КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнь Конфуция и развитие его учения
Конфуций и конфуцианство. Учение Конфуция является духовной основой китайской цивилизации, а также других стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. Причем принципы эти настолько крепко укоренились в их национальной культуре, что люди часто сами не замечают, как говорят словами Конфуция. Конфуций не оставил письменного изложения своего учения. Но друзья и последователи записали его высказывания в книге «Лунь-юй» - «Суждения и беседы». Она состоит главным образом из собранных без всякой системы отдельных афоризмов, которые начинаются словами: «Учитель сказал…» Иногда в ней сообщаются факты из биографии Конфуция, иногда попадаются живые эпизоды, показывающие Конфуция в непринужденной беседе с друзьями. Термин конфуцианство «Школа образованных людей» уже сам по себе указывает на то, что это учение не является теоретическим наследием одного-единственного мыслителя. Конфуцианство вобрало в себя многовековой опыт китайской цивилизации. Тем не менее, выделение Конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и возникновение соответствующей школы оправданно связывается с деятельностью конкретной исторической личностью, известной за пределами Китая под именем Конфуций.
Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун – цзы (или Кун - Фу - Цзы), что в переводе означает «Учитель по фамилии Кун». Это имя Конфуций получил уже в процессе жизни. Настоящие имена Конфуция – Цю (досл. «холм») и Чжун И («второй из глинозема») связаны с историей его рождения. Легенда о рождении Конфуция весьма необычна и интересна. Разумеется, она не лишена вымыслов, но, тем не менее, Учитель Кун является первым древнекитайским философом, личность которого полностью исторически достоверна. Образ Конфуция сохранился в источниках. Он обрисован достаточно реалистически. Мы можем узнать о его привычках, характере, манерах, событиях из жизни, услышать его подлинные слова. В его облике нет ничего сверхъестественного; он удивительно прост, даже прозаичен. Тем не менее, этот человек наложил неизгладимую печать на всю культуру и дух своей страны. И не только своей страны. Его общественные идеалы привлекли впоследствии многих даже на Западе. У отца Конфуция - знаменитого воина Шу Лянхе было много ратных побед, но не было наследника, продолжателя славного рода Кунов, о котором он давно мечтал. Его жена родила ему одну за другой девятерых дочерей, поэтому по традиционным китайским представлениям семейная жизнь его не удалась. Тогда Шу Лянхе взял себе наложницу, и она родила ему долгожданного сына, которого нарекли Бо Ни, но, к большому сожалению, мальчик оказался очень болезненным - он был хромым. Мысль о сыне все не покидала Шу Лянхе и, несмотря на преклонный возраст (66 лет), он женился еще раз - на двадцатилетней младшей дочери из знатной семьи Янь из города Цюйфу. Шу Лянхе очень хотелось иметь здорового сына, ему надоели долголетнее сочувствие друзей и тайное злорадство недругов, насмехавшихся над неполноценностью героя сражений. Поэтому, как только Янь Чжи почувствовала приближение родов, он, как человек своего времени, отправился вместе с юной супругой к пещере глинистого холма, обладавшего по преданиям древних китайцев магической силой, совершить молебен. Вскоре после молебна в честь духа холма Янь Чжи родила в пещере мальчика. Случилось это в 551 г. до н. э. Едва мальчику исполнилось два года и три месяца, (китайцы считают возраст с момента его зачатия) как скончался любящий его отец. Матери здорового последнего ребенка трудно было рассчитывать на какую-либо благожелательность со стороны первой жены и ее подросших девяти дочерей. Вторая жена тоже имела основания быть недовольной Янь Чжи. Ее брак с Шу Лянхе был признан недействительным. Для юной вдовы и ее сына наступили тяжелые времена. Янь Чжи вскоре уезжает домой в родной город Цюйфу, тем самым, вырвав сына из атмосферы все нарастающих дрязг и скандалов. Янь Чжи была довольно почитаема в китайском обществе, т. к. она являлась вдовой прославившегося храбростью и силой воина. Но она была бедна, и Кун – цзы рано пришлось познакомиться с нуждой и трудом. Мальчик был очень привязан к матери, посильно разделяя ее тревоги. Мать же замкнулась в своем горе, совершая ежедневные молитвы по своему усопшему мужу. С детства Конфуций отличался знанием траурных церемоний, все его детские игры сводились к подражанию священным ритуалам. Это очень интересный штрих. Он свидетельствует о том, что Конфуций по своему душевному складу тяготел к ритуалам и строгому порядку. Они остались неизменной любовью в его жизни, его неослабевающей страстью. Всегда умеренный и осторожный, здесь он становился почти фанатиком, детская любовь к нерушимым канонам определила всю его дальнейшую судьбу. Судьбе суждено было нанести еще один удар юному Кун - цзы - не исполнилось ему и 17, как неожиданно скончалась мать (ей было лишь тридцать с небольшим). Оставшись один, без доброго и любящего наставника, Кун - цзы должен был пробиваться в жизни, уповая лишь на собственные способности, ум и опыт. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере. Об этом периоде своей жизни сам Конфуций отзывался предельно лаконично, отмечая, что «уже в 15 лет я сосредоточил свои помыслы на учебе». В то время в Китае образованным считался тот, кто в совершенстве владел «шестью искусствами»: выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. «Я любил древних, - говорил он ученикам, - и приложил все усилия, чтобы овладеть их знаниями». В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци. Через год после женитьбы у него родился сын. Теперь Конфуций не мог довольствоваться случайными заработками, необходим был постоянный источник доходов, а дать его могла лишь служба. Получив место надзирателя за продовольственными поставками, Конфуций с воодушевлением принялся за дело. Нам трудно представить себе Будду или Лао-Цзы с головой ушедшими в хозяйственные и административные заботы. Но Конфуций видел в работе чиновника нечто священное. Он тщательно вникал во все мелочи. Работая на складах, он воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях, произволе и расточительности, которые царят в княжестве не преувеличены. Под влиянием того, что он видел на службе и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его. Чем сильнее вызывала в нем протест окружающая жизнь, тем большим ореолом он окружал седую древность, времена легендарных царей. В народных сказаниях и одах перед ним оживало идеальное царство, в котором властитель был мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна. Погружаясь в этот исчезнувший мир, Конфуций все больше укреплялся в своих взглядах: люди страдают потому, что в стране царит хаос, а для того, чтобы избавиться от него, следует возвратиться к дедовским обычаям и порядкам. Но сделать это нужно сознательно: каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны; лишь тогда общество исцелится от своего недуга. И тогда народ снова будет жить в «Золотом веке». Тоска по «Золотому веку» особенно остро отозвалась в учении Конфуция. Свое открытие Конфуций не собирался держать в себе. Ему было около тридцати лет, когда он приступил к энергичной проповеди своего учения. Вокруг него стали собираться молодые люди, его сверстники, видевшие в нем наставника. Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял обряды, он делился с ними своими мыслями о «Золотом веке», который, хотя и ушел давно в прошлое, но может быть воскрешен вновь. Время шло, Конфуций поднимался по карьерной лестнице вверх, постепенно за мелкими должностями последовали более крупные. К 50 годам Конфуций занимал уже значительные государственные посты. К этому времени он разработал стройное учение об обществе и месте человека в этом обществе. Уже тогда Конфуция интересовали принципы государственного устройства различных народов, и он разработал учение об идеальном государстве, в котором каждый должен осознавать свое место и не выходить за положенные границы - именно так, считает Конфуций, и было в древности. В своем учении о государстве Конфуций на первое место ставил так называемое «исправление имен». Каждый человек обязан вести себя в строгом соответствии с занимаемым положением. Плохо, когда правитель лишь по имени государь, а на деле праздный гуляка. «Государство, - говорил он одному князю, - процветает, когда государь бывает государем, подданный – подданным, отец - отцом, сын - сыном». Если государство хочет соответствовать своему названию, в нем должно быть достаточно пищи, достаточно войска и народ должен быть верным». Где найти образец для такого общества? Разумеется, в древних писаниях. Если люди станут подражать древним во всем: и в одежде, и в обычаях и в нравственности- то цель будет достигнута. Правда, подражание