Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808)




Самые выдающиеся художники второй половины XVIII столетия.

 

 

Этот художник принадлежит к числу самых удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня мастерства в живописи.

В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей своего времени, их внутренний мир, их сущность.

К сожалению, биографические сведения об этом художнике довольно скудные. Известно, что он происходил из низового слоя крепостных крестьян, и принадлежал князьям Репниным, усадьба которых находилась в шести Известно, что также он рано освободился от крепостной зависимости, занимал особое положение при дворе князя и получил приличное для того времени образование. В 1750-ых годах Рокотов оказывается в Петербурге и быстро приобретает известность. Ему покровительствовал сам И. И. Шувалов (первый президент Академии художеств).

К этому периоду относится самое раннее из дошедших до нас произведений Рокотова – «Портрет неизвестного». Перед нами молодой человек в нарядном гвардейском мундире. Однако портрет не похож на официальные изображения военных. Облик портретируемого лишен показного блеска и «высокого чина, что в очах сияет». Здесь очевидно стремление художника постичь духовную человеческую природу. В тонком лице с пристально-серьезным взглядом светлых глаз выражены высокое достоинство, своеобразная интеллигентность, говорящие о живом уме и внутренней энергии незаурядной личности. Однако этому портрету присущи ещё жестковатость форм, робость и суховатость манеры живописи.

В 1760 году художник был зачислен в Академию художеств. Вместе с ним первыми учениками шуваловского набора стали живописцы А. Лосенко, И. Ерменев, скульптор Ф. Шубин, архитекторы В. Баженов и И. Старов.

«Портрет Екатерины II» принес славу художнику. Царица свободно сидит в кресле и словно ведет непринужденную беседу с невидимым собеседником. В её образе Рокотов воплотил идеал «правосудной монархини».

В 60-ые годы он создает множество портретов на заказ. Но вскоре художник переезжает в Москву, где сближается с передовыми людьми. Среди них одним из таких людей был знаменитый поэт Василий Иванович Майков. С портрета, посвященного этому человеку, на нас смотрит иронично улыбающийся человек. У него полное лицо и лоснящиеся щеки. Сразу видно, что перед нами жизнелюбивая натура, наделенная живым умом и чувством юмора.

В 1770-ые годы Рокотов полностью посвящает себя интимному портрету. Его живописная манера оттачивается, полностью исчезает живописная суховатость. Рокотов все чаще использует прием, изобретенный Леонардо да Винчи – тонкую живописную дымку (сфумато), благодаря которой, очертания предметов становятся более размытыми, а сами изображенные персонажи находятся как бы в тумане.

Интересным является портрет графини Елизаветы Васильевны Санти. Гордость и самоуверенность чувствуются в образе графини Елизаветы Санти. Розоватые и темно-зеленые тона портрета подчеркивают аристократизм и великосветскость героини. На нас смотрит бледное, едва тронутое румянами лицо с затемненным взглядом чуть прищуренных глаз. Едва заметно дрогнувшие губы сложены то ли в усмешку, то ли в презрительную улыбку.

Когда Ф.С. Рокотов писал этот портрет, графине было 22 года, но выглядит она намного старше. В 16 лет Елизавета Васильевна, дочь бригадира В.П. Лачинова, приобретет высокий титул, выйдя замуж за секунд-майора графа А.Ф. Санти (его отец был родом из Италии). На портрете есть одна примечательная деталь — на груди Е.В. Санти вместе с бантом приколот букет полевых цветов. Это дань модному в то время сентиментализму с его чувственным культом природы. Немного позднее цветы станут частыми аксессуарами на женских портретах В.Л. Боровиковского.

В 1772 году дворянин Николай Еремеевич Струйский заказывает собственный портрет и портрет его жены. Шедевром рокотовского творчечтва считается «Портрет Александры Петровны Струйской», поражающий своей сдержанностью и гармонией. Написанный в серо-серебристой гамме, этот портрет выглядит поэтично и загадочно. Облик Струйской полон обаяния нежной красоты и таинственности. Хочется привести известное стихотворение Николая Заболоцкго «Портрет», в котором поэт описывает Струйскую:

  Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Другими его знаменитыми портретами являются: «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет П. Н. Ланской», «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет неизвестного в черной треуголке» и др. Все эти портреты написаны в тонкой колористической гамме, легкими лессированными (техника послойной живописи) мазками. Его любимыми тонами являлись бело-розовые, жемчужно-серые, зеленовато-болотные, золотисто-коричневые, именно в таких нежных сдержанных тонах написаны все его известные портреты.

В 1790-е годы он практически перестает заниматься живописью, так как его зрение постепенно теряет свою остроту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.