Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культовая музыка




Римляне придавали большое значение ритуальной и культовой музыке. Песнями и танцами жрецы прославляли богов, Известны объединения из 12 жрецов, выходцев из римской знати, которые прославляли Марса, исполняя для него песни и танцы согласно строго установленному ритуалу. Как правило, музыканты, принимающие участие в культовых церемониях, объединялись в профессиональные союзы. Известен союз исполнителей на двойном авлосе — тибии (изготавливались из дерева, слоновой кости или серебра), которые составляли одну из старейших профессиональных организаций музыкантов в Риме. Их участие в ритуале связывалось с магической функцией, они заглушали шум и крики во время жертвоприношений, звук тибии отгонял злых духов, а также был способен задобрить божества. Тибии обязательно сопровождали похоронные процессии и жертвоприношения, причём во всех слоях общества: от крестьян до знати. Инструмент этот, перенятый от этрусков, был усовершенствован (удлинён, увеличено количество пальцевых отверстий и добавлена тяжёлая медная оправа) и оставался главным ритуальным инструментом римлян. Иногда игру тибии поддерживали лиры. Исполнители на тибии ежегодно проводили пышные празднества своего союза в храме Юпитера на Капитолии и обладали рядом государственных привилегий, позже они получили статус свободных граждан.

Музыка использовалась в культах Кибелы (фригийского происхождения), Диониса (Бахуса), Исиды. Культы, пришедшие из Фригии и Египта, были широко распространены в Риме. Культ Кибелы, ставшей со временем покровительницей римских городов, был введён в 204 году до н.э. в конце 2-ой Пунической войны и праздновался в течение нескольких дней. В торжественных процессиях жрецы несли статуи богини, в триумфальных процессиях участвовали музыканты, играющие на бронзовых тарелках, бубнах, трубах, тибиах, специально предназначенных для этого культа. Эти же инструменты аккомпанировали оргиастическим танцам жрецов в храмах.

Рис. 5. Триумф Диониса.

 

 

Экстатическая природа музыки особенно ярко была выражена в культе Диониса: громкое пение, сопровождалось хлопками в ладоши, тарелочками, бубнами.

В них использовались также тибии, поперечные флейты, скабиллумы — ножные «кастаньеты» для отбивания ритма, колокольчики и другие инструменты. Не смотря на запрет этого культа в 186 году до н.э., он продолжал справляться по всей территории Римской империи.

Рис. 6 Сатир с тарелками и скабиллумом

С 30 года до н.э. после завоевания Египта в Риме распространяется культ Исиды, эта традиция просуществовала до III века н.э. Характерными инструментами данного культа были старая египетская продольная флейта и рамная погремуш ка систр (см. предыдущий очерк). Последний служил для отпугивания злых духов. Египетские продольные флейты, угловые арфы использовались также в обрядах жертвоприношений, процессиях, тайных обрядах. Как и в культах Кибелы и Диониса, музыканты и исполнители гимнов (гимнологи), обслуживающие данный культ, были приписаны к храмам.

Рис.7. Культ Исиды — фрагмент (флейта — на переднем плане справа, систр — справа на заднем плане).

В культе Исиды было особенно много музыки, и она носила праздничный характер.

В храмах Венеры пели в сопровождении лиры, авлоса, эти обряды описывал Гораций. В апреле (21) во время праздника богини Рима, звучали хоры в сопровождении авлоса, трубы, сиринкса, лиры и других инструментов.

Авлос (тибиа) играл у смертного одра, отсюда даже возникла поговорка «Пора посылать за флейтистом», когда человек умирал. Игра на авлосе ассоциировалась с человеческим дыханием, жизнью.

Культовые церемонии являлись важной частью общественной жизни римлян, поэтому их музыка широко распространялась не только в центре, но и в римских провинциях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.