Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)




Творчество Дмитрия Левицкого было воспринято деятелями группы начала XX века художниками объединения «Мир искусства», как совершенное воплощение прекрасного прошлого.

Левицкий родился на Украине. Его отец, был священником и гравером, поэтому первые уроки рисования он получил от своего отца.

Большое значение имела для Левицкого встреча с известным русским художником А. П. Антроповым, приехавшим в Киев в 1752 году. Этот мастер познакомился с семьей Левицких и взял юного Дмитрия к себе в ученики.

С 1758 года Левицкий обучается в мастерской этого художника и посещает классы Академии художеств. В 1770 году он впервые принял участие в выставке Академии художеств. Лучшим среди выставленных произведений на этой выставке был портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1770), директора Академии художеств и одного из создателей её великолепного здания на Васильевском острове. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета, обычной для портретов высокопоставленных государственных деятелей. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план – здания Академии художеств – своего любимого детища.

Благодаря этой работе Левицкий получил звание академика и стал преподавателем в портретном классе Академии. После такого успеха у художника появилось много заказов.

Интересным является портрет московского богача и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова (1773), пожертвовавшего большие денежные суммы на поддержание московского Воспитательного дома (приют для сирот) и Московского университета. Этот человек имел репутацию чудака, благотворителя и любителя садоводства и был явно не ординарной личностью в своей среде. Он представлен в полный рост на фоне колонн и драпировок, как было принято на парадных портретах. Однако атласный халат и ночной колпак явно не соответствуют этому жанру. Окружающие Демидова лейка, цветы в горшках, луковицы растений и книги по садоводству не случайные предметы: в них заключена аллегория его благотворительной деятельности. В глубине картины изображено здание московского Воспитательного дома, в организации которого он участвовал. Нашедшие там приют дети – это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов – «садовник». Такое «домашнее» изображение персонажа, не имевшего благородного происхождения, не принижало, а напротив, превозносило его.

В 1773 – 1776 гг. Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц по заказу Екатерины II. Смольный институт был основан, как закрытое привилегированное учебное заведение, в котором девочек, изолированных от влияния семей и других внешних воздействий, готовили к карьере в высшем свете, обучая их азам некоторых наук, пению, танцам игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам.

Портреты смолянок представляют собой ансамбль из семи полотен. Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. На двойном портрете – Ф. С. Ржевская и А. М. Демидова, самые юные ученицы, в форменных парадных платьях, демонстрируют свои навыки светского поведения. Девочки-подростки Е. Н. Хрущева и Е. Н. Хованская, наряженные пастухом и пастушкой, разыгрывают сцену из пасторали. Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па из менуэта. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. А. П. Левшина в театральном платье остановилась среди пышной дворцовой обстановки. Три других портрета составляют единое целое по композиции и по колористическому решению. Центральным образом является портрет Н. С. Борщовой, танцующей в черном бархатном платье на террасе регулярного сада. Слева от неё разместился портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Правый портрет изображает Г. И. Алымову, играющую на арфе. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа.

Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия» (1783). По многим внешним признакам это большой парадный портрет. Однако художник отходит от привычного образа Екатерины. Императрица изображена в виде жрицы, облаченной в греческий наряд, она сжигает маковые цветы на алтаре у подножия статуи Фемиды. Этот портрет своего рода хвала мудрости царицы, которая истинно радеет о благе своего народа. Г. Державин посвятил Екатерине II несколько своих произведений такие как: «Фелица», «Ода к Фелице», «Видение мурзы», «Благодарность Фелице». Ода «Видене мурзы», очень точно подпадает под описание этого аллегорического портрета Левицкого:

… Виденье я узрел чудесно:Сошла со облаков жена, -Сошла - и жрицей очутиласьИли богиней предо мной.Одежда белая струиласьНа ней серебряной волной;Градская на главе корона,Сиял при персях пояс злат;Из черно-огненна виссона,Подобный радуге, нарядС плеча десного полосоюВисел на левую бедру;Простертой на алтарь рукоюНа жертвенном она жаруСжигая маки благовонныСлужила вышню божеству.Орел полунощный, огромный,Сопутник молний торжеству,Геройской провозвестник славы,Сидя пред ней на груде книг,Священны блюл ее уставы;Потухший гром в кохтях своихИ лавр с оливными ветвямиДержал, как будто бы уснув.

Кроме парадных портретов писал Левицкий и замечательные камерные портреты. Таким видом портрета он увлекается в с конца 1770 по 1780-ые годы. Одной из самых прекрасных работ является портрет М. А. Дъяковой, будущей жены Н. А. Львова. Одаренная красотой и незаурядными способностями, она с юных лет пользовалась успехом в обществе. Поражают богатство образа, умение раскрыть натуру человека и его душевное состояние всеми доступными средствами живописи. Мечтательная задумчивость девушки передана её позой, спокойной, естественной, с легким наклоном головы к плечу. Нежный колорит, в котором сочетаются светлые оливковые и бледно-розовые тона, мягкость светотеневых переходов являются важнейшими звеньями в общем решении образа. Гармоническое соотношение прелестного внешнего облика и таящегося за ним по-юношески чистого духовного мира, полного нераскрытых и нерастраченных сил, составляет истинное обаяние образа Дъяковой.

Своеобразным пиком творчества становится портрет Урсулы Мнишек, жены литовского маршала. Этот портрет нельзя назвать интимным. Образ женщины на портрете не раскрывает внутреннего мира модели, однако в этом портрете художник виртуозно выписывает детали.

Очень привлекательным выглядит детский портрет М. А. Воронцовой, в котором он передаёт чистоту душевного мира ребенка. Левицкий первым из художников увидел в ребенке не только чисто физические возрастные признаки, но сумел передать и детскую психику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.