Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права




Принцип осуществления правосудия только судом представляет собой такое правило, по которому реализация полномочий, отнесён­ных к ведению органов судебной власти, может осуществляться толь­ко судами, созданными в соответствии с законом. Данный принцип характеризует место органов судебной власти в системе разделения властей, когда в наиболее обобщённом виде органы законодатель­ной власти должны принимать нормативные акты, органы исполни­тельной власти обеспечивают их практическую реализацию, а органы судебной власти разрешают конфликты.

Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип отражается в том, что по делам в сфере хозяйственной юрис­дикции, отнесённым к ведению арбитражных судов, только арбитраж­ный суд вправе осуществлять правосудие.

Данный принцип также отражает наличие нескольких автономных судебных подсистем в рамках общей судебной системы России, в которой арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере хозяйственной юрис­дикции по экономическим спорам и другим делам, связанным с пред­принимательской и иной экономической деятельностью. Поэтому вряд ли необходимо выделение самостоятельного принципа автономности арбит­ражных судов в судебной системе России, предложенное М.Г.Митиной, поскольку самостоятельность арбитражно-судебной системы логично вы­текает из указанного принципа осуществления правосудия только судом.

В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федераль­ного конституционного закона «О судебной системе Российской Феде­рации» судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции (по делам, отнесённым к ведению арбитражных судов) может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе при­нимать на себя осуществление правосудия. При этом не допускается со­здание каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определённого кру­га вопросов, не допуская пересечение их компетенции.

В ряде случаев дела, отнесённые к ведению арбитражных судов, могут разрешаться другими органами, например третейскими суда­ми, международными коммерческими арбитражами, органами адми­нистративной юрисдикции. Согласно ч. 6 ст. 4 АПК по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом пер­вой инстанции судебного акта, которым заканчивается дело по суще­ству, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. Однако деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство - судебным процессом. Такая деятельность является по своей правовой природе формой частного правоприме­нения, основанной на соглашении сторон.

То же самое относится к деятельности судов административных юрисдик­ции, наделённых правом разрешения в предварительном порядке спо­ров в сфере гражданского оборота. В конечном счёте их решения могут быть оспорены в суд (п. 2 ст. 11 ГК) и заинтересованные лица будут вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитражного суда.

Принцип законности представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия связаны Конституци­ей РФ и законами, а также действующими правилами судопроизвод­ства. Данный принцип как общеправовой вытекает из ч. 2 ст. 15 Консти­туции РФ, согласно которой органы государственной власти, в том числе и судебной, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. За­конность включена и в международно-правовые акты в качестве одной из гарантий справедливого судебного разбирательства, исходя из ана­лиза ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В арбитражном процессуальном законодательстве данный прин­цип отражён в Федеральном конституционном законе «Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации» (ст. 6) и АПК (ст. 2, 3, 6, 13 и др.).

Обязанности судей по обеспечению законности осуществляются двояким путём.

Во-первых, законность обеспечивается правильным применением законодательства, что возможно в условиях соблюдения иерархии нормативных актов в правоприменении, возможностями при­менения иностранного права, отсутствием давления и независимостью судей и арбитражных заседателей при отправлении правосудия. Не слу­чайно, что процессуальное законодательство при регулировании полно­мочий суда использует в основном метод предписания с целью сниже­ния возможностей для проявления судейского усмотрения. Для устране­ния судебных ошибок в арбитражном процессе имеется специальная система судебных инстанций и органов, обеспечивающих пересмотр судебных актов.

Если арбитражный суд установит при рассмотрении дела несоот­ветствие акта государственного, или иного органа, а равно должност­ного лица Конституции РФ, федеральным конституционным и феде­ральным законам, общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права, международному договору России, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, то он должен принять решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наи­большую юридическую силу. Данное положение следует из ст. 5 Феде­рального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 13 АПК.

Во-вторых, законность обеспечивается соблюдением правил судо­производства, которые находят своё выражение в арбитражной про­цессуальной форме как нормативно установленном порядке осуще­ствления правосудия.

Принцип законности обращён и к участникам процесса, обязывая их в процессуальной деятельности также исходить из действующего законодательства, устанавливая самые различные санкции за наруше­ние законных прав и интересов других лиц, в том числе и за злоупот­ребление процессуальными правами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.