Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О хороших и неисправных священниках. О всеусердной молитве Господу об исправлении ближнего 2 страница




4) Ты говоришь, что он читает из Евангелия и учит. — Святое Евангелие и писания апостольс­кие, весь Новый Завет есть самый верный ис­точник истинного ведения христианского,ведения истинного пути ко спасению. Все спасающиеся там почерпают ведение о том, как должно соде-вать свое спасение. Но не всякий читающий Евангелие истинно уразумевает путь спасения. Иной читает Евангелие, но, криво толкуя читае­мое, извращает Евангелие. Такому Евангелие не служит в пользу, и то, что он держит в руках Евангелие, не избавляет его от укора и осуждения в неведении истины. Тут бывает то же, что, например, с куском материи. Вот пред тобою кусок хорошей материи. Но приходит портной, знающий свое дело, выкраивает из нее и сшивает добрую одежду, а приди портной неумелый, — он такую выкроит и сошьет одежду, что она ни стыда не будет прикрывать, ни от погоды защи­щать: только материю испортит. Так и из Еван­гелия иной выкраивает такое учение, которое никуда негоже, и не может вести к добру и уча­щего, и последующих ему. — Отчего так? Оттого, что он не умеет взяться за дело. В чем существо дела спасения, это состоит из нескольких пунк­тов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Евангелии пункты эти не написаны в одном каком месте, а в разных,— в одном одно сказано, в другом другое. Чтоб познать истинно весь образ спасе­ния, надобно все эти пункты из разных мест собрать воедино, и собрать все, ни одного не пропуская. Вот на этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не пони­мая, как это следует сделать, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания, и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй — и ты спасен; иной: стяжи благодать — и больше тебе ничего не нужно; иной: люби — и придешь к блаженному концу; иной — иное что. Все такие положения истинны и в Писании строго предписываются, но ни од­но из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить — и тогда получится полное представление настоящего об­раза спасения.

Вот и ваш крикун читает, говоришь ты, из Евангелия, и толкует, как спастись. Но все ли он пункты оттуда выбирает, или только часть их какую? — Прислушайся, и найдешь, что не все. У него только и есть на языке: Покайтеся и веруйте. А все ли тут? Гораздо не все. Да и в этих самых пунктах не все им сказывается. Покайтеся, говорит. Спроси его: а исповедаться должно? а разрешение получить надо? И он тебе на это ничего не скажет, а будет отвертываться пустыми словами. Потому что, скажи он, как ду­мает, — ты от него тотчас отворотишься (по его мудрованию ничего этого не нужно, хотя запове­дуется в слове Божием).

Он говорит, пишешь ты: «Докажи мне из Евангелия, что я лгу!» — Никто не станет ему доказывать, что он лжет, когда говорит: покайте­ся и веруйте. Ибо это необходимо для спасения и так заповедано Господом. Но как он твердит, что только и нужно для спасения, то лжет, по­тому что для спасения нужно и другое многое. Представь, что доктор дал рецепт на лекарство из многих трав и эссенций, а аптекарь вместо всех возьмет две-три вещицы и отдаст, говоря: на, вот тебе лекарство. Он будет лгун и обманщик. Так и наш Врач душ Христос Спаситель про­писал нам в Евангелии полное врачевство во спасение душ наших, в нескольких пунктах вы­ражаемое; а ваш крикун вырвал из Евангелия два-три пункта и кричит: вот вам спасительное врачевство! Принимайте и спасетесь. Он лгун посему и обманщик. Вы же, как только он вы­крикнул свое воззвание, стали в тупик, и тем больше придали ему дерзости и смелости громче и громче вскрикивать свое положение: веруйте в Господа Спасителя, и вы спасены.

