КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Вундт. Элементы сознания
До сих пор мы рассматривали сознание прежде всего лишь в его общих формальных свойствах, как они проявляются в его объеме, в различных степенях ясности его содержаний, наконец, в связанных с этим отношениях перцепции и апперцепции. Вслед за этим сам собою возникает вопрос: каковы же содержания, которые даются нам в этих формах? Ответ на этот вопрос прежде всего ставит перед нами ту задачу, что мы должны дать отчет о последних, далее неразлагаемых составных частях этих содержаний. Эти последние составные части называют обыкновенно «элементами». Первою задачей всякой науки, исследующей факты, является указание элементов и затем — изыскание законов, по которым эти элементы сочетаются друг с другом. Задача психологии, таким образом, сводится к двум проблемам: каковы элементы сознания? Какие сочетания образуют эти элементы и по каким законам? Если мы сочетание элементов назовем, в отличие от простых изолированных элементов, «психическим образованием», то взаимное отношение образований и элементов можно будет легко пояснить на повседневных примерах. Обратимся к опытам с метрономом. Воздействие отдельного удара маятника, после которого мы тотчас же остановим метроном, представляет собою психический элемент. Такой отдельный удар маятника далее, в общем, неразложим, если только (в данном случае легко достигнуть этого) мы отвлечемся от того, что слышим этот звук идущим из какого-либо направления пространства и т. п. Но если на нас будут воздействовать два удара такта, то они конституируют уже психическое образование. Это образование будет становиться все более сложным по мере того, как мы будем включать в ряды тактов большее число ударов и, может быть, также усложнять ряд с помощью ударений различной силы. Такой элемент сознания, как отдельный удар такта, называется ощущением, а соединение таких элементов в более или менее сложный такт — представлением. Впрочем, еще и в настоящее время многие психологи обозначают символом «представление» лишь те образования, которые не вызваны непосредственными внешними впечатлениями, т. е. лишь так называемые «образы воспоминания»; представления же, обусловленные идущими извне впечатлениями органов чувств, называются в этом случае «восприятиями». Но с чисто психологической точки зрения это различение не имеет никакого значения, так как вообще нет каких-либо общезначимых различий между образами воспоминания и так называемыми восприятиями органов чувств. Образы, возникающие во время сновидений, обыкновенно бывают столь же живыми, как и восприятия органов чувств в бодрственном состоянии, почему они сплошь и рядом принимаются нами за действительно пережитые события. Кроме того, слово «представление» очень хорошо передает существенный, всем этим образованиям свойственный признак: мы как бы ставим их перед собою, т. е. выносим их вовне. Те ощущения и возникающие из них образования, которые, — ввиду того, что они локализируются в нашем собственном теле, — называют обыкновенно органическими ощущениями, или общим чувством (например чувство мускульного утомления, ощущения боли или тяжести во внутренних органах и т. п.), мы также воспринимаем как относящиеся в этом смыслек внешнему миру. В противоположность этим элементам осязательного и общего чувств, сводящимся к довольно однообразным ощущениям давления, тепла, холода и боли, специальные чувства слуха, зрения, запаха, вкуса дают массу ощущений, из которых каждое обладает своеобразным, только ему свойственным, качеством ощущения. Каждое такое качество может иметь различные степени силы. Так, например отдельный удар такта, оставаясь неизменным по качеству, может иметь весьма различную интенсивность. Во всех этих случаях ощущения и представления находятся друг с другом в том же отношении, которое было выше объяснено на примере ударов маятника. Так, зеленый, красный, белый или черный цвета мы называем зрительными ощущениями, а зеленую поверхность, черное тело — зрительным представлением. Отношение при этом остается тем же, что и между отдельным ударом такта и рядом тактов; разница лишь в том, что в этом случае соединение многих ощущений в одно представление плоскости или тела происходит более непосредственно, так что установление понятия ощущения требует более старательной абстракции от этого соединения в образования, в представление. Но так как представления плоскостей и тел могут изменяться любым образом, тогда как цвет плоскости или тела остается тем же самым, то и в этом случае мы невольно начинаем выделять этот остающийся неизменным при всех изменениях сочетаний элемент как простое ощущение. Подобным же образом и простой тон мы рассматриваем как слуховое ощущение; состоящий же из многих тонов звук или же аккорд — как слуховое представление, и т. д. Если мы слышим тона в мелодической или ритмической связи, то возникают представления все возрастающей сложности; равным образом и многие относительно более простые зрительные представления могут соединяться в более обширные по объему одновременно или последовательно данные единства. В особенности чувства зрения и слуха порождают таким образом в высшей степени разнообразные и богатые комбинации, во-первых, качеств простых ощущений, во-вторых, тех сплетений представлений, в которые могут соединяться эти ощущения. Так, например, уже простой ряд тонов, начиная от самого низкого и до самого высокого из различаемых нами тонов, состоит из бесчисленного количества тонов, из которых наша музыкальная гамма берет лишь некоторые, сравнительно большими интервалами отделённые друг от друга тона. Музыкальные же звуки представляют собою сочетания большого числа таких простых ощущений тона, а так называемые созвучия отличаются от звуков тем, что некоторые из обертонов звучат в них с большею силою. Более замкнутое, но зато дифференцирующееся по различным направлениям разнообразие порождают простые цветовые ощущения. Так, например красный цвет, с одной стороны, переходит через целый ряд оттенков в оранжевый и затем в желтый цвет, с другой же стороны, точно так же через целый ряд постепенных оттенков переходит он через более бледные тона в белый и через более тёмные — в чёрный цвета. Наши ощущения и представления положительно неисчерпаемы. Стоит лишь подумать о разнообразнейших формах поверхностей и тел и о различии расстояний и направлений, в которых мы воспринимаем предметы, чтобы нам стало до очевидности ясным, что установить какие-либо границы в этом отношении решительно невозможно. Можно сказать, что богатство ощущений и представлений, доставляемых каждым из наших чувств, находится в тесной зависимости от расстояния тех предметов, которые они делают доступными нашему сознанию. Наиболее узка сфера связанных с нашим телом осязательных впечатлений и впечатлений общего чувства. Близка к ней по объему сфера ощущений обоих так называемых химических чувств, вкуса и обоняния, выполняющих еще и у человека присущую им на всех ступенях животного царства важную функцию вспомогательных органов и органов защиты при выборе пищи. Значительно дальше достигают ощущения и представления слуха, так как с помощью его наше сознание приходит в соприкосновение с внешним миром в языке, пении и музыке. Наконец, зрение, это по преимуществу на расстоянии воспринимающее чувство, дает форму и содержание общей картине внешнего мира. Но как ни различны могут быть качества ощущений и формы представлений, в одном пункте все эти элементы и образования сходятся: они относятся к объективномумиру, к вещам и процессам вне нас, к их свойствам, соединениям и отношениям, так как даже наше собственное тело, которому принадлежат наши осязательные и органические ощущения, само представляет собою относительно нашего сознания часть внешнего мира, хотя и самую близкую. Поэтому возникает вопрос: являются ли эти объективные элементы и образования вообще единственными содержаниями сознания? Или, другими словами: существуют ли лишь такие психические содержания, которые мы относим во внешний мир, или же, кроме этого представляющегося в нашем сознании внешнего мира, существуют и другие элементы, которые мы постигаем уже не как противостоящие нам объекты или их свойства? Чтобы ответить на этот вопрос, вновь прибегнем к помощи метронома. Если мы выберем интервалы средней величины, например в ½-1½секунды, и ритмизируем такой ряд тактов вышеописанным образом путем произвольного ударения отдельных ударов такта, то каждый отдельный удар будет представлять собою, как выше замечено, ощущение, а целый такт — представление. В то же время при воздействии такого ритмического целого мы наблюдаем явления, которые не содержатся в том, что мы называли ощущением и представлением. Прежде всего при окончании такого ряда тактов мы получаем впечатление «нравящегося нам целого». Если бы мы захотели ближе определить это понятие того, что нам нравится, то нам пришлось бы обозначить его как субъективное чувствование удовольствия, порождаемое внешними впечатлениями, которые именно поэтому мы называем нравящимися нам. Таким образом, это понятие состоит из двух составных частей: из объективного представления, — в данном случае ряда тактов, — и из субъективного чувствования удовольствия.. Ясно, что это чувствование удовольствия, само по себе взятое, не содержится ни во внешнем впечатлении ряда тактов, ни в том, что мы называем его представлением; оно являет собою некоторый привходящий субъективныйэлемент. Это доказывается также тем, что оно не проецируется вовне, но воспринимается непосредственно как реакция нашего сознания или скорее же, как мы уже наперед выразимся более подходящим термином, нашей апперцепции. Субъективность чувствования удовольствия сказывается также в относительной независимости его от объективных свойств впечатления. При столь простом образовании, как ритмический ряд тактов, чувствование удовольствия бывает обыкновенно очень умеренным,; у многих индивидуумов возникающее чувствование удовольствия совершенно опускается под порог сознания, так что они воспринимают лишь объективные свойства такта. Однако, у других лиц эта субъективная реакция удовольствия проступает весьма определенно. Как известно, это чувствование удовольствия становится более интенсивным лишь при соединении ритмического такта с гармонической последовательностью тонов в мелодическое целое. Но при возникающем таким образом наслаждении, доставляемом мелодией, едва ли уже можно отрицать индивидуальное сознание. Однако как раз в этом случае мы замечаем, что степень чувствования удовольствия при восприятии одной и той же мелодии может в высшей степени варьировать у различных индивидуумов; это субъективное различие все более увеличивается по мере усложнения строения мелодии. Очень сложное музыкальное произведение может привести в величайшее восхищение музыкально образованного человека и оставить совершенно холодным профана. Напротив, профану в музыке может доставить удовольствие самая простая мелодия, которую музыкант сочтет тривиальною и отталкивающею. Поэтому во всех этих случаях чувствование удовольствия, связанное с, известными ощущениями и представлениями, будет субъективным элементом, зависящим не только от впечатления самого по себе взятого, но прежде всего, всегда и даже главным образом от впечатления принимающего субъекта. Отрицательным образом этот субъективный характер сказывается уже в том, что это чувствование удовольствия не проецируется вовне, как ни тесно может оно быть связанным с относящимися ко внешнему миру представлениями. Но чувствование удовольствия не единственное, что мы наблюдаем при наших простых опытах с маятником метронома. Если мы попытаемся представить себе возможно точное состояние сознания в промежутке между двумя ударами такта известного ритмического ряда, то заметим, что мы схватываем равенство двух тонов в силу субъективного процесса, одинаковым образом протекающего в каждый из сравниваемых промежутков времени и обусловливающего, таким образом, впечатление их совпадения. В повседневной жизни воспринимаемые в этом случае явления обозначаются обыкновенно как смена «ожидания» и «исполнения». Если мы ближе проследим эти явления, то заметим, что процесс ожидания в этом случае все время закономерно изменяется. В момент, непосредственно следующий за одним ударом, ожидание направляется на следующий удар и, пока он действительно не наступит, все время возрастает. В момент же нового удара маятника это напряженное ожидание сменяется чувством исполнения ожидания, затем весь процесс повторяется снова. Если ритм в силу ударений различной степени становится сложнее, то усложняются соответствующим образом и эти субъективные процессы, причем переплетаются друг с другом многие подобные процессы ожидания и исполнения. В чем же состоят эти процессы, часто встречающиеся нам и в других случаях, хотя и не в столь закономерной смене, как при воздействии ритма? Ясно само собою, что ожидание, равно как и исполнение, отнюдь не является связанным с самим объективным впечатлением элементом. Эти процессы могут субъективно варьировать не менее, чем наслаждение от восприятия ритмического ряда тактов или мелодии. Поэтому все сходятся в том, что эти своеобразные элементы сознания возникают не вне нас, а в нас. Возможно еще предположить в этом случае, что носителями этих субъективных явлений ожидания являются ощущения, которые при вслушивании в ряд тактов частью воспринимаются внутри уха через натяжение барабанной перепонки, частью в примыкающих к ней мимических мускулах. При ожидании зрительных впечатлений этим ощущениям соответствуют подобные же ощущения в глазу. Однако при ближайшем рассмотрении это допущение по многим основаниям неприемлемо. Во-первых, эти ощущения остаются во время состояния ожидания, насколько можно заметить, относительно неизменными по силе, в них не заметно и следа правильно чередующихся друг с другом напряженного ожидания и внезапного перехода в противоположное состояние, как это мы наблюдали при экспериментах с ритмами. Во-вторых, мы можем вызвать совершенно такие же ощущения в ухе или около уха, или в окружности глаза, или произвольно, — не находясь в состоянии ожидания, — напрягая соответствующие мускулы, или возбуждая их электрическим током средней силы: в обоих случаях характерный элемент ожидания отсутствует совершенно. Наконец, ясно, что сведение этих явлений к однообразным мускульным ощущениям сделало бы невозможным объяснение того переплетения состояний ожидания различной силы и различной длительности, которое мы наблюдали, например, при более сложных ритмических рядах тактов или можем наблюдать в сложных душевных состояниях; вызываемых интеллектуальными процессами.. Каким образом ощущения, даваемые мускулом, натягивающим барабанную перепонку (tensor tympani), или мускулатурою глаза при фиксации, могут объяснить нам сильное чувство ожидания, возбуждаемое увлекательно написанным романом или захватывающей драмой? Если мы примем к тому же во внимание, что:эти состояния совершенно так же субъективны и зависимы от индивидуальных особенностей сознания, как и чувствование удовольствия, возбуждаемое нравящимся нам ритмом, то нам станет до очевидности ясным, что эти состояния (для краткости обозначим их как контрастирующие состояния «напряжения» и «разряда») можно с одинаковым правом назвать чувствованиями. И всюду, где они наблюдаются, они в качестве субъективных реакций сознания сопровождают ощущения и представления, но не бывают тождественными с последними. При средней скорости ударов метронома чувствования удовольствия, напряжения и разряда появлялись в тесной связи друг с другом как состояния сознания, правильно чередующиеся вместе с ритмическими впечатлениями. Но при изменениях скорости движения маятника отношение между этими видами чувствований существенно изменяется. Если мы возьмем интервал 2 ½-3 секунды, то напряжение и разряд еще чувствуются, как и прежде; мало того, чувствования эти проступают даже яснее прежнего, так как напряжение при больших интервалах становится более интенсивным. Но в то же. время вместе с увеличением интервалов заметно ослабевает чувствование удовольствия, и очень скоро мы достигаем той границы, где чувствование напряжения при ожидании становится уже мучительным. Таким образом, чувствование удовольствия переходит здесь в чувствование неудовольствия, причем последнее, в свою очередь, тесно связывается с чувствованиями напряжения и разряда. Если мы будем изменять величину интервалов в противоположную сторону, так что удары маятника будут следовать друг за другом через промежуток в ½-½ - ¼ секунды, то чувствования напряжения и разряда исчезают. Вместо них появляется все возрастающее вместе со скоростью впечатлений возбуждение, к которому присоединяется еще более или менее живое чувствование неудовольствия. К прежде найденным чувствованиям присоединяется, следовательно, еще одно, которое всего лучше назвать «возбуждением». Это чувствование хорошо известно нам из повседневной жизни даже в наиболее сложных своих формах, так как оно, очевидно, является существенной составной частью многих аффектов, например гнева, возбужденной радости и т. д. С помощью тех же простых средств можно тотчас вызвать чувствование, противоположное возбуждению, если, неожиданно изменить скорость движения маятника вновь на среднюю. Такое изменение скорости всегда сопровождается ясным чувствованием «успокоения». Таким образом, эксперименты с метрономом познакомили нас с тремя парамичувствований: удовольствие и неудовольствие, напряжение и разряд, возбуждение и успокоение. В то же время для нас стало ясным, что каждая из этих форм чувствований лишь крайне редко наблюдается в изолированном виде, по большей же части многие из них сочетаются в одно целое. Такое сочетание чувствований мы можем назвать цельным чув ствованием (Totalgefühl); а отдельные чувствования -— час тичными (Partialgefühle), причем ясно, что отношение между ними совершенно подобно отношению между представлениями и простыми ощущениями. Кроме того, заметим, что каждая из контрастирующих пар чувствований, например удовольствие – неудовольствие, могут уравновешивать друг друга, так что возможно приблизительно свободное от чувствований состояние. С другой стороны, впрочем, ввиду того, что очень часто в