Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип независимости судей арбитражных судов




Принцип независимости судей арбитражных судов представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо дру­гих органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определённого уровня.

Принцип независимости отражён в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 АПК и имеет также международно-правовые источники, поскольку закреплён в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Данный принцип сочетает одновременно два начала: независимость судей, которая в то же время ограничивается необходимостью их под­чинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответ­ственность. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанав­ливаются федеральным законом, прежде всего Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации», а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.

Вместе с тем судьи не свободны при осуществлении своих функ­ций и вынесении решения - они связаны Конституцией РФ и феде­ральным законом, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий.

Гарантии независимости судей, включая судей арбитражных судов, традиционно в доктрине подразделяются на политические, экономи­ческие и правовые.

К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости су­дебной власти от власти исполнительной и законодательной, а также ряд других гарантий. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, при­надлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять пред­принимательскую деятельность, а также совмещать работу в должно­сти судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, препода­вательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответству­ющего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом уста­новлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначае­мость судей), определённый в Федеральном конституционном зако­не «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральном за­коне «О статусе судей в Российской Федерации».

Независимость судьи обеспечивается также:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

- запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмеша­тельства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского сообщества;

- несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничива­ются каким-либо сроком) и другими юридическими гарантиями.

Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражён в статьях АПК, в частности в правилах об отводах судей (гл. 3), об оцен­ке доказательств (ст. 71), о тайне совещания судей (ст. 167) и др.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой за­щитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необхо­димые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ноше­ние служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему орга­нами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии».

Правила и гарантии независимости распространяются также на арбитражных заседателей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российс­кой Федерации» на арбитражного заседателя и членов его семьи в пе­риод осуществления им правосудия распространяются гарантии не­прикосновенности судей и членов их семей, установленные Консти­туцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О народных засе­дателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Феде­рации».

Принцип гласности судебного разбирательства представляет собой такое правило, согласно которому разбирательство в арбитражных судах является открытым, обеспечивающим присутствие на слушаниях дела любому лицу. Принцип гласности также является конституционным (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ) и процессуальным (ст. 11 АПК). Для понимания пределов и содержания реализации принципа гласности в арбитражном процессуальном праве следует отметить правило ч. 7 ст. 11 АПК, по которому присутствующие в зале заседания имеют право делать письменные заметки, вести звукозапись. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, рассматривающего дело. Тем самым создаются фактические и юридические предпосылки для реального обеспечения гласности судебного процесса в арбитражном суде. Поэтому гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции. Кроме того, гласность способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в соблюдении установленных процессуальным законом правовых про­цедур разбирательства дела.

Закрытое судебное заседание обязательно проводится в случаях, если при открытом разбирательстве будет разглашена государственная тай­на и в иных случаях, указанных в федеральном законе. В данном случае главным является использование в качестве доказательственной инфор­мации сведений, относящихся к государственной тайне. Поэтому за­крытое судебное заседание проводится по инициативе как суда, так и любого из лиц, участвующих в деле. В остальных случаях проведение закрытого заседания проводится только по ходатайству лица, участву­ющего в деле и в случае приведения им доказательств того, что в та­ком заседании может быть разглашена коммерческая, служебная или иная охраняемая законом (например, нотариальная) тайна. Удовлет­ворение ходатайства производится по усмотрению суда.

Сведения, составляющие государственную тайну, перечислены в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне». Например, государствен­ную тайну составляют следующие сведения в области экономики, на­уки и техники:

- о содержании планов подготовки Российской Федерации и её отдель­ных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооруже­ния и военной техники, об объёмах производства, поставок, о запа­сах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных матери­альных резервов;

- об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в целях обес­печения обороноспособности и безопасности государства;

- о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназна­чении и степени защищенности объектов административного управ­ления, о степени обеспечения безопасности населения, о функцио­нировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обес­печения безопасности государства;

- об объёмах, о планах (заданиях) государственного оборонного зака­за, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о на­личии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предпри­ятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указан­ных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

- о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опыт­но-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на без­опасность государства;

- об объёмах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объёмах других стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ).

Для понимания пределов действия правил о государственной тай­не важно исходить из положений определения Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 314-0 по жалобе открытого акционерного общества «Омский каучук» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона РФ «О государственной тайне». Здесь отме­чено, что данная статья Закона не может применяться судами в каче­стве основания для отстранения представителя ответчика от участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.

Понятие информации, содержащей служебную или коммерческую тайну, дано в ст. 139 ГК. К ней относится информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Сведения, которые не могут состав­лять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами.

Как видно, в ГК определение коммерческой и служебной тайны дается достаточно оценочно и путём отсылки к другим нормативным правовым актам. В их числе можно назвать, например, постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, утвердивший Перечень сведений конфи­денциального характера. Целый ряд федеральных законов обязывает участников гражданского оборота раскрывать определенную инфор­мацию, и, следовательно, она не может относиться к конфиденци­альной информации, в частности Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» (ст. 30), «О защите прав и законных интересов инвес­торов на рынке ценных, бумаг» (ст. 6) и др.

Принцип регионального построения арбитражных судов кассационной инстанции представляет собой такое правило, по которому кассационные полномочия в судебно-арбитражной системе осуществля­ют особые судебные органы, созданные специально для их выполне­ния вне рамок традиционного административно-территориального де­ления.

Особенностью системы арбитражного судоустройства является наличие десяти федеральных арбитражных судов округов, созданных в рамках сложившихся экономических территорий нашей страны. Образование в 1995-1996 гг. кассационных судов позволило обеспе­чить доступность кассационного пересмотра к участникам процесса в условиях огромной территории России, в то же время не снижая уро­вень необходимых процессуальных гарантий.

Межрегиональное построение кассационной системы не только обеспечивает доступ к правосудию, но и создает дополнительные га­рантии независимости судей арбитражных судов, осуществляющих судебные полномочия в арбитражном суде, находящемся вне рамок какого-либо субъекта Федерации.

Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах представляет собой такое правило, в соот­ветствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в арбитражном процессе производится судьей арбитражного суда единолично, либо арбитражным судом в кол­легиальном составе.

При этом следует различать разные составы коллегий.

Во-первых, коллегиальное разбирательство в составе профессиональных судей. В таком составе рассматриваются определённые категории дел в судах первой инстанции, в частности, согласно ст. 17 АПК:

1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

5) кроме того, коллегиально в составе трёх или иного нечетного ко­личества судей рассматриваются дела апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора, если иное не установлено АПК.

Во-вторых, коллегиально могут быть рассмотрены дела в арбит­ражном суде первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей. Согласно ч. 3 ст. 17 АПК с их участием рассматриваются экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Однако не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, отнесённые к коллегиальному рассмотрению профессиональными судьями; все дела, возникающие из административных и иных пуб­личных правоотношений и дела особого производства.

Порядок формирования списков арбитражных заседателей, их полномочия и статус в арбитражном процессе определены в Федераль­ном законе «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъек­тов Российской Федерации» и гл. 2 АПК. Общее правило заключается в том, что коллегиально дела с участием арбитражных заседателей рассматриваются только по ходатайству какой-либо стороны дела. Специального перечня дел, которые могут быть рассмотрены только с привлечением арбитражных заседателей, не установлено.

Во всех остальных случаях, если дело не отнесено к коллегиально­му рассмотрению, оно разрешается единолично судьей.

Коллегиальное рассмотрение дел в большей степени гарантирует объективность, снижает субъективизм, способствует обсуждению слож­ных вопросов, являющихся предметом судебного разбирательства. Что касается привлечения арбитражных заседателей, то в отличие от ГПК, который исключил участие народных заседателей при рассмотре­нии гражданских дел судами общей юрисдикции, АПК наоборот за­крепил использование представителей народа в арбитражном процессе.

Принцип государственного языка судопроизводства представляет собой такое правило, согласно которому судопроизводство в арбит­ражном суде ведётся на государственном - русском языке, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода с це­лью понимания ими совершаемых процессуальных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным язы­ком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком и на свободный выбор языка общения. В развитие этих конституционных положений в ч. 3 ст. 10 Федерального конституционного закона «О судебной системе Россий­ской Федерации» участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объясне­ния на родном языке, либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Поэтому правила о языке судопроизводства в ст. 12 АПК соответствют приведённым положениям Федерального конституционного закона «О судебной системе Россий­ской Федерации».

Статус переводчика закреплён в ст. 57 АПК, а условия оплаты его труда по переводу - в ст. 106, 107, 109 АПК. АПК не предусматривает специальных квалификационных требований к переводчику. Очевид­но, что в данном качестве вправе выступать лица, имеющие специ­альный диплом, либо квалификацию переводчика, либо владеющие языком в степени, достаточной для обеспечения адекватного перево­да. Оплата услуг, переводчика должна производиться за счёт средств федерального бюджета в том случае, если переводчик назначен по инициативе арбитражного суда.

Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом представляет собой такое правило, согласно которому право­судие осуществляется на началах равенства организаций и граждан неза­висимо от каких-либо признаков и критериев. Данный принцип сформу­лирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 7 АПК.

Согласно приведённым нормативным предписаниям правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед зако­ном и судом организаций независимо от места нахождения, подчи­нённости, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так­же других обстоятельств. Из принципа равенства перед законом и су­дом вытекает, что правосудие осуществляется независимо от право­вого статуса участников процесса, их имущественного положения, формы собственности и других критериев; процессуальное положе­ние участников арбитражного процесса определяется только арбит­ражным процессуальным законодательством и никаким другим иным; процессуальный порядок разрешения дел, подведомственных арбит­ражным судам, определяется арбитражной процессуальной формой.

Обеспечение равной судебной защитой в отношении всех лиц, уча­ствующих в деле, является одной из процессуальных обязанностей суда, который для этих целей наделяется самыми разнообразными полномо­чиями, в том числе и до возбуждения дела в арбитражном суде. Например, согласно ст. 99 АПК при подаче заявления об обеспечении иму­щественных интересов заявитель представляет в арбитражный суд документ, подтверждающий произведенное встречное обеспечение в раз­мере указанной в заявлении суммы обеспечения имущественных инте­ресов. При подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 135 АПК) судья арбитражного суда совершает соответствующие процессуальные действия в отношении обеих сторон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.