КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знания относительно духа
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ВЫРАЖАЮТСЯ НАШИ Сложность многих из понятий психологии дает повод для потребления словесных или аналитических предложений. Так, ввиду того, что дух определяется как совокупность трех различных и несводимых один на другой отделов явлений, в психологии есть ряд предложений, указывающих на сопутствие друг другу явлений этих трех групп: чувство сопровождается хотением и умственной деятельностью и т. д. Точно так же, когда мы, например, говорим, что дух (как целое) чувствует, желает, вспоминает, мы даем, конечно, аналитическое или реальное предложение. То же и относительно многих других понятий. Простые чувствования (страх, любовь, гнев и т. п.) определяются целым рядом признаков. Утверждение того, что все эти признаки соединяются в данном чувствовании, есть реальное предложение. Когда же мы прилагаем к названию чувствования какой-либо один из них, предложение будет словесным: например, «гнев ведет к мести». Наши обычные рассуждения о духе полны словесных предложений: мы осуждаем нравственные недостатки, хвалим добродетели; мы говорим, что «благоразумие избавляет нас отопасностей», что «наиболее сильный из мотивов определяет поступок» и т. д. Что дух различает, — это предложение словесное; однако, для полного разъяснения различения (относительности или контраста) нужно много предложений, значительная часть которых будет реальными. Не говоря уже о двусторонности всякого духовного явления, условия, обстоятельства и пределы каждой из основных умственных способностей выражаются предложениями, никоим образом не словесными. а) Так, если мы определяем относительность как возникновение сознания при перемене впечатления, то это общее предложение будет соединять два различных факта: изменение впечатления, (факт в большей своей части физический) с возникновением сознания (фактом чисто духовным). б) Удержание в памяти, ассоциация по смежности — все эти выражения обозначают одну и ту же основную способность духа, которую можно выразить в форме закона: раз нам дано известное условие (а именно, факт восприятия тех или других впечатлений), с ним связывается возможность для него удерживаться в памяти, восстанавливаться, вспоминаться. Влияние побочных обстоятельств (внимания, состояния организма и т. п.) выражается реальными предложениями, подчиняющимися основному закону. Этот закон есть обширное обобщение, резюмирующее, объясняющее и придающее точность менее широким предложениям (axiomata media) относительно развития ума, чувства и воли: на нем основано множество положений касательно происхождения сложных духовных явлений из более простых, развития мышления и чувства и эволюции зрелого духа из его первичных зачатков. В изучении этого и состоит так называемый «анализ духа». Правильность этого анализа опирается частью на непосредственное сознание того, кто с ним знакомится, частью на косвенную очевидность, или «умозаключение». Так, доказательством сложности чувства красоты служит то, что мы можем сознавать процесс объединения элементов этого чувства; то же надо сказать и относительно нравственного чувства. Косвенным подтверждением этого может служить также отсутствие этих чувств до тех пор, пока нет необходимых для их образования сочетаний. в) Закон сходства (или нахождения тождества среди различий) надо признать общим предложением индуктивного характера. «Наличные в данный момент состояния сознания стремятся восстановить в духе сходные с ними из числа пережитых, хотя бы некоторые черты последних и были отличны от первых», — вот его формула. Как уже было сказано, для того, чтобы описать все случаи приложения этого чрезвычайно широкого закона, необходимо много других дополнительных предложений. Есть еще один важный закон духа, иногда называемый законом навязчивой идеи. Оно состоит в следующем: идеи стремятся осуществляться; так, например, вид зевоты заставляет и нас зевать — просто через посредство идеи этого действия. г) Можно указать законы возникновения, течения и прекращения чувства. В понятие о каждом отдельном виде чувств — как ощущений, так и эмоций — входит, с одной стороны, его содержание как чувства, с другой — предшествующее ему духовное состояние. Законы связи духа с телом указывают на физические условия чувства; они дополняются законами относительности и запоминания, а также индукциями относительно возникновения, течения и прекращения чувств. Эти последние законы, подобно всем другим, касаются и телесных проявлений эмоций, и быть может, эту их сторону можно подвести под еще более широкие законы. Как и во всех науках, в которых из сочетаний элементов возникают сложные целые, в психологии есть законы сложения чувств и других духовных состояний. Так, уже было указано, что, например, эстетическое чувство, совесть, воображение и т. п. суть не простые духовные состояния, а результаты сложения нескольких элементов. О живых существах высказывают то, что у них различные способности переходят в действия. Это же можно сказать и относительно духа: я хожу, я говорю, рассуждаю, удивляюсь, желаю и т. д.— все такого рода предложения будут реальными.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |