Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праздники и посты Православной Церкви 3 страница




Гимнография праздника составлена святыми Анатолием, архиепископом Константинопольским (V в.), Андреем и Софронием Иерусалимскими (VII в.), Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным (VIII в.), Германом, патриархом Константинопольским (IX в.) и другими.

Праздник Богоявления (Крещения Господня, праздник Светов) в Восточной и Западной Церкви всегда праздновался с одинаковой торжественностью 6 января.

В России в ночь на Крещение принято освящать воду (чин Великой Агиасмы). В этот день совершаются торжественные крестные ходы от храмов к ближайшим водоемам (ход на Иордань), где совершается Великое водоосвящение. На льду водоема заранее приготавливают крестообразную прорубь – иордань. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Распространен обычай троекратно с молитвой погружаться в освященную в «иордани» воду. Часто там же совершают Таинство Крещения новообращенных христиан. Считается, что освященная в крещенский сочельник или в сам день праздника вода не портится, она обладает целительной силой. Эту воду хранят в святых углах у икон весь год. Пить и окропляться крещенской водой следует натощак, с молитвой и благоговением. Существует также неприемлемый Церковью обычай гадания на Рождество, Святки и Крещение, связанный с древними языческими поверьями. Народный русский календарь традиционно отождествляет праздник Крещения с лютыми «крещенскими» морозами. Последнее обстоятельство нашло отражение в многочисленных пословицах, поговорках и народных приметах. Название праздника закрепилось в российской топонимике и в русских фамилиях.

Сретение Господне – это двунадесятый праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва святого Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», которая поется в конце вечерни. 2/15 февраля Церковь вспоминает важную встречу – Сретение Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет в лице праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы встречал, уступая место, Завет Новый в лице Богомладенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. На 40-й день по рождении Христа Пресвятая Богородица, исполняя предписание Моисеева закона, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на посвящение Богу.

Старец Симеон, по преданию, был священником, богословски и филологически блестяще образован, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык, предпринятого в Александрии Египетской, культурной столице всего эллинистического мира, в III – I веках до Рождества Христова. Этот перевод получил название «Септуагинта» или перевод семидесяти толковников, выполнялся по распоряжению египетского царя Птоломея II Филадельфа (285–247 гг. до Р.Х.), заботившегося о пополнении своей уникальной Александрийской библиотеки. Переводя текст пророчества Исайи, дойдя до места пророчества «се, Дева во чреве приимет и родит сына» (Ис. 7, 14), то сначала он слово «альма», которое в древнееврейском языке означает и деву, и молодую женщину, – перевел греческим словом «парфенос», – «дева». Он хотел было зачеркнуть слово «парфенос», но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца.

Так он за свое неверие был наказан необычайным долголетием. Дожив почти до трехсот лет, он был ведом Духом в Иерусалимский Храм. Там Симеон берет на руки Божественного Младенца и произносит знаменитую молитву. Эти события описаны во второй главе Евангелия от Луки.

Сретение – праздник Господский, посвященный непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию он близок Богородичным праздникам и в древности рассматривался как праздник, посвященный Матери Божией.

Празднование Сретения Господня восходит к IV столетию.

На Сретение Господне в Русской Православной Церкви принято освящать свечи. В последние годы в этот праздник установлено отмечать День православной молодежи. С этим праздником связано множество народных примет, говорящих о погоде и наступающей весне.

В русской православной традиции глубоко укоренен древний, относящийся ныне к двунадесятым праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля. Эта дата, признаваемая и на Востоке, и на Западе христианского мира, отстоит ровно на девять месяцев от 25 декабря, которая с IV столетия принята днем Рождества Христова. Впервые эта дата появляется в сочинениях Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского (III в.) как день Распятия Спасителя по римскому календарю. С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения. В византийской традиции дата 25 марта имеет большое значение, как день не только Благовещения, но и Сотворения Мира, и Воскресения Христова. От нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Господственная, то есть настоящая Пасха). В наши дни Кириопасхой именуют редко случающееся (раз в несколько десятилетий или столетий) совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

Изображения сюжета Благовещения встречаются со второй половины II века среди росписей римских катакомб. Но установление церковного праздника Благовещения произошло не ранее IV столетия. В Византии к концу VII века это один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники VIII и последующих столетий называют Благовещение среди важнейших праздников, и богослужение ему неизменно совершается 25 марта.

В патристике известны слова на Благовещение, приписываемые блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому Римскому (V в.).

События Благовещения описаны только апостолом и евангелистом Лукой. Святой евангелист повествует, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был Богом послан в галилейский город Назарет к Деве Марии с благой вестью (отсюда название праздника) о грядущем сверхъестественном рождении от Нее Спасителя мира. Дева Мария увидела в словах архангела волю Божию и ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28–33). Считается, что в момент произнесения Марией этих слов и произошло непорочное зачатие Ею Иисуса Христа.

С древности Благовещение рассматривалось как начало (по-сла-вянски – главизна) в Домостроительстве искупления человечества, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание праматери Евы. Современное название праздника – «Благовещение» – стало употребляться не ранее VII века. Гимнография праздника была составлена святыми Романом Сладкопевцем (VI в.), Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и другими. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднество и попразднество отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.

Дата праздника выпадает в период между четвергом третьей седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно. Пост ради этого великого праздника послабляется разрешением рыбы, вина и елея, если праздник случается не на Страстной седмице. В противном случае разрешается только вино и елей. В день праздника всегда совершается Литургия Иоанна Златоуста.

Евангельские слова благовестия архангела Гавриила и приветствие праведной Елисаветы образовали известную молитву – Песнь Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»).

Сюжет Благовещения издавна популярен в иконописи. Икона праздника полна глубокого символизма. Так, лилия, изображаемая в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, – символ непорочности Девы Марии и чистоты Ее помыслов и благочестия; прялка (веретено с красной пряжей) в руке Марии – символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей Своей плоти.

Православная Церковь, считая Благовещение соименным Святому Евангелию, размещает двухчастную икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырех апостолов и евангелистов.

В России существует большое количество исторических храмов, посвященных этому замечательному празднику (Благовещенский собор Московского Кремля, Благовещенский собор Казанского Кремля, Благовещенский собор в Сольвычегодске и многие другие). Благовещение стало источником возникновения многочисленных русских топонимов и фамилии Благовещенский.

По сей день существует прекрасный обычай, описанный А.С. Пушкиным, отпускать из клеток птиц «при светлом празднике весны».

Следующий праздник, относящийся к числу великих, – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это единственный святой, чей день рождения празднуется Церковью, так как Иоанн после Богородицы самый чтимый святой. О нем Христос сказал, что он «самый великий из рожденных женами» (Мф. 11, 11). Церковный календарь богат на дни его памяти: 23 сентября/6 октября – зачатие, 24 июня/7 июля – Рождество, 29 августа/11 сентября – Усекновение главы, 7/20 января – Собор Иоанна Крестителя, 24 февраля/9 марта – первое и второе обретение его главы, 25 мая/7 июня – третье обретение его главы, 12/25 октября – праздник перенесения его десной (правой) руки из Мальты в Гатчину.

Святой Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы. По материнской линии он приходился родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына (Лк. 1, 57–80). Священник Захария не поверил словам благовестия архангела, за что был наказан немотой до тех пор, пока не случилось обетованное событие: у благочестивых и престарелых супругов рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Младенец рос, укреплялся духом, постом и молитвой и был в пустыне до времени явления миру. Повинуясь своему призванию Предтечи Христа, последний пророк Ветхого и первый (и единственный) Нового Завета, Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить иудейский народ к принятию ожидаемого Христа Мессии. Иоанн проповедовал покаяние и крещение во оставление грехов, готовя людей к принятию учения Христова.

С этим замечательным праздником связан ряд народных обычаев и праздников. Считается, что в день Рождества Крестителя, как и на Пасху, Рождество, Богоявление – «солнце играет». В народном самосознании ряд языческих традиций славянского праздника Ивана Купалы перешли на этот христианский праздник. Гуляния с кострами и ночные поиски цветущего папоротника Церковь никогда не благословляла и считала языческим пережитком.

Далее следует праздник в честь святых и первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня/12 июля.

Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными по чести. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Апостол Симон, сын Ионы Христом был по-гречески наречен Петром, что значит «камень», по-еврейски Кифа. Христос говорит: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18), и здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а твердость его веры и исповедания Христа. В своих миссионерских путешествиях святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды, лишения и бедствия. Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь проповедовать Евангелие, крестя народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Тысячи людей Божией благодатью и своими трудами они привели ко Христу.

Святые апостолы не только благовествовали, но и основывали Церкви, неоднократно их посещали, поставляли епископов и пресвитеров, писали к раннехристианским вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил два послания, а святой Павел – четырнадцать.

И Павел, и Петр окончили свой жизненный подвиг мученическим свидетельством об истинности Христова учения. Награда святым апостолам была велика еще при их земной жизни, святой Петр был удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа – Преображения и Гефсиманской молитвы, а святому Павлу было дано быть восхищенным «до третьего неба», то есть в рай, и слышать там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

Почитание святых апостолов началось сразу же после их казни (около 67 г.), и место их погребения стало священным и почитаемым христианами. В IV столетии святыми равноапостольными Константином I Великим и его матерью Еленой были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Риме и Константинополе. Совместное их празднование было распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла. Церковь назидает нас образом обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ трижды отрекшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и затем уверовавшего.

По древнему церковному преданию, святой равноапостольный князь Киевский Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была подарена Софийскому собору в Новгороде. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостолов Петра и Павла.

На иконах святые апостолы Петр и Павел часто изображаются вместе.

Апостол Петр изображен простирающим правую руку в моленном жесте; в левой руке он держит свиток и ключи («...и дам тебе ключи Царства Небесного» – Мф. 16, 19). В руках апостола Павла книга, напоминающая о том, что он является автором четырнадцати посланий, входящих в корпус Нового Завета, и меч как символ Слова Божия, и оружие, которым апостол был казнен.

На Руси издавна бытует большое количество народного фольклора, связанного с именами святых апостолов: приметы, пословицы, поговорки. Имена апостолов отражены в российской топонимике и в некоторых фамилиях.

Следующим в череде событий православного года является Успенский пост, наступающий через месяц после Петрова поста – 1/14 августа. Этот пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели, до 15/28 августа.

Успенский пост является наследием древнего христианства. Ясные указания на него содержатся в беседе святителя Льва Великого Римского, произнесенной им около 450 года. Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года. Этот пост является строгим, послабление на рыбу благословляется только в праздник Преображения Господня, на вино и елей – в субботние и воскресные дни. В первый день поста совершается празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, воспоминается Происхождение (изнесение) Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник был введен в церковный обиход в 1164 году византийским императором Мануилом и Владимирским князем святым Андреем Боголюбским, после удачных военных походов соответственно против сарацин и поволжских булгар. В Константинополе летом часто случались моровые поветрия (эпидемии), и в это время духовенство выносило (износило) частицу Креста Господня крестным ходом вокруг города, после чего мор прекращался. В этот день в храмах освящают мед, благословляя его первый сбор, совершают водосвятие, а сам день исстари именовали Медовым (Первым) Спасом. В этот же день совершается память ветхозаветным мученикам семи братьям Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, пострадавшим в гонения нечестивого языческого царя Антиоха Епифана (166 г. до Р.Х.). На Руси фамилия Маккавеи (от древнееврейского «маккави» – молот) ассоциировалась с русским выражением «веять мак», отсюда был распространен обычай освящать в этот день мак.

6/19 августа святая Церковь молитвенно вспоминает евангельские события Преображения Господня. Евангелия повествуют, как Иисус взял троих из своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна и восшел вместе с ними на гору (по преданию – Фавор) помолиться. Во время молитвы Он преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). После этого явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Пораженный увиденным и испуганный Петр воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9, 5). После этих слов светлое облако покрыло их всех, и ученики услышали из облака голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его послушайте» (Мф. 17, 5). Сходя с горы, Иисус запретил ученикам говорить о произошедшем, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9).

Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существуют мнения, что местом Преображения мог быть и один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой.

При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех Лиц Святой Троицы. Явившиеся пророки – Боговидец Моисей, хранитель Закона и ревнитель Божественной Истины Илия – свидетельствовали, что Христос есть истинный Мессия, пришедший спасти мир добровольной искупительной Жертвой.

Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, и стал общецерковным к V столетию. Праздничные Слова и поучения о Преображении содержатся в трудах святых Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста (IV в.) и Кирилла Александрийского (V в.).

Исходя из евангельского текста, событие Преображения произошло в феврале, за 40 дней до праздника иудейской Пасхи, но Православная Церковь перенесла его празднование на 6/19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Цвет богослужебных одежд в этот праздник – белый, символизирующий божественный нетварный свет.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым, или Яблочным, Спасом, после литургии в этот день совершается освящение «плода лозного» – винограда, яблок и других фруктов. Это является выражением дара Богу от благословленной Им природы. В греческой Церкви принято освящать виноград и смоквы, а на Руси заменителями этих южных плодов стали яблоки. Существует русская традиция не вкушать винограда и яблок до этого дня. Название праздника отражено в национальной топонимике, наименованиях полков и фамилиях.

15/28 августа наступает двунадесятый праздник «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Он посвящен Успению (от слова «сон») – праведной и блаженной кончине Божией Матери. Согласно древнему церковному преданию, в этот день апостолы чудесным образом, «на облацех», собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить Ее погребение.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит ко времени раннего христианства. В Византии он утвердился после победы, одержанной 15 августа 595 года императором Маврикием над персами.

Праздник Успения имеет один день предпразднества и девять дней попразднества, ему предшествует двухнедельный Успенский пост. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая служба – Чин погребения Богоматери.

Успение Девы Марии служит назиданием, что смерть не является уничтожением человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию, к вечности.

Церковный историк Никифор Каллист (XIV в.) изложил древнее предание, повествующее об обстоятельствах Успения Богородицы. Согласно ему святые апостолы Петр, Иаков, Павел и другие понесли одр с телом Девы Марии через весь город Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и Обручника Богородицы. Над погребальной процессией появилось светлое облако и послышалось ангельское пение. О погребальном шествии донесли иудейским первосвященникам, которые послали стражу для разгона процессии, но спустившееся к земле облако закрыло ее от нападавших. Первосвященник иудейский Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой ангельской силой. Афония ужаснулся и раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать христианство. Апостолы с честью погребли тело Пресвятой Богородицы в пещере, привалив вход в нее большим камнем. Промыслительно апостол Фома единственным из апостолов не был при погребении Богородицы, он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле святого гроба. Апостолы отвалили камень от гроба, чтобы и Фома мог приложиться к святому телу Пресвятой Богородицы, но Ее тело исчезло, а в пещере лежали лишь погребальные пелены. Приснодева была с телом взята на небо, а вечером того же дня за трапезой апостолам явилась Богородица и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ святые апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Если день Успения приходится не на среду или пятницу, 28 августа происходит разговение, в противном случае разрешается вкушение рыбы, вина и елея, а пост прекращается на второй день праздника.

В нашей стране, особенно в Московский период, главные храмы посвящали этому празднику, ведь Русь именовали Домом Пресвятой Богородицы (Успенский собор Московского Кремля, Успенский собор во Владимире и др.). Название праздника широко отражено в российской топонимике и в фамилиях.

На второй день Успения совершается празднование Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа, перенесенному из Едессы в Константинополь (X в.). Этот праздник во славу Спасителя в России именуется Третьим Спасом (ореховым, или Спасом-на-полотне). С праздниками трех Спасов связано большое количество народных пословиц и поговорок. «Настал Спас, готовь рукавицы про запас», «Второй Спас, всему час – шубу припас», то есть запасайтесь к скоро наступающей осени. «Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет морозно».

29 августа/11 сентября совершается празднование святому Пророку и Предтече Иоанну Крестителю – Усекновение его честной главы.

Крещением Самого Спасителя святой Иоанн Предтеча завершил и запечатлел свое пророческое служение. Он бесстрашно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что вскоре пострадал.

Царь Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) заключил пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены и за незаконное сожительство с Иродиадой, женой брата Ирода, Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором дочь нечестивой Иродиады Саломия своей нескромной пляской угодила царю и его гостям, и он с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Саломия, наученная матерью, просила дать ей тотчас на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод уважал и боялся Иоанна как пророка, поэтому он был опечален такой просьбой, но не нарушил своего обещания и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову. Голова была отдана девице, а та отнесла ее своей матери. Нечестивая Иродиада, надругавшись над святой главой, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя с честью погребли его тело в Севастии. Об этом событии повествуют синоптические евангелия (Мф. 14, 1–12; Мк. 6, 14–19; Лк. 9, 7–9). За свое злодеяние царь Ирод получил Божие возмездие: в 38 году его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье своей дочери, которую он покинул из-за Иродиады, а год спустя римский император Кай Калигула лишил его власти и сослал в заточение. По преданию, Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Ее отрезанную острой льдиной голову принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову святого Иоанна Предтечи, а тело ее так и не было найдено.

Русская Православная Церковь отмечает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна как великий праздник, этот день является постным. По национальной русской традиции в этот день воспрещается что-либо резать и даже брать в руки режущие предметы: ножи, топоры и т.д. Неуместны в этот день песни и пляски, ибо именно ими и была спровоцирована казнь святого.

Среди наиболее чтимых Церковью и нашим народом праздников следует назвать торжества в честь чудотворных икон Божией Матери: Донской (19 августа/1 сентября), Владимирской (21 мая/3 июня, 23 июня /6 июля, 26 августа/8 сентября), Казанской (8/21 июля и 22 октября/4 ноября), Тихвинской (26 июня/9 июля), Иверской (12/25 февраля, 13/26 октября и на третий день Пасхи), Почаевской (23 июля/5 августа), Смоленской (28 июля/10 августа), Всех скорбящих Радости (26 октября/6 ноября) и других. Наиболее почитаемыми являются дни памяти святых: святителя Николая Мирликийского (6/19 декабря, 9/22 мая), великомученицы Варвары (4/17 декабря), преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля, 25 сентября/8 октября), апостола Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября, 8/21 мая), пророка Илии (20 июля/2 августа), великомученика и целителя Пантелеимона (27 июля/9 августа), Сорока мучеников Севастийских (9/22 марта) и многих других.

Ко дню памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, в России принято печь «жаворонков» – хлебные изделия из постного теста в виде птички.

Контрольные вопросы:

1. По какому календарю живет Русская Православная Церковь?

2. Когда и кем была проведена Григорианская реформа календаря?

3. Каково значение Юлианского календаря в современном православном мире?

4. Какой церковный праздник является главным в восточной православной традиции?

5. Назовите двунадесятые праздники Православной Церкви.

6. Расскажите об истории праздника Богоявления. Как еще именуют этот праздник?

7. Что такое пост в церковной традиции? Какие посты существуют в Православной Церкви?

8. Расскажите о смысле празднования Масляной недели в русской традиции. В чем поучительное значение этих дней в православной традиции?

9. Какой чин Божественной Литургии совершается только во время Великого Поста?

10. В какой праздник на Руси в допетровское время совершался заимствованный из византийской традиции обряд «шествие на осляти»? В чем его символизм?

11. Что такое Сочельник? Расскажите об этимологии слова.

12. Что такое сплошные седмицы? Приведите примеры.

 

 

11





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.