стойкий характер, правильного письма.Кроме того, катамнестические сведения об учащихся, успешно прошедших курс логопедической работы в начальной школе, указывают на то, что специфические ошибки, хотя и фрагментарно, сочетаются, с большим количеством орфографических ошибок. Как правило, таких ошибок особенно много в творческих работах (изложениях, сочинениях), где помимо умения составлять программу устного речевого высказывания с использованием адекватной лексики, правильного грамматического оформления фразы, необходимо наличие правильно и грамотно сформированного письма. Таким образом, работу по устранению элементов дисграфии, а преимущественно дизорфографии, логично проводить учителю-логопеду.
Задам встречный вопрос:Почему, по-вашему, так неактивно ис пользуются компьютеры и обучающие про граммы в логопедической работе? Ведь соб ственно письмо в компьютерном исполне нии практически не содержит не только дисграфических, но и лексико грамматичес ких, а также орфографических ошибок. Это обусловлено, во-первых, использовани ем в текстовом редакторе орфографичес кого редактирования.
Но в данном случае результат печатное письмо.
А это - вторая причина сокращения или отсутствия ошибок, т.к. механизм письма в целом иной: исключается патодинамический графомоторный стереотип, вырабатывается новый рукодвигательный навык, расширяется зрительное поле контроля и т. д.Таким образом, вспомогательное использование компьютерных обучающих программ допустимо и оправдано при коррекции нарушений в письме, в развитии письменной речи.
И все же, вопросов остается больше,чем предложено ответов.
Вот Вы призываете к простоте, а вместо этого предлагаете вести дополнитель ную документацию, помимо требуемой по нормативным документам.
Есть разница между усложнением и систематизацией: между хаотичным множеством знаний и знаниями в системе.
Претендуете на право...
Мы имеем право на поиск, а в этом
праве сплошные обязанности и ответ
ственности, которые иногда уже нехотя
выполняют и без энтузиазма несут...
Каждому в нашей профессии приходится выбирать, с какой возрастной
аудиторией работать, в каком учреждении
трудиться, какую форму речевой патологии
корригировать, и его ли данный
профессиональный путь вообще.
Иногда это сразу нелегко определить
или трудно признать со временем.
В любую профессию надо приходить в
свое время и уходить из нее вовремя... или.
оставаясь в рамках профессии, менять ее
направления.
Вы не договариваете.
Быть может, все гораздо сложнее.
чем нам кажется, и значительно проще, чем
думается?.. Ведь понятие «нормы», и «аб
солют» методики относительны. Кроме,
пожалуй, одного: осознанной Веры, перехо
дящей в спокойную уверенность, в способно
сти детей и в свои возможности. Тогда и
методика будет эффективна, и различные
приемы действенны, и положительный ре
зультат закономерен.
Любой педагог, особенно учитель-логопед,
должен свободно владеть собственной
речью, не занижая ее лексически, правильно
строя и оформляя, настраивая на свою
речь детей, как на камертон, и раскрывая
при этом речевые возможности в более ши
роком понимании, чем собственно говоре
ние. И многие дети начинают говорить еще
и на языке живописи, музыки, танца и, зна
ете, пишут не только диктанты, пишут
стихи, картины, пишут... И в этом жела
нии общаться заслуга (опосредованная) учи
теля-логопеда тоже... может быть...
Трогательно. Вы закончили?
Можно было бы продолжить разго
вор о конспектах занятий по всему тема
тическому курсу, а их - около 300, предло
жить рабочие тетради к каждому разде
лу с письменными заданиями и
упражнениями...
Но это была бы уже совсем другая история...
«У каждого человека свои звезды. Одним тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить... Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... У тебя будут звезды, которые умеют смеяться.'».
Антуан де Сент Экзюпери.
Нам всем подарок от тех, кто умеет так талантливо смеяться, мыслить и сочинять...
Если ты хочешь...
Бабочки малые очень хрупки,
Женщины в мире красивей луны
И если ты хочешь,
И если ты можешь,
И если не ленишься ты,
Тогда постарайся
И если захочешь - лети!
Алена Ч., 1 класс, 2000.
***
И средь ночей, и средь полей, Как только солнце сядет, Он вьётся средь серебряных лучей. Недаром назван он серебряный олень.
Алена Ч., 2класс, 2001.
***
Уж лучше ванна...
Лежу я в ванне и кайфую... Такое тихое молчанье. Вот там! Там!.. Во сне сажусь я на диван, Включаю телек долгожданный, Но шевельнуться не могу, Не пискнуть и не дрогнуть. Хочу я телек посмотреть, Но ванна лучше...
Миша М., 3 класс, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. I) Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (копия)
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2.
(«Вестник образования» 02.2001).
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
■коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
■ своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
■ разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов 1 ступени начального общего образования и трех восьми классов 1 ступени в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим лексико-грамматическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление на логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
■ с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
■ с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не менее двух трех раз в неделю;
■с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного двух раз в неделю;
■с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушением речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель-логопед:
1. Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
3. Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами специалистами детских поликлиник и пихолого-медико-педагогических комиссий.
4. Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.
5. Представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление