Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка в раннехристианстких традициях




К середине III века н.э. в римской империи влияние завоёвывает христианская церковь. Новый свод идей, который был принесён христианством, знаменовал гибель эллинистической цивилизации. В раннем христианстве причудливо смешивались христианские, эллинистические и местные мифологические сюжеты,. Наряду с христианскими службами проводились разнообразные культовые службы старым античным божествам. Но уже в 392 году император Феодосий Великий издаёт запрет на языческие культы, что знаменовало победу христианства.

В первые века н.э. формируется музыкальная традиция христианства. Возникают зачатки мессы, которая первоначально представляет собой распевание на определённые мелодии литургических текстов. Однако, уже формируется основная идея мессы: «переход от трактовки человека как биологического телесно—природного существа к возвышающей концепции человека как существа духовного».[21] Эти мелодии — музыка западнохристианской Церкви — позднее будут собраны и кодифицированы главой католической церкви Папой Григорием I (590 — 604) и названы в его честь григорианским хоралом. Формирование же этих песнопений происходило в течение первых веков н.э. и основной их корпус сложился уже в III—IV веках. Автор фундаментального труда о григорианском хорале Вили Апель определяет его как «чисто мелодическое искусство устной традиции; исполняется он одним певцом или группой певцов в унисон без инструментального сопровождения».[22] Т.е. его облик резко контрастирует с эмоциональным, поддерживаемой многочисленными инструментами, обликом музыки Античности. Господство же одного голоса символизирует единого Бога, в противовес многобожию, а также — единение христиан. Первоначально христианские песнопения исполнялись на греческом языке, но с III века их поют уже на латинском.

Формируется несколько музыкальных традиций или ветвей) хоральной традиции: григорианский хорал в Риме (его называют также Римским хоралом), амвросианский в Милане, галликанский во Франции, мозарабский в Андалусии. Редкие и спорные расшифровки мозарабского хорала исполняются в наши дни на фестивалях ранней христианской музыки в Испании, амвросианский и григорианский хоралы продолжают звучать и сегодня. В сложившемся виде григорианский хорал и месса станут достоянием Средневековья.

Эта классификация соответствует четырём ранним диалектам ранннехристианской музыки. Они использовали греческий, латинский, сирийский (поздний диалект арамейского) языки, при доминировании греческого, ставшего основным языка Восточного Средиземноморья. Четыре важнейших патриархии ранней христианской церкви находились в Риме, Александрии, Константинополе и Антиохии. В них формировались свои музыкальные традиции оформления литургии и сама литургия.

Анализируя раннюю христианскую музыку учёные отмечают её устный характер, точнее, наличие множества устных традиций, из которых постепенно складывает основной свод песнопений; текучесть и пестроту, более или менее эти качества (за исключением устности) преодолеваются к IV веку. Частично раннехристианская музыка была заимствована из древнееврейской ритуальной практики. В первые века в литургии использовались чтение Священного писания, пение псалмов и гимнов и молитвы. Псалмы и гимны были самыми важными формами раннехристианской музыки. Особой популярностью пользовались псалмы Давида, которые вызывали множество подражаний.

На развитие раннехристианской музыки оказала влияние и монашеская практика египетских монастырей, где практиковалось пение без инструментального сопровождения, как мужское, так и женское. Монашеская жизнь, ставшая идеалом духовности, требовала нового звукового идеала и новых акустических условий, идеал был найден в пении мужского хора. В Египте уже использовались такие виды пения как чередование двух хоров, солиста и хора, которые затем распространятся во все регионы. Здесь же сложился тип литургии, повлиявший на римскую и византийскую церкви.

Среди памятников ранней христианской музыки упоминается гимн из Оксиринха в Египте, который датируется III веком н.э. Он записан греческими знаками нотации и представляет собой самый древний образец раннехристианского гимна:

Нотный пример №2. Раннехристианский гимн (отрывок)

Перевод текста

Пусть добродетели, господин, не прекращают славословить ни вечером, ни утром. Пусть славословят планеты, носительницы света… и струн шумящих рек. И в то же время, как мы славим в наших гимнах отца, сына и святого духа, пусть все добродетели воспевают: «Аминь, аминь, вся сила, все хвалы предвечная слава единому подателю всех благ. Аминь, аминь». [23] Этот гимн написан в гиполидийском ладу и диатоническом наклонении, последнее было характерно для христианской музыки того времени, хотя дошедшие до нас памятники, из-за малочисленности, не позволяют судить о многообразии ладовой стороны раннехристианской музыки.

В сирийской христианской музыке, которая считается самой древней христианской традицией, складывалась система христианских жанров и литургия, воспринятая затем Византией. Христианские традиции несторианской церкви развивались в Сасанидском Иране. Некоторые ранние христианские церви сохраняли использование музыкальных инструментов. Систры сопровождали пение мужского хора и в коптской церкви (египетская ортодоксальная христианская церковь); здесь же, в отличие от Рима, в ранний период использовались музыкальные инструменты, сопровождавшие пение: систры, лиры, сиринкс, античные тарелочки, маленькие ручные цимбалы и другие ударные инструменты. Такое сопровождение сохраняло особенности древнеегипетской музыкальной культуры. Манера пения была очень энергичной с длинными вокализами (распевами) и украшениями (мелизмами), которые демонстрировали относительную самостоятельность музыки и текста.[24]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.