КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преподаватель Карпова Е.В
Тема: Понятие культуры речи. Языковая норма. Контрольные вопросы и задания: 1. Что такое «культура речи»? Каковы аспекты культуры речи? 2. Расскажите о вариативности языкового знака, о видах вариантов. 3. Что называется языковой нормой? Каковы ее признаки? 4. Чем обусловлена необходимость в вариантах нормы? Приведите примеры диспозитивной нормы. Практическое задание Задание № 1 с.7, №1 с.12 \\ Смирнова М.А. Основы культуры речи.- Калуга, 1991. Литература 1. Смирнова М.А. Основы культуры речи. - Калуга. - 1991 (тема №1,2) *. 2. Культура русской речи/ Под ред. проф. Граудиной и Ширяева.- М.- 1998- Вводная глава (кроме §1). 3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.- М.1981- гл.2 4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2003. * (с. 15-18). 5. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997 (ст. Культура речи). 6. Педагогическое речеведение: Словарь - справочник. - М., 1998 (ст. Культура речи, Языковая норма, Языковая политика, Языковое регулирование, Речевой этикет, Этикетный диалог, Риторика) *.
План - задание по культуре речи № 2 Преподаватель - доц. Карпова Е.В.
ТЕМА: Речевые ошибки (нарушения языковых норм) у детей и взрослых Контрольные вопросы и задания: 1. Расскажите о двух видах ошибок: 1) ошибках - отклонениях от системно обоснованных правил; 2) ошибках – отклонениях от конвенционально обоснованных правил (по Ю.Н. Караулову). 2. Расскажите о причинах нарушения языковых норм у детей: 1) давление языковой системы («заполнение пустых клеток»; выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых системой; устранение фактов, чуждых языковой системе; устранение идиоматичности); 2) влияние нелитературной языковой среды; 3) сложность механизма порождения речи (по С.Н. Цейтлин). 3. Какие причины обусловливают наличие ошибок в речи детей и взрослых? 4. Расскажите о намеренном отклонении от нормы как художественном приеме. Практическое задание Задания № 3,5 (с. 80)// Смирнова М.А. Основы культуры речи.-Калуга.-1991
ЛИТЕРАТУРА 1. Материал лекций 2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения.-Спб.-1997.-с. 7-25 3. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых.// Оценивание знаний, умений и навыков по русскому языку.-М.-1993. 4. См. также написанный В.И. Капинос раздел «Культура речи» в кн.: Методика развития речи на уроке русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской.-М.-1980 5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.-1997. (ст. Недочеты речевые, Норма языковая в школе; Речевые ошибки учащихся).
План-задание №3 по культуре речи Тема: Нормы произношения и ударения. Стилистические ресурсы фонетики.
Контрольные вопросы и задания 1. Расскажите об основных орфоэпических нормах: 1) произношение гласных звуков; 2) произношение согласных звуков 3) произношение сочетаний согласных 4) произношение отдельных грамматических форм 5) произношение иноязычных слов 6) произношение русских имен и отчеств 2. Каковы особенности русского ударения? 3. Каковы основные отличия стилей произношения? 4. Каковы возможности фонетических единиц в области выражения стилистических значений (эмоционально-экспрессивного и функционально-стилевого)? Практическое задание Задание №5 (с. 14-15), №4(с.15), №6,8 (с. 16,17), №10 (с. 18), №1 (с.30)// Смирнова М.А. Основы культуры речи.- Калуга.-1991. Литература 1. Смирнова М.А. Основы культуры речи.- Калуга.-1991. С.14-32 2. Совр. русск. лит. яз./ Под ред. П.А. Леканта.-М, 1998.- с.123-130 3. Горбачевич К.С. Нормы совр. русск. языка.-М, 11981.-гл.5,4 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М,1993-С.176-182,182-192,257-277 5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.- М, 1997-С.19-32 6. Орфоэпический словарь русского языка/ Подл ред. Р.И. Аванесова.-М., 1983.-С.660-684 7. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.-М.,1972 (есть в № 24) Дополнительная литература 1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М, 2001. С.52-60, 61-74 2. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи.-М.1996. С.49-52 3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М, 2002. - С. 152-192 4. Введенская Л.А. Что ни звук, то и подарок: рассказы о звучащей речи.-М.-1996-с. 28-51 5. Журавлев А.П. Звук и смысл.-М.,1991
План-задание № 4 по культуре речи
Преподаватель - доц. Карпова Е.В.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |