КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальностям: 1-03 03 01 Логопедия 1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность 1-03 03 07 Тифлопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 07-03 Тифлопедагогика. Логопедия) 1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия)
Минск 2009 СОСТАВИТЕЛИ: Н.Н. Баль, заведующий кафедрой логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент; Н.В. Дроздова, доцент кафедры логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент; А.А. Кочарян, старший преподаватель кафедры логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра логопедии факультета специальной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»; Е.А. Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент
Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой логопедии факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 14 от 19.03.2009 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 4 от 20.03.2009 г.); Секцией научно-методического совета по социально-педагогическому, медико-биологическому и специальному образованию учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 2 от 06.04.09 г.)
Ответственный за редакцию: Н.В. Дроздова Ответственный за выпуск: Н.В. Дроздова Пояснительная записка Дисциплина «Логопедия» предназначена для профессиональной подготовки студентовспециальностей 1-03 03 01 Логопедия, 1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность, 1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия), 1-03 03 07 Тифлопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 07-03 Тифлопедагогика. Логопедия). Основная идея дисциплины“Логопедия” заключается в том, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, в связи с чем логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельностью ребенка. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, что предполагает организацию своевременной ранней коррекционно-развивающей помощи. Цель изучения дисциплины –овладение студентами научно-теоретическими основами, практическими умениями и навыками в области предупреждения, выявления и устранения нарушений речи у детей и взрослых средствами специального обучения, воспитания и перевоспитания. Основными задачами дисциплины является формирование у студентов способностей к диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, учебно-методической, инновационной, научно-исследовательской, информационно-просветительской, организационно-управленческой деятельности учителя-логопеда. Программа дисциплины ориентирована на реализацию идей компетентностного подхода, в рамках которого у студентов формируются профессиональные компетенции по видам деятельности. Выпускник должен быть компетентен в: - квалификации речевых расстройств и планировании логопедической работы на диагностической основе; - обеспечении комплексного решения ведущих коррекционно-развивающих задач, проектировании и реализации программ коррекционно-развивающей работы на основе прогнозирования индивидуального темпа развития ребенка с нарушениями речи; - выработке у лиц с нарушениями речи комплекса позитивных и социально-значимых мотивов, формирующих сознательное отношение к логопедическим занятиям; - установлении позитивных отношений с детьми и взрослыми с нарушениями речи, владеть техникой их консультирования, проведении психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в семье и учреждении для лиц с нарушениями речи; - взаимодействии с другими специалистами, сопровождающими лиц с нарушениями речи, осуществлении преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений; - работе с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, организацию логопедической помощи в системе здравоохранения; анализе направлений научных поисков в области логопедии; - осуществлении педагогической деятельности, направленной на профилактику нарушений речи; - ведении документации учителя-логопеда. В результате изучения дисциплины выпускник должен: знать: - проблемное поле логопедии, ее теоретические и методологические основы; - современные тенденции развития логопедической теории и практики; - требования квалификационной характеристики учителя-логопеда; - классификацию нарушений речи и методы их педагогической диагностики; - распространенность, этиологию, механизмы, формы, симптоматику речевых нарушений; - систему принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений; - особенности формирования речи, речевые нарушения и методы их устранения у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психических расстройствах); - систему профилактики речевых расстройств; - формы и структуру организации логопедической помощи. уметь: - планировать и проводить психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью квалификации речевого расстройства и прогнозирования коррекционных мероприятий; - обеспечивать комплектность медико-психолого-педагогического воздействия при тяжелых формах патологии речи и определять свое реальное участие в этом комплексе; - планировать предстоящее логопедическое и воспитательное воздействие, проектировать его результат; - владеть методикой предупреждения и устранения речевых нарушений у лиц разного возраста; - владеть функциями учета детей с речевыми нарушениями, динамики их развития, степени усвоения прорабатываемого материала и овладения соответствующими навыками, контроля за речью и деятельностью детей. Дисциплина «Логопедия» базируется на содержании дисциплин «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и психологии», «Специальная психология», «Психолингвистика», «Основы фонологии», тесно взаимосвязан с курсами «Коррекционная педагогика», «Основы специальной методики обучения и воспитания», «Основы методики коррекционно-развивающей работы», «Психолого-педагогическая диагностика» и является основой для изучения дисциплин «Логопедическая ритмика», «Ранняя коррекционная работа с детьми с фактором риска в речевом развитии». Дисциплина “Логопедия” состоит из пяти разделов. В первом разделе “Теоретико-методологические основы логопедии” дается определение логопедии как науки, излагаются методологические и естественнонаучные основы логопедии, представлена общая теория этиологии, классификации нарушений речи, принципов и методов их выявления и устранения. Во втором разделе “Виды нарушений речи и их коррекция” дан анализ конкретных форм речевых нарушений, представлена система коррекционно-педагогической работы по их устранению. В третьем разделе “Логопедическая работа при фонетико-фонематическом недоразвитии речи и при общем недоразвитии речи” представлены вопросы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. В четвертом разделе “Особенности логопедической работы при сенсорных, интеллектуальных и двигательных нарушениях” излагаются сведения об особенностях речевой деятельности, речевых нарушений и особенностях логопедической работы при нарушениях слуха, зрения интеллектуальной недостаточности, задержке психического развития, детском церебральном параличе. В пятом разделе “Организация логопедической помощи” раскрывается система учреждений, оказывающих логопедическую помощь в Республике Беларусь и за рубежом, о формах организации их работы, вопросы предупреждения речевых нарушений. Дисциплина «Логопедия» изучается в объеме максимально 1172 часа, из них аудиторных – 612* (590 **) часов: лекционные – 312* (310 **) ч., практические/семинарские – 140* (132 **) ч., лабораторные – 160* (148 **) ч. При изучении дисциплины в качестве форм контроля используются экзамены и зачеты.
* – для специальностей 1-03 03 01 Логопедия; 1-03 03 05 Логопедия. Дополнительная специальность; 1-03 03 07 Тифлопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 07-03 Тифлопедагогика. Логопедия) ** – для специальности 1-03 03 08 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность (1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия)
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |