Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театральная и развлекательная музыка




В римской культуре существовало несколько театральных традиций, использующих музыку. Они были как греческого, этрусского, так и местного, либо восточного происхождения. Греческие трагедии и комедии, идущие в Риме, поначалу озвучивались авлосом, согласно первоначальной традицией. Некоторое время музыка римского театра находилась под влиянием греческой, что особенно усилилось после 146 года до н.э., когда после падения Коринфа множество греческих актёров и музыкантов приехало в Рим. Под аккомпанемент тибии ставились комедии Плавта и Теренция.

Однако, в дальнейшем, под влиянием искусства пантомимы, стали применяться инструментальные ансамбли и хоры, включавшие большое число певчих, в чём видели проявление пышной александрийской традиции, где «обогащение звучности за счёт увеличения количества исполнителей встречалось уже во времена Диадохов, при дворе в Александрии, где к грандиозной “сверхпышной” процессии Птоломей Филадельф присоединил мужской хор из 600 человек, из них — 3000 кифаристов с позолоченными кифарами и такими же венками».[4] Появившаяся в 22 году до н.э. пантомима, шла в сопровождении ансамблей кифар и авлосов. Текст в ней исполнял хор, а танцоры жестами показывали сюжет. Первоначально танцовщики—солисты были иностранцами, они представляли в пантомиме мифологических персонажей или типические характеры, либо разыгрывали хорошо известные сцены из греческих трагедий. Постепенно сложился определённый набор жестов, фигур, движений для интерпретации мифов или драматических сцен, который был хорошо понятен и зрителям. В пантомиму вставлялись танцы и песни. Сопровождали их одна или две тибии, затем стали подсоединяться другие инструменты и хор.

Исполнявшиеся в больших открытых театрах пантомимы вскоре потребовали звучных хоров и соответственно большого театрального оркестра, который впрочем, использовался не только в театре, но и на приёмах, пирах, празднествах. Пилад, считающийся основателем пантомимы, создал новый тип театрального оркестра, ведущую роль в котором играла тибиа, остальной состав был скомбинирован на манер египетских оркестров. В него входили кифары, лиры, сиринксы, бубны, скабиллум, тарелки, цимбалы (в Риме — разновидность ударных инструментов) и др. Звучность такого оркестра была довольно сильной, с ярко выраженным ритмическим началом, которое обеспечивал скабиллум. Тибиа и скабиллум считались важнейшими инструментами театрального оркестра.

Рис.9. Римская пантомима

По свидетельству Сенеки в Риме времён империи число певцов и музыкантов иногда превышало число зрителей, а оркестранты не умещались на сцене и занимали места среди зрителей. При этом на сцене были размещены водные органы и авлосы, а трубачи сидели со зрителями. Музыка пантомимы характеризовалась современниками как «потерявшая достоинство, разнузданная, ведущая к изнеженности».[5] Плутарх же был недоволен господством танца, захватившего театр его времени.

Театральная музыка быстро получала широкое распространение, её пели на улицах: «Во времена Цицерона немало знатоков при первом звуке ритурнеля тибии угадывали, происходит или данный мотив из Антиохии или из Андромахи, чем немало удивляли Цицерона; и широкая публика жестоко критиковала певцов, не прощая им ошибок».[6] Пантомима стала наиболее популярной формой римского театра.

Во II веке до н.э. возникли с профессиональные объединения греческих актёров и музыкантов, работавших в Риме, так называемые гильдии «Диониссийских артистов». В них концентрировалась все специалисты театрального дела: поэты, музыканты, трагические и комические актёры. Это способствовало широкому распространению театральных организаций в других городах и возникновению аналогичных организаций римских актёров и музыкантов.

Широкое распространение в Риме получает сценическое воплощение лирической поэзии. Исполнялись не только стихи греческих поэтов — Анакреона, Сафо, Алкея, но и оды Горация, элегии Катулла, Вергилия, стихи Плиния Младшего (62 — 113), которые пелись под лиру и кифару.

Со II века до н.э. начинается практика публичных концертов [7]. Первоначально в них принимают участие греческие авлеты и хоры, затем круг музыкантов расширяется. Популярными становятся выступления роскошно одетых виртуозов—кифаредов, инструменты которых также были инкрустированы золотом м слоновой костью. В концертах исполнялись и образцы лирической поэзии, а также в них принимали участие музыкантши из Александии, игравшие на арфах и огромных лирах. Публику развлекали и инструментальные ансамбли.

С I века до н.э. усиливается влияние иностранных актёров и музыкантов из Египта, Сирии, Андалусии, которые исполняют на улицах и площадях танцы в сопровождении как греческих, так и экзотических инструментов (андалусских кастаньет, сирийских арф, египетских лир и флейт).

Рис.10 Римские танцовщицы

Особым успехом пользовались сирийские музыкантши, игравшие на площадях и пирах на струнных, духовых и бубнах. Большим успехом у римлян пользовались александрийские музыканты-виртуозы и певцы: «Уже через 30 лет после завоевания Египта римлянки пели александрийские мелодии, также повсеместно, как театральные “арии”; а к концу I в. римские франты напевали их» наряду с андалусскими танцевальными мелодиями[8]. В Риме хорошо знали и вавилонскую волынку, игру на которой освоил сам император Нерон. Многие зажиточные римляне имели собственные капеллы певцов и ансамбли музыкантов, пополнявшиеся из числа восточных рабов, такие коллективы могли переходить из рук в руки в виде ценного подарка или наследства.

Публичные концерты способствовали широкому распространению любительского музицирования. Не меньшую роль в этом процессе сыграли и состязания певцов и музыкантов, поскольку мастерство виртуозного исполнения музыки особо почиталось в римской культуре. С 60 года в Риме проводились регулярные «греческие состязания», инициатором которых выступил император Нерон. Будучи талантливым и хорошо образованным музыкантом, он участвовал в этих состязаниях в качестве поэта, певца и исполнителя на кифаре. Сенека сравнивал его искусство с самим Аполлоном. Своё искусство Нерон совершенствовал под руководством известного кифареда Терпна, которого специально пригласил ко двору, став императором. Через пять лет в 59 году он уже выступал публично, но лишь в 65 году выступил в состязании кифаредов. После поездки в Грецию, где Нерон также выступал как поэт и музыкант, он дополнил свой репертуар монологами из греческих трагедий. Во время мятежа, поднятого против Нерона, его больше всего задевали упрёки в плохом владении кифарой, а на предсказания астрологов о потере трона, Нерон ответил словами: «Я проживу тогда с помощью моей музыки», а перед смертью посетовал: «Какой артист погибает в моём лице!»[9]

В специально возведенном на Марсовом поле зале раз в четыре года проводились капитолийские игры, основанные Домицианом. Победители среди поэтов и музыкантов были увенчаны лавровым венком, который возлагал на их головы император. Решение принимали судьи, избираемые из представителей римской знати. Большое значение придавалось также мнению публики, благосклонностью которой пытались заручиться все участники соревнований. Этими правилами не пренебрегал даже император Нерон «соблюдавший с точностью все правила выступлений кифаэдов (до того, что, например, утомлённый, не садился, только вытирая пот со лба рукой или пологом одежды), обращался в случаях публичного выступления к народу со словами: “Господа, подарите мне благосклонное внимание!” В конце выступления он снова, склонив колено и приветствуя собрание рукой, поручал себя благосклонности слушателей и ожидал решения с действительным или притворным страхом».[10]

Победители капитолийских игр становились знаменитыми на всей территории распространения римской культуры, поэтому для участия в них приезжали лучшие музыканты из Египта, Азии. Богатые римлянки из числа поклонниц виртуозов приносили специальные жертвы, чтобы помочь в победе своим кумирам, как священную реликвию хранили палочки (плектры), которыми играли кифареды. В программу включалось несколько видов музыкальных состязаний: пение, игра на кифаре и сольном пифийском авлосе, сопровождение хора в представлении, Домициан также ввёл сольные состязания кифаредов, которые, впрочем, этот вид состязаний продержался недолго.

Музыканты должны были исполнить сочинения известных авторов, таких как, Тимофей, Полиид, Фалес. Среди знаменитых певцов, виртуозов и поэтов того времени упоминаются имена Тигелллия из Сардинии, работавшего при дворах Августа и Клеопатры, кифарэдов Менекрата и Мезомеда Критского (II век до н.э.), которые были придворными музыкантами Нерона и Адриана. До нас дошли три гимна Мезомеда: Гимн Гелиосу, Немезиде и Музе, приведём расшифровку последнего. Интересна история этого памятника. Он был опубликован в 1581 году, вместе с гимнами Гелиосу и Немезиде, известным учёным, музыкантом Винченцо Галилеем, отцом Галилео Галилея и членом камераты (кружка) графа Барди во Флоренции (именно в этом объединении в 1697 году родилась опера, первые постановки, впрочем, носили название drama per musica — драма с музыкой). «Это — хронологически первые опубликованные после падения античного мира греческие музыкальные памятники. Расшифровать их, однако, Винченцо Галилей не смог, и эта задача была осуществлена почти на столетие позже шведским учёным Мейбомом в 1652г.».[11]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.