Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Функциональные стили современного литературного языка




В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого национального языка, называемые функциональными стилями.

Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Считается, что существует две ступени владения языком: первая – это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, сферы деятельности, формы общения. Овладение первой ступенью родного языка происходит более или менее естественным путем. Овладение второй ступенью является сложной, а иногда и недоступной задачей.

Истинное овладение стилевыми средствами может происходить только осознанно; при этом изучаются, анализируются языковые стилистические средства и принадлежащие разным стилям тексты с их особенностями.

Обычно различают следующие стили речи: научный, официальный, публицистический, разговорный.

Особую группу составляют тексты художественной литературы, т.к. язык художественных произведений настолько богат, разнороден, многообразен, что многие ученые называют его принципиально «не-стиль», подчеркивая тем самым особость, противопоставленность всем остальным стилям.

- Научный стиль.

Тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения. Цель научного текста – представить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы. Форма речи, преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная, реже – устная. Свойства стиля научных текстов – обобщенность, объективность, аргументированность, подчеркнутая логичность, ясность изложения, сжатость при насыщенности содержания.

Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм, различных знаков. В зависимости от целей, назначения и адресата научные тексты делятся на научно-популярные, н.-деловые, н.-технические, н.-публицистические, н.-учебные.

Лексика научных текстов имеет свои яркие особенности. Для нее характерны строгий выбор, точность языковых средств, однозначность словоупотребления, использование терминов, слов с абстрактным значением. Кроме языковых, важны и так называемые текстовые характеристики стиля. В текстах научного стиля употребляются такие типы речи, как описание и рассуждение.

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей: а) собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии; б) научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией); в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия).

Жанры научного стиля речи. Научная литература имеет определенные жанры: аннотация, реферат, рецензия, резюме, диссертация, курсовая работа, монография, доклад, учебная статья, различная научная документация.

Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

Образцы клишированных аннотаций:

В книге исследуется (что?) …

Показано (что?) …

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?) …

***

В монографии дается характеристика (чего?) …

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как …

***

В книге анализируется (что?) …

Главное внимание обращается (на что?) …

***

Используя (что?), автор излагает (что?) …

Отмечается, что …

Подчеркивается, что …

Реферат – это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Требования к написанию реферата по специальности. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту. Цель реферирования: создать «текст о тексте». Следует избегать связок типа: в 1 абзаце, во 2 абзаце и т.д. Реферат – это не конспект, разбавленный «скрепами» типа далее автор отмечает … Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Виды рефератов:

- информативные (реферат-конспект);

- индикативные (реферат-резюме).

По количеству исходных текстов рефераты подразделяются на монографические и обзорные.

Рецензия – это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.