Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История христианской символики. Крест 4 страница




 

 

Рис. 4. Крест антониевский

Греческий равносторонний крест – символ, состоящий из двух перпендикулярно пересекающихся равных отрезков. Равенство вертикальной и горизонтальной линий указывает на гармонию небесного и земного миров. Он символизирует Церковь Христову в единстве ее невидимой и видимой сторон. О таком кресте пишет архимандрит Гавриил: «В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного» (Руководство по литургике. Тверь, 1886. с. 345). Здесь речь идет о видении святого креста императором Константином Великим. Об этом событии повествует знаменитый историк Евсевий Памфил в своей «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина». «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил Царь, – я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью “Сим побеждай!” Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» (гл. 28). Чудесное явление было 28 октября 312 года, когда Константин с войском шел против соправителя Римской империи Максентия (Максенция), находившегося в Риме. Это явление креста среди белого дня со слов очевидцев засвидетельствовано и многими писателями того времени. Важно свидетельство 362 года великомученика Артемия перед императором Юлианом Отступником. Святой великомученик на допросе говорил нечестивому императору: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их» (Евсевий Памфил, «Книга первая о жизни блаженного Царя Константина», гл. 29). «Силою Божией святой император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки» (гл. 39).

Так, крест при императоре Константине I Великом стал знамением победы – торжества христианства над язычеством и предметом почитания.

Согласно новеллам святого императора Юстиниана I Великого, такие кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, «достойную всякого доверия» (кн. 73, гл. 8). Изображением святого креста скреплялись и деяния (решения) церковных Соборов. Равноконечный крест наиболее часто употребляется в орнаментах, для украшения храмов, икон, священнических облачений («полиставрия» – «многокрестие») и иной церковной утвари (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Равносторонний крест и полиставрия

На христианском Западе принят в употребление четырехконечный (латинский) крест «immissa» и только иногда используются шестиконечный и восьмиконечный. Латинский крест имеет стойку более длинную, чем поперечная балка. При этом два горизонтальных плеча и верхняя вертикаль одинаковы, нижняя же часть стойки составляет две трети от общей длины. Латинский крест символизирует, в первую очередь, страдания Спасителя. Православные признают все три формы, предпочитая восьмиконечный. Русские старообрядцы считают истинным только восьмиконечный крест, отвергая все иные формы как ересь. Четвероконечный крест старообрядцы презрительно именуют «латинским крыжем». Опровергая такое нечестивое отношение к четвероконечному кресту, святитель Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) обличал раскольников: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, и, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск. М., 1855. кн. 2, гл. 24).

Принятый Вселенской Церковью в употребление «Канон Честному Кресту» (творение святого Григория Синаита) воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: «Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие» (песнь 1); «Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту» (песнь 4). Начиная с III столетия, когда впервые и появились такие кресты (рис. 6) в римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

 

 

Рис. 6. Четырехконечный крест

 

С середины прошлого тысячелетия встречаются изображения «патриаршего креста» (рис. 7), что подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Такая форма шестиконечного креста, имеющего две поперечные линии (верхняя перекладина параллельна нижней, но короче ее), была изображена на печати наместника византийского императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием «лорранского» (крест Лоррана). Изображение происходит от нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции с начала XVI века. Такой крест был изготовлен по просьбе святой преподобной княгини Евфросинии Полоцкой (XII в.). Эта форма креста особенно была распространена в Западной Руси и в Литве. В Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева хранится большой шестиконечный медный крест преподобного Авраамия Ростовского (XVIII в.), отлитый по иконографическим образцам XI столетия.

 

Рис. 7. Патриарший крест

 

Крест восьмиконечный, с тремя параллельными горизонтальными перекладинами (верхняя и нижняя одинаковы и короче средней), часто употреблялся в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII – XV веках и поэтому получил название «папского креста» (рис. 8). Православным каноном такой крест не отвергается, хотя и не имеет широкого распространения. Отношение к этому кресту замечательно выразил святитель Димитрий, митрополит Ростовский: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу» (Розыск. М., 1855. кн. 2, гл. 24).

 

 

Рис. 8. Папский крест

 

Крест шестиконечный, «русский православный» (рис. 9) – верхняя горизонтальная перекладина больше нижней. Косой левый конец устремлен вверх, правый – вниз. Эта форма креста широко распространена в России как накупольный крест. Наклон малой перекладины объясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния. Одному разбойнику, низводимому в ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23, 43), крест возносит в Царство Небесное.

 

 

Рис. 9. Шестиконечный русский крест

 

Восьмиконечный (осмиконечный) православный крест («восточный» или «крест св. Лазаря») – самый распространенный в России (рис. 10). Форма такого креста наиболее исторически соответствует тому, на котором был распят Христос. Над средней длинной горизонтальной перекладиной находится прямая короткая, а под средней – короткая косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, нижний – на юг.

Верхняя малая перекладина символизирует дощечку (титулус) с надписью, сделанной по приказу Понтия Пилата на трех языках (еврейский, греческий, римский): «Иисус Назорей Царь Иудейский», а нижняя – подножие, на которое опирались ноги распятого Спасителя. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь будущего века, Царство Небесное, поэтому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Христа, символизирует процесс движения, духовного возрождения людей во Христе и их изведение из области тьмы греховной в область света небесного. Вертикальная же линия креста означает путь, искреннее стремление души человеческой от земли к Богу.

 

 

Рис. 10. Восьмиконечный православный крест

 

Семиконечный крест имеет одну верхнюю малую перекладину, обычную среднюю и косое подножие (рис. 11). Такой крест часто можно видеть на русских иконах северного письма XV – XVII вв. Семиконечные кресты часто воздвигали на куполах русских храмов (XV – XVIII вв.), например, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (г. Истра Московской обл., XVII в.), на деревянной Ильинской церкви 1786 года в селе Вазенцы.

 

 

Рис. 11. Семиконечный крест

 

Андреевский, или косой, крест назван так в честь апостола и покровителя Шотландии, который, по преданию, был распят на кресте в виде буквы «X», первой буквы написания имени Христа по-гречески. Также его называют «crux decussata» (от изображения римской цифры 10). Святой мученик Иустин Философ (I в. по Р.Х.) объяснял использование язычниками еще до Рождества Христова крестообразных символов: «То, что у Платона в Тимее говорится (...) о Сыне Божием (...), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея! Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (...) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (...) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21, 8; Ин. 3, 14). (...) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы «X» (Апология 1, 60). Этот крест (белый на синем фоне) был принят в качестве национальной эмблемы Шотландии около XIII века. В начале XVII столетия этот крест появился на новом английском «Юнион-флаге». Апостол Андрей Первозванный также является святым покровителем России, и, когда Петр I Великий создавал русский военно-морской флот в 90-х годах XVII века, он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне. И ныне Андреевский крест (рис. 12) является символом Российского Военно-морского флота.

 

 

Рис. 12. Андреевский крест

 

Иногда встречается изображение креста с терновым венцом в центральном средокрестии (рис. 13). Такой крест употребляется на протяжении многих веков у разных христианских народов. Крест с терновым венцом изображен на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства; на иконе XII века «Прославление Креста»; на Старицком медном нательном кресте XIV века; на покровце «Голгофа» – монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века и т.д.

Евангелия, повествуя о страстях Христовых, говорят о том, что «воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф. 27, 29; Мк. 15, 17; Ин. 19, 2). Книги Нового Завета используют выражения: «венец правды» (2 Тим. 4, 8), «венец славы» (1 Пет. 5, 4), «венец жизни» (Иак. 1, 12 и Откр. 2, 10). С древности венок символизирует победу Христа над смертью и награду мучеников.

 

 

Рис. 13. Крест с терновым венцом

 

Часто в центральном средокрестии изображается солнце, сияющее лучами. Солнцем Правды и Востоком Церковь именует Христа (тропарь Рождеству Христову). Восходящее из-за креста солнце символизирует также сияние божественной славы.

На Западе часто встречается кельтский крест (рис. 14), иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Эта форма креста появилась в Ирландии до VIII века. Часто кельтский крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами.

 

 

Рис. 14. Кельтский крест

 

Иногда встречается изображение креста, по углам концов которого имеются каплевидные вкрапления (рис. 15). Эти детали декора символизируют пролитую на Кресте кровь Спасителя (Ин. 19, 34). Каплевидный крест воздает славу Христу Спасителю, «возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею» (Откр. 1, 5), спасшему нас «кровию креста Своего» (Кол. 1, 20). Такие кресты встречаются на страницах древних греческих и византийских книг, среди медных наперсных крестов – энколпионов XI – XIV веков.

 

 

Рис. 15. Каплевидный крест

 

Гаммата – равноконечный крест с загнутыми под прямым углом концами, в истории многих индоевропейских народов соответствовал понятию «вечности» или «счастья» и именовался «свастикой», символизировал солнце («солнцеворот»), понимался как знак благоденствия. Ареал рассеяния свастики очень широк и охватывает практически все континенты. В Православной культуре свастика являет собой особую (гамматическую) форму креста (рис. 16) и изображается на церковных зданиях, утвари, одеяниях священников. Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую (crux gammata) форму креста уже две тысячи лет. «Крест всякой формы, – как учит святой Феодор Студит, – есть истинный Крест». Издревле среди разных форм креста «также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (греческой буквы) гаммы», – пишет архимандрит Гавриил (Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий. Тверь, 1886). Первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. Граф А.С. Уваров в своем труде «Христианская символика» сообщает, что гамматический крест изображен на потире (чаше для причащения) уже в IV веке. В альбоме «Византийская миниатюра» указывается, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандра (М., 1977. с. 13, табл. 4). Орнаментами из гамматических крестов украшены своды монастыря Хосиос Лукас (XI в.), апсида киевского Софийского собора (ХI в.), стены храма святого Георгия в Курбиново (XII в.), многие фрески на Балканах, а также архиерейские облачения византийской эпохи. Гамматический крест символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Петр Андреевич Жильяр, согласно протоколам из дела Н.А. Соколова, пояснил причину широкого употребления императрицей Александрой Феодоровной гамматических крестов, «которые Ее Величество имела обыкновение ставить часто на своих вещах как знак благополучия...» (Росс Н. Гибель Царской Семьи. Франкфурт-на-Майне, 1987. с. 235). Также императрица нарисовала гамматический крест черным карандашом в доме Ипатьева: и на обоях у своей кровати, и на дверном косяке с надписью «17/30 Апр. 1918 г.», день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург.

 

 

Рис. 16. Гамматические кресты

 

Мальтийский крест (рис. 17) известен также под названием «восьмиконечный», так как образован соединением четырех копий (каждый конец обозначает одну из восьми добродетелей), имеет широкое распространение в русской геральдике. Равносторонний белый четырехконечный крест на черном фоне, с расширяющимися концами, был официально с XII века принят орденом святого Иоанна Иерусалимского (госпитальеров или иоаннитов). Орден во времена крестовых походов ставил своей задачей освобождение Святой земли от мусульман. В XIV веке резиденция ордена была перенесена на остров Родос, а позднее, в XVI веке – на остров Мальту, чем и объясняется название эмблемы «Мальтийский крест». В 1798 году, когда французы захватили Мальту, орден обратился к русскому императору Павлу I Петровичу с просьбой принять на себя сан Великого магистра и перенести Капитул ордена в Россию. Император согласился и возложил на себя знаки высокого сана: рыцарскую мантию, корону, меч и крест. В том же году им был учрежден знак государственного отличия – орден святого Иоанна Иерусалимского. Император Павел покровительствовал мальтийцам, и в его время такая форма креста была популярна в геральдике, герб России ненадолго украсился мальтийским крестом. Крест российского военного ордена Святого Георгия имел похожую форму, отсюда другое название этого креста – георгиевский. Георгиевский крест учрежден в 1769 году Екатериной II. Орден имел четыре степени и выдавался «За Службу и Храбрость», исключительно за боевые и полководческие заслуги.

 

 

Рис. 17. Мальтийский и георгиевские кресты

 

Крест с листьями клевера, называемый в геральдике «крест боттонни» (рис. 18), весьма распространен в нашей стране. Эта форма креста употребляется для изготовления напрестольных крестов. Часто встречается такой крест на государственных символах, гербах губерний и городов. Лист клевера является символом Пресвятой Троицы, и трилистниковый крест выражает ту же идею. Также этот крест используется для обозначения воскресения Христа.

 

Рис. 18. Клеверный крест

 

Равносторонний специфического вида крест коптов (рис. 19) принадлежит коптской церкви в Египте. На нем изображаются четыре гвоздя, символизирующие гвозди, использовавшиеся при распятии Спасителя.

 

 

Рис. 19. Коптский крест

 

С первых веков христианства для символического изображения живоносного Креста употреблялся знак, напоминающий его по форме, египетский иероглиф «анх», обозначавший понятие «жизнь». Анх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крукс ансата» или «крест с рукояткой» (рис. 20). В этом знаке объединяются два символа – крест как символ жизни и круг как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Такой смысл в него вкладывали не только язычники, но и копты – христиане. Также этот знак в египетском язычестве символизирует объединение женского и мужского божеств, Осириса и Исиды.

 

 

Рис. 20. Крест с рукояткой

Крест «пoтент» (рис. 21) – один из главных геральдических крестов, назван так от французского potence – «опора», поскольку по форме напоминал применявшиеся в древности опоры. Также он называется и крестом-молотом. Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений.

 

 

Рис. 21. Крест «потент»

 

Одно из ранних дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V столетию (изображение на дверях церкви святой Сабины в Риме). С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии как бы прислоненным ко Кресту. Такой образ Распятия можно встретить на бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождений VII – IX веков.

Часто встречается и так называемый крест «кросслет», или Тевтонский крест (рис. 22). Четыре маленьких крестика на его концах символизируют четыре Евангелия. В виде косого креста он называется крестом святого Юлиана.

 

 

Рис. 22. Тевтонский крест

 

Когда на восьмиконечном кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, такой крест становится полным образом Распятия Христова. Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. На древних Распятиях, изображаемых и ныне в православной традиции, изображают Христа широко и прямо простершим руки вдоль поперечной центральной перекладины Креста. Тело Спасителя не провисает, а свободно покоится на Кресте (рис. 23а). Более поздний вид, унаследованный западной церковью, изображает тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет образ страдания Христа; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя (рис. 23б). Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Богословский смысл страданий Христовых заключен в Его словах: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается весь мир. Такой вид Распятия, сохраняя образ страдания Спасителя, точно передает догматическую глубину его смысла. Христос в Своей Божественной любви, над которой не властна смерть и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой Своей смерти. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Замечательно представлено на русских медных Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, в верхней короткой перекладине – приникшие ко Христу ангельские чины; у десницы Христа изображается солнце, а у левой руки – луна; на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города (Иерусалима) как образ человеческого общества; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровию; а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям.

 

 

а) б)

 

Рис. 23. Распятия:

а) Восточное; б) Западное

 

С XI века под нижним концом восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (с древнееврейского – «лобное место», «череп»), где и был распят Христос. С XVI столетия вошло в традицию помещать около изображения креста-голгофы следующие обозначения: славянские литеры «М.Л.Р.Б.» – «место лобное распят бысть», «Г.Г.» – гора Голгофа, «Г.А.» – глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» – Иисус Христос; а под ней: «НИКА» – Победитель; на титле (табличке) – «I.Н.Ц.И» – «Иисус Назорей Царь Иудейский», около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» – «Сын Божий»; над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» – «Царь Славы». Три ступени Голгофы, на которых стоит крест, символизируют три христианских добродетели – Вера, Надежда, Милосердие (Любовь).

Такие кресты вышивают на облачении великой (ангельской) схимы: три креста на парамане и пять на кукуле (на челе, на груди, на обоих плечах и на спине). Крест-голгофа (рис. 24) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белой одежде новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов такой крест изображают на четырех стенах здания.

 

Рис. 24. Крест-голгофа

 

Интересны и разнообразны накупольные храмовые кресты. По своей внешней форме эти кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Типичная для домонгольского периода форма купольного креста, стоящего на полумесяце, часто встречается на Псковщине, во Владимиро-Суздальской земле и в других местах. Святоотеческое толкование полумесяца под крестом: луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц также является символом Девы Марии. Полумесяц – это еще и Вифлеемская люлька, ясли, принявшие Богомладенца Христа; полумесяц – это евхаристическая чаша, в которой находится Тело и Кровь Христовы. Это и корабль церковный, ведомый Кормчим Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Полумесяц с древних времен являлся государственным символом Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Полумесяц (цата) на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

После многочисленных побед русского оружия в битвах с магометанами и другими иноверцами, на медалях и памятниках стали изображать полумесяц, поверженный христианским крестом (рис. 25).

 

 

Рис. 25. Крест на полумесяце

 

Всемирно известен Красный Крест – символ «Международного комитета Красного Креста», основанного в Женеве в 1863 году. Представляет собой красный равноконечный крест на белом фоне – цвета швейцарского национального флага в обратном порядке. «Красный Крест» создан швейцарским банкиром Генри Дунатом (1828–1910 гг.) для оказания медицинской помощи и обеспечения нейтрального статуса врачей в воюющих армиях христианского мира. Затем «Красный Крест» значительно расширил свое поле деятельности. В мусульманских странах была создана аналогичная организация – «Красный полумесяц». В СССР эмблема представляла собой крест и полумесяц, расположенные рядом друг с другом. Национальные общества Красного Креста и Красного полумесяца существуют в настоящее время в 149 странах мира при членстве 250 миллионов человек.

Контрольные вопросы:

1. Назовите религиозные символы, используемые первыми христианами.

2. Объясните смысл евхаристических символов, использовавшихся римскими христианами. Где они изображались?

3. Кого символизировало изображение античного пастуха, одетого в хитон, в сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока, часто встречающееся в римских катакомбах?

4. С чем связано изображение рыбы как христианского символа?

5. Расскажите о символике восьмиконечного православного креста.

6. Какие формы креста признает Православная Церковь?

7. Почему в геральдике конца XVIII – начала XIX вв. был популярен мальтийский крест?

8. Почему в православном изображении Распятия под Крестом помещается череп? Что он означает?

9. Какой тип креста несет в себе символику Пресвятой Троицы? Что еще символизирует эта форма креста?

10. Расскажите о святоотеческом толковании полумесяца под крестом.

 

 

6





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.