Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные качества речи




Тема 7. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативный аспект мы уже рассмотрели, он предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка.

Культура речи связана также с закономерностями и особенностями функционирования языка, т.е. со стилями речи. Культура речи предполагает также умение находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации общения новую языковую форму.

Выбор необходимых для данной цели языковых средств является основой коммуникативного аспекта речи. Известный филолог, специалист по культуре речи Г.О.Винокур писал: «Для каждой цели свои средства – таков должен быть лозунг лингвистики культурного общества».

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, в связи с этим необходимо знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

Коммуникативными называют такие качества речи, которые делают ее понятной для других и способствуют общению, коммуникации (коммуникация – лат. communicatio – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц).

 

Известный русский ученый и теоретик культуры речи Б.Н.Головин выделяет 8 коммуникативных качеств речи: точность, логичность, чистота, уместность, выразительность, изобразительность, богатство, правильность речи. Рассмотрим кратко каждое из этих качеств.

Правильность речи – соответствие речи определенным нормам, правилам использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Чистота речи. Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку или не принятых им слов, фразеологизмов и других единиц.

Одной из причин засорения речи являются иностранные слова, употребляемые без знания их значения. Значительная часть иноязычной лексики – книжные слова. Наиболее уместно их употребление в жанрах книжно-литературной речи. В научной и технической литературе широко используются иноязычные по своему происхождению специальные термины.

В обиходной речи употребление иноязычных слов не всегда уместно, особенно в тех случаях, когда имеются близкие по смыслу русские слова: лимитировать – ограничивать, коррективы – поправки, дефицит – недостаток, нехватка.

Вторым источником засорения нашей речи являются местные говоры, территориальные диалекты, которые лишают речь общепонятности и засоряют литературный язык. Конечно, это не значит, что многие наши кубанские слова и выражения не следует употреблять только потому, что они диалектные (Я не могу говорить за себя; купить буряк и синенькие; жить на Гидрострое и т.д.), однако не следует употреблять их без надобности.

Третьим источником засорения речи служат профессиональные и социальные подстили языка и его социальные жаргоны – речь людей, составляющих определенные обособленные социальные группы, или же людей, которых объединяет общая профессия. Так, например, моряки называют «дедом» старшего механика, «мотылем» моториста; в жаргоне летчиков учебный самолет зовется «божьей коровкой», а фигуры высшего пилотажа – «бочка, горка, петля» и т.д.

Существует школьный и студенческий жаргон, который иногда называют общим термином «молодежный жаргон». Например: «въезжать» – понимать, разбираться в чем-то; «лох» – глупый, недалекий человек; «по децелу» – все равно.

Источником засорения литературной речи являются неконтролируемые речевые навыки, частое использование которых приводит к тому, что человек «через слово» употребляет «слова-паразиты» и выражения типа «так сказать», «знаете ли» и некоторые другие. Нередко в число привычно неконтролируемых слов и выражений попадают нецензурные слова и выражения, ненормативная, сниженная лексика.

«Загрязненная» профессиональными словечками, жаргонизмами, сниженной лексикой речь служит признаком речевой распущенности, низкой речевой культуры говорящего.

Точность речи. Условия соблюдения точности: а) хорошее знание предмета речи; б) хорошее знание значений слова; в) контроль за соответствием слов предметам и явлениям действительности. Несоблюдение одного из этих условий приводит к разрушению или частичному нарушению точности речи.

Логичность речи. Это качество речи тесно связано с точностью, но отличается от нее. Логичность как коммуникативное качество основано на соотношении «язык-мышление».

Логичность речи нарушается при: а) употреблении семантически несовместимых слов; б) подмене понятий; в) нарушении порядка слов; г) нарушении логических правил использования однородных членов предложения; д) нарушении причинно-следственных отношений; е) абсурдности высказывания; ж) неправильном использовании местоимений (возвратного и притяжательных); з) нанизывании падежей; и) неправильном построении сложных предложений.

Выразительность и изобразительность речи. Выразительная речь затрагивает мысли и чувства людей, создается единицами языка на всех его уровнях: звуковом, лексическом, грамматическом.

Звуковая выразительность речи заключается в ее благозвучии, гармонии, использовании рифмы, аллитерации, ассонанса. На лексическом уровне выразительность и образность речи достигается путем искусного использования тропов: метафор, сравнений, эпитетов, аллегории, иронии, парафраза, экспрессивно-стилистической лексики и фразеологии.

Синтаксическая выразительность создается за счет употребления фигур поэтического синтаксиса: эллипса, инверсии, антитезы и др.

Выразительность устной речи усиливается и такими компонентами, как интонация, дикция, а также внелингвистическими средствами (мимика, жесты).

Богатство речи. Богатство речи как ее коммуникативное качество предполагает широкий активный запас языковых средств, прежде всего лексических, который позволил бы человеку передавать необходимую информацию разнообразными способами, не повторяющимися при выражении одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения.

Речь обогащается путем использования в ней фразеологизмов, пословиц, поговорок, которыми очень богат русский язык.

Значительно обедняют речь штампы, канцелярские обороты, проникающие в нее из газетного и официально-делового стилей.

Уместность речи. Использование речевых единиц в соответствии с целями и условиями общения формирует один из существенных признаков хорошей речи – уместность.

Принято разграничивать уместность, обусловленную: а) внеязыковыми факторами; б) языковыми факторами.

В первом случае используемые речевые средства должны соответствовать предмету и содержанию речи, целям и задачам коммуникации. На отбор и организацию речевых средств значительно влияют характер аудитории, личность автора речи, адресата речи, ситуации общения.

К лингвистическим факторам, связанным с уместностью речевых средств, относятся соответствие слова обозначаемому предмету, контексту, общему стилю высказывания. Типичные речевые ошибки – лексическая несочетаемость, разностильность, плеоназм.

 

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о точности и логичности речи.

2. Охарактеризуйте коммуникативное качество «понятность речи».

3. Опишите выразительность речи.

4. Расскажите о чистоте и богатстве речи.

Практические задания

Задание 1. Известны ли вам эти фразеологизмы? Замените их нефразеологическими синонимами.

Ему не нужно было идти ва-банк. Дома у меня сплошные проблемы, как распутать этот гордиев узел, я не знаю. Из всех предметов на факультете камнем преткновения для меня так и осталась математика. Они живут очень бедно, питаются манной небесной. Только начал привыкать к этому, и вдруг опять все летит вверх тормашками. Он так научился приспосабливаться, так ловко сумел проскользнуть между Сциллой и Харибдой, что ни с кем серьезно не поссорился.

Задание 2. Как характеризует человека следующие пословицы, поговорки, образные выражения? Подберите, где возможно, прилагательные, заменяющие их.

В рубашке родился; семи пядей во лбу; лесом шел, а дров не видел; сухим из воды выйдет; мухи не обидит; пляшет под чужую дудку; за смертью посылать; ни «а» ни «б» не смыслит.

Задание 3. Объясните разницу в значениях паронимов, составьте с ними предложения.

Понятный//понятливый; ломать//ломить; опечатки//отпечатки; безответный//безответственный.

Задание 4. Скажите, какие понятия передаются с помощью следующих парафраз. Приведите примеры использования образных, метафорических оборотов вместо прямого называния предмета.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, зеленый пожар, однорукие бандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве.

Задание 5. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи.

Закрывать глаза на что-нибудь. Собираться с мыслями. Не за страх, а за совесть. Сам не свой. Кожа да кости. Быть на ножах с кем-нибудь. Как в воду опущенный. Скрепя сердце. На худой конец. Быть в курсе дела. Держать порох сухим. Боевое крещение. Несолоно хлебавши.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.