цельное чувствование соединяются весьма многие формы чувствования, могут встретиться друг с другом, — в особенности, в более сложных душевных состояниях, — как раз контрастирующие чувствования; поэтому они не при всех обстоятельствах компенсируют друг друга и иногда соединяются как раз в контрастирующие сочетания. Простые случаи таких состояний, «раздвоенных настроений», как они удачно называются в повседневной жизни, мы можем в простой форме установить уже с помощью наших экспериментов с метрономом, если, например, мы выберем такую последовательность тактов, что напряжение уже начинает становиться мучительным, а предшествующий разряд еще возбуждает чувствование удовольствия, равно как и направленное на последующий разряд напряжение. Если мы перейдем от ритмических слуховых впечатлений к любой другой области ощущений, то везде встретимся с теми же тремя парами чувствований, которые были показаны с помощью метронома. В особенности бросается при этом в глаза постоянно по тем же направлениям идущий характер чувствований, если следующие друг за другом впечатления будут вызывать контрастирующие чувствования. Так, красный цвет действует возбуждающим образом, синий же, в сравнении с ним, — успокаивающим. Не менее контрастируют друг с другом низкий и высокий тоны; в то же время контраст чувствований здесь имеет смешанный характер, как это показывают выражения «серьезный», «торжественный» для низких и «радостный», «возбужденный» для высоких тонов. Таким образом, чувствования удовольствия и неудовольствия, по всей видимости, соединяются при низких тонах в цельное впечатление серьезности, к которому присоединяется еще, когда именно низкий звук контрастирует с предшествующими высокими тонами, чувствование успокоения. Чувствования, связанные с осязательными, обонятельными и вкусовыми впечатлениями, в общем однообразнее и проще. Здесь, например, противостоят друг другу сильное чувствование неудовольствия при боли и чувствование удовольствия при легком щекотании. Точно так же противостоят друг другу приятное впечатление сладкого и неприятное интенсивного горького или кислого вкуса и т. д. Но уже многие запахи бывают более сложны: так, например, приятные и в то же время возбуждающие, например ментол-эфир, или неприятные и возбуждающие, как аммониак, Asa fоetida. И органические или общие ощущения часто бывают смешанного характера, но преимущественно они связаны с чувствованиями удовольствия или неудовольствия. Важно, наконец, то свойство чувствований, что они соединяются в течение чувствований, которое обыкновенно бывает связано с течением представлений. Длительный процесс такого рода со сменяющимися, но связанными друг с другом содержаниями чувствований и представлений, мы называем аффектам ;, более же длительный процесс такого рода, но более слабый по силе — настроением. Так, например, радость, удовольствие, веселость, надежды будут аффектами с преобладающим чувствованием удовольствия, а гнев, печаль, забота, страх — аффектами с преобладающим оттенком неудовольствия. Сверх того, в оба эти ряда аффектов входят в качестве ясно различаемых составных частей чувствования напряжения и разряда, возбуждения и успокоения, последние в особенности в связи с чувствованием неудовольствия; и тогда мы называем эти чувствования подавляющими (deprimierende). Так, радость и гнев будут возбуждающими аффектами, печаль и страх— подавляющими, надежда, забота, страх — аффектами напряжения, в момент же наступления ожидаемого события или при исчезновении аффекта страха появляется интенсивное чувствование разряда. Многие аффекты отличаются, кроме того, колеблющимся, изменяющимся то по интенсивности, то качественно течением чувствований. Так, в особенности для гнева, надежды, заботы характерны колебания в интенсивности; в надежде, страхе и заботе часто также заметны бывают и качественные колебания: надежда и забота сменяют друг друга и тогда, по большей части, усиливают друг друга в силу этого контраста. В особенности в аффектах мы можем наблюдать это течение чувствований также и объективно на движениях мимических мускулов лица, а при сильных аффектах также и на движениях прочих мускулов тела. Эти мимические и пантомимические, так называемые «выразительные движения», постоянно связаны с характерными изменениями в биении сердца или дыхательных движениях; так как эти изменения можно наблюдать и при самых слабых аффектах и даже при простых, не связанных в течении аффекта чувствованиях, то они являются самыми надежными показателями этих субъективных процессов. К этим изменениям относятся также