Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Токарев сергей Александрович




Ранние формы религии

М.: Политиздат, 1990— С. 579¾583.

 

Мифы часто определяются как повествования, объясняющие явле­ния природы или какие-то другие вещи, окружающие человека. Оп­ределение это, хотя и близкое к истине, слишком поверхностно и упрощенно.

Новейшие исследователи (Л. Леви-Брюль, Б. Малинов­ский, А.Ф. Лосев (Malinowski D. Myth in Primitive Psychology. L., 1926. P. 41-43,79 etc. Levy-Bruhl L., La mythologie primitive. P., 1935. P. 175-176; Лосев А.Ф. Античная мифология. М., 1957. С. 8.) и др.) не раз предо­стерегали против тенденции приписывать «примитивному человеку» склонность к чисто отвлеченным вопросам, каковым является, на­пример, объяснение различных феноменов природы. Вообще попытка Йенсена (Jensen A. E. Mythos und Kult bei Naturlichkern. Wiesbaden, 1951. S. 90-93 etc.) противопоставлять «этиологические» мифы «истинным» представляется мне искусственной и малоубедительной.

Тем не менее дабы подойти к тому, что составляет сущность мифа, ограничить его от сказки, героической эпопеи и т. д., необходи­мо исходить из его объяснительной, этиологической функции. Это наиболее очевидный аспект всякого мифа, хотя его и недостаточно для полного понимания сущности и происхождения мифологии. Простейшие мифы, объясняющие, к примеру, происхождение ха­рактерных особенностей животных, звезд, гор и т. д. или же различ­ных общественных обычаев и учреждений, хорошо известны не только у «примитивных»народов — австралийских аборигенов, па­пуасов, бушменов и других, но и среди «цивилизованных», в том чис­ле у античных греков и современных европейцев.

Однако внимательный анализ содержания этих мифов, даже са­мых примитивных и носящих чисто этиологический характер, обнару­живает, что приведенное выше толкование не может нас удовлетворить.

Прежде всего, «объяснения» явлений природы, содержащиеся в мифах, никогда не бывают основаны на объективном восприятии при­чинных связей между указанными феноменами. Напротив, они всегда субъективны и выражены путем персонификации явления, нуждаю­щегося в объяснении. Последнее выступает в мифе в качестве живого существа, чаще всего — антропоморфного; но если даже персонифика­ция зооморфна, в ней явно проступают человеческие черты и мотива­ции действия. Вот один из простейших примеров, извлеченный из сбор­ника фольклора Квинсленда (Австралия), изданного Уолтером Ротом: «Попугай и опоссум сражались между собой, и оба получили ранения: шея и грудь попугая обагрились кровью (отсюда на них пят­на красного цвета), а опоссум набил себе синяки на морде (отсюда — черные пятна)».

Другой миф объясняет, почему черепаха живет в море: ее туда загнали другие животные за то, что она прятала под мышкой воду (Roth W. E. North Queensland Ethnography // Superstition. Magic and Medicine (Brisbane). 5 (1903).P. 12-14.).

В такого рода мифах интерпретируемое явление подается так, как если бы речь шла о человеке, принадлежащем к определенной этнической среде, и его действиях. Природный феномен (в данном случае — специфические черты животных) включается, так ска­зать, в традиционные рамки социальной системы. Совсем нетрудно доказать (что, впрочем, давно и сделано), что большинство гораздо более сложных мифов любого народа строится целиком и полностью на олицетворении природных явлений и социальных сил.

Во-вторых, «объяснение» данного факта часто организуется по наивной формуле прецедента: иначе говоря, дается как бы повто­рение того, что уже однажды случилось... Эта характерная тенден­ция подменять каузальное объяснение ссылкой на предшествую­щий пример уже была отмечена Леви-Брюлем.

В-третьих, в этиологических мифах очень часто встречается объяснение от противного (a contrario): то или иное явление сущест­вует потому, что некогда существовало прямо противоположное. Вот два примера, взятых из мифологии племени сулка в Новой Бретани (Меланезия). Один из мифов повествует о происхождении моря: ког­да-то оно было совсем маленьким и одна престарелая женщина дер­жала его спрятанным в кувшине, прикрытом камнем, чтобы исполь­зовать соленую воду для варки пищи; но однажды ее маленькие дети выследили ее и подглядели, что она делает, и тогда море широко рас­теклось. Второй миф так объясняет различную силу света Солнца и Луны: были времена, когда Луна сияла столь же ярко, как Солнце, но маленькая птичка покрыла ее грязью и с тех пор Луна излучает лишь бледный свет (Parkinson R. Dreissig Jahre in der Sdsee. Stuttgart, 1907. S. 693, 698).

Слабо развитый интеллект человека, пребывая в плену тради­ционного мышления, удовлетворялся подобным решением пробле­мы и не задавался другими вопросами.

И даже сложные мифологические системы античного мира ча­сто обнаруживают столь же наивный поворот сознания, когда прихо­дится отвечать на вопрос «откуда?». Космогонический мир Гесиода выводит «космос»из «хаоса», т. е. из его противоположности. Библей­ский миф о Боге, творящем мир из небытия, основан на той же идее.

В-четвертых, чисто экспликативная (разъясняющая — Ред.) функция мифа нередко усложняется вторжением морализующей мысли. В любом мифологическом повествовании всегда присутству­ет идея кары за какое-либо запретное или предосудительное деяние (мы показали это уже на примере мифа о черепахе и море). Во многих античных мифах и сказаниях современных европейских народов те­ма наказания обычно связывается с вмешательством божества как карающей силы...

Эти морализующие аспекты мифологии, хотя они и очень су­щественны, почти не удостаивались внимания в научной литерату­ре. Даже Вундт, подчеркивавший эмоциональный элемент «мифоло­гической апперцепции» обходит их молчанием.

В-пятых, если внимательно сопоставлять содержание мифов различных народов, невозможно не заметить одну характерную зако­номерность: сюжеты мифа, ровно как и все его темы, неизменно соот­ветствуют, иногда вплоть до мельчайших деталей, материальным усло­виям жизни каждого из народов и уровню его развития. Вопросы «отку­да?»и «почему?» заложенные в основе любого мифа, никогда не бывают направлены на праздный предмет: их объектами всегда выступают ве­щи, так или иначе связанные с формами материального существования человека. У первобытных охотников круг их идей обычно ограничивал­ся местным животным и растительным миром, простыми формами родоплеменной жизни; вот почему их мифология изначально занята тем или иным животным и его особенностями, равно как и происхождением огня, матримониальными правилами, тотемистическими группами, об­рядами посвящения и т. д. Здесь же встречаются астральные мифы, но все они касаются лишь внешних характеристик явлений — каждоднев­ного движения Солнца, фаз Луны и т. д., тогда как у оседлых земледель­ческих народов, жизнь которых более стабильна, горизонт — шире, ми­фология обычно складывается из сложного цикла сказаний, соответст­вующего не только отдельным феноменам природы или общественной жизни, но всегда содержащего целостную концепцию мироздания. Ко­роче говоря, мифология включает в себя эволюционные стадии, соот­ветствующие главным эпохам развития социальной жизни людей.

Иными словами, первичная функция мифа — это удовлетво­рение человеческой любознательности путем ответа на вопросы «почему?» и «откуда?». Но не следует забывать, что любознательность эта ни в коем случае не является неизменным атрибутом человечес­кого мышления — совсем напротив, она зависит от условий матери­альной жизни человеческого общества. То, что возбуждает интерес человека одной эпохи, может оставить полностью равнодушными людей другой эпохи, и vice versa (наоборот, (лат.).

Если это обстоит таким образом можно задать себе вопрос: ка­кое же место здесь занимает религия? В самом деле: в мифах, о кото­рых мы до сих пор говорили, религиозные верования не играют ника­кой роли. Даже там, где Боги карают людей за их преступления, они выступают лишь как механическая сила, восстанавливающая нару­шенный нравственный порядок.

Однако существует значительная категория мифов, где рели­гиозные идеи не просто присутствуют, но определяют само содержа­ние, функции и цель мифологического повествования. Таковы по преимуществу религиозные или культовые мифы (ритуальные ми­фы или обрядовые легенды ван Геннепа).

Представляется очевидным, что функция культовых мифов — толкование или объяснение какого-либо религиозного или маги­ческого обряда. Это, так сказать, либретто, по которому развивается ритуальное действо. И если форма обряда рассматривается как свя­щенная, а иногда и тайная, то естественно, что связанный с этим об­рядом миф также рассматривается как священный и тайный. При­меры здесь не нужны — они общеизвестны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.