КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Дильтей. Возможность и условия разрешения задачи
1 2 1 1 2 1 1 1 ſ ſ ſ ſ ſ ſ ſ ſ А ſ ſ ſ ſ ſ ſ ſ ſ В При надлежащей скорости ударов метронома можно легко по произволу слышать как тот, так и другой такты в однообразных ударах маятника. Если же нужно, наоборот, выбрать один из этих тактов, то следующие за рядом А такты нужно группировать совершенно так же, как А. То же самое нужно сказать и относительно ряда В. Такое произвольное повторение возможно, однако, лишь потому, что при каждом последнем ударе такта каждый раз схватывается все целое, чтобы связывать затем и следующие такты совершенно так же, как мы в общем знаем из измерений объема сознания. Однако вышеизложенные наблюдения над чувствованиями дают нам важное дополнение к прежним наблюдениям. Именно они показали нам, что существенною составною частью такого течения аффектов являются сменяющиеся чувствования напряжения и разряда, иногда также возбуждения и успокоения и, наконец, чувствование наслаждения, которое мы получаем, в особенности, в конце ряда тактов, вследствие соединения составных частей его в ритмически расчлененное целое. Отсюда ясно, что центр тяжести воздействия чувствований вообще лежит каждый раз в конце рядов тактов, ибо там различные переплетающиеся друг с другом ритмические чувствования соединяются в целое. Сюда же относится то чувствование, которое при следовании друг за другом такого рода рядов заставляет нас непосредственно воспринимать последующие ряды как согласующиеся с предшествующими. Мы апперцепируем не предшествующий ряд сам по себе, так как большая часть его членов отошла уже в более темное поле зрения сознания, но то цельное чувствование, которое связано с непосредственно апперцепированным конечным членом ряда и является, таким образом, равнодействующей всех предшествовавших процессов чувствования. Если мы сравним теперь это конечное чувствование, которое в сущности и придает известному ритму его своеобразный аффективный характер, представленный у нас в двух примерах А и В, то выясняется, насколько оно, с одной стороны, зависит от качества и распределения его предшествовавших компонентов, а с другой стороны, насколько оно каждый раз обладает и специфическим качеством. Хотя мы и можем всегда подвести это качество под одно или под многие из шести основных качеств, однако этим отнюдь не исчерпывается собственное качество конечного чувствования, отличающееся от других подобных классов. Равным образом, нельзя смотреть на него как на простую сумму простых чувствований, связанных с отдельными частями такта. Так, например, в рядах тактов А и В распределенные в них чувствования напряжения и разряда совершенно одинаковы и отличаются друг от друга разве лишь своею относительною силой. Таким образом, отсюда нельзя было бы понять, почему в конце каждого подобного ряда конечное чувствование бывает совершенно отличным. Еще более наглядно, чем при опытах с произвольно изменяемым ритмическим ударением, можно убедиться в этом, если мы будем выстукивать ряды тактов А и В без метронома, так что ударения над частями тактов будут поставлены не только субъективно, но и объективно. Если мы при этом попросим другого наблюдателя сравнить последовательно данные ряды А и В, то в конце каждого ряда он получает настолько отличное впечатление, что не всегда бывает в состоянии с уверенностью решить, одинаковой длины эти ряды или один из них длиннее. В то время как, следовательно, при повторении одинаковых рядов тактов возможно еще, как мы видели раньше, схватить как целое пять подряд данных четырехдольных; тактов, при перемене ритма, наоборот, невозможно более сравнение одного ряда с другим рядом иного ритма. Сконцентрированное на конце каждого ряда тактов цельнее чувствование обладает при этом каждый раз известной качественной окраской, зависящей от свойства ритма, хотя эта своеобразная окраска и совпадает по своей общей форме с возникающим при конце такта чувствованием наслаждения и разряда предшествующего ожидания и напряжения. Эти наблюдения в то же время существенно дополняют полученные прежде результаты относительно соединения более длинных рядов такта. Если мы нашли ранее, что констатирование совпадения следующего ряда с предшествующим всегда падает на конечный пункт ряда и совершается непосредственно в едином и нераздельном акте апперцепции, то теперь это явление вполне выясняется из нераздельной природы и мгновенного возникновения конечного цельного чувствования. Благодаря именно ему, последний удар такта известного ритмического ряда становится представителем всего ряда, так как в его апперцепции качество ритмического чувствования соответствующего размера такта, концентрируется совершенно адекватным образом. Таким образом, связанные с представлением качественные оттенки чувствований становятся заместителями самих представлений, и эта замена приобретает свое в высшей степени важное значение прежде всего благодаря тому, что — как нам наглядно показали как раз опыты с ритмом — представления, лежащие в более темных областях сознания и их составные части вновь поступают в течение процессов сознания в своем апперцепцией обусловленном эмоциональном проявлении. То, что было здесь пояснено на простом примере ритма, применимо равным образам и к содержаниям представлений всякого рода. Если мы, соединяя ритм с гармоническою сменою тонов, образуем мелодический мотив, то при повторении его возникает совершенно тот же процесс, что и при повторении не связанного с мелодией ряда тактов; но качественная равнодействующая этого целого, которая и в этом случае концентрируется на апперцепции последнего впечатления и делает возможным его непосредственное восприятие, в этом случае будет гораздо более богатою. Под конец, однако, и в этом случае целое вновь сгущается в совершенно нераздельное, замкнутое в себе воздействие чувствования, и это подготовляется уже в то время, когда мы слушаем мелодическую последовательность тонов. Не иначе обстоит дело и с любыми иными образованиями представлений. Как бы ни было слабо связанное с ними чувствование, однако, благодаря свойствам представления, оно всегда приобретает качественную окраску, которая в том случае, если нет других более живых реакций чувствований, проявляется как видоизменение слабых чувствований напряжения и возбуждения, сопровождающих все процессы сознания и, в особенности, процессы апперцепции. Но огромное значение, которое имеют чувствования для совокупности процессов сознания, именно для процессов воспоминания, познания и восприятия, равно как и для деятельности так называемых фантазий и рассудка, часто, к сожалению, игнорируется. Мы можем здесь еще раз подчеркнуть тот результат, который получается из этих наблюдений для понимания природы чувствований. Если выше чувствования как состояния, относимые нами к субъекту, были названы субъективными реакциями сознания, то обозначение это, как мы видим теперь, хотя и верно, однако недостаточно. Психическое значение придает известному чувствованию, возникающему из каких-либо объективных содержаний, не отношение его к сознанию вообще, но его тесная связь с апперцепционными процессами. Чувствование, - как это при опытах с ритмами ясно видно в его возникновении из предшествовавших впечатлений, — всегда связано с актом апперцепции, Поэтому его можно рассматривать как специфический вид реакции апперцепции на содержания сознания, стоящие в связи с непосредственно апперципируемым впечатлением. С этим стоят в связи еще два последние вопроса. Каким образом приобретают чувствования свойство выступать всегда в контрастирующих парах, например удовольствия и неудовольствия и т. д.? Почему эти контрастирующие чувствования выступают именно в трех парах, или короче, в трех направлениях? Так как здесь дело идет о последних, далее неразлагаемых фактах психологического опыта, то ответ на оба эти вопроса не может быть дан в форме объяснения в собственном смысле этого слова. Ответить на этот вопрос — то же, что объяснить, например, почему синий цвет — синий, а красный цвет — красный. Однако, ввиду связи чувствований с совокупностью процессов сознания, можно попытаться вывести на основании этой связи основные отношения контрастирующих чувствований. Чувствования, рассматриваемые с этой точки зрения, т. е. как вид реакции апперцепции на данные содержания, дают нам исходную точку для понимания контрастирующих пар чувствований. Мы нашли,что акт апперцеппции представляет собой простой волевой акт. Но каждый волевой акт скрыто содержит в себе или стремление, или противодействие: ибо воля наша или стремится к какому-нибудь предмету, притягивается им, или, наоборот, отвращается от него. В этом, как теперь ясно видно, выражается основное отношение контрастов чувствований, которое лишь разветвляется по различным направлениям в основных формах чувствований. Из этих направлений контрастирующая пара — удовольствие, неудовольствие — может рассматриваться как непосредственно связанная с качественным свойством впечатления или представления модификация стремления и противодействия: к чему мы стремимся, то связано с удовольствием, и от чего мы отвращаемся, то связано с неудовольствием. С другой стороны, контрастирующую пару — возбуждение, успокоение — можно поставить в прямую связь с интенсивностью, с какою действует апперцепции, будет ли при этом содержание, вызывающее акт апперцепции, возбуждать в качественном отношении удовольствие или неудовольствие или же будет безразличным. Поскольку этот вызванный известным содержанием акт апперцепции может состоять или в усилении, или в ослаблении нормальной функции апперцепции, эта интенсивная сторона реакции и переходит в контрастирующую пару: возбуждение и успокоение. Наконец, в силу связи следующих друг за другом процессов сознания, каждый акт апперцепции находится в то же время в связи с предшествующими и последующими процессами. Смотря по тому, перевешивает ли при этом направление на только что протекший ряд или на тот, который должен возникнуть, получается в первом случае чувствование разряда, во втором — напряжения. Поэтому мы можем в принципе рассматривать каждое отдельное чувствование как некоторое образование, разлагаемое по всем этим изменениям и их обоим основным направлениям; при этом составные части этого образования, взятые в отдельности, могут выступать с большею или меньшею силой или совсем отсутствовать, но качественное свойство содержания сознания дает целому специфическую, отличающую его от всякого другого содержания окраску.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |