КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Указатель имен 7 страница
45 Papathomopulos M. Sur les Thériaques ďEutecnios.— Revue de philologie, de littérature et ďhistoire anciennes, 1971, 45, р. 84—98. 46 Expositio totius mundi et gentium, 29, 31, 34, 36, 41, 47, 55—57, 59—61.— GGM, 2, р. 518—522, 524—527. 47 Philost., III, 9, 11, р. 37—39, 42; Сosmas Indicopl., р. 62, 69—70, 318, 320—322; PG, t. 88. col. 169 А—В, 444 D — 445В, 448A. 48 Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951, с. 41—53, 69—71, 78—79, 81—83, 99—103, 131, 141—143, 168—171, 173—183; Она же. Культура сирийцев..., с. 157—158, 184—185; Vogel К. Ор. cit., p. 286. 49 Wolska W. La Topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustès. Théologie et science au VIe siècle. Р., 1962, р. 4, 5, 7, 9; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 158, 184—185. 50 Vogel К. Ор. cit., р. 288; Hunger H. Ор. cit., S. 287—289; Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 194—195. 51 Hunger Н. Ор. cit., S. 287—289; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 158—163. 52 Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 150—152. 53 Vogel К. Ор. cit., p. 288—289. 54 Hunger Н. Ор. cit., S. 291; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 153—154, 158—163. 55 Vogel К. Ор. cit., р. 289; Hunger H. Ор. cit., S. 287—289, 291—292, 303. 56 Hunger Н. Ор. cit., S. 289—290; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 151—152. 57 Рожанский И. Д. Указ. соч., с. 195; Hunger Н. Ор. cit., S. 292—294. 58 Гранстрем Е. Э., Удальцоеа З. В. Указ. соч., с. 386: Vogel К. Ор. cit., р. 289—292. 59 Hunger H. Ор. cit., S. 292, 297—299; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев..., с. 163. 60 Hunger H. Ор. cit., S. 299—301. 61 Vogel К. Ор. cit., р. 289; Hunger Н. Ор. cit., S. 300—301. 62 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 386; Vogel К. Ор. cit., р. 289, 292. 63 Vogel К. Ор. cit., p. 288—289; Hunger Н. Ор. cit., S. 292, 296—297, 303. 64 Курбатов Г. Л. Города, ремесло и торговля в Византии IV—V вв. Константинополь и провинции.— В кн.: История Византии, т.1, с. 111—114; Vogel К. Ор. cit., p. 287— 288. 66 Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Указ. соч., с. 384—385. 1 См.: Zahlten I. Creatio mundi: Darstellungen der 6. Schöpfungstage und naturwissenschaftlichen Weltbild im Mittelalter. Stuttgart, S. 231—232. Здесь дана таблица авторов и названий «Гексамеронов», созданных в разных странах, достаточно полно отражающая западную традицию (восточную — с большими пропусками). О греческих комментариях к «Шестодневу» см.: Robbins F. The Hexaemeron Literature. Chicago, 1912. См. также о сербских «Гексамеронах»: Драгојловић Д. Хексамерони в средновековној спрској књижевности.— Књижевна историја, 1975, VIII, с. 165—181; о болгарских средневековых географических памятниках, и в частности «Шестодневах». см.: Дуйчев И. Географски описания в средновековната българска книжнина. София, 1959, с. 157—170; о «Шестодневах» на Руси см.: История русской литературы. М., 1941, т. 1, с. 199—204. 2 Robbins F. Op. cit., p. 40. 3 Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala. Münster, 1916, S. 88. 4 См.: Kretschmer К. Die physische Erdkunde im christlichen Mittelalter. Wien; Olmütz, 1889, S. 79. 5 «Острова блаженных», согласно древнегреческой мифологии,— посмертная обитель праведников. Однако уже в эпоху классической древности они отождествлялись с некоторыми малоизвестными, но реально существующими островами — Азорскими, Мадейрой, Порто-Санто. См.: Томсон Дж. О. История древней географии. М., 1953. с. 267—268. 6 Kretschтеr К. Ор. cit., S. 90. 7 Ibid., S. 84 Еще некоторые античные авторы высказывали мысль о едином подземном океане — источнике всех вод. См., например: Seneca. Nat. Quest., III, 8. 8 Идея Андрея Кесарийского. См.: PG, t. 106, col. 415—416. 9 См. подробнее: Marinelli G. La geographia e i padri della Chiesa.— Bolletino della Società Geographica italiana, 1882, maggio — luglio, p. 19 sqq. 10 Gisinger F. Erdbeschreibung des Eudox. Leipzig, 1921. 11 Pepin I. Théologie cosmique et théologie chrétienne. Р., 1964, р. 390—391. 12 Robbins F. Op. cit., р. 58. 13 В то же время библейское высказывание о возвращении ветра «на круги своя» навело Филопона на мысль, что ветер постоянно находится в кругообразном вращательном движении над поверхностью земли (III, 10). 14 См.: Commentaria in Aristotelem graeca. В., Т. 12, fasc. 1. 15 Vancourt R. Les dernièrs commentateures alexandrins ďAristotle. Lille, 1941, р. 27. 16 Халкидий, комментировавший в IV в. «Тимей» Платона, цитирует работы Феона Александрийского, где приводятся доказательства шарообразности земли. См.: Mulfach Fr. W. Fragmenta philosophorum graecorum. В., 1887, t. II, р. 1811. 17 См.: De Stefano Alexandrini Hermani Useneri Commentatio. Bonnae. 1880, р. 38—54. 18 Олимпиодор, возможно, даже был язычником. См. подробнее: Tannery P. Un fragment ďAnaximéne dans Olympiodore le chemist.— Archiv für Geschichte der Philosophie, t. 1, N 3, р. 316. 19 См. его сохранившийся в отрывках «Гексамерон»: Journal Asiatique. P., 1888, ser. 8, v. 11—12. 20 См. подробно о творчестве Писиды: Pertusi А. I poemi di Giorgio di Pisidia — fonti per la storia del secolo VII.— In: Akten des XI. Internationalen Byzantinisten-Kongress. München, 1960. 21 О его «Шестодневе» см. монографию: Радошевић Н. Шестоднев Георгија Писиде и његов словенски превод (Византолошки институт Српске aкaдeмијe наука и уметности. Посебна издања. Књига 16), Београд, 1976. 22 См.: Радошевић Н. Указ. соч., с. 56. 23 См.: Армянская география VII века по Р. X. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / Пер. К. П. Патканова. СПб., 1877. Можно считать убедительными доводы К. П. Патканова о принадлежности этого труда Анании Ширакаци. Дополнительные доказательства см.: Тер-Давтян К. С., Аревшатян С. С. Анания Ширакаци и его космогонические труды.— В кн.: Анания Ширакаци. Космография / Пер. и коммент. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна, Ереван, 1962. 24 Армянская география..., с. 1. 25 Там же, с. 6. 26 Анания Ширакаци. Космография, с. 43. 27 Там же, с. 81. 28 Там же, с. 39. 29 Там же, с. 40. 30 Там же, с. 93. 31 Там же, с. 44. 32 Там же. 33 Там же, с. 46. 34 Армянская география..., с. 10, 12. 35 Там же, с. 4—5. 36 Там же, с. 10. 37 Там же, с. 16. 38 Прокопий Газский считал, что плоская земля покоится на воде. У нее есть нижняя, противоположная сторона, но она вся целиком погружена в воду, почему и невозможно существование антиподов (PG, t. 87, col. 69). 39 См., например: Kretschmer К. Ор. cit., S. 34; Robbins F. Op. cit., p. 60. 39a См. об ассиро-вавилонском влиянии: Heidel A. The Story of Creation, Chicago; London, 1951, р. 82—140. Этрусские и финикийские параллели см.: Herrmann A. Die Erdkarte der Urbibel. Mit einem Anhang über Tartessos und die Etruskerfrage, Braunschweig, 1931. Об источниках Книги Бытия — основного космогонического раздела Библии — см.: Eissfeldt О. Die Genesis der Genesis. Vom Werdegang der ersten Buches der Bibel. Tübingen, 1958. 40 См. подробнее: Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979, с. 116—136. 41 Как отмечал Ф. Роббинс, «это, несомненно, соответствовало верованиям большинства менее образованных христиан данной эпохи» (Robbins F. Ор. cit., р. 60). 42 См., например: Travel and Travellers of the Middle Ages / Ed. by A. P. Newton. L., 1968, р. 23—27; Kimble G. В. Т. Geography in tho Middle Ages. L., 1938, p. 19; Bunbury E. Н. A History of Ancient Geography. N. Y., 1952, Vol. II, p. 675. 43 Müllenhoff К. Ueber die Weltkarte und Chronographie des Kaiser Augustus. Kiel, 1856. 44 См.: Томсон Дж. О. Указ. соч., с. 511. 45 См. о Юлии Гонории: Kubitschek W. Die Erdtafel des Julius Honorius.— Wiener Studien. 1885, Bd. 7. Heft. 1; GLM, p. 21—55. 46 Ученик Гонория, опубликовавший «Космографию», ссылается на замечание учителя, что «эта книга выдержек не должна использоваться отдельно от сферы» (см.: GLM, р. 55). 47 Kubitchek W. Op. cit., S. 12. 48 Miller К. Маррае mundi. Die ältesten Weltkarten. Stuttgart, 1898. Heft VI, S. 95. 49 Публикация «Космографии» Этика: GLM, р. 71—103. См. о нем: Ritschl Т. Die Vermessung des römischen Reiches unter Augustus, die Weltkarte des Agrippa und die Cosmographie des sogenannten Aethicus (Iulius Honorius).— In: Rheinisches Museum für Philologie. Frankfurt am Main, 1842. Вторая глава первой книги известного труда Павла Орозия — своеобразный географический трактат. В нем дается трехчастное деление ойкумены (Европа, Азия, Африка), а затем перечисляются находящиеся в этих частях света римские провинции с указанием их границ; иногда указывается количество проживающих там народов, число городов и т. п. В конце главы приводится перечень средиземноморских островов. Эта глава Орозия пользовалась колоссальной популярностью, особенно на латинском Западе; от нее зависят многие нарративные географические памятники и карты. 50 См.: Бородин О. Р. «Космография» Равеннского Анонима: (К вопросу о ее месте в истории географической науки).— ВВ, 1982, 43, с. 61—62. 51 Об источниках Равеннского Анонима см.: Schnetz J. Untersuchungen über die Quellen der Cosmographie des Anonymen Geographus von Ravenna. München, 1942. 52 Памятник опубликован Пиндером и Партаем вместе с «Космографией» Равеннского Анонима. 53 Parthei G. Geographus Ravennas beim Riccobaldus Ferrariensis.— Hermes, 1878, Bd. 4. 54 Опубликовано: Honigmann E. Le Synecdémos ďHierocles et ľOpuscule geographique de Georges de Chypre. Bruxelles, 1939. См. о нем: Ramsay W. M. Phrigian Orthodox and Heretics. III. Hierocles: Date: Principle of formation of his list.— Byz., 1931, VI, р. 27—32. 55 См.: Шангин М. Новый географический текст.— ВДИ, 1938, 4, с. 252—255. 56 Составляет § 3—20 «Expositio...». Издание греческого текста «Подорожных от Эдема» см.: Klotz А. Odoiporiai apo Edem.— Rheines Museum für Philologie. 1910, N. F., t. 65. Грузинскую версию см.: Avalischvili Z. Géographie et légende dans un récit apocryphe de St. Basile.— Revue ďOrient Chrétien, 1927/28. 3е sér., v. 6 (26). р. 279—304. 57 Это блестяще доказало исследование Н. В. Пигулевской. См.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV— VII вв. М.; Л., 1951, с. 41—54. * Так напечатано. Правильно „Зевксиппа“.— Ю. Ш. 58 Армянская география..., с. 28. 59 Там же, с. 84. 60 Там же, с. 20. 61 Там же, с. 19. 62 Там же, с. 25—27. 63 Там же, с. 81—82. 64 См.: Plinii Historia Naturalis. VII, 2. 65 Армянская география..., с. 84. 66 Солин — римский географ III в., составивший сокращение «Естественной истории» Плиния с небольшими добавлениями из произведений других авторов (главным образом Помпония Мелы). Солин использовал для своей компиляции почти исключительно рассказы о заморских чудесах и диковинах, чудовищных людях и зверях. Работа Солина пользовалась колоссальной популярностью и оказала широкое влияние на средневековую географию (особенно на Западе). См., например: Kimble G. Н. Т. Geography in the Middle Ages. L., 1938, р. 5—6. 67 Армянская география..., с. 34—54. 68 О нем см.: Tuch F. Antoninus, seine Zeit und seine Pilgerfahrt. Leipzig, 1864. 69 См: Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924, с. 11. 70 Кроме них, можно упомянуть лишь трактат «Liber generationis», возможно, принадлежащий перу Ипполита Африканского (III в.), в котором на основе библейского рассказа о всемирном потопе современные народы относятся к потомству того или иного из сыновей Ноя (GLM, р. 160—170). Сохранилось два зависимых от этого произведения отрывка с перечислением потомков Сима, Хама и Иафета (GLM, р. 171—172). 71 Müllenhoff К. Ор. cit., S. 25. 72 Miller К. Itineraria Romana Römische Reisewege an der Hand der Tabula Peutingeriana. Stuttgart. 1916, S. XXVII. 73 Ibid., S. XXV. 74 Иногда — Черное море. 75 Uhden R. Zur Herkunft und Systematik der mittelalterlichen Weltkarten — Geographische Zeitschrift, 1931, Jg. 37, S. 321. 76 Van den Brinken A.-D. Mappae mundi und Chronographia. Studien zur imago mundi des abendlandischen Mittelalters.— Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters, 1938, T. 94, Heft 1. 77 Miller К. Mappae mundi..., Heft III, S. 75. 78 Ibid. 79 Bagrow L., Skelton R. A. Meister der Kartographie. B., 1963, S. 57; Uhden R. Die Weltkarte des Isidorus von Sevilla.— Mnemosyne, 1935, ser. III, v. 3. fasc. 1. 80 Marinelli G. Ор. cit., p. 52. 81 Van den Brinken A.-D. Op. cit., S. 177. 82 Crone G. R. Maps and their Makers. An introduction to the History of Cartography L., 1953, р. 27. 83 Публикацию одной из них (карта расположения византийских гарнизонов в долине Нила) см.: Bagrow L., Skelton R. А. Ор. cit., Taf. XII. 84 Miller К. Mappae mundi..., Heft III, S. 3—4. 85 Существуют более ранние параллели. Сохранилась, например, римская мозаичная карта Палестины в Пренесте в Италии. См.: Bagrow L., Skelton R. А. Ор. cit., S. 316. 86 Avi-Yonach M. Madaba.— In: Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Oxford; Jerusalem, 1977, vol. III, p. 82. 87 Изображения императоров изучаемой эпохи с державой в руке сохранились на монетах. См.: Miller К. Маррае mundi..., Heft III, S. 130. 1 Научная литература о сочинении Косьмы Индикоплова касается преимущественно частных вопросов. В начале 60-х годов XX в. появился обобщающий труд, как бы заново открывший этот памятник для науки: Wolska W. La Topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustes. Théologie et science en VI siècle. Р., 1962. 2 Vasiliev A. Histoire de ľEmpire byzantin. Р., 1932, t. 1, р. 215—218; Anastos M. V. The Alexandrinian Origin of the Christian Topography ot Cosmas Indicopleustès.— DOP, 1946, 3, р. 76—80. 3 Leclercq T. Kosmass Indicopleustès.— Dictionnaire ďarchéologie chrétienne, 1927, 81, р. 820—840. 4 Wessel К. Die Kultur von Byzanz. Frankfurt am Main, 1970, S. 140—141; Haussig H. W. A History of Byzantine Civilization. L., 1971, р. 101—102; Thompson J. O. History of Ancient Geography. Cambridge, 1948, р. 43, 361, 370, 387—388. 5 Рассказ Косьмы был проиллюстрирован в миниатюрах, украшавших рукописи «Христианской топографии» (Haussig H. W. Op. cit., р. 398 sq.). Об Аксуме см.: Кобищанов Ю. М. Аксум. М., 1966; Он же. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М.,1980. 6 Cosmas Indicopl., II, 49—65, 78—79; XI, 7. 7 Ibid., XI, 1—6. 8 Ibid., XI, 17. 9 Haussig В. W. Op. cit., p. 102. В. Вольска считает, что Косьма не был лично ни в Индии, ни на Цейлоне. По морю он проник до Персидского залива на востоке (Cosmas Indicopl., II, 29), до Сомали на юге (Ibid., II, 30); по суше дошел до устья Нила (Ibid., II, 51—53, 64—65). Wolska W. Op. cit., p. 6—9. 10 Cosmas Indicopl., II, 45—47, 81; III, 65. 11 Wheeler R. Е. М. Arikamedu; An Indo-Roman Trading Station on the East Coast of India.— Ancient India, 1946, 2; Wolska W. Op. cit., p. 10—11. 12 Bengston H. Kosmas Indicopleusten und Ptolemäer.— Historia, 1955, 4, 2—3, S. 151—156. 13 Cosmas Indicopl., II, 6—19; Schleissheimer В. Kosmas Indicopleustes, ein altchristliches Weltbild. München, 1959. 14 Wolska W. Op. cit., p. 43, 64, 104, 116—117. 15 Wessel К. Op. cit., S. 183. 17 Haussig H. W. Op. cit., p. 90. 17 О Мар-Абе см.: Пигулевская Н. В. Мар-Аба I.— Советское востоковедение. 1949, т. 5, с. 73—84; Она же. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951, с. 133—134. 18 Cosmas Indicopl., II, 2. 19 Cosmas Indicopl., II, 20; III, 51—53. См.: Wolska W. Op. cit., p. 37—38; 98—105, где проведено сравнение трактовки учения о двух состояниях у Косьмы и в Пасхальной Хронике. 20 Cosmas Indicopl., II, 2, 35; III, 16, 51—55; V, 20, 22, 27, 33, 112; VII, 11, 71, 82, 86. 21 Ibid., V, 1. 22 Ibid., II, 86, 88, 101; III, 34. 23 Ibid., V, 59; VII, 72. 24 Wolska W. Op. cit., p. 55—59. 25 Cosmas Indicopl., II, 3—8; V, 1—9. В христологии V книги «Христианской топографии» Косьмы доминирует проблема двух природ Христа, однако сам термин «природа» не употребляется, а заменен выражениями «божественность» и «человечность».— См.: Wolska W. Op. cit., р. 93. 26 Cosmas Indicopl., V, 4—8. 27 В науке, однако, возникли споры о степени несторианства Косьмы. У некоторых исследователей вызывает недоумение, как мог Косьма, монах Синайского монастыря, живший в самой гуще египетского монашества, настроенного весьма враждебно к несторианству, написать книгу в несторианском духе. Подобное противоречие породило даже гипотезу о том, что вся V книга и часть Х книги «Христианской топографии» написаны не самим Косьмой, а представляют собой вставку, принадлежащую перу другого автора. Этим автором мог быть или сам Мар-Аба, перенесший из Персии в Александрию философское учение Феодора Мопсуэстийского, или его ученик Фома Эдесский. Эта гипотеза подкрепляется еще и тем, что в остальных частях сочинения Косьмы несторианские идеи несколько приглушены (Wolska W. Op. cit., р. 105 sq). Влияние несторианства на Косьму признает Н. В. Пигулевская. Но она не допускает мысли о наличии в его труде вставок, принадлежащих другим авторам (Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию, с. 134 сл.). Ср.: Peterson E. Die alexandrinische Liturgie bei Kosmas Indicopleustes.— Ephemeridae Liturgicae, 1932, 46, р. 66—74. 28 Cosmas Indicopl., I, 1—4. 29 В. Вольска провела скрупулезное сравнение высказываний обеих борющихся сторон, изучила их аргументы и контраргументы и таким образом выяснила общую направленность труда Косьмы и причины непримиримого характера его полемики с Филопоном (Wolska W. Op. cit., р. 157 sq.). 30 Wolska W. Op. cit., p. 167—179. 31 Cosmas Indicopl., III, 1, 57—58; IV, 17, 20—22. 32 Wolska W. Op. cit., p. 161; Anastos M. V. Aristotle and Cosmas Indicopleustes on the World. A Note on Theology and Science in the Sixth Century, V.— ‛Ελληνικά, 1953, 4, р. 50. 33 Szornajo1o С. Le miniature della Topografia Cristiana di Cosmas Indicopleuste. Codice Vaicano greco 699. Milano, 1908; Редин E. К. Христианская топография Косьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. М., 1917. Т. I; Он же. Портрет Косьмы Индикоплова.— ВВ, 1906, XII, с. 112—131; Он же. Исторические памятники города Адулиса в иллюстрированных рукописях Косьмы Индикоплевста.— В кн.: Сб. в честь Друнова. Харьков, 1905, с. 101—110. 34 О миниатюрах «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова см.: Haussig H. W. Op. cit., р. 398 sq., 417; Wessel К. Op. cit., S. 330 f. 35 Wittmann J. Sprachliche Untersuchungen zu Kosmas Indikopleustes. Munchen, 1913; Айналов Д. В. Эллинистическая основа византийского искусства.— Зап. имп. Русск. археолог. общества. СПб., 1900, XII, V, с. 18—24. 36 Guillou А. La Civilisation Byzantine. Р., 1974, р. 317, 344, 354; Hunger B. Reich der Neuen Mitte: der christliche Geist der byzantinischen Kultur. Graz, 1965. 1 См.: Цветаев И. В. Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902, с. 141—142; Marrou H.-I. Histoire de ľéducation dans ľAntiquité. Р., 1966, p. 17—21. 2 Nilsson M. Р. Die Hellenistische Schule. München, 1955; Marrou H.-I. Op. cit., p. 151— 228, 356—373. 3 Downey G. The Christian Schools of Palestine: A Chapter in Literary History.— Harvard Library Bulletin. 1958, XII, N 3, р. 299—300, 309, 319; Marrou H.-I. Op. cit., р. 458—462; Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur en seignement et culture à Byzance des origines au Хe siècle. Р., 1971, р. 43—50, 54—60; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, Bd. 2, S. 8—9. 4 Milne Н. J. М. Greek Shorthand Manuals: Syllabary and Commentary / Ed. from Papyri and Waxed Tablets in British Museum and from the Antinoe Papyri in Possession of the Egypt Exploration Society. L., 1934, р. 6—9, 13—18, 21—70; Marrou H.-I. Op. cit., p. 152, 453, 465—467, 474, 485. 5 Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; Berlin, 1926, S. 42—43; Bréhier L. Notes sur ľhistoire de ľenseignement supérieur à Constantinople.— Byz., 1926—1927, III, р. 86—88. 6 Dawkins R. М. The Greek Language in the Byzantine period.— In: Byzantium. An Introduction to East Roman Civilization / Ed. N. Н. Baynes, II, St. L. B. Moss. Oxford, 1948, р. 267. 7 Об изучении юриспруденции см. выше, гл. VIII. 8 Guilland R. La vie scolaire à Byzance.— Bulietin de ľassociation Guillaume Budé, 1953, 3 sér., N 1, р. 64—68; Marrou H.-J. Op. cit., p. 24, 229—230, 472—474; Hunger H. Op. cit., S. 4—5, 10, 20; Mango С. Byzantium. The Empire of New Rome. L., 1980, р. 125. 9 Grammatici Graeci, IV/1, p. 103, 1—104, 7. 10 Время жизни Георгия Хировоска точно неизвестно. Одни исследователи (Lemerle Р. Ор. cit., р. 79—80) относят его к концу VI в., другие (Hunger Н. Ор. cit., S. 13—14) — ко второй половине VIII в. 11 Buckler G. Byzantine Education.— In: Byzantium... Oxford. 1948, p. 201—211; Guilland R. Op. cit., p. 68—69. 12 Hermogenis Opera / Ed. Н. Rabe.— RG, 1913, VI: Aphthonii Progymnasmata / Ed. Н. Rabe.— RG, 1926 X; Nicolai Progymnasmata / Ed. I. Felten.— RG, 1913, XI. 13 Guilland R. Op. cit., р. 70, 75. 14 Guilland R. Ор. cit., р. 70. 15 В V в. Прокл Диадох, следуя за Гемином (I в. до н. э.), предложил отличную от общепринятой классификацию математических дисциплин. Он разделил их на 8 отраслей: теоретическую арифметику и геометрию, находящиеся на высшей ступени; логистику — вычисление, геодезию, оптику, музыку, механику и астрономию, являвшиеся, по его мнению, низшими по отношению к двум первым, так как они имели дело с чувственными вещами и предметами. Однако в дальнейшем эта классификация не была принята византийскими учеными. См.: Vogel К. Byzantine science.— The Cambridge medieval History, IV, Pt. II / Ed. J. M. Hussey. Cambridge, 1967, р. 268. 16 Уколова В. И. Боэций и формирование системы квадривиума (к истории начального этапа средневекового образования).— В кн.: Сборник научных работ аспирантов исторического факультета МГУ. М., 1970, с. 250—255, 259—260, 264—265; Hunger Н. Op. cit., S. 226—227, 231. 17 Vogel К. Beitrage zur griechischen Logistik.— Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Math.-Nat. Abt., 1936, S. 357—472; Уколова В. И. Указ соч., с. 251—252, 254—258, 262—263. 18 Guilland R. Op. cit., p. 75; Уколова В. И. Указ. соч., с. 251—252, 254—255, 257—259. 19 См. ниже, гл. XIX. 20 Vogel К. Ор. cit., р. 283; Wellesz Е. Byzantine music and Liturgy.— The Cambridge medieval History. IV, Pt. II, p. 160; Уколова В. И. Из истории эстетических учений раннего средневековья (Эстетические взгляды Боэция).— В кн.: Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972, с. 284—286, 289. 21 Vogel К. Ор. cit., р. 283. 22 Hunger H. Ор. cit., S. 227. 23 Buckler G. Ор. cit., р. 204—205; Gundel W. und Н. G. Astrologumena. Die astrologische Literatur in der Antike und ihre Geschichte. Wiesbaden, 1966, S. 206—215, 248— 251, 256—274; Westerink L. G. Ein astrologisches Kolleg aus dem Jahre 564.— BZ. 1971, XLIV, S. 6—21. 24 Treu M. Ein byzantinisches Schulgespräch.— BZ, 1893, II, S. 99; Vogel К. Op. cit., р. 279—281. 25 Hunger H. Op. cit., S. 263, 271—272, 274. 26 Guilland R. Op. cit., p. 75. 27 Buckler G. Op. cit., р. 204—205; Lemerle Р. Ор. cit., р. 74, 79—81, 210—213. 28 Lemerle Р. Ор. cit., p. 55. 29 Fuchs F. Op. cit., S. 43; Buckler G. Op. cit., p. 207; Lemerle P. Op. cit., p. 95; Hunger H. Op. cit., S. 5. 30 Marrou H.-I. Op. cit., p. 451—453, 456, 461—466, 470; Lemerle Р. Ор. cit., p. 96, 99— 104. 31 Buckler G. Ор. cit., р. 215; Marrou H.-I. Ор. cit., p. 472—475, 481, 487. 32 Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая школа.