. 233.

102 Там же, с. 68.

103 Balsdon J. Р. V. D. Life and Leisure in Ancient Rome. N. Y.; L., 1969, р. 274.

104 Reich H. Der Mimus. Ein litterarisch-entwicklungsgeschichtlicher Versuch. В., 1903, Bd. 1, S. 569.

105 Ibid., p. 567—569.

106 Ibid., p. 497.

107 Balsdon J. P. V. D. Life and Leisure..., p. 277.

108 Reich H. Op. cit., р. 563—564.

109 Vogt A. Etudes sur le théâtre byzantin.— Byz., 1931, 6, р. 639—640.

110 Ibid., p. 639.

111 Dagron G. Op. cit., p. 328.

112 Возможно, копия. См.: Hanfmann G. Op. cit., р. 91, n. 72.

113 Cameron А. Porphyrius the Charioteer. Oxford, 1973, р. 186—187 and n. 3.

114 Dagron G. Op. cit., p. 328.

115 Guilland R. Etudes sur ľHippodrome de Byzance. VI. Les spectacles de ľHippodrome.— BS, 1966, XXVII, р. 289.

116 Stein E. Histoire du Bas-Empire. Paris; Bruxelles; Amsterdam, 1949, t. II, p. 69.

117 Cameron A. Op. cit., p. 36.

118 Ibid., р. 37, 42.

119 Ibid., р. 209—210.

120 Такое количество заездов (46 или 50) было, конечно, редкостью. К тому же один и тот же возничий не выступал во всех заездах. Вероятно, это было нечто вроде сольного выступления, устроенного специально для того, чтобы продемонстрировать индивидуальное мастерство Константина (Ibid.).

121 Cameron A. Ор. cit., p. 214.

122 Ibid., р. 217 sq.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.