и часто наблюдаемые при аффекте сужения и расширения капиллярных сосудов, в особенности лица: например, покраснение при стыде или гневе, побледнение при страхе и испуге. С аффектами тесно связан следующий класс важных сложных длительных процессов — волевые процессы. Часто еще и в наше время принимают волю за особый, специфический психический элемент, или же сущность ее усматривается в представлении действия с известным намерением. Более точное исследование волевого процесса по его субъективным и объективным признакам показывает однако, что он самым тесным образом связан с аффектами и поэтому может наряду с ними считаться течением чувствований. Нет ни одного акта воли, в который не входили бы более или менее интенсивные чувствования, соединяющиеся в аффект. Характерное отличие волевого процесса от аффекта заключается, в сущности, лишь в конечной стадии непосредственно предшествующего волевому действию и сопровождающего его процесса. Если эта конечная стадия отпадает, то остается чистый аффект. Так, например, мы говорим об аффекте гнева, если человек выказывает свое гневное возбуждение только в выразительных движениях; напротив, мы говорим о действии под влиянием аффекта, если человек в гневе, например, свалит своего противника ударом на пол. Во многих случаях аффекты и содержания чувствований, конституирующие составные части волевого процесса, бывают слабые, но совсем они никогда не отсутствуют. Произвольное действие без аффекта, на основании чисто интеллектуального обсуждения, как оно допускалось многими философами, вообще невозможно. Но волевые процессы, конечно, отличаются при этом от обыкновенных аффектов некоторыми признаками, придающими воле ее своеобразный характер. Во-первых, определенные, входящие в волевой процесс представления, более или менее окрашенные в чувствования, находятся в непосредственной связи с конечной стадией, волевым поступком, и последний подготовляется этою связью. Мы называем такие подготовляющие, связанные с чувствованиями представления мотивами или «побудительными причинами» действия, «побуждениями» к поступку. Во-вторых, эта конечная стадия состоит из характерных чувствований, которые повторяются при всех волевых явлениях в сходной по существу форме. Обыкновенно мы называем их чувствованиями деятельности, активности. Они слагаются, — как это показывают более тщательный субъективный анализ и сопровождающие эти чувствования объективные симптомы выражения, в особенности, дыхательные движения, — из чувствований возбуждения, напряжения и разряда. При этом возбуждение и напряжение предшествуют заключительному действию, разряд в связи с возбуждением сопровождает его и продолжается еще некоторое время спустя. Решающее влияние на характер волевых процессов оказывает, в особенности, количество мотивов и их воздействие друг на друга. Если налицо имеется лишь один мотив, подготовляющий аффект и его разрешение в действие, то мы называем такой волевой процесс действием по влечению. Действия животных, по-видимому, почти все являются такого рода простыми волевыми действиями. Но и в душевной жизни человека они играют весьма важную роль, сопровождая более сложные волевые процессы, и эти сложные процессы очень часто возникают из действий по влечению, когда последние повторяются. Действия, возникающие из многих борющихся друг с другом сильно окрашенных чувствованиями мотивов, мы называем, напротив произвольными действиями или,если мы вполне сознаем предшествовавшую борьбу противоположных мотивов, действиями по выбору. Это усложнение мотивов обыкновенно обусловливает и некоторое изменение в особенностях характерной для волевых процессов конечной стадии. Весь процесс протекает быстрее, заключительные же чувствования возбуждения, напряжения и разряда, при влечениях занимающие, по большей части, очень короткий промежуток времени, протекают при произвольных действиях и в особенности при действиях по выбору более длительно, и течение их при этом бывает то более быстрым, то более медленным. То же самое можно наблюдать и в таких сложных волевых действиях, которые не проявляются вовне в тех или других движениях тела, но порождают изменения в течении лишь процессов сознания. Подобного рода внутренние волевые действия мы наблюдаем прежде всего при произвольном напряжении внимания, при обусловленном определенными мотивами направлении мышления и т. д. Если мы ближе всмотримся в чувствования возбуждения, напряжения и разряда, из которых слагаются эти внутренние волевые действия, то сейчас же заметим большое их сходство с процессами, сопровождающими апперцепцию впечатления или же представления, возникающего в сознании в силу воспоминаний. Наряду со сменяющимися ощущениями мы видим обнимаемые одним общим названием «чувствований деятельности» элементы, которые, с одной стороны, являются, существенной составной частью действий по влечению и произвольных действий, с другой — процессов внимания и апперцепции. Эти процессы сходны друг с другом также и в том, что в соответствии с действиями по влечению и произвольными бывают и различные формы апперцепции. Если мы воспринимаем впечатление, которое дано нам помимо нашего содействия, то внимание наше, следуя этому единственному мотиву, обращается на впечатление до известной степени, как бы вынужденное к этому; мы воспринимаем впечатление, как можно выразиться, «пассивно»; чувствование удовольствия наступает всегда лишь вслед за впечатлением. Напротив, если мы обращаем внимание на ожидаемое впечатление, то чувствования напряжения и возбуждения, как ясно можно заметить, предшествуют впечатлению; мы сознаем тогда «активную» апперцепцию. Часто называют также эти процессы «непроизвольным» и «произвольным» вниманием. Однако эти выражения нецелесообразны, так как в действительности волевые процессы в обоих случаях бывают налицо и разнятся, как в действиях по влечению, так и в произвольных действиях, лишь по степени. Ясно без дальнейших рассуждений, что, ввиду этого внутреннего сродства, самая апперцепция может рассматриваться как элементарный волевой процесс,которыйв то же время бывает налицо в качестве существенного, всегда вновь появляющегося в характерных для воли чувствованиях активности, фактора во всех как внутренних, так и внешних волевых действиях. В этом кроется побудительная причина того, что мы считаем волю нашим сокровеннейшим, тождественным с самым существом нашим достоянием; представления же противостоят воле как нечто внешнее, на что она реагирует в своих чувствованиях. Таким образом, в последней основе своей воля совпадает с нашим «я»; а это «я» не является ни представлением, ни специфическим чувствованием, но заключается в тех элементарных волевых процессах апперцепции, которые, постоянно изменяясь, неуклонно сопровождают процессы сознания и, таким образом, созидают непреходящий субстрат нашего самосознания. Ближайшими внешними порождениями этого «я» будут затем чувствования, которые представляют собою не что иное, как реакцию апперцепции на внешние переживания; дальнейшими его порождениями будут представления, из которых те, которые всегда.присутствуют в нашем сознании, —представления нашего собственного тела, - тесно сливаются с действующими также и при их восприятии волевыми процессами.. Поэтому для наивного сознания они сливаются с нашим «я» в единство. Таким образом, мы видим в аффектах, настроениях и волевых процессах такие психические содержания, которые все отличаются друг от друга своим характерным течением, однако нигде не содержат специфических элементов, почему все их и всегда можно вновь разложить на те же самые формы чувствований. Как ни своеобразен в особенности волевой процесс, однако своеобразность его никогда не обусловливается специфическими элементами представления и чувствования, но исключительно способом сочетания этих элементов в аффекты с их конечными стадиями, слагающимися опять-таки из общих форм чувствований. Однако остается ответить еще на один вопрос, который еще не разрешен путем сведения всех чувствований к вышеупомянутым шести главным формам чувствований: удовольствию, неудовольствию, напряжению, разряду, возбуждению и успокоению. Представляется ли каждая из этих форм совершенно одинаковой по качеству, где бы она ни появлялась вновь? Или же дело обстоит здесь так же, как с отношением синего цвета к различным оттенкам этого цвета, т. е. так, что каждая из вышеупомянутых основных форм чувствований может встречаться не только в различных степенях интенсивности, но и с разнообразными качествами? Чтобы ответить на этот вопрос, вновь обратимся к нашему метроному, который и здесь предоставляет нам ту выгоду, что дает возможность наглядно представить проблему с помощью возможно простого примера. Возьмем два 4/4 такта с различною расстановкою ударений, такою, например, какая представлена по методу субъективного ритмизирования на фигурах А и В. Оба ряда тактов содержат одинаковое количество повышений и понижений с различною их расстановкой. А дает нам отчетливый пример нисходящего построения такта, В — такой же пример сначала восходящего, затем нисходящего такта.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |