Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что можно назвать любовью к людям?





Конфуций часто говорил о «любви к людям». Ученики думали, что любить людей не так уж сложно. Однако Конфуций вкладывал в это слово очень глубокий смысл. Такой глубокий, что постичь его было сложно даже для учеников. Например, однажды Конфуций сказал:

— Чтобы обладать любовью к людям, нужно преодолеть себя и возвратиться к правилам. Ученики остались в недоумении.

— Как это? — спросили они.

— Представьте себе, как вы выходите за ворота дома, чтобы встретить дорогих гостей. Представьте себе, что все люди — дорогие гости. У вас дух захватывает от чувства любви к ним. v

— Всё равно непонятно,— сказали ученики.

— Хорошо, объясню на примерах,— сказал Конфуций.— Любить людей, значит, не желать человеку, чего не желаешь себе. Когда разговариваешь, не быть торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым, добрым.

— Ну, тогда понятно,— сказали ученики.— Наверное, Цзы Лу можно считать любящим людей.

Цзы Лу — так звали одного из лучших учеников Конфуция.

— Вот, что я скажу о Цзы Лу,— продолжил Конфуций.— Если бы у меня была тысяча колесниц, и я был бы правителем государства, то Цзы Лу я бы доверил подобрать воинов и даже руководить сражениями. Он умеет разбираться, кто сильный, а кто — слабый. Он внимательно присматривается к людям. Но значит ли это, что он по-настоящему любит? Не знаю.

— А что вы скажете о Чи? — спросили ученики. Чи был одним из самых любимых учеников Конфуция.

— Что касается Чи, то его можно было бы нарядить в лучшие одежды и отправить во дворец.

На месте царя, я бы доверил Чи принимать самых дорогих гостей и вести самые важные переговоры. Он талантливый политик. Умеет слушать и уважает людей. Но обладает ли он истинной любовью? Не знаю.

Ученики спрашивали о многих людях. Обо всех Конфуций говорил: «Да, он предан государю». Или: «Да, он совершенно чистый и честный». А когда напрямик задавали вопрос: «Есть ли в нём любовь к людям?» — «Не знаю»,— отвечал Конфуций.

Так мудрец, дал понять своим ученикам, что обладать любовь к людям — дело необычайно сложное. Любовь к людям соединяет лучшие человеческие качества. А обладать таким достоинством человек может только по велению свыше. Неустанным самосовершенствованием получаешь этот дар небес.

 

Кому нужна телега без упряжи?

Однажды Конфуций и его ученики разговорились на тему любви. Во все времена перед любовью преклонялись мудрые люди. Но ученикам было непросто понять, для чего существует любовь. И Конфуций рассказал притчу.

У одного хозяина был бык. Нрав у быка был покладистый. Чего нельзя было сказать о хозяине. Но с быком он старался обходиться ласково. Как-никак бык был его единственным богатством.



Однажды хозяину предложили поработать на поле богатого торговца. Подошла осень. На поле созрел урожай. Бык богатого торговца заболел. Поэтому работу предложили бедному хозяину. Нужно было перевезти урожай в закрома богатого торговца.

Хозяин ухватился за предложение и стал работать от зари до зари. За работу ему обещали хорошо заплатить.

Бык возил телегу с поля в закрома и обратно, не зная отдыха. Хозяин забыл дружеское обращение к нему и часто пускал в дело плеть. Не выдержав издевательства, бык решил проучить своего господина. Когда хозяин задремал под кустом, бык взял упряжь, отнес её к реке и бросил в воду.

Проснувшись, хозяин вознегодовал. Он стал бить быка плегыо, обзывать его последними словами. Но этим горю не поможешь. Теперь ни бык, ни телега были ни на что не годны без упряжи. Хозяин пошёл к управляющему имением богатого торговца и попросил упряжь у него. Но тот отказал и нанял другого работника.

Так бедный хозяин потерял работу.

— Точно так ни на что хорошее не годен и человек без любви к своим ближним,— заключил Конфуций.— Любовь, как упряжь, связывает человека с другими людьми.

 

Как поступает умный плотник?

Однажды Конфуций сказал:

— Успех всякого дела зависит от того, как ты к нему подготовился. Если бы мы заранее обдумывали, что хотим сказать, то говорили бы легко и свободно. Если бы заранее обдумывали поступки, то не волновались бы. Если бы заранее обдумывали и понимали смысл и цель жизни, то жизнь всегда была бы полной разумного смысла.

Ученики попросили подробней объяснить, и Конфуций рассказал притчу.

Было два плотника. Один умный, а другой легкомысленный. Занимались они одинаковой работой. Строгали доски, делали деревянные оси для телег, чинили все, что приходило в негодность у односельчан.

В сезон сбора урожая у плотников работы прибавилось. Было много заказов. Работали не покладая рук. Да так активно, что у обоих в один день сломались топорища.

Легкомысленный плотник схватил первое попавшееся полено и стал тесать из него топорище. У хорошего плотника топорище индивидуальной формы. С изгибами, чтобы удобней было работать. А толщина зависит or силы руки.

Вытесал легкомысленный плотник топорище лишь бы как. Два раза размахнулся, оно и треснуло. Слишком тонкое получилось.

Пришлось ему во второй раз браться за одну и ту же работу. И на этот раз топорище не подошло. Слишком толстое. Рука быстро устает.

Лишь третье топорище пришлось впору. Но пока он его тесал, начало смеркаться. День закончился, и он не выполнил заказ.

На следующий день крестьяне обращались только ко второму плотнику. Они знали, что и у него сломалось топорище. Умный плотник положил рядом с собой сломанный образец и вытесал топорище точь-в-точь как то, что сломалось. Он несколько раз прикладывал заготовку и образец друг к другу, рассматривал со всех сторон. Поэтому он до вечера успел выполнить все заказы и не подвёл односельчан.

— Так поступает и мудрый человек,— сказал Конфуций в заключение.— Он видит перед собой главный закон жизни, смотрит на пример других и так строит свою жизнь. Поэтому он достигает цели.

 

Почему нельзя винить других за свои неудачи?

Однажды Конфуций сказал:

— Зло не в том, что человек совершает ошибку, а в том, что совершив ее, человек не старается ее исправить.

— Так что же нам делать, когда мы видим ошибки других людей? — спросили ученики.— И что делать с человеком, который не желает исправлять ошибки?

— Когда видишь хорошего человека,— сказал Конфуций,— подумай о том, как бы подражать ему, а когда увидишь дурного, то загляни в своё собственное сердце. Нет ли и в тебе того, что видишь в этом дурном человеке. И ошибку исправляй в себе.

В продолжение мысли Конфуций рассказал притчу.

У отца было два сына. Жили они на краю леса. Отец занимался охотой. Сыновья росли и набирались сил. Когда настало время, отец дал сыновьям лук и стрелы.

— Плохо видят мои глаза,— сказал он.— Скоро сами будете охотиться.

И юноши стали учиться метко стрелять.

Выстрелил старший, но стрела прошла мимо цели.

— Ветер помешал,— сказал он.

Младший тоже не попал в цель, но он промолчал. Он подумал: «Я сам виноват, что промахнулся».

Сколько ни стрелял старший брат, всё время промахивался. И всё ему мешало. То тетива слабо натянута, то одежда давит, то солнце слепит глаза, то дождь заслоняет цель. Младший же винил себя.

Вскоре юноши отправились на охоту. Каждый в свою сторону. Отец остался дома.

Первым вернулся старший сын. Он шёл с пустыми руками. Лицо было сердито. Переступив порог, он набросился на отца с обвинениями:

— Почему ты отправил меня в такую скверную погоду? То солнце светит —: слепит глаза. То дождь закрывает цель. Подует ветер и стрела летит мимо. Одежду дал, которая стягивает. Тетиву у лука не натянул, как следует. Из-за тебя я вернулся ни с чем.

Отец покачал головой. Он понял, что старший сын не станет хорошим охотником. Ему бы во всем винить других.

Вскоре пришёл младший сын. Он принес целый мешок добычи.

— Как тебе это удалось? — воскликнул брат.— Мы же вместе учились!

— Просто я никого не винил в неудачах и старался исправлять ошибки,— сказал младший брат.

В заключение Конфуций сказал:

— Есть такие ростки пшеницы, которые никогда не станут колосьями, и есть такие колосья, которые никогда не дадут зерна.

 





Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Ознакомление с возможностями программы Access 2000
  2. I. Охарактеризуйте возможности согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом. Вставьте, где необходимо пропущенные буквы
  3. III. ИХ ВОЗМОЖНОСТИ?
  4. VIII. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
  5. XII) Решение некоторых иррациональных уравнений можно свести к однородным уравнениям.
  6. А можно ли допустить, что около Северного полюса имеются залежи каменного угля?
  7. А помимо марксизма? У кого можно послушать лекции о Зиновьеве, Ильенкове, Мамардашвили, Щедровицком?
  8. А теперь можно и к Димону, -быстро сунула заказ в сумку, взглянула на часы и удовлетворенная оставшимся двадцатью двумя минутами побежала вниз, осторожно проходя двери.
  9. А теперь мы обсудим как же можно избавиться от избыточных жиров.
  10. Аллопатическая медицина не учитывает природные возможности человека
  11. Аллопатическая медицина не учитывает природные возможности человека
  12. Аэробные возможности организма и выносливость

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.