Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Невербальные средства общения




 

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний, наряду с вербальной (словесной) речью, используют жестикулярно-мимическую речь, т.е. невербальные средства (мимика, жесты). Американский психолог Альберт Мехрабиан установил, что в среднем человек говорит словами не более 30 минут в день (речь не идет о профессиональных коммуникаторах). Ученые-невербалисты считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используют на 55% или даже на 65%, а вербальных, соответственно, на 45% или на 35%. Активно изучать жесты стали только с 60-х годов ХХ века. Всемирно известны работы Джулиуса Фаста, Алана Пиза, Роберта Уайтсайда. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов.

Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица, его мимика.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровать, понимать» мимику собеседника, с другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос о том, что нужно для хорошего оратора, ответил: «Жесты, жесты и жесты!». Жесты оживляют речь, но ими нужно пользоваться осторожно: они должны соответствовать смыслу фразы или отдельного слова.

О многом может сказать жестикуляция собеседника.

Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем и, хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Однако теоретики ораторского искусства отмечают, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, т.е. повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит, как из пулемета сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя». В таких случаях требуется указательный жест. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам;

- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Задайте кому-нибудь вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь… (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте. Вспомните, как актеры жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест – поклон как символ благодарности за теплый прием. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Такие жесты условны и называются они символическими. Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки – символ непокорности. Обхватить голову руками – признак неприятности или беды.

Зачастую жесты-символы связаны с национальным характером и традициями, поэтому при общении с иностранным партнером надо быть предельно осторожными при выборе жестов, если вы не знаете системы символических жестов страны вашего партнера.

Некоторое представление о собеседнике, прежде, чем он произнесет первое слово, может дать и его характерная походка.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является такое средство невербального общения, как умение слушать.

Искусство слушать собеседника – одно из важнейших в общении, но почему-то ему уделяется мало внимания, хотя еще Зенон из Катона отмечал: «Два уха и один язык даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить»

Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других людей, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей, а руководители слушают с 25%- ной эффективностью.

Давайте рассмотрим, что такое слушание с психологической точки зрения, каковы его основные принципы и какие правила так называемого хорошего слушания необходимо усвоить каждому.

Различают два вида слушания. Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают как принятие позиции оппонента.

Нерефлексивное слушание полезно, когда:

- собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо;

- в напряженных ситуациях, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы.

Нерефлексивного слушания недостаточно, когда:

- у собеседника желание говорить слабое или полностью отсутствует;

- в ситуациях, когда есть опасность неправильного истолкования молчания как согласия;

- нерефлексивное слушание противоречит вашим интересам, мешает самораскрытию.

Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказывать собственное мнение, другие, напротив, ждут активной поддержки, одобрения своими словами. В таких случаях рекомендуется применять другой вид слушания – рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга.

Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Когда речь идет об эффективном слушании, целесообразно обращать внимание и на позу участников общения. У вашего собеседника естественная, непринужденная поза. Он слегка наклонился корпусом в вашу сторону, его вид говорит о том, что он весь – внимание. Все это создает благоприятные условия для разговора.

Дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на наши слова могут быть также его интонация, скорость речи. Все это повышает эффективность слушания и, следовательно, позволяет лучше понять суть позиции оппонента.

Другой важный принцип хорошего слушания психологи сформулировали следующим образом: «Покажите говорящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют использовать различные приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы, как: Я вас не понял. Не повторите ли вы еще раз? Что вы имеете в виду?

Важно использовать и так называемый принцип резюмирования. Слушающий подытоживает основные идеи и чувства говорящего: «То, что вы сказали, может означать…; Вашими основными идеями, как я понял, являются…; Если теперь обобщить сказанное вами, то…». Это создает уверенность в правильном восприятии сообщения, особенно в ситуациях, когда между собеседниками есть разногласия.

Осмысление и применение принципов хорошего слушания поможет вам наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий между вами, позволит сделать диалог более плодотворным.

Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Он помогает установить с партнером психологический контакт, сосредоточить внимание, включить человека в беседу, произвести благоприятное впечатление. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересованно. Осторожным следует быть лишь в Японии, где прямой, открытый взгляд воспринимается как символ агрессии.

Правда, по последним данным, истинность пословицы «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» может быть подвергнута сомнению. В начале 80-х годов группа американских ученых во главе с Д.Гриндером и Р.Бендлером пришла к выводу, что одни люди воспринимают мир в больше мере через зрительные образы (по визуальному каналу). Это так называемые «визуальщики». Другие – через звуковые, слуховые образы (по аудиальному каналу). Это так называемые «аудиальщики». Третьи воспринимают мир через ощущения своего тела (по кинестетическому каналу). Это так называемые «кинестетики».

Следует учитывать и такой важный фактор в общении, как межличностное пространство, или дистанция, на которой собеседники находятся по отношению друг к другу. Исследователи определяют предел допустимого расстояния между собеседниками следующим образом: межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5-1,2 м; социальное расстояние (для деловых отношений) – 1,2-3,7 м; публичное расстояние – 3,7 м и более. В зависимости от вида взаимодействия выбирается то или иное расстояние, наиболее благоприятное для контакта.

Немалую роль в невербальном общении играют внешний вид человека (особенно цвет одежды), язык «запахов», язык «прикосновений».

Язык «прикосновений» включает в себя поглаживания, похлопывания, объятия, поцелуи, рукопожатия. Каждый из этих видов контакта очень эмоционален, способен передать и вызвать у партнера самые разные чувства – от эмоциональной поддержки до крайнего отвращения. Рукопожатие – традиционная и древнейшая форма приветствия. Она информативна и говорит о многом, не случайно немецкий философ И.Кант назвал руку «видимой частью мозга».

 

Контрольные вопросы.

1. Что понимается под невербальными средствами общения?

2. Какие типы жестов выделяют в зависимости от назначения и чем они различаются?

3. Расскажите о видах слушания.

4. Какое значение в невербальном общении имеет визуальный контакт?

5. Расскажите о дистанции общения.

Практические задания.

Задание 1. Используя только средства невербального общения, передайте следующую информацию: а) поприветствуйте друга в переполненном транспорте; б) покажите сокурснику оценку, которую поставил ему преподаватель в ведомости; в) покажите сокурснику, выступающему на трибуне, что его время истекло; г) скажите вашему другу, что он читает материал на семинаре не по тому конспекту.

Задание 2. Представьте себе, что между вами и вашим партнером по общению стеклянная стена и вам необходимо передать ему информацию, используя только невербальные средства общения: а) «Вчера я был на концерте Земфиры. Концерт мне очень понравился»; б) «Наш преподаватель по … заболел, вместо него урок проводила аспирантка. Красивая-я-я-я!!! Я глазки ей строил, улыбался, руку поднимал, но она на меня ноль внимания»; в) «Я не пойду на занятия – у меня свидание. Скажи преподавателю, что я заболел»

Задание 3. Понаблюдайте за окружающими вас людьми, когда они радуются, смеются, огорчаются, сердятся, удивляются и т.п.. Опишите, какие движения они делают, как меняется мимика.

Задание 4. Произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией и разной мимикой: «Нужна мне ваша курица!»

Задание 5. Придумайте и покажите пантомиму с последующей ее расшифровкой.

Задание 6. Используя невербальные средства, изобразите определенные эмоции и физические состояния: радость, страх, разочарование, гнев, удивление, огорчение, удовольствие, голод, холод, сытость, ревность, любовь, желание спать и т.д.

Задание 7. Используя рекомендуемую литературу в конце учебного пособия, подготовьте реферат по невербалистике: «Национальные особенности жестов», «Специфика использования пространственного общения в разных культурах».

 

ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.