5) Воистину так есть! — Несть иного имене под небесем... о немже подобает нам спастися (Деян. 4, 12). Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16); преклони небеса и сниде, да нас на небеса возведет. Радуйтесь, благодари­те, и теките вслед Его, Спасителя нашего и Бога, восшедшего на небеса и естество наше посадив­шего одесную Бога и Отца. Но все же не за­бывайте, что это один только пункт в деле спасения. К нему Самим же Господом Спасите­лем приложены другие пункты, которые тоже необходимо содержать, чтобы спасену быть. Об них скажу тебе после. Теперь же поясню тебе, что и этот самый пункт: «Веруй в Господа Спасителя»,— надобно так созерцать и так со­держать в уме и сердце, чтобы он стоял в согласном сочетании с таинством Пресвятой Троицы. А то может случиться, что, и слушая, и говоря все о спасении только в Господе Иисусе, так набьешь во внимание сию истину, что из него совсем выпадет помышление о Пресвятой Троице, и Пресвятая Троица совсем заслонится ликом Христа Спасителя. А это будет значить покривлять спасительный строй помышлений, или, скажу так, неверно в себе водружать христианс­кое сознание и помрачать его.

Вот что хочу я этим тебе напомнить,— что как образ спасения нашего устроен Сыном Божиим, воплотившимся не без Отца и Духа Свя­того, так и спасение каждого из нас совершается в Господе Иисусе Христе не без участия Отца и Духа Святого. И спасение нам устроил и спасает каждого из нас Бог, в Троице покланяемый, Отец, Сын и Дух Святой. Сие надлежит водрузить в сознании, и все спасающиеся имеют сие водру­женным в своем уме и сердце.

Смотри, как совершается крещение Христа Спасителя! Крещается Сын Божий вочеловечившийся; но на Нем и в Нем почивают Бог Отец Своим благоволением и Дух Святой — Своим общением. Это означает очевидно, что соверше­ние спасения нашего, начавшееся с сего момента, в дело произведено Господом Иисусом Христом со всегда присущим Ему благоволением Отца и действом Святого Духа. Сын ничего не творил без Отца и Духа; ибо, и воплотившись, Он не оставил недра Отча.

Видишь, как спасение наше совершено Богом, в Троице покланяемым? — Теперь смотри, как спасение и каждого из нас совершается тоже Богом, в Троице покланяемым.

Жизнь наша и спасение наше — в живом общении с Богом. Чрез падение мы потеряли сие общение. Явился Бог во плоти — Сын Божий единородный, и в лице Своем воссоединил пад­шее человечество с Богом, а чрез соединение ве­рующих с Собою и их всех воссоединяет с Богом. Сам Спаситель показал сие, говоря к свя­тым Апостолам: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20). Но что Апостолам сказано здесь, то ко всем верующим относится. Се — златая цепь воссоединения нашего с Богом! Сие подтвердил Господь и в другом месте: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6).— Итак, ко Отцу прихо­дят чрез Сына, а к Сыну как? — А к Сыну при­водятся Отцем, как Сам же Господь говорит: Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44). Если без привлечения к Сыну дело спасения каждого и начаться не может, а привлечение сие совершает­ся Отцем, то очевидно, что начальный Содетель спасения каждого есть Бог Отец. Помни же сие и исповедуй всяк, ищущий и чающий спасенным быть в Господе Иисусе, и за Ним всегда созерцай влекущую тебя к Нему десницу Отца Твоего Небесного.

Но и Отец как влечет к Сыну? — Влечет Духом Святым, Который затем и все требуемое для спасения совершает в умах и сердцах спасае­мых. Христос Спаситель, пострадавши, умерши на кресте и воскресши, вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца; вместо же Себя послал от Отца Духа Святого, Который, пребы­вая в истинной Церкви, и устрояет теперь спасе­ние каждого. Как вначале нисшедши на Апос­толов, Он водил их по лицу вселенной, давал им слово и слову сему возбудительную к вере силу, затем уверовавших облекал во Христа, освящал и укреплял во всяком добре, и из сонма их устроил Святую Церковь: и так и доселе дей­ствует Он в сей Церкви и устрояет спасение всех. И без Духа Божия никто не спасается и спастися не может. Почему и сказал Господь: Уне (лучше) есть... да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16, 7). Этим Он сказал: напрасно Мое воплощение, напрасна смерть, напрасно воскресение, если не приидет Утешитель — Дух Святой. Вы останетесь неспа­сенными; ибо без Духа нельзя быть вам прет­воренными в таких, какими должны быть спа­саемые.—Таким образом несомненно веруя и уповая спасенными быть в Господе Спасителе, по благоволению Отца веруй и содержи, что совер­шает тебя спасенным Дух Святой, во Святой Церкви чрез Божественные Таинства подаемый, и в сердце твоем потом непрестанно дей­ствующий в руковождении и укреплении тебя в деле спасения.

Так видишь, как спасаемся? Спасаемся в Господе Иисусе Христе по благоволению Отца, благодатию Святого Духа. Сие и содержи всегда в уме и сердце, и в исповедании твоем. И знай, что, кто твердит тебе только: веруй в Господа, веруй в Господа, — а никогда не пополняет сего изъяснением участия в сем деле Бога Отца и Духа Святого, — тот видимо не содержит пол­ной истины, возмущает христианское сознание и помрачает свет Христов.

Разумели сие святые Апостолы, и смотри, как выражали свое благожелание спасения верую­щим! Святой Апостол Петр пишет: По прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы: благодать вам (1 Пет. 1, 2). Святой Апостол Павел молится: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами! (2 Кор. 13, 13). Последние слова без изме­нения повторяются в церкви пред началом со­вершения Таинства Тела и Крови Господа Спа­сителя на литургии. И все наши святые отцы, рассуждая о спасении, возводили его к Богу, в Троице покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, как к единому источнику. Так разумей и ты, так навыкни созерцать совершаемым дело спасения в тебе самом,— и затем сею мерой ме­ряй как теперешнего, так и всякого другого нового учителя.

6) Укажу тебе теперь зараз все, что необходи­мо для спасения каждого. Кратко это можно выразить так: веруй и, приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез Святые Таинства, живи по заповедям Божиим, под руко­водством богоучрежденных пастырей, состоя в живом союзе со Святой Церковию. Чтоб тебе яснее было, как все это необходимо, сравни шествие путем спасения с обыкновенным путе­шествием. Чтоб путнику удобно и безопасно было идти, надобно, чтоб был свет, чтоб была проложенная дорога, чтоб сам он был здоров и крепок, чтоб в случае нужды, например при поворотах и перекрещиваниях дорог, был кто-нибудь, кто бы указал ему, по какой дороге идти. Подобное сему необходимо и в шествии путем спасения: необходим свет — это вера; необходи­ма проложенная дорога — это заповеди; необхо­димы здравие и крепость — это благодатные силы, чрез Таинства подаваемые; необходимы путеуказатели и руководители — это пастыри Церк­ви. Все сие видишь ты действующим во Святой Божией Церкви, с которою потому состоит в живом союзе всякий, надлежащим образом содевающий свое спасение. Все спасшиеся сим путем шли, и все спасающиеся им идут... другого пути спасения нет.

Я не думаю, чтоб для тебя нужно было особенно пояснять и доказывать необходимость для спасения каждого из сих пунктов. Приведу, однако ж, нечто.

Что вера необходима в содевании спасе­ния, об этом и говорить нечего. Неверующий и думать не думает о спасении. Посему Апостол Павел пишет: Без веры не возможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. 11, 6). Веровать же надобно полно — во все, что благоволил Бог открыть нам, без прибавления и убавления, и веровать так, как содержит Святая Православная Церковь. Именно: что Бог Един есть существом, и Троичен в Лицах; что Он Сло­вом Своим сотворил мир и о нем промышляет; что нас создал Он для райской жизни, почтив в создании образом Своим, но мы потеряли ее, преслушав в прародителях заповедь Его; что из сего падения сами мы не могли восстать, но что Сын Божий сжалился над нами и, приняв на Себя дело нашего искупления и восстановления, пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса и седит одес­ную Отца, во свидетельство принятия Им жертвы Его и в ходатайственную силу о спасении верую­щих в Него; что по вознесении ниспослал Он от Отца Духа Святого, Который, нисшедши на Апостолов, преисполнил их всякою премудростию и силою, и они, воодушевлены быв Им, насадили на земле веру христианскую, и из всех верующих сложили одно тело Святой Церкви, под Главою Христом Господом, вверив ей все тайны веры и все Таинства, благодать подающие; что раздаятелями сих благодатных сокровищ и вообще продолжателями апостольского дела созидания Церкви, Апостолы по повелению Само­го Господа, оставили преемников своих — епис­копов и священников, особую на сие благодать приемлющих чрез рукоположение, непрерывно идущее от Апостолов и до нас дошедшее; что спасаемые спасаются в теле Церкви, то есть не одиночно, а обще со всеми, общею всем истинно верующим живя жизнью, Таинствами Церкви освящаясь и под руководством состоя пастырей; что спасение каждого здесь на земле сокровенно, паче в духе, совершается, хотя заведомо спасае­мому, во светлости же своей явится в другой жизни, — чаянием чего и воодушевляемся в пе­ренесении произвольных и непроизвольных ли­шений спасения ради; что отходящие от нас вратами смерти в другую жизнь не перестают пребывать в том же едином теле Церкви и взаимного с нами общения не лишены суть, толь­ко имеют его невидимое вместо видимого.

Всему сему надобно веровать. И мы испове­дуем сию веру, читая не раз каждый день Сим­вол веры. Коротко всю веру можно совместить в следующем положении: Бог, в Троице покланяемый, мир создавший и о нем промышляющий, спасает нас, падших, по благоволению Отца в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа во Святой Своей Церкви, спасает спасением, здесь сокровенно в духе совершающимся, в будущей же жизни имеющим явиться во всей неизречен­ной светлости его. Видишь, что и все пункты, которые я перечислил как условия спасения, входят в предметы веры. И веруй вседушно, что так есть, и иначе быть не может.

7) Но одной веры недостаточно для спасения. Надобно и жить свято по всем заповедям Гос­подним. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, говорит Господь (Мф. 7, 21). Воля же Отца Небесного выражена в заповедях Его. Читай Евангелие, и ты найдешь там, конечно, требования и веры, но не слишком много. Пре­имущественно же оно предлагает уроки святой и богоугодной жизни. Из него скорее выходит такое заключение: исполняй искренно и неутоми­мо заповеди, и спасешься, руководясь, конечно, верою и направляя сие к угождению Господу. Внимай, что говорит Господь: Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И еще: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 21, 23). Также и в Посланиях апостольских много пи­шется о вере, но о святой жизни еще больше. Святой Павел все дело спасения совместил в двух словах: Вера, любовию поспешествуема (Гал.5, 6). Под любовию разумеет исполнение всех заповедей и от всяких грехов и греховных стра­стей отчуждение (Рим. 13, 8 — 14). Почему во всех посланиях своих он всю заботу христиан обращает на святую и богоугодную жизнь, гово­ря: Елика суть истинна, елика честна, елика правед­на, елика пречиста, елика прелюбезна, елика добро-хвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте... и Бог мира будет с вами (Фил. 4, 8 — 9). И самое, говорит, домостроительство спа­сения нашего затем имело место, чтоб сделать нас способными жить свято. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, цело­мудренно и праведно и благочестно поживем в ны­нешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 11 — 13). То же настоятельно твердят и все другие Апостолы. Приведу слова Апостола Иакова. Кая польза, братие моя, говорит он, аще веру глаголет кто имети, дел же не иматъ? еда может вера спасти его?...Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут. Хощеши ли разумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть? Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвен­ник? Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера... Зрите убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единым (Иак. 2, 14-24).

Видишь, сколько необходимо для спасения каждого исполнение заповедей! Я нарочно по­больше об этом написал, потому что те, которые сбили с толку вашего нового учителя, неправо о сем умствуют, все дело спасения приписывая вере, дела же почти совсем устраняя. Вероятно, и этот учитель ваш также неправо умствует. Вот и смотри. По слову Божию, вера и исполнение заповедей на одной линии стоят,— и ни той, ни сему предпочтения не дается. И вера без дел, и дела без веры — ничего не значат. Только в неразрывной связи содевают они спасение наше, и сами при сем приемлют настоящую свою цену, силу и значение.

8) Для того чтобы и вера была, как следует, и дела совершались достодолжно, необходи­ма нам благодать Святого Духа. Без нее не только поверовать, но и подумать о добром не можем (2 Кор. 3, 5); но если б и подумали, исполнить то не имеем сил. Ибо, как говорит Апостол, загадывать доброе мы еще загадываем; но как только подойдет дело, мы и прочь: Еже хотети, говорит, прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. 7, 18). Таким образом, если б Господь показал нам только, чему веро­вать и как должно жить, и с этим одним оставил, то мы походили бы на того, кто освещен светом солнца, видит дорогу, по которой надо идти, и сознает, что он должен по ней идти, иначе пропа­дет; а сил к тому, чтоб идти, не имеет, потому что расслаблен и болен. Но в таком случае лучше бы ничего не знать и не видеть, чем, узнавши и увидевши, не иметь возможности воспользовать­ся узнанным и увиденным. Милосердый Господь и не оставил нас с этим одним, а благоволил устроить нам ниспослание Пресвятого Духа, чтоб Он, действуя в нас, содевал с нами спасение наше. Дух Святой сошел на Апостолов, а потом чрез них подаваем был всем верующим. Он чрез слово апостольское возбуждал веру в хотящих веровать, и тем, которые по вере восходили до решимости и жить свято в духе веры, подавал силу приводить сие решение в исполнение. Что делаемо было Апостолами, то делалось потом, и делается доселе их преемниками богоучрежденным порядком. И благодать Святого Духа пре­бывает в сонме верующих или во Святой Церкви, всех просвещая, укрепляя, освящая. И если кто спасен есть или спасается, то не иначе как бла­го датию. Благодатию есте спасени чрез веру, гово­рит святой Павел (Еф. 2, 8). О пребывании же благодати Святого Духа в верующих говорит он с такою уверенностию, что и сомнения в том не допускает: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). И сам о себе он исповедал: Благодатию Божиею есмъ, еже есмъ (1 Кор. 15, 10). А святой Петр и за себя и за всех свидетельствует, что вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, пода­на (2 Пет. 1, 3). Почему все Апостолы, пиша послания верующим, и в начале и в конце их, как единственного блага желали им пребывания в них и преумножения благодати: Благодать вам да умножится; благодать Божия буди с вами.

Впрочем, о том, что благодать Святого Духа, как сила во спасение, необходима для нас и что только она одна сильна содевать в нас спасение наше, почти нет спорящих. Но о том, как полу­чается и приемлется благодать, есть спорники. Я нарочно и навожу тебя на этот предмет из опасения, не принадлежит ли и ваш новый учи­тель веры к числу неправо понимающих сие дело, ибо есть такие мудрецы, которые утверждают, что только уверуй, и благодать Божия тотчас войдет и вселится в тебя. Так вот знай и твердо держи то убеждение и ту веру, что благодать Святого Духа не иначе подается и принята быть может как чрез Таинства, Самим Господом учрежден­ные в Церкви руками святых Апостолов. Чтоб тебе в этом более увериться, приведу тебе не­сколько примеров получения благодати по ука­занию слова Божия.

Сам Господь и Спаситель, беседуя с Никодимом, сказал: Подобает вам родитися свыше, разу­мея благодатное рождение к новой жизни. Какой же указал Он к этому способ? — Сказал ли: ве­руй, отверзи уста, и благодать Духа, вошедши, возродит тебя? — Нет, не сказал. Что же ска­зал? — Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 7, 5). Рождение водою и Духом есть святое креще­ние — первое христианское Таинство.

Но возрождение делает только естество наше способным приять, вместить и хранить дар Свя­того Духа; самое подаяние сего дара соверша­лось особым Таинством,— именно, возложением рук апостольских. До очевидности сие представ­ляет один случай, бывший в Ефесе во время апостольского там действования святого Павла. Пришедши в Ефес, Апостол встретил там двенад­цать человек верующих и спросил их: приняли ль вы Духа Святого, уверовавши? Те отвечали: мы и не слыхали, что есть Дух Святой. Как же вы крестились, спросил святой Павел? Иоанновым крещением, отвечали те. Тогда святой Павел объяснил им, что Иоанново крещение было толь­ко приготовлением к вере в Господа Иисуса Христа; затем, огласив их полнее евангельским учением, окрестил христианским крещением,— по крещении возложил на них руки,— и они прияли Духа Святого. Видишь,— крещение осо­бо, и возложение рук особо,— и дар Духа Свя­того только по возложении рук! Возложение рук Апостолы заменили потом миропомазанием, кото­рое и предали преемникам своим как Таинство, дар Святого Духа подающее верующим. Оно и действует теперь во Святой Церкви.

Этих двух примеров достаточно для тебя, чтоб видеть, что благодать Святого Духа подает­ся не мысленным путем чрез одну лишь веру, но путем видимым чрез Святые Таинства. Так Сам Господь учредил. Перечислю только другие Таинства. Отпущение грехов, в какие кто впадает по крещении, бывает не ради одного сокрушения и мысленного их исповедания Богу, но при сокрушении и решении не грешить более, по исповеди их духовному отцу, чрез разрешение от него. Живейшее общение с Господом совершает­ся чрез причащение Тела и Крови Его, в Таин­стве Евхаристии. Благодатная сила на продол­жение апостольского дела созидания Церкви подается чрез рукоположение архиереев и свя­щенников. Два брачащихся лица сочетаваются воедино Таинством брака. Болезни врачуются Таинством елеосвящения.

Вот все семь потоков Божественной благода­ти, действующих во Святой Православной Церк­ви. И иного пути к получению благодати нет. Кто станет тебе иной указывать путь к сему, отворачивайся от него, как от суемудренника.

9) Три изложенные пункта: вера, жизнь по заповедям в духе веры и благодать чрез Таин­ства,— требуют четвертого: богоучрежденного пастырства. Надо веровать; но как уверуют без проповедающего? И како проповедят, аще не послани будут? (Рим. 10, 15). Потребно благодать приять чрез Таинства; но как же это было бы без строителей и совершителей Тайн Божиих? (1 Кор. 4, 1). Необходимо жить по заповедям в духе веры; но как сему быть в исправности без руководителя, который бы указывал, остерегал, ошибки поправлял, падающих поднимал и на­правлял опять на путь уклоняющихся с настоя­щей дороги? Таким образом, для устроения спасения необходимы лица, от лица Божия действующие, которые бы вере учили, освящали бла­годатию чрез Таинства и руководили в жизни,— необходимы пастыри богодарованные и богопоставляемые. Их и благоволил учредить Господь. Вот тебе на это апостольское удостоверение! И Той (Господь) дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки... овы же пастыри и учители, к соверше­нию святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. 4, 11 — 12). Да и само дело пока­зало сие. Господь послал Апостолов, чтоб шедше вере научали, наученных крестили, крещеных и наученных наставляли блюсти все заповедан­ное (Мф. 28, 19 — 20). Апостолы так и делали. Но как они не вечны, дело же их апостольское должно пребывать во вся веки, то, зная сие, они всюду, по Божию повелению, оставляли вместо себя преемниками пастырей и учителей, чтоб они продолжали их дело — совершение святых, слу­жение (Таинств совершение) и созидание тела Христова. Читай в Деяниях. Вот святые Павел с Варнавою просветили верою Листру, Дервию, Иконию, Антиохию Писидийскую. Пришло вре­мя воротиться им туда же, откуда вышли,— в Антиохию Сирийскую. Что же, они так и броси­ли уверовавших на произвол с одною верою? — Нет; они опять прошли по всем городам, все учредили, как им быть и жить по-церковному, и для наблюдения и должного всего исполнения поставили над ними пресвитеров, рукоположивше их (Деян. 14, 23). То же самое сделал он и для Ефеса с прочими асийскими городами, везде там наставил чрез рукоположение пастырей и учите­лей. Затем, когда, проезжая мимо Ефеса морем, не имел он времени побывать там лично,— позвал всех этих пастырей в Милет, где и про­стился с ними, дав им окончательные наставле­ния по пасению паств их: Внимайте себе и... стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею (Деян. 20, 28). И еще вот что было: воз­вращаясь из Рима, по освобождении от первых уз, Апостол заехал на остров Крит и распростра­нил там веру Христову. Но как сам не имел времени всюду поставить пастырей, то нарочно для сего оставил там святого Тита, — да устроит по всем градом пресвитеры (Тит. 1, 5). Святой Павел, конечно, и во всех других местах так действовал; а как он действовал, так действовали и все прочие Апостолы; ибо действовали не по своему усмотрению, а по повелению Господа. И ни одно общество христианское не было оставляемо без пастырей рукоположенных. Так сие продолжается в Церкви Божией доселе. — И се закон для верующих: Повинуйтеся настав­ником вашим (пастырям) и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших (Евр. 13, 17). И что сказал Господь Апостолам, то и к пастырям должно быть нами относимо: Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10, 16). 10) Вот четыре пункта, которые мы должны содержать и по которым должны вести дело свое­го спасения, если желаем воистину спасенными быть. Но есть и еще один, именно: быть в теле Церкви живо сочетанными со всем сонмом верую­щих. Господь назвал Церковь Свою виноград­ным деревом, в коем Он — лоза, или ствол дере­ва, а все верующие — ветви на лозе. Церковь, или вся совокупность верующих, есть потому единое нераздельное целое, живо сочетанное с Господом и в себе во всех частях. Как ветвь, отломившись от дерева, засыхает и перестает жить, так перестает жить и всякий, кто каким-либо образом отделяется от Церкви Божией, а чрез то и от Господа (Ин. 15, 1—7). Святой Па­вел яснее это представил, назвав Церковь телом Господа. Мы все верующие — тело Христово; Христос же Господь есть Глава сего тела. Как в теле всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнию, и если отделится от тела, умирает и истлевает, так и ни один верующий не живет особняком, но живет общею всего сонма верую­щих, или всей Церкви, жизнию, и если отделится от них или отособится, замирает духовно и поги­бает (1 Кор. 12; Еф. 4; Кол.) Так это велось и доселе ведется в среде истинно верующих, что законом жизни своей, — жизни, ведущей ко спа­сению, считают быть в Церкви. Церковь, испове­дуем мы, есть матерь наша. И верно слово, что кому Церковь не матерь, тому Бог не Отец. А если не Бог ему Отец, то кто же?! — Господь, устроив чрез святых Апостолов Святую Церковь, все спасительное в нее вложил для хранения и распространения на земле. В ней все тайны веры и все разумение истины; в ней вся благодать и все Таинства, подающие ее; в ней истинное пас­тырство, истинно ко спасению руководящее; на ней почивает благоволение Божие, блюдущее ее и послушающее молитвенного гласа ее; Ангелы и человеки, и вся разумная тварь, объединившись, единому служат всеблагому Богу.

Это — быть в теле Церкви и в ней содевать свое спасение — вот к чему обязывает всякого верующего: 1) веровать, как верует вся Церковь, от начала ее доселе, ее голосом поверять всякое свое или чужое соображение и разрешать всякое рождающееся недоумение, и ни под каким видом не позволять себе допускать что-либо хоть на во­лос несогласное с учением Церкви. Ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Вни­май,— кто сего не соблюдает, тот язычник и мы­тарь, по слову Господа (Мф. 18, 17); 2) ни в чем не особиться от всех в порядках церковной жиз­ни: поститься, когда всем предлежит пост, говеть и причащаться Святых Христовых Тайн, как установлено в Церкви, и все другие соблюдать молитвенные и освятительные священнодействия Церкви, повинуясь слову Апостола, который зап­рещает оставлять собрания (Евр. 10, 25); 3) дер­жать то убеждение, что и небесные и земные состоят в непресекаемом между собою общении, живом и непосредственном. Почему наши к ним и о них молитвы и их молитвы о нас и слышат­ся, и действенны бывают. Мы — свои, родственны и Ангелам и всем от века Богу угодившим; ибо вцерковляясь, приступаем ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов... и Церк­ви первородных на небесех написанных (Евр. 12, 22-23).

Сведем теперь опять воедино все сказанное о пути спасительном и повторим: хощешь спастися? Веруй всему богооткровенному учению, и, приемля благодатные силы, яже к животу и бла­гочестию, чрез Святые Таинства, живи неуклонно по заповедям Божиим под руководством богоучрежденных пастырей и в послушании им,— но все сие в духе Святой Церкви Божией, по ее законоположениям, и с нею состоя в живом сою­зе,— и спасешься.

К сему изображению спасенного пути с дерз­новением можно приложить следующее увеща­ние святого Иоанна Богослова: Всяк преступали, и не пребываяй в (сем) учении Христове, Бога не иматъ: пребываяй же в (сем) учении Христове, сей и Отца и Сына иматъ. Аще кто приходит к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (2 Ин. 1, 9-11).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.