КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Праздники и посты Православной Церкви 2 страница
Автор книги Деяния Апостолов повествует о том, как Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом. Во время прощальной беседы с учениками Господь «…поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их». Он возносился во славе на небо, продолжая благословлять апостолов. Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, близ Иерусалима, сопровождали два «мужа в белой одежде» (ангела), которые объявили о Втором пришествии «таким же образом», то есть видимо. Согласно евангельским повествованиям и текстам богослужебных песнопений, в Вознесении апостолам дано было понять, что Господь после этого уже не будет видим на земле в Своем телесном облике, как это было до и после Его славного Воскресения. Христос в Вознесении и по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе, что по-славянски называется «воссел одесную Отца». Вознесение Господа Иисуса Христа на небо открывает всем верующим путь к Небу, вечной жизни. Установление двунадесятого праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности, о чем свидетельствуют многие письменные памятники. Например, Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18). Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) и блаженный Августин (V в.) называют этот праздник важнейшим и великим и относят к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены святыми апостолами. Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и преподобным Иосифом Песнописцем (IX в.). Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу (V в.). Праздник Вознесения продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе. На пятидесятый день Пасхи Церковь воспоминает и прославляет, мистически переживая, сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Это чудо, описанное в книге Деяний апостольских (2 глава), отражено в иконографии праздника: над головами святых апостолов как бы почиют языки пламени. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что переживаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, и потому, что после Пасхи Христовой он бывает на 50-й день. Этот праздник традиционно именуется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов человечеству открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы – Святого Духа, а также учение Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Церковь всегда, а в этот праздник особенно, призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом. Накануне праздника, в Троицкую родительскую субботу вспоминают всех усопших «от Адама» православных христиан. Праздник Пятидесятницы является двунадесятым, установлен еще святыми апостолами и с самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (готовящихся стать христианами). В IV веке святителем Василием Великим были составлены коленопреклонные молитвы, которые читаются доныне на праздничной вечерне в день Святой Троицы. В VIII веке святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским были составлены многие песнопения праздника, употребляемые Церковью и ныне. Пятидесятница – это также день рождения новозаветной Церкви в полноте даров Святого Духа. Издревле сохраняется обычай ко дню Святой Троицы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. В России часто используют в этих целях траву тимьяна душистого (чабреца), ветви березы и дуба, полевые цветы. Этот обычай соблюдался еще ветхозаветной Церковью в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10–17). Возможно, так была убрана и Сионская горница, где происходила новозаветная Пятидесятница. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священный дуб Мамврийский, под ветвями которого ветхозаветный патриарх Авраам удостоился принять Триединое Божество под видом трех странников. Именно этот сюжет так удачно был запечатлен великим русским иконописцем Андреем Рублевым в его знаменитой «Троице». Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день символизируют таинственное обновление душ христиан силою Всесвятого Духа и призывают к духовному обновлению жизни во Христе. В понедельник по Пятидесятнице бывает праздник в честь Всесвятого Духа. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день соответствует традиции совершать празднование на второй день лицам, сопричастным празднуемому событию (так на второй день Сретения чествуют святых Симеона и Анну, Благовещения – величают архангела Гавриила, Рождества Богородицы – святых Богоотец Иоакима и Анну). Как уже отмечалось выше, спустя седмицу после дня Святой Троицы, в понедельник начинается Петров пост (Апостольский пост, Петровки или Петрово говение). Этот пост с раннехристианских времен был установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, постившихся, готовя себя для проповеди евангельского учения. Петров пост начинается после Троицкой седмицы, и длится до 28 июня/11 июля включительно, если праздник святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) случится не в среду и не в пятницу (традиционно постные дни). Продолжительность поста зависит от дня празднования Пасхи и может быть от восьми дней до шести недель (так как начало поста – переходящая дата). Об установлении Петрова поста говорится еще в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти» (Постановления святых апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского, кн. V, 20). Свидетельства святых Отцов Церкви об Апостольском посте известны с IV века, о нем говорят святители Афанасий Великий Александрийский, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий Римский и Феодорит Кирский. Петров пост менее строг, чем Великий: во время него церковный Устав предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и елея (растительного масла), в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. Скоромная пища, конечно же, вообще исключается. В субботние, воскресные дни Апостольского поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или в дни храмового (престольного) праздника также на трапезе разрешается рыба. На этом цикл праздников и постов, связанных с днем Святой Пасхи завершается. Двунадесятые и великие непереходящие праздники традиционно рассматривают в порядке церковного года, начинающегося 1/14 сентября (церковное Новолетие). Первым в церковном году наступает Рождество Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября, являющееся двунадесятым праздником. Рождение Пресвятой Богородицы – Матери воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа – не было событием случайным и обычным. Деве Марии была отведена очень важная роль в Домостроительстве спасения рода человеческого. Древняя традиция православной Церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Божией Матери: таинственная лестница Иакова (Быт. 28, 10–17); пророчество Иезекииля (Иез. 43, 27; Иез. 44, 1–4) и др. Эти отрывки читаются на богослужении праздника в виде паремий. В канонических книгах Нового Завета содержится очень мало сведений о земной жизни Божией Матери, и, в частности, ничего не сказано о Ее рождестве и родителях. О событии, в честь которого установлен праздник, известно из апокрифического источника – Протоевангелия Иакова, относящегося ко II веку. Согласно нему у благочестивых и престарелых супругов из Иерусалима Иоакима и Анны не было детей, что в иудейском обществе считалось Божиим наказанием паре за грехи. Когда священник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву в Храме из-за бездетности, то он удалился в пустыню, а его супруга осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял молитве благочестивых супругов и дарует им потомство. После этого благовестия супруги встретились у иерусалимских Золотых ворот и Анна сказала Иоакиму: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» (Протоевангелие Иакова 4, 7). Вскоре после этого Анна зачала и через девять месяцев родила дочь. Супруги в благодарность за такое утешение дали обет посвятить своего ребенка Богу и, по обычаю, отдали его в Храм Иерусалимский для служения до совершеннолетия. Установление праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится к сравнительно позднему времени. Первое упоминание об этом празднике встречается в V столетии. На Востоке о нем говорит патриарх Константинопольский Прокл, а на Западе – папа Геласий. Первоначально праздник возник в Церкви греческой, но вскоре после этого появился и в Риме, а затем распространялся на их дочерние церкви. О нем также упоминают святители Иоанн Златоуст (IV в.) и блаженный Августин (V в.). Существует древнее палестинское предание, что святая равноапостольная Елена (IV в.) построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В современном православном богослужении праздника содержатся тексты следующих песнописцев: святителя Андрея Критского (VII в.), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.), святителей Германа Константинопольского (VIII в.) и Анатолия Солунского (IX в.) и других. Официальное введение этого праздника в церковный календарь Византийской империи приписывают императору Маврикию (582–602 гг.). На Руси время празднования Рождества Пресвятой Богородицы называли «осенины». В этот день 1380 года святой благоверный великий князь Московский Димитрий Иоаннович Донской одержал историческую победу на поле Куликовом, разгромив полчища темника Мамая. Благословил князя на борьбу с ордынскими поработителями и предсказал победу над ними святой печальник земли Русской преподобный Сергий, игумен Радонежский. Следующий двунадесятый праздник – Воздвижение честного и животворящего Креста Господня 14/27 сентября. Праздник Воздвижения Креста Господня (на Руси в просторечии именовался Здвиженье) установлен в память обретения Древа Креста Христова святой равноапостольной царицей Еленой, которое произошло, по церковному преданию, в 326 году близ Иерусалима, на месте Распятия Господа Иисуса Христа. В результате проведенных раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста. По совету патриарха Иерусалимского Макария Христов Крест был определен тогда, когда больная женщина, на которую поочередно возлагали кресты, исцелилась. По иному преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли мимо для погребения (отсюда и название животворящий Крест). С VII столетия с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Крестного Древа из Персии (Крест был похищен персидским завоевателем шахом Хозроем II в 615 г.) византийским императором Ираклием в 629 году. Как и при обретении, так и при прославлении возвращенного из Персии Креста, иерусалимский епископ, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (поднимал) Крест (отсюда и название Воздвижение), обращая его ко всем четырем сторонам света. Святой равноапостольный император Константин I Великий повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Славного Воскресения Христова, включавший в себя Голгофу и Гроб Господень. Этот храм строился около десяти лет. Святая царица Елена не дожила до освящения храма, скончавшись в 327 году. Храм Воскресения Словущего был торжественно освящен 13 сентября (юлианского календаря) 335 года. 14 сентября того же года было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В память крестных страданий Спасителя в день праздника Воздвижения Креста установлен строгий однодневный пост. Во время праздничного архиерейского богослужения в кафедральных храмах совершается чин воздвижения креста и поклонение ему. Во всех прочих храмах воздвизальный крест выносится из алтаря на середину храма и полагается на аналое для поклонения. Во время поклонения Кресту хор поет стихиру: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим». С праздником Крестовоздвижения связано множество русских народных примет: о погоде, птицах, змеях и о сельскохозяйственных заботах. Храмы, освященные во славу этого праздника, носят наименование Крестовоздвиженских, одноименная фамилия могла принадлежать роду, предки которого родились в этот день или были чем-то отмечены в этот праздник. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу великих, отмечается 1/14 октября. Празднуется преимущественно Русской Православной Церковью. В основу праздника положено предание о чудесном явлении Богородицы во Влахернском храме Константинополя около 910 года. Во время осады города язычниками (руссами, варягами) Божия Матерь простерла над Константинополем белый покров (мафорий, омофор) и вознесла молитву о спасении византийцев от беды и врагов. По преданию, в воскресенье, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Божию Матерь в небесном свете и окруженную ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Богородица начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, затем, подойдя к Престолу Своего Сына и Бога, она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Владычица сияла неземной славой, а покров (омофор) в Ее руках блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Ученик ответствовал: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Пресвятая Богородица просила Господа принять молитвы скорбящих и терпящих осаду своего города греков. Молитва была услышана: буря на Босфоре разметала неприятельский флот, и столица Византии осталась невредимой. Святые Андрей и Епифаний, созерцавшие молящуюся Богородицу, «долгое время смотрели на распростертый над народом покров; доколе была там Пресвятая Богородица, видим был и покров; по отшествии же Ее, сделался и он невидимым, но, взяв его с Собой, Она оставила благодать, бывшую там». Большинство исследователей связывают историю появления на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы с именем святого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Благочестивым князем около 1164 года был установлен в Русской Церкви этот любимый народом праздник. В нашей стране храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы стали появляться с XII века. Всемирно известная жемчужина древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли (1165 г.) – была возведена святым князем Андреем Боголюбским. В Москве царем Иоанном IV Грозным в память покорения Казани в день Покрова 1552 года был построен собор Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного. Этот храм воплотил в себя идею о Москве – Третьем Риме, собиравшем под скипетр православного московского царя земли и народы. Покров стал войсковым праздником Донского казачьего войска, поэтому на Дону имеется большое количество замечательных храмов в честь этого праздника. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обычаи древних славянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С ним издавна связывали начало зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». После этого дня крестьяне средней полосы России начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров предвещал снежную и холодную зиму. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы дал названия огромному числу станиц, сел и деревень России, а также послужил основанием большого количества названий мест, улиц, площадей и фамилий. С 15/28 ноября начинается Рождественский, или Филиппов, пост. Последнее его название связано с тем, что заговение бывает на день памяти апостола Филиппа (14/27 ноября). Установление Рождественского поста также относится к раннехристианским временам. Уже с IV века святитель Амвросий Медиодаланский, блаженный Августин Гиппонский упоминают его в своих творениях, а в V веке о нем писал святитель Лев Великий, папа Римский. Собор 1166 года при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле предложил хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней, потому именуется в церковном Уставе Четыредесятницей так же, как и Великий пост. Он длится пять с половиной недель, что символизирует пять с половиной тысячелетий ожидания человечеством явления в мир Мессии – Христа Спасителя. Зимний, Рождественский пост служит для христиан таинственным освящением последней части года, сакральным обновлением духовного единства с Богом и приготовлением к спасительному празднику Рождения по плоти Бога Слова. Святитель Лев Великий Римский отмечает: «хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». Правила воздержания, предписанные Типиконом в Рождественский пост, сходны с Петровым постом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие храмовые праздники, и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 до 25 декабря старого стиля пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Но именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового Года, и православным христианам следует весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушать строгость поста. Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день предписывается вкушать сочиво, которое готовится из подслащенных зерен пшеницы или риса. Сочиво или рождественская кутия символизирует Царство Небесное (евангельская притча о горчичном зерне Мф. 13, 31–36). Хотя по уставу в сочельник разрешается пища с постным маслом, по русской национальной традиции ничего не едят до появления на небе первой звезды, напоминающей звезду, возвестившую о рождении Богомладенца. Начиная с двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/4 декабря в храмах на утрене начинают звучать слова рождественского канона: «Христос раждается, славите…». Этот праздник основан на Священном Предании, почерпнутом из апокрифических источников о том, как родители Богородицы, святые Иоаким и Анна, по обету посвящают своего ребенка Богу и в трехлетнем возрасте приводят Марию в Иерусалимский Храм, где Она воспитывалась до своего обручения праведному Иосифу. В Храме Марию встретил первосвященник со множеством священников и левитов. Родители поставили Марию на первую ступень высокой лестницы, ведущей ко входу в Храм, и Она самостоятельно и быстро поднялась по ней, сопровождаемая родственниками с зажженными свечами. Первосвященник, по внушению свыше, вводит (отсюда название праздника) Деву Марию в Святая святых Храма, куда он только один раз в году входил с очистительной жертвой. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. В Святая святых Иерусалимского Храма хранилась главная ветхозаветная святыня Израиля – Ковчег Завета. Деве Марии затем суждено было стать священным Ковчегом, вместившим невместимого Бога. Церковное предание относит установление этого праздника к первым векам христианства. В IV веке упоминание об этом празднике содержится у святителя Григория Нисского. Сохранились гомилии (проповеди), посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы константинопольских патриархов святых Германа († 733 г.) и Тарасия († 806 г.). Но широкое распространение этот праздник получил только с IX столетия. Название праздника закреплено в отечественной топонимике и в русских фамилиях. Одним из самых почитаемых праздников в христианской Церкви является Рождество Христово. В Древней Церкви вплоть до IV столетия события Рождества и Богоявления вспоминались в один день – 6 января. Армянская Апостольская Церковь эту традицию поддерживает и по сей день. Дата 25 декабря впервые указана как день Рождества Секстом Юлием Африканом в 221 году. Первые упоминания о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято Третьим Вселенским Собором (малоазийский город Эфес) в 431 году. Принятое в современном мире исчисление «от Рождества Христова» было введено римским монахом Дионисием Малым в V веке. За основание этого летоисчисления было поставлено утверждение, что Христос родился в 754 году от основания Рима. Но вскоре стало ясно, что в эти вычисления вкралась ошибка, как минимум, в пять лет. Иисус Христос родился между 7–5 годами до н. э. (об этом свидетельствуют четко датируемые в истории события смерти царя Ирода Великого, эдикта императора Октавиана Августа о переписи населения и совпадение как бы в одной точке трех ярких планет – Юпитера, Марса и Сатурна, давшее впечатление появления новой звезды). Событие Боговоплощения описано в первой и второй главах Евангелий от Матфея и от Луки. Последовательность событий Рождества выглядит следующим образом: явление звезды на Востоке, явление ангела пастухам, поклонение пастухов, сретение, поклонение волхвов, избиение вифлеемских младенцев Иродом, бегство святого семейства в Египет. Дева Мария и Иосиф Обручник, исполняя повеление о переписи населения, пришли в город своих предков – Вифлеем, где из-за народа им не досталось места в гостинице. Семейство нашло приют в убогой пещере на окраине Вифлеема, где пастухи укрывались от непогоды. Там Мария и родила Своего Сына-первенца, там же совершилось поклонение пастухов. Широко проиллюстрированное в иконографии и светской живописи поклонение волхвов произошло позже, по-видимому, в некоем помещении. Увидевшие необычайную звезду и пришедшие поклониться Великому Царю мудрецы с Востока принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Церковь символически толкует смысл даров волхвов. Золото Ему было поднесено, как Царю, ладан – как Богу, а смирну (благовонный состав, используемый при погребении умерших), как имеющему вкусить смерть Человеку. Большинство православных Церквей, включая Константинопольскую (кроме монастырей святой горы Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую (Элладскую), отмечают Рождество по новоюлианскому календарю. Русская Православная Церковь, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января календаря григорианского. Праздник Рождества продолжается восемь дней – с 25 декабря по 31 декабря (7–13 января). Традиционно период от Рождества до крещенского сочельника (кануна Богоявления) называют Святками. Римо-Католическая церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество 25 декабря по григорианскому календарю. C 1991 года в России, на Украине, в Белоруссии, а также в Грузии и в Молдове 7 января – официальный государственный праздник. Также в этот день выходной в Киргизии и в Казахстане. К дате Рождества непосредственно привязана и дата другого двунадесятого праздника – Благовещения Пресвятой Богородицы: за 9 месяцев до Рождества – 25 марта. Согласно христианскому миропониманию, это символизирует равночестие Божественной и человеческой природ в воплотившемся в этот день Христе Спасителе. В иерархии русских праздников Рождество занимает второе место после Пасхи в отличие от западноевропейской традиции, более чествующей Рождение по плоти. Начиная с XVIII века в России к рождественско-святочным праздникам принято украшать храмы и жилища ветвями хвойных деревьев. Этот обычай был заимствован Петром Великим из Германии. С XIX века елка стала непременным атрибутом Рождественского праздника. Елочные украшения символизировали плоды благодати, а сама ель – райское древо. Звезда, венчавшая ель, ясно указывала на явившуюся волхвам вифлеемскую звезду. На Рождество принято дарить друг другу подарки и ходить в гости. В советское время, когда религия искусственно выдавливалась из всех сфер жизни общества, а все религиозные праздники были отменены, большинство рождественских обычаев (елка, подарки) перешло на празднование Нового Года, который до сих пор остается более популярным праздником на территории стран СНГ, чем Рождество. Замечательно описывает цикл рождественско-святочных праздников, наполненных яркими красками народных традиций, в своем произведении «Лето Господне» И.С. Шмелев. Рождественская тема широко отражена в русской литературе и устном народном творчестве. Рождественские колядки и канты – это богатейший пласт славянской христианской культуры. Традиции христославления и ношение звезды уходит своими корнями в глубокую древность. Рождество является одним из самых любимых праздников России. В середине святок отмечается праздник, относящийся к числу великих. 1/14 января – Обрезание Господне, память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Праздник Обрезания Господня отмечается в память о том, как Богомладенец Иисус на восьмой день после Своего Рождества по ветхозаветной традиции был обрезан, и при этом Ему было наречено имя (Лк. 2, 21), предсказанное Архангелом Гавриилом при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (древнееврейское – Спаситель). Наречение этого имени является знамением великого служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено для всех младенцев мужского пола в прообраз новозаветного Крещения, в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками и в знак очищения от первородного греха. Ветхозаветное обрезание было своего рода наказанием за прародительское преслушание Господней заповеди. По святоотеческому толкованию Господь, как Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям необходимо соблюдать Божии установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня призван напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет (договор, союз) с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Свидетельства о церковном праздновании Обрезания Господня относятся к IV столетию. Праздник продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (IV в.), отсюда его народное название – Васильев день. После того как по указу Петра Великого 1699 года гражданский Новый год в России стал начинаться с 1 января, по традиции в этот день в храмах после Литургии совершаются молебные пения о Новолетии с коленопреклонением. В современной России дата 1/14 января широко известна в светском контексте как «Старый Новый Год», так как до 1918 года совпадала с началом нового года. В старину на Руси и в Малороссии в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благопожеланиями, совершался обряд, который в разных местностях именовался по-разному: авсень, овсень, баусень, таусень (от слова «овес»). Крестьянские дети ходили в Васильев вечерок (под 1 января) по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зерна овса, пшеницы или гречихи. Иногда вместо засевальных песен пелись колядки – пожелания счастья, здоровья, хорошего урожая в новое лето: «зароди, Боже, жито пшеницю и всяку пашницю». День 5/18 января является вторым крещенским сочельником или Навечерием Богоявления. В этот строго постный день так же, как и под Рождество, полагается вкушать культовую пищу – сочиво с традиционным грушевым взваром. Существует старинный обычай ничего не вкушать в крещенский сочельник до великого водоосвящения, совершаемого в храмах после Божественной Литургии. Крещение Господне (6/19 января) – двунадесятый праздник, отмечаемый в честь крещения Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Крестителем или Предтечей. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 32–33). В этот день было явление Трех Лиц Святой Троицы (отсюда второе название праздника – Богоявление): Сын Божий во плоти стоял в реке Иордане, Отец дал глас (голос) Свой, Дух Святой в виде голубя сошел на Господа Иисуса. Христос, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в крещении, ни в каком-либо очищении, но по Своему смирению Он принимает положенное грешным людям, потому что Сам о Себе затем скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Начало празднования Богоявления относится к апостольским временам, о нем упоминается в Постановлениях Апостольских через Климента епископа Римского (кн. V, гл. 42; кн. VIII, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня указывает Климент Александрийский, в III столетии беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский. Святые отцы Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст (IV в.) и многие другие оставили свои замечательные поучения, гомилии, произнесенные ими в этот праздник.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |