КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Живопись первой трети XVIII века
С.т. 89518163955 Контакты с преподавателем Гредновской Еленой Васильевной: e-m: nebytiya_net@mail.ru До начала XVIII века в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. Однако постепенно они исчезали на смену новым живописным приемам. Начиная с Петровской эпохи живопись, претерпевает огромные изменения. Складывается искусство станковой картины с её смысловыми и композиционными особенностями. На смену обратной перспективе приходит прямая и связанная с ней передача глубины пространства. Важнейшую черту составляет изображение фигуры в соответствии с принципами анатомической правильности. Появляются новые средства передачи объема. В важнейшем качестве выступает светотень, потеснившая условно-символическую контурную линию. Сама техника масляной живописи с характерными для неё приемами и системой взаимоотношения цветов прочно, хотя и не сразу, входит в художественный обиход. Обостряется чувство фактуры. Художник обретает способность передавать конкретные свойства мягкого бархата, жестковатого горностаевого меха, тяжелой золотой парчи и тонкого кружева. В сюжетной картине можно проследить новые принципы взаимосвязи фигур. Изображение обнаженного тела составляет новую и труднейшую задачу. Сама структура живописи становится более разветвленной. С начала XVIII века светское искусство культивирует разные виды станковых произведений, монументальную роспись в виде панно и плафонов, миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности – парадный, камерный, в обычном и костюмированном варианте, двойной и парный. Художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты. Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа. Таким образом, искусство стало превращаться из религиозного в светское. Особое место в русской живописи занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне. Парсуна (от лат. persona) – тип портретного изображения в русской живописи второй половины XVI –вв., сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы. Люди, изображенные на таких портретах торжественны и статичны. Наиболее яркой парсуной является «Портрет Я.Ф. Тургенева.» (1694). Первые шаги на пути становления портрета XVIII века связаны с деятельностью живописной мастерской Оружейной палаты. Произведения, выполненные русскими и иностранными мастерами, по своему характеру тяготеют к парсуне. Из всех типологических вариантов парсуна отдает предпочтение парадному портрету и встречается в этом качестве в нескольких разновидностях. Среди них «портрет- тезис» наиболее архаический. Он сочетает в пределах условного иконного пространства портретные изображения и многочисленные разъясняющие надписи. Можно говорить и о «портрете-апофеозе». Таковы портреты-картины, символизирующие ратные подвиги Петра I. Распространены и обычные портреты Петра, Меньшикова, Шереметьева в рост и на коне. Пространство трактуется еще весьма стереотипно и обобщенно. Парсуна несколько отходит от колористического богатства, характерного для иконописи XVII века. Однако скрупулезная передача орнаментации одеяний и различных деталей придает полотнам повышенное декоративное звучание. Мастер еще не вполне владеет новыми принципами передачи объема, соединяя подчеркнуто выпукло написанные лица и узорчатые плоскостные одеяния. Большие размеры холстов, их импозантный дух, богатство обстановки и выставленных на показ драгоценностей, призваны иллюстрировать социальную значимость изображенного. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающим. Живопись, ещё не созревшая до передачи индивидуального, по своему старается подметить черты, данному персонажу. Однако общее и индивидуальное ещё не слито в органическом единстве, и конкретные свойства едва проступают под сводной типизирующей маской. Иван Никитин (ок. 1680 г.- не ранее 1742 г.).
Основателем русской живописи является Иван Никитин. Он был любимым художником Петра I («птенец гнезда Петрова»), заложившим основы русской портретной живописи. О его биографии известно очень мало, известно, что он происходил из семьи московских священнослужителей. Обучался Никитин вначале у двух иностранных художников, германца Таннауэра и голландца Шхонебека. Первые портреты художника говорят о том, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композиции, вдумчиво и наблюдательно относится к модели. Вместе с тем в фигурах ещё ощутима скованность, а в живописной манере проступают черты старых приемов. Ярким примером раннего творчества художника является «Портрет цесаревны Анны Петровны» (1716). Работы, выполненные по возвращении из пенсионерской поездки в Италию, отличаются удивительной зрелостью. Художник объективно смотрит на мир и уже хорошо владеет современной системой живописи. Знаменитым полотном Никитина является «Портрет канцлера Г. И. Головкина» Лучшим произведением художника является «Портрет напольного гетмана» (20-е годы XVIII века). Этот портрет обнаруживает такую глубину проникновения в характер, которая станет доступной школе в целом лишь во второй половине столетия. На зрителя смотрит уже не молодой, кажущийся очень одиноким человек – глава Малороссии. Солнце и знойный ветер обожгли лицо гетмана, а его глаза кажутся воспаленными. В этом образе Никитин передал черты людей своего времени – бурного, динамичного, времени Петровской эпохи. Ранним январским утром 1725 года Никитин был приглашен в одну из комнат Зимнего дворца, где лежал на постели мертвый Петр I. Так был написан знаменитый портрет: «Петр I на смертном ложе». Художник сумел изобразить смерть героической личности. Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения – сверху, в непривычном сложном освещении трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно – реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником Петра, ошеломленным величиной утраты. Андрей Матвеев (1701/1702 – 1739 гг.) Другим крупным мастером этой эпохи был Андрей Матвеев. Посланный учиться в Голландию, он вернулся на родину уже после смерти Петра I и занял важное место в искусстве 30-х годов. Лучшей его работой считается «Автопортрет с женой» (1729). Это первый парный автопортрет в русской живописи и первое произведение, говорящее о любви с небывалой пылкостью, трепетностью и целомудрием. Фигура молодой жены очень обаятельна и естественна, облик Матвеева, напротив, полон энергии, он прямо смотрит на зрителя, восторгаясь молодой супругой. Художнику удивительно удалось передать чувства любви и нежности, этот портрет по праву можно назвать лирическим. Произведение написано в мягкой приглушенной гамме. Колорит картины построен на преобладании желтоватых, зеленоватых, коричневых и красноватых цветов. Очень хороши также парные портреты стольника Ивана Голицына и его жены (1728), позволяющие говорить об особой грани дарования мастера. В отличие от Никитина, который не вносит в портрет ничего осложняющего сугубо положительную концепцию образа, Матвеев стремится к большой остроте в передаче индивидуального. Изящество вписанной в овал композиции, горделиво-непринужденная постановка фигуры, элегантный почти монохромный колорит, позволяют говорить о подступах к следующему этапу русской живописи.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |