Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское церковно-певческое искусство




Молитва и пение – одни из главных средств выражения религиозных чувств. Пение есть соединение слов с музыкой голоса. Мысли выражаются в словах, формулах, в сухой прозе. Чувства требуют возвышенных слов – поэзии. Это прекрасно доказывают православные богослужебные тексты, состоящие из поразительно возвышенных поэтических творений, раскрывающих религиозные истины и положенных на гласы и распевы. Творцами церковных песнопений были святые преподобные Иоанн Дамаскин (VIII в.), Косма, епископ Маиумский (VIII в.), Роман Сладкопевец (VI в.), Андрей, епископ Критский (VIII в.), Ефрем Сирин (IV в.) и другие. Названные святые отцы принимали духовные истины не только умом, но и переживали их сердцем.

Православное богослужение состоит из чтения и пения молитв, псалмов, к чему призывал апостол Павел: «Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13, 15). О духовном пении апостол Павел говорит в послании к Ефесянам: «Поступайте как чада света..., назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными» (Еф. 5, 8–19). За праздничными богослужениями почти все поется, чтение же характерно для постных служб.

Церковное богослужебное пение обладает удивительной силой воздействия на людей – это язык, с которым человек приходит к Богу, это выражение благоговеющей пред Богом души. Значение богослужебного пения с точки зрения религиозной психологии заключается и в том, что это пение есть средство общения членов Церкви друг с другом. Богослужебное пение есть также средство наставления истинам, выраженным в словах песнопений. «Какое разнообразие и богатство богослужения нашей Православной Церкви, какая сладость, какая назидательность всех молитв, пений, псалмов и песней духовных», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Основной закон, положенный Типиконом (Церковным Уставом) для церковного пения, заключается в подчинении его канону осмогласия. Церковные напевы канонизованы, то есть введены в определенные рамки восьми гласов. Глас – диатоническая гамма, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам, система мелодических ладов. Каждая гласовая мелодия есть цепь периодически повторяющихся музыкальных строк. Строки гласового напева отличаются необыкновенной мелодической яркостью, позволяющей запомнить как их, так и их повторяющийся период.

Согласование церковных песнопений законами осмогласия имеет большое значение, так как: 1) дает возможность каждому певцу без помощи композитора распевать все множество богослужебных песнопений; 2) избавляет слух от бесконечной пестроты напевов, которая была бы без осмогласного канона; 3) создает основу для прочной певческой традиции; 4) дает возможность всем, знающим мелодические строки гласа, объеди-няться в пении любого песнопения, вести общее пение.

Церковный Устав подразумевает участие в пении всей церкви, о чем свидетельствует также установление чина пения с канонархом и с головщиком. Гласовая мелодия может быть удержана в слуховой памяти всяким человеком, не лишенным музыкального слуха и внимания, но тексты всех стихир и тропарей запомнить невозможно. И здесь на помощь поющим приходит канонарх. На доминирующей ноте гласового напева он монотонирует (однозвучно поет строку за строкой текста), а поющие повторяют эту строку, но уже в мелодии. Значение канонарха очень велико: он заменяет поющим память и книгу, но в то же время вносит раздельность в исполнение напева, отмечает своим голосом моменты вступления поющих и дает возможность всем молящимся петь вместе. Такое же важное значение имеет и головщик (запеватель), обязанности которого могут совмещаться с обязанностями канонарха.

Церковный хор – очень важная составляющая в церковной жизни, один из ее устоев. Хор (лик) принадлежит к жизненным нервам церковности и заслуживает самого внимательного к себе отношения. Истинное значение церковного хора состоит в том, что он является передовым вождем поющего народа, его учителем и руководителем, коллективным канонархом и коллективным головщиком. Хор не должен отвлекать от богослужения своей музыкой, но должен привлекать молящихся к Богу текстом священных песнопений, исполненных чинно и благообразно. Современный церковный хор может быть разным по составу (мужской, женский, смешанный) и по количеству певчих. Руководителем, или, выражаясь библейским языком, начальником хора, является регент.

Каждый верующий, присутствующий в храме за богослужением, должен не только молча молиться, но и петь вместе со всеми. И ныне в церковной практике есть ряд молитв и песнопений, которые поются всем народом (эти случаи оговорены Уставом).

Схематизируя формы церковного песнопения, можно упрощенно свести их к следующим главным обликам: тропари, кондаки, каноны и акафисты. Тропари – наиболее краткие песнопения, прославляющие главную сущность переживаемого Церковью события. Седальны, светильны, ипакои и стихиры отличаются от тропарей по напеву, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близкими. Эти песнопения имеют свои напевы, но часто в богослужебных книгах называются «тропарями на Господи воззвах».

Песнопения тропарного типа были самыми краткими и только суммарно оттеняли главное содержание празднуемого события, а кондаки классического типа (нынешние кондаки весьма малы объемом по сравнению с древними классическими) явились уже развитой формой прославления этого события. Гимнограф на протяжении 24 строф большего или меньшего объема прославлял праздник, развивая те или иные стороны события, углубляясь в богословское его содержание. Канон, в отличие от кондака, хотя и не стеснен краткостью формы, но ограничен заданной темой. Он прославляет данное событие, но должен в своих девяти песнях обязательно найти какую-то связь данного празднуемого события с теми или иными ветхозаветными событиями и прообразами, вспоминаемыми в библейских песнях. Акафист (дословно в переводе с греческого – неседальный) по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припевами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с обращения-призыва «радуйся». Существуют и другие формы церковных богослужебных песнопений.

Церковный Устав придает большое значение пению по чину ипакои и по чину антифона. На богослужебном языке слово ипакои означает припевание, припев – такое пение, которому предшествует пение, исполняемое певцом или многими певцами. Объяснение этой традиции находим в «Постановлениях апостольских»: «Один кто-нибудь пусть поет песни Давида, а народ пусть припевает заключение стихов» (2, 57).

В нашей Церкви сохранились ипакои в пении концов Троичных песней, в пении заключительных слов акафистов. По чину ипакои часто поют три припева 103 псалма на Великой вечерне: «Благословен еси, Господи», «Дивна дела Твоя, Господи», и «Слава Ти, Господи, Сотворившему вся». Так же исполняется и 1 псалом «Блажен муж...», с припевом «аллилуиа» после каждого стиха, псалом «Хвалите имя Господне...» киевским распевом, с припевами – сначала кратким: «аллилуиа», а потом полным: «Яко в век милость Его».

Антифонное пение состоит в том, что песнопение или псалом делится на равномерные стихи, или строки, которые и поются поочередно двумя ликами (хорами) или двумя сторонами поющих. Так поются на всенощной стихиры, а на Литургии: «Благослови, душе моя, Господа...», «Блаженны…», прокимен, «Верую…» и другие. Антифонное пение, ипакои, пение под канонарха, пение с головщиком – все это рассчитано на большие массы поющих и, несомненно, вызвано обычаем и желанием верующих принять участие в богослужебном пении.

Вплоть до XVII столетия главным центром музыкального профессионализма оставалась церковь. Именно в рамках церковной культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались многие музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Для европейской культуры в целом важен процесс взаимодействия церковного и светского искусства. Раннехристианская церковная музыка формировалась в тесной связи с традициями ряда культур Средиземноморья: иудейской, египетской, сиро-палестинской, позднеантичной. К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия. В церковных гимнах весьма ощутимо влияние античного гимнотворчества. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Священного Писания (литургический речитатив). Важную роль в становлении основных форм христианского богослужения сыграли агапы, или вечери любви. Из них развились позднейшие формы литургии, всенощное бдение. Постепенно сформировалась и целостная система церковного богослужения с его суточным, седмичным и годовым циклами (кругами).

Раннехристианское богослужебное пение было одноголосным. Со временем участие женщин в общественном богослужебном пении было запрещено и не практиковалось достаточно долго, вплоть до XIX века. До X столетия не допускалось и использование музыкальных инструментов при богослужении. Восточная Церковь так и не ввела их в обиход, эта традиция в православии не прижилась.

Церковная музыка на Руси получила распространение вместе с принятием византийского христианства в конце X в. Русская, как и византийская церковная музыка, была исключительно вокальной и по системе жанров и составу текстов песнопений принципиально отличалась от западноевропейской. Ее певческие жанры отражают сложность и богатство византийской гимнографии: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, аллилуарии, ексапостиларии, псалмы и др.

Основой древнерусской церковной музыки стал господствовавший в XI – XVII столетиях Знаменный распев. Со временем подъема древнерусской певческой культуры (XVI в.) связано появление новых распевов – большого знаменного, путевого, демественного, а также многоголосного строчного пения. В Москве, Новгороде и в других городах большую роль стали играть певческие школы. История сохранила имена распевщиков того времени: Иван Нос, Феодор Крестьянин, Маркелл Безбородый, И.Т. Лукошко. В XVII столетии возникли новые авторские и местные распевы – Баскаков, Смоленский, Кирилловский, Опекалов, Киевский, Болгарский, Греческий. Исторически развитию хорового пения способствовали два хора – государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков, на основе которых впоследствии были образованы соответственно Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге и Синодальный хор в Москве. Под влиянием малороссийской и польской культур с середины XVII века в России распространилось многоголосное партесное пение (В. Титов, Ф. Редриков, Н. Бавыкин, Н. Калашников). Во второй половине XVIII столетия М.С. Березовским и Д.С. Бортнянским был создан классический тип русского духовного концерта. С начала XIX века центром духовной музыки стала Придворная певческая капелла, затем и Синодальное училище церковного пения. Композиторы того времени создали многочисленные духовные концерты, служебные песнопения и обработки (гармонизации) древнерусских распевов (А.Ф. Львов, Н.И. Бахметев, П.М. Воротников, Г.Я. Ломакин, П.И. Турчанинов, Г.Ф. Львовский). В своем творчестве к церковной теме неоднократно обращались также М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.С. Аренский. Новаторскими стали монументальные циклические произведения, отличающиеся единством стиля, – «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. На рубеже XIX – XX столетий в творчестве А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.В. Никольского, А.Т. Гречанинова, М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Панченко, В.И. Ребикова, Н.И. Черепнина проявились новые принципы обработки старинных распевов, их сочинения приобрели черты, близкие русскому народному многоголосию. Вершиной развития церковной музыки той эпохи стали «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

Древний Знаменный распев не только во всем соответствует предписаниям Типикона, но во многом объясняет, дополняет и развивает его. Например, только из Знаменного распева известно, как следует исполнять псалом 103-й на великой вечерне и как петь кафизмы на воскресной утрени. Музыкальный талант всего русского народа удивительно искусно соединил мелодию знаменного распева с текстом. Мелодические строки этого распева обычно совпадают с текстовыми, и мелодия всегда подчиняется тексту. В текстах исторически повествовательных, например в стихирах, ирмосах, мелодия приближается к речитативу. В песнопениях покаянного характера, например, «На реках Вавилонских...» (136 псалом), мелодия движется на низких нотах в объеме трех – четырех звуков; там, где выражается величие и восторг души, например, в радостных и торжественных стихирах Пасхи, мелодия стремится вверх и требует ускоренного ритма.

Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив, он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста, в чем его важнейшая отличительная черта. Примерами могут служить известные великопостные напевы: «Се Жених грядет в полунощи...», «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный...», «Да молчит всякая плоть человеча...». В этих песнопениях мелодия целиком устремлена на текст, сама же отходит на задний план, приковывая мысль и сердца слушателей только к тексту.

Вообще знаменные мелодии по простоте, серьезности, строгости, правдивости чувства, отсутствию пустого сентиментализма, по соответствию с церковным Уставом отвечают всем требованиям, предъявляемым церковному пению. Знаменное пение будит мысль и зажигает сердце огнем веры.

Знаменный распев преимущественно развивался на Севере России и сохранил через все столетия свою чистоту и строгость. Другая большая ветвь нашего национального церковного распева – Киевский распев, под влиянием длительной борьбы Киевской Руси за православную веру и национальную самобытность ослабил свою прежнюю чистоту и строгость, не сохранил в полном объеме того богатства мелодий, которое имеется в Знаменном распеве, но приобрел задушевный, лирический характер. Православные верующие в нашей стране всегда любили и ценили Знаменный и Киевский распевы.

Русская Православная Церковь владеет неисчислимым, музыкальным певческим богатством. В отечественных древних крюковых рукописях имеются все службы на воскресные, двунадесятые праздники, на Великий Пост, Страстную седмицу, Пасху и период Пятидесятницы. В 1772 году древние крюковые рукописи, по благословению Святейшего Синода, были переведены на квадратные церковные ноты. Возникли нотные Обиходы, но все они изложены в мелодии только для одного голоса, предназначены для унисонного пения. Обиходы составляют фундамент русского православного храмового пения, являются основными нотными церковными книгами.

В настоящее время в церковно-певческой практике активно используются многочисленные переложения обиходных мелодий на четыре голоса, изданные еще в конце XIX века в церковно-певческих сборниках Святейшего Синода, в Обиходах Певческой капеллы под редакцией А.Ф. Львова, Н.И. Бахметева. Имеются переложения отдельных композиторов: А.А. Архангельского, Е.С. Азеева, А.Д. Кастальского, Г.Ф. Львовского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Д.М. Яичкова, В.А. Фатеева и многих других. Кроме того, существует большое количество безымянных переложений, в том числе нотные четырехголосные Обиходы российских монастырей, Херувимские: Симоновская, Софрониевская и другие.

В XVII веке русское церковное пение подверглось сильному польскому католическому влиянию, в XVIII веке – итальянскому католическому, в первой половине XIX века – немецкому протестантскому, а затем, во второй половине – оперной католической музыке.

С конца XIX века и до настоящего времени идет плодотворное движение против всего наносного и чуждого в церковной музыке. Н.А. Римский-Корсаков, Г.Ф. Львовский, С.В. Смоленский, А.Д. Кастальский, а за ними многие другие композиторы раскрыли удивительные красоты древних русских напевов и своим творчеством искореняли иноземные и инославные влияния в отечественном церковном пении. Идеал напева – в его объединяющей силе. Напев тем сильнее, чем он доступнее массе, чем большее число поющих и припевающих он способен привлечь. Именно этот критерий в выборе напевов всегда применялся Православной Церковью.

Контрольные вопросы:

1. Что такое осмогласие?

2. Как именуют руководителя или начальника церковного хора?

3. Назовите основные формы церковного песнопения.

4. Приведите примеры видов церковных распевов.

5. Назовите композиторов, составивших многочисленные переложения церковных обиходных мелодий.

6. Какой древний распев во всем соответствует предписаниям Типикона, его мелодия всегда подчиняется тексту?

9





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.