КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 25. Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых, служебных, производственных отношений. Основные признаки стиля: • назначение • в какой обстановке используется • виды и жанры • особенности лексики • другие особенности (характер формулировок, требования к оформлению и др.) Основные стилевые черты: • точность (не допускающая иного толкования) • неличный характер • стандартизованность, стереотипность построения текста • долженствующее-предписывающий характер Все постановления, законы, догов о ры, протоколы, заявления, включая международные, и т. д. составляются на основе делового стиля речи. Речевая ситуация – официальная обстановка государственных учреждений, поэтому деловой стиль часто называют официально-деловым. Для делового стиля характерны свои термины (постановление, протокол резолюция), и устойчивые сочетания (вынести постановление, принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду). В деловой речи не употребляется эмоционально окрашенная лексика. Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи - ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов. Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане, войско, оружие. Стандартизованность стиля характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и др. Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов - взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять, обязан беспрекословно выполнять. Общие признаки официально-делового стиля речи: • в лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера; • в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах - протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); • в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены предложения); В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых (протокол, отчет, договор) наблюдается и повествовательная манера изложения. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них нет изобразительных средств языка. В повседневной жизни приходится нередко писать заявления, автобиографию (при поступлении в учебное заведение, на работу). Поэтому необходимы умения и навыки при составлении этих бумаг. Общие требования: • точность • краткость • ясность излагаемого содержания • юридическая обоснованность • единая внешняя форма • общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов Реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа. Составные части документа (заявления, заявки, доверенности и др.) 1) кому (название учреждения или должностного лица с указанием Ф. И. О.); 2) от кого (Ф. И. О. – в Р. п., должность); 3) заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная (служебная) записка и др.); 4) текст документа (просьба, объяснение, сообщение); 5) дата (слева) и подпись (справа); 6) адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа снизу). Иногда в документе подробно излагается просьба, ее причина, указывается перечень прилагаемых документов (их название, когда и зачем выданы). Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и т. д. Подстили: • официально-документальный (язык законов, язык дипломатии); • обиходно-деловой (служебная переписка, деловые бумаги)
Памятка Смысловая точность – главная ценность деловой речи, иначе может исказиться смысл сообщения, что повлечет возможность двоякого толкования фразы, нежелательную тональность текста. 1) Быть внимательным к употреблению паронимов (близких по звучанию однокоренных слов, различающихся значением): гарантированный - гарантийный; командированный – командировочный). 2) Быть внимательным в употреблении синонимов: невнимание к оттенкам значений синонимов, незнание традиционных норм лексической сочетаемости может привести к смысловой ошибке. Дефект, недостаток, изъян – синонимы – указывают на несовершенство чего-либо, но условия их употребления неодинаковы. 3) Быть внимательным в употреблении плеоназмов (переизбыток). Памятный сувенир; сувенир – «подарок на память»; передовой авангард; авангард – «те, кто впереди». 4) Быть внимательным к тавтологии – тавтологические повторы делают фразу неблагозвучной, затрудняют ее восприятие. Польза от используемых навесных агрегатов… 5) Быть внимательным к употреблению омонимов.
Документ – деловая бумага, обладающая юридической силой. Реквизит – содержательный элемент документа. Типы документов: 1. Дипломатические: • конвенция – международный договор по специальному вопросу; • нота – дипломатическое обращение одного правительства к другому; • меморандум – дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос. 2. Законодательные: • закон – постановление государственной власти; • конституция – основной закон государства; • устав – свод правил, положений, устанавливающий организацию, устройство, порядок деятельности чего-нибудь (боевой устав); • акт – закон, установление государственных органов или общественных организаций (законодательный акт). 3. Административно-канцелярские: • заявление – письменная просьба о чем-нибудь; • приказ – официальное распоряжение того, кто облечен властью (приказ директора); • доверенность – документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. И другие типы административно-канцелярских документов. Образцы документов. СПРАВКА Наименование организации Адрес организации, которой направляется справка Справка —№—— Дата——— —————— Место издания
Ф. И. О. полностью Работает в должности———————————————————————— Месячный оклад————————————————————————руб.
Должность руководителя Подпись (инициалы, фамилия) Справка – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий (о подтверждении места учебы и работы, о занимаемой должности, заработной плате, месте проживания и т. п.) Реквизиты справки: • наименование жанра документа (справка); • именование лица, которому выдается справка (Ф. И. О.); • текст, содержащий требуемую информацию; • наименование адресата (организации, для которой предназначена справка); • подпись должностного лица. АВТОБИОГРАФИЯ Автобиография – документ, который автор составляет самостоятельно. Типового формуляра для биографии не существует и составляется она в произвольной форме. Однако отдельные составные части и реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно. Пишут автобиографию от руки на листе бумаги форматом А4, либо на специальном бланке. Форма изложения – повествовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологической последовательности и так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественно-политической деятельности данного человека. Реквизиты автобиографии: • название документа (автобиография); • Ф. И. О. автора; • число, месяц и год рождения; • место рождения; • сведения о родителях (Ф. И. О., место работы); • образование и специальность по образованию; • вид трудовой деятельности; • последнее место работы и должность; • награды и поощрения; • семейное положение и состав семьи; • домашний адрес и телефон; • дата; • личная подпись. ЗАЯВЛЕНИЕ При приеме на работу граждане подают письменное заявление, в котором излагают просьбу о зачислении на предприятие, в организацию, учреждение, указывая свою профессию, квалификацию, специальность, должность. В настоящее время основанием для приема на работу является еще и контракт. Заявление о приеме на работу составляется в произвольной форме, пишется от руки. Реквизиты заявления:
• адресат (кому адресовано заявление); • заявитель; • наименование вида документа (заявление); • текст; • подпись; •дата составления.
ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |