Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент в психологии личности




Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности.

Тема 4.3. Особенности экспериментального метода в психологии личности

4.3.1. Основные направления экспериментальных исследований

Существуют следующие направления экспериментальных исследований в психологии личности:

  • Изучение соотношения биологического и социального в личности;
  • Исследование соотношения общественного и индивидуальности в личности;
  • Изучение филогенеза и онтогенеза личности;
  • Структура личности:

исследование внутренних процессов, состояний и свойств;

деятельность, развитие и поведение личности;

изучение мотивационной, эмоциональной, познавательной и др. сфер личности;

  • Движущие силы развития личности;
  • Методы исследования и развития личности;
  • Изучение различий между разными личностями;
  • Поиск путей реализации эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей;
  • Исследование нарушений в психологической сфере личности и т.д.

Становление психологии личности связано с именами, таких как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кэттел и др. В истории исследований философии личности выделяются три периода:

  • философско-литературный;
  • клинический;
  • собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ других мыслителей и продолжает вплоть до начала XIX в. В начале XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический.

В начале XX столетия изучением личности стали заниматься профессионалы. Психологи до этого не обращали внимания на исследование познавательных процессов и состояний человека, а впоследствии они придали этим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Экспериментальные исследования личности в работе были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кэттелом. А.Ф. Лазурский разработал методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента. Г. Айзенк разработал методы математической обработки данных наблюдений, опросов. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты.

Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт". Кэттел выделил, описал и определил ряд существующих факторов или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личных тестов (16-факторный тест Кэттела).

Впоследствии психология личности стала широко применять экспериментальный метод для осуществления проверки, изучения и уточнения теорий и гипотез.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.