КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Речевая культура. Типы речевой культуры. Этический аспект речи
1. С литературным языком тесно связано понятие «культура речи». Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Основы культуры речи закладываются в детстве. Однако воспитанному и образованному человеку свойственно стремление совершенствовать речь всю жизнь. Существуют условия, необходимые для овладения культурой речи. 1. Самостоятельность мышления, ясность мысли. 2. Хорошее знание норм литературного языка. 3. Осознанная и систематическая тренировка речевых умений. 4. Знание языковых средств, характеризующих различные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный. 5. Знание точного значения слов, выразительных средств, владение богатством речи. 6. Самообразование, то есть самостоятельное приобретение новых знаний из различных источников. Культура речи состоит из трех аспектов: нормативного, коммуникативного и этического. Невозможно говорить о единой речевой культуре для всей нации, так как существуют различия, связанные с социальным расслоением народа, с многообразием условий жизни людей, с неодинаковостью их коммуникативных возможностей, степенью образованности, с наличием общественных и языковых идеалов и т.п. Даже среди образованных людей различают разные типы речевой культуры, потому что не все они в одинаковой степени владеют литературным языком. Применительно к русской культуре могут быть выделены типы, находящиеся за пределами литературного языка (народно-речевой, просторечный и арготический), и типы, связанные со сферой деятельности литературного языка (элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный). Каждый из перечисленных типов обеспечивает эффективность общения людей разного уровня культуры, поэтому характеризуется разными особенностями коммуникации. Так, народно-речевой тип речевой культуры сохранился у сельского населения, говорящего на диалекте, обеспечивает потребности деревенского общения, но непригоден за его пределами (например, обращение ко всем по имени независимо от возраста, приветствие любого человека и т.д.). Просторечный тип речевой культуры отличается невладением норм литературного языка при отсутствии ярко выраженных диалектных особенностей (мы хочем, теперича, отсель, иди по калидору). Носители этого типа речевой культуры не просто не владеют литературным языком, но и не хотят приобщаться к более высокой культуре. Правда, осознавая престижность литературной речи и пытаясь говорит «красивее», они наполняют свою речь книжными, иностранными словами и словами-паразитами (значит, короче, в натуре, конкретно и т.д.). Арготический тип речевой культуры в прошлом использовался для сокрытия тайнремесла. В настоящее время представлен воровским жаргоном и «лагерной феней», которые по разным причинам вышли за рамки социального жаргона и вошли в общий жаргон (менты, малина, стрелка, шестерка). Основной признак арготического типа – использование его как «тайного языка» для сокрытия информации – размыт. Среди образованного населения можно выделить четыре типа речевой культуры. 1. Элитарная речевая культура, т.е. эталонная, образцовая речевая культура, которая подразумевает свободное владение всеми возможностями языка в любом виде и ситуации общения; свободное использование сообразно ситуации общения любого функционального стиля; строгое использование норм культуры речи; табу на использование нецензурных и грубых слов и выражений, что предполагает развитую систему использования эвфемизмов; а также четкое разграничение «ты/вы» общения. Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений ТЫ и ВЫ. Выбор той или иной формы зависит от социального статуса собеседников, характера их отношений, от официальной/неофициальной обстановки общения.
В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми, с которыми установлены дружеские отношения и обиходно-бытовое обращение на ТЫ, перейти на ВЫ. 2. Среднелитературная речевая культура предполагает неполное соблюдение литературных норм, владение 2-3 функциональными стилями (например, разговорный + научный; научный + публицистический + разговорный), часто неправильное использование норм ударения, чрезмерное насыщение речи либо просторечиями, либо иностранными словами, отсутствие элементарного речевого такта. Современный среднелитературный тип речевой культуры проявляет тенденцию к распространению, так как он проник даже в средства массовой информации. 3. Литературно-разговорная речевая культура характеризуется использованием одного функционального стиля (разговорного), наличием большого числа жестов, мимики, употреблением эмоционально-экспрессивной лексики, наличием большого количества слов-паразитов, неразграничением «ты/вы» общения при соблюдении определенных норм речевой культуры. 4. Фамильярно-разговорная речевая культура. Для этого типа характерна огрубленность речи, употребление в речи большого количества просторечных слов и выражений, полное неразграничение «ты/вы» общения независимо от возраста и социального положения, употребление в ситуации «приветствие/прощание» одного речевого стереотипа. Долгое время под речевой культурой понималась только элитарная речевая культура, а все остальные считались нарушением норм. В настоящее время каждый из речевых типов отражает свойства и потребности носителя языка и характеризует его культуру в целом. 2. Использование определенного типа речевой культуры предполагает обязательное владение этикетом. Под этикетом понимается установленный порядок поведения человека в определенной ситуации общения. Первые упоминания об этикете уходят вглубь истории и встречаются впервые в литературных памятниках древнего шумера. В них были изложены первые «моральные идеалы» (доброта, помощь, забота и т.п.). Древние считали, что эти качества даны человеку богами, и их следует сохранять и использовать. Со временем правила поведения видоизменились, отражая реальные условия жизни. Однако в основе всех правил поведения лежат табу, или запреты, которые появились еще в первобытнообщинном обществе. Понятие «этикет» - по-французски «ярлык», «этикетка» - получило свое название от маленьких карточек с правилами поведения, которые раздавали гостям на приемах у Людовика XIV. С тех пор этикет воспринимался как определенный ритуал общения. Появились даже специальные люди – церемониймейстеры, которые должны были знать все тонкости ритуала и следить за его исполнением. Именно в значении «ритуал», «церемониал» слово «этикет» получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Первые письменные пособия по этикету появились в средние века. Первый трактат по правилам поведения написал в 1204 году испанский священник Петроусо Альфоронси. На основе этой первой печатной книги были изданы всевозможные пособия по этикету. На Руси первые письменные правила поведения были составлены Владимиром Мономахом. Назывались они «Поучения». В середине 16 века священник Сильвестр составил книгу о правилах поведения мужа и жены в доме, в гостях, в обществе «Домострой». В 1717 году увидела свет книга «Юности честное зерцало», в которой давались разъяснения молодежи о правилах поведения. С 16-17 веков соблюдение этикета стало признаком образованности человека. В современной жизни мы отмечаем четыре вида этикета: 1. Придворный – правила поведения при дворах монарших особ. 2. Дипломатический – правила поведения лиц, состоящих на государственной службе при дипломатических корпусах. 3. Воинский – правила поведения военных на службе и в быту. 4. Общегражданский – правила поведения определенной нации, исторически обусловленные и прикрепленные к определенной ситуации общения. В общегражданском этикете можно выделить два подвида: - бытовой – правила поведения, основанные культурой общества, его традициями. - деловой – правила поведения, определенные деловой ситуацией общения, в которой статус каждого четко определен. Основой делового этикета является речевой этикет. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступивших в деловые отношения: социальный статус субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, конференция, симпозиум; совещание, на котором обсуждается экономическое, финансовое положение компании, предприятия; прием на работу или увольнение; консультация; юбилей фирмы и др. Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. Речевое поведение регулируется отношениями социальной иерархии, ритуалом, этикетом речевых и неречевых взаимодействий. Типичные ситуации речевого этикета: обращение и привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, одобрение, комплимент, сочувствие, соболезнование, приглашение, совет, просьба, согласие, отказ и другие. Речевой этикет имеет национальную специфику, так как каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. 3. Основой этикета является позитивное общение, т.е. комфортное, приятное. Чтобы такое общение состоялось, необходимо выполнить ряд условий и правил. Условия позитивного общения: 1. Доброжелательность по отношению к партнеру, готовность к общению, которая проявляется поворотом к человеку, улыбкой, определенными фразами в адрес собеседника. 2. Этикетность общения: соблюдение бытового и делового этикета. 3. Контроль над своими эмоциями. Особенно следует контролировать негативные эмоции, т.к. они обладают эффектом бумеранга. Правила позитивного общения: 1. Вежливость к партнеру по общению. Это правило включает в себя: - умение жить, не создавая проблем для других; - умение не задевать самолюбие других. Вежливость – понятие социальное, т.е. она привязана к определенному времени и образу жизни. Современная вежливость, по предположению американского психолога Эрика Берна, есть ничто иное, как «поглаживание» собеседника, проявляемое в формах речевого этикета. 2. Проявление интереса к партнеру по общению. Дейл Карнеги считает, что существует два способа проявить внимание: - умение говорить с собеседником на интересующие его темы; - на протяжении всего разговора произносить имя собеседника, т.к. имя – самый сладкий звук для любого человека. 3. Умение слушать. Слушание бывает рефлексивным и нерефлексивным. Рефлексивное слушание сопровождается репликами, встречными вопросами. Нерефлексивное слушание – молчаливое, но мимикой и жестами человек дает понять партнеру, что он его слушает и слышит. 4. Употребление «золотых» слов общения. К ним относятся: похвала, комплимент и благодарность. - похвала – оценка действий, слов собеседника. Так как оценка всегда субъективна, она может неадекватно восприниматься собеседником: с издевкой, как лесть, как желание уколоть. Поэтому хвалить желательно тех, кто относится к нам положительно. - благодарность – «спасибо» + фраза, объясняющая за что. - комплимент – всегда чуть-чуть преувеличение. Чтобы комплимент сделать правильно, необходимо выполнить следующее: а) он должен соответствовать ситуации; б) он не должен содержать «ложки дегтя», т.е. заканчиваться негативом; в) он не должен содержать назиданий и поучений; г) комплимент считается лучшим, если он сделан на фоне антикомплимента (себе – небольшой минус, собеседнику – большой плюс). 5. Толерантность по отношению к партнеру, т.е. умение воспринимать собеседника таким, какой он есть, без желания поучать, изменять, осуждать. 6. Эмпатия – понимание партнерами друг друга: учет возраста, национальности, черт характера. 7. Умение остаться самим собой.
Контрольные вопросы. 1. Дайте определение понятию «культура речи». Из каких аспектов состоит речевая культура? 2. Расскажите о типах речевой культуры. 3. Дайте определение понятию «этикет» и расскажите об истории его развития и видах. 4. Расскажите об условиях и правилах позитивного общения. Практические задания Задание 1. Охарактеризуйте свой тип речевой культуры. Ответ обоснуйте. Задание 2. Попробуйте определить тип речевой культуры популярных ведущих телевидения: С. Сорокиной, В. Молчанова, Т. Митковой, Д. Нагиева, В.Пельше, М.Галкина и др. Мотивируйте свое решение. Задание 3. Прослушайте ряд теле- и радиопередач, определите замеченные вами отступления в нормах произношения, ударения, правил ведения разговора, беседы и т.д. Задание 4. Прочитав приведенные отрывки, определите тип речевой культуры их авторов. Обоснуйте свой ответ. а) Коллеги, позвольте представить вам нашего нового сотрудника: Павел Иванович Городецкий, менеджер по персоналу. Галина Игнатьевна, я надеюсь, вы поможете коллеге быстрее войти в курс дела. Павел Иванович, мы уверены, что вы в самое ближайшее время сможете приступить к своим обязанностям. Ваш предшественник был не очень расторопен и, прямо скажем, «не горел» на работе, поэтому у нас накопилось много проблем. б) Ну, ты, быдло! Кому платишь, гнида! Слышь, ты нам по жизни должен! Ты понял, нет? Канай отсюда, пока хавальник не вывернули… в) В вечернем эфире грозненской телекомпании «Кавказ» Шамиль Басаев опять наехал на Аслана Масхадова. Разборки между главарями боевиков стали уже обычным делом, как говорится, бары дерутся, а у холопов шапки летят. г) Александр Иванович, ты бы уж сказал шефу, что заждалась я очередного отпуска. Мне поди тоже хочется на солнышке позагорать да по набережной подефилировать. А то все брошу да и махну на море без всяких разрешений. д) Эй, корефан, как отседа добраться до Авроры? А пехом можно? Та не, не далеко. Заодно и на город поглазею, а то я тут был аж черте када. Ну, пакеда. Задание 5. Ю.М.Лотман писал: «Культура – это то, как мы общаемся». Докажите правомерность этого высказывания. Задание 6. Сделайте комплимент: своему другу (подруге), маме, начальнику, вашему декану, преподавателю. Задание 7. Утешьте: 1. Сокурсника, который расстроен из-за плохих результатов сессии 2. Знакомую, которая жалуется вам на плохие отметки своего сына 3. Знакомого, который обеспокоен тем, как пройдет защита его диссертации Задание 8. Поздравьте: 1. С днем рождения – вашего отца, преподавателя, друга. 2. С праздником: ваших друзей, студентов вашей группы, профессора. Задание 9. Произнесите тост по случаю: 1. Свадьбы. 2. Рождения ребенка. 3. Дня рождения вашего друга. 5. Новоселья. 6. Нового года. Задание 10. Поблагодарите: 1. Преподавателя за консультацию. 4. Врача, вылечившего вас от тяжелой болезни.
Задание 11. Ответьте на благодарность: 1. – Большое спасибо за вкусный обед. 2. - Спасибо за книгу. 3. – Я благодарна вам за помощь.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 26587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |