Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка речи




Основы мастерства публичного выступления

План практического занятия №5

При подготовке ответа следует учитывать следующее

Письмо должно представлять объективный и соответствующий существу дела ответ. Текст ответа не имеет жесткой структуры, но включает следующие композиционные элементы:

· Ссылка на содержание письма заявителя;

· Ход рассмотрения;

· Результат рассмотрения.

Начинать и заканчивать текст следует, используя этикетные формы обращения и завершения текста.

При составлении ответа используйте речевые клише.

1. Этикетные формулы: благодарю, выражаю надежду, желаем успехов, приносим извинения, искренне благодарю Вас за; Заверяю Вас в том, что мы приложим все усилия…; Надеемся на… и др.

2. Сообщения: сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уведомляем и др.

3. Требования, просьбы: прошу; настаиваем; обращаемся к Вам с просьбой и др.

4. Обещания: гарантируем, заверяем, обязуемся и др.

 

 

Литература для подготовки к занятию

1. Русский язык и культура речи. Под ред. В. Д. Черняк. – М., 2003. – Стр. 375-380, 381- 386.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. –Стр. 18-25, 26-52, 58-64, 68-74.

3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1979. – Стр. 19-60.

4. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Какая речь называется «публичной»? В чем ее отличие от других видов речей?
  2. Охарактеризуйте основные качества, которыми должна обладать публичная речь; перечислите недостатки современной публичной речи.
  3. Перечислите общие принципы выбора материала для публичного выступления.
  4. Назовите общие принципы расположения материала в публичной речи. Какие компоненты речи выделяются? Каковы две основные модели расположения материала? В каких речевых ситуациях они используются?
  5. Что представляет собой аргументирующая речь? В каких речевых ситуациях она выступает? Каковы ее разновидности в публичном выступлении?
  6. Как должен работать оратор, готовя доводы к аргументирующей речи? Как располагать доводы «по силе»?
  7. В чем особенности информирующей речи?

 

Выполните следующие задания:

Проанализируйте материал, приведенный ниже. Какая аргументация там используется: опровергающая / поддерживающая; односторонняя / двусторонняя; индуктивная / дедуктивная; нисходящая / восходящая (от сильных аргументов к слабым и наоборот)? Чья аргументация является более эффективной и почему?

Станислав Говорухин: Ни о каком патриотизме, любви к родине на нашем телевидении и не вспоминают. Вся новейшая история представляется как история сплошных преступлений и ошибок. Молодым внушают презрение к своей стране и к собственным родителям – ведь получается, что жизнь они прожили неправильно.

Владимир Познер: Я не понимаю, что такое патриотизм на телевидении. Наверное, телевидение должно просвещать. Был, скажем телесериал в советское время «Следствие ведут Знатоки», который внушал людям уважение к следственным органам. Кстати, таких передач в Америке, в Англии пруд пруди. Они сделаны со вкусом и прекрасно развлекают, но подспудно внушают мысль – посмотрите, как прекрасны наши законы, как самоотверженно работают наши полицейские.

Но нельзя приказать телевидению воспитывать любовь к родине. Жизнь, а не Госдума изменит телевидение.

 

С. Говорухин: Самое ужасное – это телеигры. Сперва показывают в новостях, как жена безденежного летчика делит последние три картофелины между голодными детьми. А после демонстрируют викторину, где какой-то человек, угадавший слово, выигрывает несколько миллионов рублей или даже автомобиль. Начали разыгрывать даже слитки золота. Разве не издевательство? В то время, когда нищие пенсионеры и врачи роются в мусорных баках, кто-то получает ни за что целое состояние.

В. Познер: Когда говорят, что надоели телеигры, что народ злит, когда ни за что выигрывают машины, я отвечаю: а вы не смотрите! Объявите бойкот тому, что вас злит. Тогда упадет рейтинг передачи, и ее снимут с эфира. Как сняли, например, Александра Солженицина. Коммерческое телевидение вынуждено учитывать вкусы зрителей. И в этом смысле оно исповедует политику «чего изволите?». Передачи – это товар. «Чернухи» много только потому, что «чернуху» хотят смотреть.

 

Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой из частей? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
1. Вступление Задачи: · Пробудить интерес к теме предстоящего разговора; · Установить контакт с аудиторией; · Подготовить слушателей к восприятию выступления; · Обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. 2. Главная часть Задачи: · Последовательно разъяснить выдвинутые положения; · Доказать их правильность; · Подвести слушателей к необходимым выводам. 3. Заключение Задачи: · Суммировать сказанное; · Повысить интерес к предмету речи; · Подчеркнуть значение сказанного; · Призвать к действиям, убедить в чем-либо. · Обращение; · Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; · Прием сопереживания; · Изложение парадоксальной ситуации; · Апелляция к интересам аудитории; · Прием соучастия; · Апелляция к событиям; · Апелляция к речи предыдущего оратора; · Апелляция к авторитетам или известным источникам; · Апелляция к личности оратора; · Юмористическое замечание; · Вопросы к аудитории.

 

Подготовьте аргументирующую речь на одну из тем (регламент 3 – 5 мин.):

  • Можно ли убедить дурака?
  • Выгодно ли быть хорошим?
  • Умен ли автор книги о глупости?
  • Что важнее: начать или завершить?
  • Кто больше виноват в конфликте? – Тот кто задел? Или тот, кто отреагировал?
  • Мы все хотим, откуда ж тогда можем?
  • Что перевесит в мире к трехтысячному году: добро или зло?
  • Сидящий в комнате на 20-м этаже и мечтающий о море где находится? - В комнате или на море?
  • Есть ли в мире справедливость?
  • Как поступит гуманист, увидев, что крокодил подкрадывается к задремавшему людоеду?
  • Когда мы покупаем сливы, мы плати в них за косточки или нет?

Можно предложить свою тему.

Литература для подготовки к занятию

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов–на-Дону, 1999.
  2. Введенская Л.А. Деловая риторика. - Ростов–на-Дону, 2002.
  3. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. – М., 1996.
  4. Русский язык и культура речи: Уч. пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2004.
  5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2002.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.