— ПС, 1966, 15 (78), с. 131—132, 137—138; Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 83—84, 197—199, 202, 213; Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981, с. 40. 33 Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии М., 1917, с. 98—101; Гранстрем Е. Э., Удальцова З. В. Византийская наука и просвещение в IV—VII вв.— В кн.: История Византии. М., 1967, т. 1, с. 391—392; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979, с. 165. 34 Рудаков А. П. Указ. соч., с. 100—101. 35 Рудаков А. П. Указ. соч., с. 100; Downey G. Op. cit., p. 302—303, 314. 36 Seitz К. Die Schule von Gaza. Heidelberg. 1892; Downey G. Op. cit., p. 297, 300—301, 307—312, 314—318. 37 Соколов В. С. Историческая кондепция Лактанция.— В кн.: Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966, с. 330—331. 38 Рудаков А. П. Указ. соч., с. 100—101, 103. 39 Lemerle Р. Ор. cit., р. 77—85. 40 Buckler G. Ор. cit., р. 213—214; Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье М.; Л., 1956, с. 338—349; Она же. Культура сирийцев..., с. 13, 14, 22, 30—31, 46—49, 51—52, 56, 57, 71, 146—147, 229. 1 Подробному анализу развития в позднеантичной культуре идеи творения мира «из ничего» посвящена первая часть монографии: Weiss H. F. Untersuchungen zur Kosmologie des hellenistischen und palästinischen Judentums. В., 1966. 2—3 Так в истории христианства называют «отцов церкви» II—III вв., активно выступавших в защиту христианской религии, как правило, со специальными работами, носившими апологетичный характер. 4 Подробнее см.: Бычков В. В Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977, с. 14—64. 5 О сублимизации византийского искусства см.: Michelis Р. А. An Aesthetic Approach to Byzantine Art. L., 1955. 6 См. подробнее: Бычков В. В. Эстетика Филона Александрийского.— ВДИ, 1975, № 3, с. 58—79; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82—128. 7 Об эстетике ранних христиан в советской литературе см.: Кошеленко Г. А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства.— ВДИ, 1964, № 3. с. 38—53; Он же. Развитие христианской эстетической теории в конце II—III в. н. э.— ВДИ, 1970, № 3, с. 86—106; Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981. 8 Méhat А. Etude sur les «Stromates» de Clément ďAlexandrie. Р., 1966, р. 344—345. 9 Стоическая формула: «Красота тела состоит в симметрии частей, в хорошем цвете и физической добротности» (Stoic veter. fragm. Arnim, III, 392; ср. III, 278; 279; 472 и др.) — была широко распространена как в доплотиновской, так и в средневековой эстетике. 10 Мы останавливаемся здесь на понятии «образ», хотя в науке нередко и не без оснований в этом же значении употребляют термин «символ». «Образ» представляется нам более широкой и общей категорией, включающей в себя все множество перечисленных значений и лучше в целом передающей сущность и характер той многоликой категории, которую поздняя античность и раннее средневековье положили в основу своего миропонимания — своей философии, религии, эстетики и даже этики. Диапазон значений этой категории, как мы увидим, велик — от иллюзорного подражания до условного знака, однако в целом она носит более пластический (наследие античного пластического мышления), чем абстрактно-рационалистический характер, даже при высокой степени условности. Поэтому «образ», как нам кажется, по-русски лучше передает ее суть, чем «символ».
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |