Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспаритет цен




 

Под диспаритетом цен следует иметь в виду соотношение цен, которое одной из сторон процесса обмена не компенсирует издержек общественно необходимого объема производства продукции либо услуг. Диспаритет цен не обязательно предполагает установление цен ниже стоимости или ниже цены производства. Он не обязательно связан с низкой нормой прибыли или даже с полным ее отсутствием. Паритет цен не нарушается, когда в отдельных отраслях норма прибыли существенно выше средней, если только это необходимо для ускорения развития данных отраслей за счет других- в целях научно-технического прогресса, сбалансирования народного хозяйства, решения ряда других общественно значимых задач. Паритет цен оказывается нарушенным только тогда, когда долговременно цены не обеспечивают получение такой нормы прибыли, которая необходима для расширенного воспроизводства в определенном объеме товаров и услуг; либо когда цены не возмещают издержек простого воспроизводства общественно востребуемых товаров и услуг.

Диспаритет цен, как правило, проявляется:

¾ в существенной дифференциации норм рентабельности отраслей и регионов;

¾ в существенной дифференциации доходов субъектов хозяйственной деятельности по отраслям и регионам;

¾ в деградации материально-технической базы, трудовых и природных ресурсов отдельных отраслей и регионов.

Негативные последствия диспаритета цен в указанных формах выражаются, во-первых, в нерациональном распределении капитала между отраслями и регионами, что предопределяет диспропорциональность и снижение производства во многих важнейших отраслях народного хозяйства (табл. 7).


Таблица 7. Влияние диспаритета цен на структуру производства

Показатели сельхозпредприятий 1990 г. 2000 г. 2007 г.
1. Отношение цены приобретения дизтоплива к цене реализации молока 0,1 2,1 2,3
2. Отношение цены хлебобулочных изделий к цене зерна 2,4 5,6 6,7
3. Производство нефти на 1 т молока, т 9,3 10,0 15,0
4. Производство удобрений на 1 т зерна, ц 1,38 1,86 2,0
5. Производство стали на 1 трактор, тыс. т 0,4 8,5 6,6
6. Производство зерна на душу населения, кг      

 

Как видим, финансовые потери сельхозпроизводителей от диспаритета цен не только существенно изменили пропорции между производством нефти и молока, удобрений и зерна, зерна и хлебобулочных изделий, но, лишив село возможности покупать технику, подорвали тракторостроение, для которого Россия более чем обеспечена ресурсами металла.

Во-вторых, диспаритет цен ухудшает условия воспроизводства населения и природных ресурсов – этих важнейших слагаемых национального богатства – в тех отраслях и регионах, для которых диспаритет цен означает неполную компенсацию условий оптимальной рентабельности хозяйственной деятельности.

В-третьих, диспаритет цен становится фактором нерационального использования значительной части сверхдоходов, полученных благодаря данному диспаритету. Это относится как к той части сверхдоходов, которая расходуется на паразитическое потребление, так и к накоплениям, когда они направляются в расширение производства товаров и услуг элитарного спроса (табл. 8).

Таблица 8. Диспаритет цен и использование связанных с ним доходов в РФ

Показатели 1990 г. 2007 г.
1. Децильный коэффициент 4,4 16,8
2. Инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, млрд долл. 51,7 35,7
3. Инвестиции в основной капитал, млрд долл.    
4. Доля в товарообороте легковых автомобилей, % 2,7 7,4
5. Построено квартир, тыс.    
6. Средняя площадь квартир, кв. м 59,1 84,6

Можно говорить о троякого рода причинах диспаритета цен: природных, социальных и экономических. В первом случае диспаритет цен может быть связан, в частности, с колебаниями погодных условий и такими стихийными бедствиями, как нашествие вредителей и болезней, а также другими событиями, которые резко и надолго изменяют ранее сложившиеся пропорции между спросом и предложением, при сохранившейся технике и технологиях производства. Во всех этих случаях в отдельных отраслях и регионах создаются условия, не обеспечивающие компенсацию издержек воспроизводства.

Примерно аналогичное влияние на диспаритет цен могут оказывать экстремальные события социального характера: забастовки, военные столкновения, политически мотивированные вмешательства в хозяйственную деятельность, в результате которых ценовые пропорции существенно отклоняются от общественно целесообразных соотношений. Причем, не обязательно в результате прямого воздействия на цены, но и путем избыточного налогового давления на производителей ряда товаров и услуг, непротивлением коррупции и другим социальным порокам.

Экономические факторы развития диспаритета цен, прежде всего, связаны с процессами монополизации условий хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и регионах. Так, монополия собственности на крупный капитал позволяет перекрыть приток свободных капиталов в отдельные сферы производства и обеспечить в них монопольные цены либо при реализации своей продукции контрагентам, либо при скупке необходимого монополиям сырья. Монополия собственности на землю значительно укрепляет монополию крупного капитала в достижении диспаритета цен, но наибольшие возможности в этой связи достигаются там, где монополия собственности получает поддержку и смыкается с мощью государственного аппарата. Тогда она не только минимизирует рентабельность производства своих контрагентов, но и разоряет целые отрасли и регионы.

Так, на основе диспаритета цен оказались практически уничтоженными в 90-е гг. такие отрасли российской промышленности, как станкостроение, гражданское авиа– и судостроение, сельхозмашиностроение. Было свернуто общественное животноводство, прекратились посевы на площади, превышающей посевную площадь Германии и Франции, вместе взятых (табл. 9).

Таблица 9. Динамика развития ряда отраслей в РФ, 1990–2007 гг.[14]

Показатели 1990 г. 2000 г. 2007 г.
1. Производство, тыс. шт.: - станки металлорежущие - ткацкие станки - тракторы на колесном ходу - зернокомбайны   74,2 18,3 65,7   6,3 0,1 10,0 7,6   5,0 0,1 7,4 7,2
2. Посевная площадь, млн. га     76,4
3. Поголовье скота (на конец года), млн голов: - КРС в том числе коров - свиней - овец и коз   58,8 20,8 40,0 61,3   27,3 12,7 15,7 14,8   21,5 9,4 16,1 21,0

 

Заметим, что потери объемов производства, связанные с диспаритетом цен, навязанным России монополиями, в ходе нынешних реформ существенно превысили потери в годы Великой Отечественной войны. На размах диспаритета цен оказывает существенное влияние способность отдельных групп агентов воспроизводственного процесса к объединению для противодействия снижению меновой стоимости их продукции. Это могут быть ассоциации крестьянских хозяйств, принимающие решения о согласовании ценовой политики, вплоть до ограничения объемов производства некоторых видов продукции либо бойкота определенных поставщиков и потребителей. Это могут быть профсоюзы и другие общественные объединения, активно борющиеся за регулирование цен в интересах оптимизации темпов и структуры производства – стимулированием платежеспособного спроса, рационализацией товародвижения, совершенствованием внешнеторгового оборота.

В этой связи обратим внимание на негативные последствия сложившегося в последние годы избытка российского экспорта над импортом (табл. 10).


Таблица 10. Динамика показателей экспортно-импортных операций

Показатели 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г.
Экспорт, млрд долл. 82,4 105,0 107,3 183,2 303,9
Импорт, млрд долл. 62,6 44,9 61,0 97,4 164,7
Сальдо 19,8 60,1 46,3 85,8 139,2
Доля экспорта в объемах производства, % - нефть и нефтепродукты - газ природный   52,9   31,6   64,1   35,0   69,3   33,0   74,2   33,8   73,2   30,1

 

Избыточный экспорт оголяет внутренний рынок и позволяет вздувать цены экспортируемых товаров на отечественном рынке. Так, достаточно было бы снизить долю экспорта удобрений, металла, нефти и нефтепродуктов до 30%, и это привело бы к заметному падению цен таких товаров для российских потребителей. Соответственно могла бы повыситься рентабельность сельского хозяйства, отраслей машиностроения, строительства, транспорта.

Диспаритет цен может формироваться в результате нерациональной организации производства, в частности, вследствие долговременно сохраняющейся диспропорциональности развития отраслей и регионов, под влиянием избыточного и просто паразитарного посредничества, обременения производителей рентными платежами, процентами за кредит и т.п.

Однако наиболее глубоким и долговременным может стать диспаритет цен там, где он формируется на базе зарубежного монополистического капитала, который на первом этапе добивается подавления ведущих отраслей национальной экономики, используя систему портфельных инвестиций, а затем, монопольно овладев рынком производственных ресурсов и потребителей, способен диктовать условия хозяйственной деятельности в полном забвении социальных и, тем более, экологических проблем на экономически захваченной территории.

В этой связи представляет серьезную опасность предполагаемое вступление России в ВТО в условиях, когда такие особо важные для национальной безопасности страны отрасли, как сельское, лесное, рыбное хозяйство, машиностроение, легкая промышленность – настолько материально-технически и финансово подорваны, что в рамках ВТО практически будут полностью неконкурентоспособны и обречены стать широким полем реализации дополнительного диспаритета цен в пользу зарубежных инвесторов, поставщиков и покупателей.

Обобщая вышеизложенное, можно определить закон диспаритета цен: диспаритет цен тем больше, чем больше социальные и природно-экономические условия хозяйственной деятельности способны препятствовать обмену в пропорциях, обеспечивающих оптимальный рост общественного богатства.

При определении системы мер, позволяющих постепенно преодолеть диспаритет цен, по нашему мнению, решающая роль в современных условиях должна принадлежать государству. Принципиальную его способность более или менее эффективно выполнять данную функцию даже в условиях монополистического капитализма демонстрируют США, Канада, большинство стран Западной Европы и Япония. Это особенно очевидно в том, что касается компенсации издержек воспроизводства сельскохозяйственной продукции.

Так, в США контроль за паритетом цен позволяет поддерживать доходы фермеров на уровне рентабельности, достаточной для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции – путем дотаций, льготного налогообложения, кредитования, компенсаций за потери от неблагоприятных природных условий и колебаний рыночной конъюнктуры (табл. 11).

Таблица 11. Динамика производства и его господдержка в сельском
хозяйстве США

Показатели 1950 г. 1970 г. 1990 г. 2005 г.
1. Валовая продукция на душу населения, %   104,8 104,4 104,1
2. Дотации в % к сумме налогов        
3 Дотации в % к затратам 1,4 9,2 6,2 10,8
4 Дотации в % к выручке от продаж 1,0 7,6 5,4 8,1

Как видим, экономическая значимость прямой государственной поддержки сельского хозяйства в форме дотаций в США неуклонно растет. Она в 3 раза превысила сумму взимаемых налогов с имущества, превысила 10% общей суммы издержек.

В условиях современной России нет оснований для того, чтобы этот американский опыт не использовать. Наоборот, то глубоко кризисное состояние, в котором оказалось сельское хозяйство России в ходе постсоветских реформ, требует значительно больших усилий и относительно больших издержек на поддержку села, том числе и путем активного вмешательства в процесс ценообразования.

В этой связи, прежде всего, как нам представляется, должна быть решена проблема создания государственной торгово-закупочной корпорации, способной в объемах, достаточных для удовлетворения государственных нужд (включая потребности школ, больниц, армии, учреждений Минюста, формирования резервных фондов), а в значительной мере и экспорта, – осуществлять закупки сельскохозяйственного сырья у производителей по ценам, компенсирующим их нормативные издержки и научно обоснованную прибыль. Одновременно данная корпорация могла бы взять на себя выполнение заказов сельхозпредприятий на поставку им по нормативным ценам регламентированных объемов ГСМ, удобрений, основных видов техники.

Ценовые отношения с поставщиками экспортных ресурсов (удобрения, нефтепродукты) могли бы, с одной стороны, балансироваться квотами на объемы их экспорта, а с другой – в рамках бюджетных отношений, в частности, в форме дотаций сельхозпроизводителям.

Это никоим образом не помешало бы эффективному функционированию свободного рынка, поскольку обороты указанной корпорации, во-первых, охватят лишь часть сельскохозяйственной продукции и необходимых селу средств производства, а во-вторых, за сельхозпредприятием должно сохраниться право свободного сотрудничества либо с корпорацией, либо с иными субъектами рыночного обмена. Одновременно возможность опоры на потенциал государственной торгово-закупочной крпорации позволит вывести село из-под ценового гнета федеральных и локальных монополий, разжать тиски нынешнего диспаритета цен.

Но подходя к проблеме диспаритета цен с позиций глобального совершенствования социально ориентированного государственного управления экономикой, необходимо ставить задачу освоения механизмов хозяйственной деятельности, которые позволят таким образом увязать систему цен с системой налогов, дотаций, пошлин, штрафных санкций, квот и т.д., чтобы в итоге во всех отраслях и регионах были обеспечены надлежащие возможности и стимулы устойчивого развития производства в общественно целесообразном объеме.

Как нам представляется, практической реализации такого решения проблемы диспаритета цен должна предшествовать разработка многономенклатурной модели расширенного воспроизводства. Независимо от того, на что будет ориентирована целевая функция данной модели – на всемерный рост ВВП или на прирост общественного богатства, - если в системе условий ее реализации будет заложено требование обеспечения паритета цен между отраслями и регионами, решение данной модели укажет, какие должны быть введены в действие посильные государству рычаги корректировки отдельных звеньев государственного регулирования хозяйственной деятельности в тех случаях, когда в силу природных либо социально-экономических трансформаций в свободно рыночном обмене паритет отдельных цен окажется нарушением.

Само собой разумеется, что внедрение данной модели в систему управления хозяйственной деятельностью потребует предварительного пополнения базы данных, традиционно используемых в процессе планирования, что позволит уже в первом приближении определить предпочтительные направления малозатратной локализации диспаритета цен.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.