КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 24. Публицистический стиль
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом публицистический являются слова: • публицистика – общественно-политическая литература на современные, актуальные темы; • публицист – автор произведений на общественно-политические темы. Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: а) посетители, зрители, слушатели; б) люди, народ.
Цель публицистического стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера употребления – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Жанры: • статья в газете, журнале • очерк (путевой, портретный, проблемный) • репортаж • интервью • фельетон • ораторская речь • устное выступление • судебная речь • выступление по радио, телевидению, на собрании • доклад • дискуссия
Для публицистического стиля речи характерны: • логичность • образность • эмоциональность • оценочность • призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: • выдвигается важная общественная проблема • анализируются и оцениваются возможные пути ее решения • делаются обобщения и выводы • материал располагается в строгой логической последовательности • используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование – доступность. У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Это использование образных средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и др.), разговорные, просторечные слова и обороты, фразеологизмы. Не каждый публицистический текст содержит все специфические языковые средства. Это может зависеть от характера жанра, от своеобразия содержания сообщения и т. д. Функции информации и воздействия взаимосвязаны: одна дополняет другую.
ЗАДАНИЯ 1. Прочитайте обращение Д. С. Лихачева к молодежи «Любите учиться». Произведите анализ текста. Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки. Берегите себя для учения, для приобретения полезных знаний и навыков. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! А где же развлечения? Да нет же! Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни. А если не нравится учиться? Значит, вы не открыли той радости, которую приносит приобретение знаний и навыков. Посмотрите, с каким удовольствием маленький ребенок учится ходить, говорить, играть. Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Попробуйте любить все предметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового. Учитесь любить учиться!
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |