Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Организация вербального взаимодействия




Собеседникам в процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Они должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж.Остина, Дж.Р.Сёрля, Дж.Н.Лича, Г.П.Грайса, исследователя организации повседневного разговора Г.Сакса и других.

Основу речевой коммуникации, как считает Г.П.Грайс, составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. В работе «Логика и речевое общение» он выделяет конкретные постулаты, соблюдение которых в общем и целом соответствует выполнению этого принципа:

1. Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

2. Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

3. Старайся, чтобы всё высказывание было истинным:

а) не говори того, что ты считаешь ложным;

б) не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

4. Не отклоняйся от темы.

5. Выражайся ясно:

а) избегай непонятных выражений;

б) избегай неоднозначности;

в) будь краток (избегай ненужного многословия);

г) будь организован.

Дж.Н.Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.п.).

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»).

4. Максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенная или сильно заниженная самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно – сохранения предмета взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса.

Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, - коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников. Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, повысить его эффективность.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуникатора.

Какие же условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели, следует учитывать при организации речевой коммуникации? Специалисты к таким условиям относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношения в процессе общения. Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г.П.Грайса и принципа вежливости Дж.Н.Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения. Назовем некоторые из них.

Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера.

Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

 

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ И УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

В процессе речевого взаимодействия коммуникатор, как правило, не просто передает реципиенту новую информацию, а убеждает его принять эту информацию, т.е. оказывает на оппонента убеждающее воздействие.

Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания – теория аргументации.

Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта – логический и коммуникативный.

В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований (доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения.

В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса – формирование этого убеждения.

Как видим, доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.

Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать. Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи – ее доказательность.

Что же представляет собой доказательство как логическая операция?

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрация.

Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.

Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.

При построении логического доказательства полемисту необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезисов и аргументов. Следует иметь в виду, что тезис нужно четко сформулировать, что он должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргументов нужно использовать истинные положения, причем их истинность доказывается независимо от тезиса.

При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. Так, наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается «подмена тезиса». Эта ошибка может быть непроизвольной, неумышленной. Однако нередко к «подмене тезиса» прибегают, чтобы поставить оппонента в неловкое положение, обеспечить себе победу в споре.

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.

Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Вы, наверное, замечали, что если оратор в своем выступлении затронет какие-либо чувства – чувство долга и чести, чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества и др., то его речь больше воздействует на нас, мы ее лучше запоминаем. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи.

Различают доводы сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод.

Подобрать сильные и убедительные доводы – дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета, от общей эрудиции человека, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателя именно в данной обстановке.

 

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами.

Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Реплики по своему объему и характеру могут зависеть от различных факторов: это, прежде всего личности собеседников с их конкретной коммуникативно-речевой стратегией и тактикой, общей речевой культуры собеседников, степени официальности обстановки, фактора «потенциального слушателя», т.е. присутствующего, но не принимающего участия в диалоге (обычном бытовом и эфирном, т.е. диалоге на радио или телевидении) слушателя или зрителя.

Как любой связный текст диалог имеет свою неизменную структуру. Он состоит из зачина (в качестве зачина используется либо формула речевого этикета: «Добрый день», «Здравствуйте», «Добрый вечер», либо реплика-вопрос: «Как дела?», либо реплика-суждение: «Сегодня прохладно»…), основной части (собственно диалог) и концовки (в качестве концовки можно использовать формулу речевого этикета: «До свидания», «Пока», «До встречи»; реплику-согласие: «Конечно», «Да»; реплику-просьбу: «Позвони мне завтра» и т.п.). Теоретически диалог не имеет концовки, но в практической речевой деятельности по объективным причинам (нехватка времени и т.п.) диалог приходится заканчивать.

В диалоге наиболее ярко представлен принцип экономии речевых средств. Например, приходя на прием к начальнику, мы не спрашивает у секретаря: «Ирина Ивановна. Скажите, пожалуйста, начальник нашего предприятия Степанов Семен Семенович находится сейчас в своем кабинете?». Мы просто ограничиваемся кивком на дверь и вопросом «У себя?».

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространения в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

В основе диалога лежат вопросы разного типа: информационные (с целью получить определенную информацию); эстафетные (вопросы по ходу общения); альтернативные (содержащие вариант ответа, например, «Ты будешь чай или кофе?»); ли-вопрос (содержащий частицу «ли», дающую возможность обратной связи с партнером по общению, например, «Могу ли я надеяться на встречу?»); риторические вопросы, не требующие ответа; каверзные вопросы; зеркальные вопросы (состоит из повторения с вопросительной интонацией части только что прозвучавшей фразы собеседника и ничего своего, например, «Я не смогу прийти к вам сегодня». – «Не сможешь?» - «Да, буду занята». – «Будешь занята?» и т.д.).

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога.

Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и, соответственно, не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

По цели высказывания монологическую речь делят на четыре основных типа: информационная, убеждающая (побуждающая), рамочная и развлекательная.

К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

К убеждающей разновидности речи относят выступления, которые убеждают или разубеждают слушателей

К разновидности убеждающей речи можно отнести побуждающую речь, направленную на то, чтобы побудить слушателя к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Рамочная (протокольная) речь произносится в ситуациях официального общения, например, приветственное слово на открытии конференции, конгресса, юбилейная речь, надгробная речь и т.д.

Развлекательная речь произносится, как привило, на неофициальных мероприятиях в виде застольных речей, тостов, дружеских речей, главная цель которых - развеселить собравшихся.

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Расскажите о принципах построения речевого общения.

2. Что понимается под эффективной речевой коммуникацией?

3. Назовите и охарактеризуйте основные виды аргументов.

4. Расскажите о двух основных разновидностях речи – диалоге и монологе.

Практические задания

Задание 1. Подготовьте диалог на любую студенческую тему, используя вопросы разного вида.

Задание 2. Проанализируйте эффективность данного диалога с точки зрения принципа вежливости Дж.Линча.

Утро. Ситуация в маршрутном такси.

- Женщина, передайте деньги. Женщина, я вам говорю. Вы видите, что мне неудобно стоять. Возьмите деньги и передайте водителю.

- Я, что ли заставляла вас лезть в переполненную машину? Езжайте на такси.

- Вас забыла спросить, на чем мне ехать. Я еду на том, на чем могу, а вы передайте деньги. А то прическу сделала, а разговаривать не умеешь.

- Во-первых, не ты, а вы; а во-вторых, не ваше дело, как я выгляжу.

Водитель: - Потише в салоне, вы мешаете работать.

Задание 3. Обратите внимание на разного вида диалоги в течение дня и проанализируйте их, определив ошибки, мешающие эффективности общения.

Задание 4. Составьте информационный монолог на одну из предложенных тем: «Новинки научной литературы по вашей специальности»; «Краснодар театральный»; «Новое о египетских пирамидах»; «Новые веяния современной моды».

Задание 5. Составьте убеждающую речь на одну их предложенных тем: «Покупайте косметику фирмы …»; «Отдыхайте на курортах Северного Кавказа»; «Поставьте мне зачет»; «Ранние браки: за и против».

Задание 6. Составьте побуждающую речь на тему: «Бросай курить – вставай на лыжи…»; «Стань отличником уже завтра».

Задание 7. Составьте рамочные речи: «Приветствие-поздравление молодоженам»; «Поздравления с 40-летием вашего преподавателя»; «Речь на презентации фирмы…».

Задание 8. Составьте развлекательные речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 6354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.