древним не должно превращаться в слепое копирование. Но главная суть остается: каждый должен знать свои обязанности и работать над собой, чтобы быть достойным членом общества. «Когда человек узнает место, где он должен остаться навсегда, то определится настроение его души. Когда настроение его души определится, то прекратится всякое душевное волнение». Таким образом, конфуцианство обещает каждому осязаемое земное счастье, но взамен требует от человека, чтобы он добровольно признал себя лишь частью исправного государственного механизма. В этом утопичном по своей сути «социальном раю» не может быть конфликтов, ибо все выполняют свой долг. Властитель правит, крестьянин обрабатывает землю, рыбак ловит рыбу, музыкант играет, воин отражает нападения врагов, и никто не посягает на чужую сферу деятельности. Но все же важнее не тот, кем управляют, а тот, кто управляет, - император, правитель, честный чиновник. Как направить правителя по пути его внутреннего долга? У Конфуция на этот вопрос был готов свой ответ. Правитель должен иметь возле себя ученого, который руководил бы его поступками, был бы голосом его совести и блюстителем традиций. Конфуций мечтал найти такого правителя, который стал бы следовать его советам и привел бы страну к процветанию. Эта мысль преследовала мудреца до самой могилы. Он предлагает китайским правителям свои планы, но китайские сановники не торопились претворять их в жизнь. Тогда Конфуций уходит с государственных должностей. Начинается период его скитаний по царствам. Конфуция повсюду сопровождала большая толпа учеников, которые делили с ним тяготы кочевой жизни. Он продолжал обучать их, прививал любовь к древней литературе и обрядам. В часы отдыха он пел им песни под аккомпанемент лютни, и его игра служила им утешением в печальные минуты. Так и не отыскав идеального правителя, разочарованный Конфуций возвращается на родину. Его жена уже год как умерла. Конфуций с головой погрузился в преподавательскую деятельность и чтение классической литературы. На родине он создает свою школу. Возраст его учеников был самый разный. Были ученики моложе его на 30, 40 лет, а были ученики почти одного с ним возраста. Великий учитель отличался немалым терпением и даже снисходительностью к людям, в том числе и к своим ученикам. Он прекрасно знал, с кого можно требовать «великого действия», а кто не способен даже на малое. Сохранились воспоминания одного из учеников Конфуция Янь Хуэя: «Янь Юань со вздохом сказал: «Чем больше я вдумываюсь в учение Учителя, тем возвышеннее оно кажется, чем больше стараюсь проникнуть в него, тем сложнее оно оказывается. Я вижу его впереди, но вдруг оно оказывается позади. Учитель шаг за шагом искусно завлекает людей, он расширяет мой ум с помощью образования, сдерживает меня посредством ритуала. Я хотел отказаться от постижения его учения, но уже не смог; я отдал все свои силы, и кажется, что его учение находится передо мной, я хочу следовать ему, но не могу этого сделать». По преданиям, у Конфуция было около 70 ближайших учеников, всего же, как рассказывают летописи, он преподавал более чем трем тысячам. Старость потребовала от Конфуция не меньшего мужества, чем молодость. Нет, никто не подвергал его насмешкам, как когда - то в юности. Он был окружен уважением правителей, поклонением простых людей и почитанием учеников. Но вот в 482 г. до н. э. у Конфуция умирает сын, не доживший 50 лет. А через год умирает его лучший ученик Янь Хуэй, которому Конфуций, вероятно, хотел передать школу. Смерть Янь Хуэя глубоко потрясла учителя. «Небо сокрушает меня!»- восклицал он, громко плача. Янь Хуэй был самоотверженно предан учителю и готов был отдать за него жизнь. Последний год жизни Конфуций посвящает исключительно беседам с учениками. Успел ли он передать все, что знал, до конца ли раскрыл для них идеал древности - наверное, эти вопросы мучили 73-летнего Учителя Однажды мудрец, не говоря ни слова, прошел к себе в дом и лег на постель. Шесть дней пролежал он, не вставая, а на седьмой день мир потерял великого Учителя. Под конец он в тоске воскликнул: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжать мое учение?» Ученики похоронили Конфуция со всей строгостью древнего погребального ритуала. Впоследствии над его могилой был воздвигнут храм, где многие поколения приносили жертвы перед его поминальной доской.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |