Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование стрессоустойчивости личности




В 20-х – 30-х годах ХХ века Ганс Селье предложил свою концепцию реагирования организма на неблагоприятные воздействия, которая позволила рассматривать различные физиологические и психологические проявления адаптации в ее целостности и развитии. Г. Селье определил стресс как неспецифическую реакцию на внешнее воздействие. Впоследствии теория Селье была продолжена и дополнена его последователями – Дж. Эвериллом, С. Сэллсом, Р. Лазарусом, Л.А. Китаев-Смык, Ф.Е. Василюком, В.А. Бодровым, М.Е. Сандомирским и др.

Среди своих предшественников известный физиолог Г. Селье называл таких известных ученых, как Клод Бернар, который указал на важнейшее условие поддержания жизнеспособности организма – относительно постоянство его внутренней среды, и Уолтер Кеннон, который разработал теорию гомеостаза. Работы именно этих ученых обусловили создание Г. Селье концепции стрессаö.

Развитие теории стресса привело к изучению такого феномена, как стрессоустойчивость, по мнению Е.С. Жарикова, – это способность к психической адаптации.

У каждого человека имеются определенные ресурсы (психологические, физические, когнитивные и т.д.), которые помогают человеку в стрессовой ситуации. Г. Селье указывал, что их общий объем ограничен, и, если человек неразумно расходует эти резервы, организм истощается и может погибнуть. Таким образом, видно, что, хотя ресурсы ограничены, можно научить человека экономно расходовать их, сформировать у него стрессоустойчивость как характеристику личности.

В настоящее время в психологии существует специфическое направление – экстремальная психология, в рамках которой разрабатываются стратегии преодоления жизненных трудностей и повышения уровня стрессоустойчивости. Разработками таких методов занимаются известные ученые – Сандомирский М.Е. (методика "Ре-Три"), Леонова А.Б. (методика повышения стрессоустойчивости и преодоления стрессовых ситуаций с помощью релаксирующих приемов и медицинской помощи); Каменюкин А.Г. и Ковпак Д.В. (антистресс-тренинг), Сильва Х., Голдман Б. (методика управления разумом) и др. В частности, М.Е. Сандомирский утверждает, что повышать стрессоустойчивость необходимо и надо с помощью специальных упражнений.

Несмотря на большое количество уже имеющихся методик и столь же стремительно возрастающее число новых приемов, все они направлены на формирование стрессоустойчивости, включающей в себя такие основные факторы, как:

  • умение сосредоточиться в стрессовой ситуации;
  • знание методик релаксации;
  • способность к изменению собственных когниций и установок;
  • фрустрационная и стрессовая толерантность;
  • наличие адаптивных и адекватных защитных и компенсаторных механизмов;
  • умение эффективного планирования времени в стрессовой ситуации;
  • эффективный контроль эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер;
  • способность к сохранению спокойствия в стрессовой ситуации (но не безразличие).

Следует заметить, что стрессоустойчивость необходимо формировать не "во время" стресса, а "до него", т.к. стрессоустойчивость в конечном счете должна обеспечить успешную адаптацию человека к нестандартным стрессовым для него условиям. В качестве примера тренинга, формирующего стрессоустойчивость можно привести следующую программу (по Каменюкину А.Г., Ковпаку Д.В.):

  • задача тренинга – теоретическое изучение и практическое освоение технологий продуктивного и рационального управления временем;
  • содержание тренинга:

ü исследование и практический анализ влияния индивидуальных установок на эффективное использование времени;

ü самоменеджмент как способность, определяющая эффективность в управлении персональным временем, пути повышения самоэффективности;

ü определение целей, формулирование задач в жизни; их классификация и построение;

ü обучение технологиям эффективного планирования времени:

краткосрочное и долгосрочное планирование;

резервирование времени;

установка приоритетов;

алгоритм планирования дня и т.д.;

ü принципы эффективного делегирования полномочий; и т.д.

ü достижение ощущения успеха в конце дня;

  • краткий план программы:

ü знакомство; сообщение участниками тренинга своих представлений о ходе тренингового процесса и ожиданий от тренинга; определение правил работы в группе;

ü психогимнастическое упражнение для разминки;

ü тест на выявление особенностей индивидуального отношения ко времени; представление и обсуждение результатов;

ü теория: способы эффективного планирования времени;

ü психогимнастическое упражнение на определение целей; обсуждение и комментарии;

ü теория: время и стресс – освоение технологий эффективного преодоления негативных эмоциональных состояний;

ü психогимнастическое упражнение на закрепление материала;

ü завершение тренинга: получение обратной связи;

  • результаты тренинга – участники тренинга научатся планировать свое время с учетом ближних и дальних перспектив, оптимально высвобождать временные ресурсы, усовершенствуют умение ставить цели и находить успешных пути их достижения.

Большинство методик по формированию стрессоустойчивости способны охватить узкую область (например, приведенный выше тренинг основан на теории об эффективности планирования), что и обусловливает, наряду с большой эффективностью и некоторую ограниченность.

Каждый отдельный тренинг не способен, несмотря на эффективность, доступность, широту охвата и т.п., сформировать 100%-ную стрессоустойчивость, поэтому наиболее эффективным является знание нескольких методик преодоления стрессовой ситуации и владение этими методами для обеспечения достаточно высокого и стабильного уровня стрессоустойчивости. Кроме того, универсальность методик не является, несмотря на убеждения, абсолютной – каждому человеку необходима своя, личностная методика по формированию стрессоустойчивости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.