Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовая учебная программа




для высших учебных заведений по специальностям:

1-03 03 01 Логопедия

1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность

1-03 03 07 Тифлопедагогика. Дополнительная специальность

(1-03 03 07-03 Тифлопедагогика. Логопедия)

1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность

(1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия)

 

СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию ____________________ П.Д.Кухарчик ________________________________ СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования ______________________ Ю.И.Миксюк __________________________________ Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ______________________ М. И.Демчук __________________________________   Эксперт-нормоконтролер __________________________________ __________________________________  

 

Минск 2009


СОСТАВИТЕЛИ:

Н.Н. Баль, заведующий кафедрой логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Н.В. Дроздова, доцент кафедры логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

А.А. Кочарян, старший преподаватель кафедры логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра логопедии факультета специальной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»;

Е.А. Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 14 от 19.03.2009 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 4 от 20.03.2009 г.);

Секцией научно-методического совета по социально-педагогическому, медико-биологическому и специальному образованию учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию

(протокол № 2 от 06.04.09 г.)

 

 

Ответственный за редакцию: Н.В. Дроздова

Ответственный за выпуск: Н.В. Дроздова

Пояснительная записка

Дисциплина «Логопедия» предназначена для профессиональной подготовки студентовспециальностей 1-03 03 01 Логопедия, 1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность, 1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия), 1-03 03 07 Тифлопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 07-03 Тифлопедагогика. Логопедия).

Основная идея дисциплины“Логопедия” заключается в том, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, в связи с чем логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельностью ребенка. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, что предполагает организацию своевременной ранней коррекционно-развивающей помощи.

Цель изучения дисциплины –овладение студентами научно-теоретическими основами, практическими умениями и навыками в области предупреждения, выявления и устранения нарушений речи у детей и взрослых средствами специального обучения, воспитания и перевоспитания.

Основными задачами дисциплины является формирование у студентов способностей к диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, учебно-методической, инновационной, научно-исследовательской, информационно-просветительской, организационно-управленческой деятельности учителя-логопеда. Программа дисциплины ориентирована на реализацию идей компетентностного подхода, в рамках которого у студентов формируются профессиональные компетенции по видам деятельности. Выпускник должен быть компетентен в:

- квалификации речевых расстройств и планировании логопедической работы на диагностической основе;

- обеспечении комплексного решения ведущих коррекционно-развивающих задач, проектировании и реализации программ коррекционно-развивающей работы на основе прогнозирования индивидуального темпа развития ребенка с нарушениями речи;

- выработке у лиц с нарушениями речи комплекса позитивных и социально-значимых мотивов, формирующих сознательное отношение к логопедическим занятиям;

- установлении позитивных отношений с детьми и взрослыми с нарушениями речи, владеть техникой их консультирования, проведении психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в семье и учреждении для лиц с нарушениями речи;

- взаимодействии с другими специалистами, сопровождающими лиц с нарушениями речи, осуществлении преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;

- работе с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, организацию логопедической помощи в системе здравоохранения; анализе направлений научных поисков в области логопедии;

- осуществлении педагогической деятельности, направленной на профилактику нарушений речи;

- ведении документации учителя-логопеда.

В результате изучения дисциплины выпускник должен:

знать:

- проблемное поле логопедии, ее теоретические и методологические основы;

- современные тенденции развития логопедической теории и практики;

- требования квалификационной характеристики учителя-логопеда;

- классификацию нарушений речи и методы их педагогической диагностики;

- распространенность, этиологию, механизмы, формы, симптоматику речевых нарушений;

- систему принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений;

- особенности формирования речи, речевые нарушения и методы их устранения у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психических расстройствах);

- систему профилактики речевых расстройств;

- формы и структуру организации логопедической помощи.

уметь:

- планировать и проводить психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью квалификации речевого расстройства и прогнозирования коррекционных мероприятий;

- обеспечивать комплектность медико-психолого-педагогического воздействия при тяжелых формах патологии речи и определять свое реальное участие в этом комплексе;

- планировать предстоящее логопедическое и воспитательное воздействие, проектировать его результат;

- владеть методикой предупреждения и устранения речевых нарушений у лиц разного возраста;

- владеть функциями учета детей с речевыми нарушениями, динамики их развития, степени усвоения прорабатываемого материала и овладения соответствующими навыками, контроля за речью и деятельностью детей.

Дисциплина «Логопедия» базируется на содержании дисциплин «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и психологии», «Специальная психология», «Психолингвистика», «Основы фонологии», тесно взаимосвязан с курсами «Коррекционная педагогика», «Основы специальной методики обучения и воспитания», «Основы методики коррекционно-развивающей работы», «Психолого-педагогическая диагностика» и является основой для изучения дисциплин «Логопедическая ритмика», «Ранняя коррекционная работа с детьми с фактором риска в речевом развитии».

Дисциплина “Логопедия” состоит из пяти разделов.

В первом разделе “Теоретико-методологические основы логопедии” дается определение логопедии как науки, излагаются методологические и естественнонаучные основы логопедии, представлена общая теория этиологии, классификации нарушений речи, принципов и методов их выявления и устранения.

Во втором разделе “Виды нарушений речи и их коррекция” дан анализ конкретных форм речевых нарушений, представлена система коррекционно-педагогической работы по их устранению.

В третьем разделе “Логопедическая работа при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и при общем недоразвитии речи” представлены вопросы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи.

В четвертом разделе “Особенности логопедической работы при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях” излагаются сведения об особенностях речевой деятельности, речевых нарушений и особенностях логопедической работы при нарушениях слуха, зрения интеллектуальной недостаточности, задержке психического развития, детском церебральном параличе.

В пятом разделе “Организация логопедической помощи” раскрывается система учреждений, оказывающих логопедическую помощь в Республике Беларусь и за рубежом, о формах организации их работы, вопросы предупреждения речевых нарушений.

Дисциплина «Логопедия» изучается в объеме максимально 1172 часа, из них аудиторных – 612* (590 **) часов: лекционные – 312* (310 **) ч., практические/семинарские – 140* (132 **) ч., лабораторные – 160* (148 **) ч. При изучении дисциплины в качестве форм контроля используются экзамены и зачеты.

 

* – для специальностей 1-03 03 01 Логопедия; 1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность; 1-03 03 07 Тифлопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 07-03 Тифлопедагогика. Логопедия)

** – для специальности 1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.