Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западная традиция




А. БЭН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ДУХА

1. Все, что человек знает, испытывает или сознает, распада­ется на два отдела, которые в обычном языке носят названия «материи» и «духа»; на языке философии они называются также «внешним миром» и «внутренним», «не я» и «я», «объектом» и «субъектом». Последние два названия суть наиболее подходящие.

Совокупность наших познаний о дереве, реке, созвездии может служить примером того, что мы разумеем под «объектом». Испытывание удовольствия или страдания, желание, мышление относятся к «субъекту».

Все, что мы можем знать или о чем мы можем мыслить, входит в тот или другой из этих обширных отделов, которые об­нимают собою всю Вселенную в том виде, в каком она нам пред­ставляется.

Различие между объектом и субъектом, т. е. между миром протяженным и миром, где протяжение не играет никакой роли, еще яснее выступает в способе их познавания: к протяженному или внешнему миру мы прилагаем чувственное наблюдение, для мира же духовного мы пользуемся присущей нам способностью самосознания или внутреннего наблюдения.

Далее, при наблюдении с помощью чувств мы можем рабо­тать совместно с другими людьми: мир, открытый для одного, открыт и для всех, и производимое им впечатление в существенных чертах своих у всех одинаково. При самонаблюдении же каж­дый из нас действует отдельно и сам по себе; отсюда изучение субъекта носит чисто индивидуальный характер, и этот признак индивидуальности иногда вводят в его описание.

Значение этого различия проявляется в том, как знание пе­реходит от одного человека к другому: знание об объекте сообща­ется легче благодаря тому, что здесь все имеют в виду одно и то же; знание о субъекте передается непрямым, окольным путем, причем достижение общего взаимного понимания не обеспече­но.

2. Область объекта, т. е. внешний мир, характеризуется одним специфическим для него свойством — протяженностью. Область субъекта — сознание — не имеет этого свойства.

Дерево или река обладают пространственной величиной. Напротив, удовольствие, например, не имеет ни длины, ни ширины, ни толщины; его ни в каком отношении нельзя назвать протяженным предметом. Мысль или идея могут относиться к протяженным величинам, но нельзя сказать, что они сами про­тяженны. Никто не скажет, чтобы акт воли, желание или уверен­ность можно было измерить посредством мер протяжения. Поэто­му обо всем, что входит в область субъекта, говорят как о непространственном.

3. Таким образом, если под «духом», как это всеми принято, мы будем разуметь всю совокупность субъективных состояний, то мы будем иметь возможность определить его отрицательно как «то, что не обладает протяженностью». Но так как и внешний мир мы познаем также через посредство наших духовных состоя­ний, то у научной психологии для того, чтобы дать понятие о духе, остается только один способ, а именно — перечислить те три свойства или функции духа (чувство, волю или хотение и мышление или ум), из которых строится весь наш опыт, как объек­тивный, так и субъективный. Этот перечень должен нам заменить определение духа.

Чувство обнимает собою все наши удовольствия и страда­ния, а равно и некоторые виды простого возбуждения, т. е. созна­ние того, что безразлично по отношению к удовольствию и стра­данию. Удовольствия, доставляемые теплом, питанием, музыкой; страдания от утомления, нищеты, угрызений совести; возбуждения, сопровождающие удивление, поддерживание небольшой тяжес­ти или прикосновение к столу; восприятие далекого лая собаки,— все это будут явления чувства. Область чувства делится обычно на два главных отдела: на ощущения и эмоции (чувствования).

К воле или хотению относятся все действия человека, кото­рые вызываются или руководятся чувствами. Еда, прогулка, воз­ведение построек, разговор — все эти действия произво­дятся с известной целью, и эта цель состоит в том, чтобы полу­чить удовольствие или избежать страдания. Напротив, все действия, не возбуждаемые чувствами, непроизвольны. Таковы действия сил природы: ветра, тяжести, электричества и проч., а также органические отправления: дыхание, кровообращение, движения внутренностей и т. п.

Мышление, ум, интеллект или познание обнимает собою все те деятельности, которые известны под названиями «восприятия», «памяти», «обобщения», «отвлечения», «разума», «суждения» и «воображения». Все эти деятельности могут быть, как мы увидим дальше, сведены к трем основным отправлениям духа: различению, или сознанию различий, отождествлению, или сознанию сходств, и удержанию, или памяти.

Наш дух почти никогда не может отдаваться исключительно какому-либо одному из этих трех видов его деятельности. Чувство, например, сопровождается, в большей или меньшей cтeпени, волею и мышлением. Испытывая какое-либо удовольствие, мы хотим, чтобы оно продолжалось или усиливалось (воля); в то же время мы «различаем» это удовольствие от других состояний сознания, «отождествляем» его с некоторыми из них, а в нашей памяти оно остается в виде представления (ум).

Таким образом, определение духа есть, вместе с тем, и разделение, т. е. классификация его главных и основных свойств. Приводим здесь некоторые из прежних определений и делений духа. Рид говорит: «под духом человека мы разумеем то, что в нем мыслит, вспоминает, рассуждает, желает». Это определение осуществлено посредством деления, которое в одно и то же время и неполно, и имеет лишние члены; неполнота его состоит в том, что пропущено чувство; напротив, приведены «воспоминание» и «рассуждение», которые уже содержатся в «мышлении» Таким образом, Рид в своей классификации различает в духе только умственные и активные (деятельные) элементы. Недостающий в его классификации отдел «чувств» отчасти отнесен им к умственным способностям (эстетические ощущения и эмоции), а отчасти рассматривается в активных способностях, в числе которых у Рида описываются все доброжелательные и зложелательные эмоции.

Т. Броун, недовольный употреблением термина «активный» в указанном делении, ударился в противоположную крайность и предложил классификацию, в которой чувство совершенно покрывало собой область воли. А именно, он делил духовные состояния на возникающие под влиянием внешних воздействий (external affections) и возникающие помимо внешних воздействий (internal affections). К первым он относил ощущение, т. е. духовные состояния, получаемые посредством органов внешних чувств; вторые подразделял на «умственные состояния духа» (intellectical states of mind) и эмоции (emotions). Таким образом, классификация Броуна равносильна делению на ощущения, эмоции и ум; все явления активного или волевого характера он относит к эмоциям.

Сэр Вильям Гамильтон, критикуя построение проф. Д. Стюарта, говорит, что если исключить материальные явления и взять область духа, т. е. явления, обнаруживающиеся в самосознании или рефлексии, то они сами собою распадутся на три категории, или основных рода: явления познания, явления чувства, или удовольствия и страдания, и, конец, явления воли и желания. Таким образом он раздельно рассматривает ум, чувство и волю.

4. Исследовать духовные явления в указанном нами сейчас порядке этих трех основных способностей не совсем удобно.

Как чувство, так и воля заключают в себе, с одной стороны, первичные элементы, а с другой — вторичные и сложные явления, происходящие от работы ума над этими первичными. Так, например, ощущение есть первичный элемент в области чувства и всегда предшествует умственным операциям; напротив, эмоции, как явления вторичные и производные, должны следовать за изучением умственных способностей. Воля в значительной степени есть продукт памяти и в то же время зависит от чувств; поэтому в порядке исследования она выступает последней.

Итак, порядок рассмотрения может быть следующим:

1) чувство и хотение (воля) в их зачатках, в связи с подробным анализом ощущений, которые представляют собой один из видов класса чувств; но сверх того, учение об ощущениях дает нам и примеры развития одной из деятельностей ума, а именно - различения.

2) ум;

3) эмоции;

4) воля;

5. Хотя субъект и объект (или дух и материя) представляют собой наиболее обширные подразделения всего нашего опыта, однако в действительности в каждом индивидууме существует местный параллелизм или связь между духом и телом.

Физические органы, относящиеся к духовным про­цессам, суть следующие: 1) мозг и нервы; 2) органы движения (т. е. мускулы); 3) органы чувств; 4) внутренности: пищевари­тельный канал, легкие, сердце и проч. Более же всего духовные процессы связаны, конечно, с мозгом и нервами.

Определение природы этого параллелизма всегда представ­ляло большие затруднения, и потому факт связи духа с телом считался каким-то чудом. Затруднение здесь происходит оттого, что мы легко начинаем думать в данном случае о некоторого рода пространственном соотношении между протяженным и не протя­женным. Думая о соединении, о связи чего-нибудь с чем-нибудь, мы почти всегда имеем в виду существование в пространстве, как, например, когда мы говорим, что одна вещь находится внутри другой. Это выражение часто прилагалось (в переносном смысле) и к данному вопросу: говорили, что дух находится внутри тела. Декарт, например, думал, что дух помещается в шишковидной железе (в мозгу); схоластики спорили о том, находится ли дух весь во всем теле, или же весь в каждой его части. Но эти выраже­ния совсем не подходят в данном случае: связь духа с телом со­стоит в их взаимной зависимости друг от друга, а не в простран­ственном их сосуществовании.

Взаимная связь основных свойств души формулируется ав­торами различно. Некоторые представляют ее в виде безусловно­го и неразрывного сосуществования подобно тому, как в мате­риальном теле сосуществуют длина, ширина и толщина. Так, по Гамильтону, мышление и хотение так же не могут проявляться в отдельности, как не могут существовать друг без друга стороны и углы одного и того же квадрата.

Другой вопрос касается того, какой из различных душевных способностей принадлежит первенство в порядке зависимости или причинной связи. В этом вопросе Гамильтон, как и немецкие ав­торы, решительно становился на сторону познания, или мыш­ления, из которого и производит остальные способности.

Выше мы имели дело с основными понятиями психологии, представлявшими собой высшие обобщения, какие были в ней до сих пор достигнуты. Нам остается вкратце указать конечные, или основные законы, аксиомы или истины этой науки, если только здесь можно получить что-либо подобное. В механике впе­реди вывода законов движения идут определения; точно гак же и химия начинается с анатомической теории и руководится ей во всем последующем изложении.

Что касается психологии, то вот наиболее основные и об­щие истины:

I. Связь между духом и гелом.

Положение, что физические процессы неизменно сопутству­ют психическим есть закон всего духа.

II. Существуют более или менее общие законы, связанные с деятельностью каждой из трех душевных способностей:

1) Закон относительности, т. е. факт зависимости каждого психического состояния от предшествующего ему состояния или состояний.

2) Закон запоминания, наиболее тесно связанный с дея­тельностью ума, но имеющий существенное значение также и для чувствования и волн, которые по своей природе способны к приобретениям и развитию.

3) Закон стимула. Существует общий принцип, по которому психические впечатления, происходящие от внешнего раздраже­ния органов чувств, зависят от силы действующего стимула. Этот прин­цип находит себе ограничение в другом, гласящем, что впечатление, продолжающееся без перерыва, ослабляется.

4) Законы взаимодействия трех способностей. Они получа­ются при помощи подробного рассмотрения того, каким обра­зом действуют друг на друга чувствование, воля и мышление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.