Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 22. Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная, письменная и устная




Типы речи.

По строению и содержанию тексты неодинаковы. Основные типы организации речи (устной и письменной) – повествование, описание, рассуждение.

Типы речи не привязаны к определенным стилям и жанрам, однако можно отметить предпочтительные связи. Так, для разных жанров художественной литературы характерны повествование и описание, для произведений науки – рассуждение. В публицистике употребляются все три типа речи. В разговорной речи чаще других встречается повествование.

 

Повествование тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично. В нем есть движение.

Текст-повествование строится по следующей схеме:

[1] → [2] → [3] → [4] → …

Такой способ связи называется цепным.

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. д. В начале предложения могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Основной показатель текста-повествования – формы глаголов совершенного вида.

Следующие предложения показывают, как одно действие (событие) сменяется другим, одна картина – другой. Количество таких предложений неограниченно.

 

Описание тип речи, в которой с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов.

Предметом описания могут быть представители живого и растительного мира (человек, животное, птица и т. д.), природа, населенный пункт, помещение и т. д.


Текст-описание обычно строится по схеме:

 

[1]

↑ ↑ ↑

[2] [3] [4]

Такой способ связи называется параллельной связью.

Первое предложение содержит тему.

Следующие предложения обозначают какой-либо признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины.

Количество характеризующих предложений неограниченно. Предложения, конкретизирующие общую картину, соединяются бессоюзной или сочинительной связью.

Описание чаще всего статично. Описываемый предмет может быть представлен в одном кадре фильма, диапозитива, на одной фотографии и т. д. При повествовании необходимо несколько кадров фильма и т. д. Наиболее частотны описания портрета и природы.

 

Рассуждение тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений.

Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, т. к. цель его – убедить адресата в чем-либо, укрепить или даже изменить его мнение.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) доказательства (аргументы, доводы);

3) вывод (общий итог).

Типичный пример рассуждения дают точные науки, например, теоремы, в которых есть все компоненты схемы: «что дано», доказательства и вывод – «что и требовалось доказать».

 


Стили речи.

Стилистика наука о стилях языка (речи), которые различаются специфическими средствами языка, придающими речи стилистическую окраску в соответствии с ее назначением, содержанием и жанром.

Стиль совокупность (набор) специфических средств языка, отличающих разновидности литературного языка (речи): разговорный и книжные.

Выбор стиля и стилистических средств зависит от назаначения текста, его содержания и жанра.

Основу русского литературного языка составляют нейтральные стилистические средства, т. е. такие, которые используются во всех стилях, в устной и письменной формах речи, в любой ситуации общения.

Важнейшими факторами, влияющими на выбор стиля речи, являются цели (задачи) речи и речевая ситуация.

Цели (задачи) речи – общение, сообщение, воздействие.

Речевая ситуация – это условия общения. Они создаются окружающей обстановкой (официальной и неофициальной) и характером адресата речи. Адресатом речи может быть одно лицо или группа лиц, одного или разного общественного положения и т. д. Речевая ситуация обусловливается ответами на вопросы где? и с кем?

В зависимости от условий общения разграничиваются разговорный и книжные стили. Каждый из стилей имеет свои специфические признаки.

 

ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ РЕЧИ (см. стр. 4)

Устная и письменная формы речи.

Русский литературный язык имеет две формы речи: устную и письменную, которые свойственны всем стилям литературного языка. В практике общения устную форму речи характеризует разговорный стиль, а письменную – книжные стили.

Письменная речь позволяет фиксировать результаты науки, экономической, культурной и другой деятельности различных народов.


Объединяют устную и письменную формы речи общеупотребительные слова и грамматическая система. Но это единство не означает их тождества.

Основные различия между устной и письменной речью обусловлены целью общения и речевой ситуацией, которая может быть неофициальной, полуофициальной и официальной.

Речевые ситуации устной речи – разговоры дома, на улице, в учреждениях. Устная речь может быть разговорно-бытовой, публичной и др.

Публичные выступления на общественно значимые темы бывают близкими к речи письменной, так как нередко они готовятся заранее. Устная речь характеризуется неподготовленностью.

Письменная речь более информативна, чем устная. Недоговоренность в устной речи восполняется мимикой, взглядами, жестами и т. д. Также немаловажную роль играет в устной речи интонация.

Устную и письменную формы речи отличает и синтаксис. Устной речи свойственны простые предложения, но они могут быть неполными, прерванными. В письменной речи синтаксис обычно сложнее, чем в устной. В устной речи больше внимания уделяется орфоэпическим нормам, в письменной – правописным (орфографическим и пунктуационным).

Четкой границы между устной и письменной формами речи нет. Для современной публицистики и некоторых жанров художественной литературы характерно сближение устной и письменной речи. Нужно учиться писать и говорить, не только соблюдая нормы литературной речи, но и учитывая цель речи и ситуацию общения.

 

ЗАДАНИЕ. Выделите основные тезисы статьи профессора факультета журналистики МГУ Н. Комлева «Понимаем ли мы, на каком языке говорим?». Приведите свои аргументы (или контраргументы) к этим тезисам.

Язык – это наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. А потому языку должно придаваться фундаментальное и стратегическое значение.

В целом наш язык остается по-прежнему «великим и могучим». Его лексический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. Подтверждено, что русский язык не труднее других языков для усвоения. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком.


Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык близок к литературному. Поэтому русский язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.

Каждый индивид получает язык как нечто данное, уже до него существующее, а речь во всех случаях ему приходится формировать самому. И вот тут нам открывается печальная картина. Люди используют разнообразие языковых средств в микроскопических размерах. Культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной. В публичную и деловую речь все больше проникают непристойные выражения и криминальная лексика. <….>

Особо нужно сказать об иноязычной интервенции в русскую речь, бескультурье варваризмов в деловом языке, в рекламе радио и телевидения.

Наконец, важнейшая забота государства – следить за чистотой русской произносительной и лексико-грамматической нормы в СМИ как главном регуляторе русской литературной речи.

Сейчас нет социального сословия, которое могло бы служить эталоном речевого поведения, как в прошлую эпоху дворянство или аристократия.

Сегодня устная речь пребывает в убогом состоянии. Кризис общественных структур отражается и в зеркале речевого общения, однако упорядочить речь нельзя силовыми методами. Это можно сделать только путем пропаганды образцов. А образцы в наши дни способны реализовать и демонстрировать прямо и непосредственно в первую очередь радио и телевидение. <….> Наблюдается «прорыв» жаргона на всех литературных и публицистических фронтах… Жаргон не только прорвался, но и произвел мощный лексико-семантический взрыв.

Еще один симптом падения русской речи, который не очевиден наивному пользователю языком, но который, бесспорно, сигнализирует о внутреннем неблагополучии нашего общества. Это сужение объема употребляемого лексикона во всех речевых жанрах. Речевая бедность выражается, кроме того, в эксплуатации незначительного числа сверхчастотных слов, появление которых в текстах


легко предсказуемо. А что предсказуемо, то не информативно. Напротив, слова малочастотные больше привлекают внимание, вызывают больше интереса и чаще всего конкретизируют детали сообщения.

Основной путь к ренессансу русской речи в нашем многонациональном Отечестве проходит через масс-медиа. И приходится только удивляться, что газеты стоят в стороне от языковых проблем. Язык – это канал, по которому они держат связь с читателем, и этот канал должен регулярно прочищаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.