Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знания относительно духа




ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ВЫРАЖАЮТСЯ НАШИ

Сложность многих из понятий психологии дает повод для потребления словесных или аналитических предложений. Так, ввиду того, что дух определяется как совокупность трех различных и несводимых один на другой отделов явлений, в психологии есть ряд предложений, указывающих на сопутствие друг другу явлений этих трех групп: чувство сопровождается хотением и умственной деятельностью и т. д. Точно так же, когда мы, например, говорим, что дух (как целое) чувствует, желает, вспоминает, мы даем, конечно, аналитическое или реальное предложение. То же и относительно многих других по­нятий. Простые чувствования (страх, любовь, гнев и т. п.) определяются целым рядом признаков. Утверждение того, что все эти признаки соединяются в данном чувствовании, есть реальное предложение. Когда же мы прилагаем к названию чувствования какой-либо один из них, предложение будет словесным: например, «гнев ведет к мести». Наши обычные рассуждения о духе полны словесных пред­ложений: мы осуждаем нравственные недостатки, хвалим добро­детели; мы говорим, что «благоразумие избавляет нас отопасно­стей», что «наиболее сильный из мотивов определяет поступок» и т. д.

Что дух различает, — это предложение словесное; однако, для полного разъяснения различения (относительности или кон­траста) нужно много предложений, значительная часть которых будет реальными. Не говоря уже о двусторонности всякого духов­ного явления, условия, обстоятельства и пределы каждой из ос­новных умственных способностей выражаются предложениями, никоим образом не словесными.

а) Так, если мы определяем относительность как возникно­вение сознания при перемене впечатления, то это общее предло­жение будет соединять два различных факта: изменение впечатления, (факт в большей своей части физичес­кий) с возникновением сознания (фактом чисто духовным).

б) Удержание в памяти, ассоциация по смежности — все эти выражения обозначают одну и ту же основ­ную способность духа, которую можно выразить в форме закона: раз нам дано известное условие (а именно, факт восприятия тех или других впечатлений), с ним связывается возможность для него удерживаться в памя­ти, восстанавливаться, вспоминаться. Влияние побочных обстоя­тельств (внимания, состояния организма и т. п.) выражается ре­альными предложениями, подчиняющимися основному закону. Этот закон есть обширное обобщение, резюмирующее, объясня­ющее и придающее точность менее широким предложениям (axiomata media) относительно развития ума, чувства и воли: на нем основано множество положений касательно происхождения сложных духовных явлений из более простых, развития мышле­ния и чувства и эволюции зрелого духа из его первичных зачат­ков. В изучении этого и состоит так называемый «анализ духа». Правильность этого анализа опирается частью на непосредствен­ное сознание того, кто с ним знакомится, частью на косвенную очевидность, или «умозаключение». Так, доказательством слож­ности чувства красоты служит то, что мы можем сознавать про­цесс объединения элементов этого чувства; то же надо сказать и относительно нравственного чувства. Косвенным подтверждени­ем этого может служить также отсутствие этих чувств до тех пор, пока нет необходимых для их образования сочета­ний.

в) Закон сходства (или нахождения тождества среди разли­чий) надо признать общим предложением индуктивного характера. «Наличные в данный момент состояния сознания стремятся восстановить в духе сход­ные с ними из числа пережитых, хотя бы некоторые черты пос­ледних и были отличны от первых», — вот его формула. Как уже было сказано, для того, чтобы описать все случаи приложения этого чрезвычайно широкого закона, необходимо много других дополнительных предложений.

Есть еще один важный закон духа, иногда называемый зако­ном навязчивой идеи. Оно состоит в следующем: идеи стремятся осуществляться; так, например, вид зевоты заставляет и нас зе­вать — просто через посредство идеи этого действия.

г) Можно указать законы возникновения, течения и пре­кращения чувства.

В понятие о каждом отдельном виде чувств — как ощуще­ний, так и эмоций — входит, с одной стороны, его содержание как чувства, с другой — предшествующее ему духовное состоя­ние. Законы связи духа с телом указывают на физические условия чувства; они дополняются законами относительности и запоми­нания, а также индукциями относительно возникновения, тече­ния и прекращения чувств. Эти последние законы, подобно всем другим, касаются и телесных проявлений эмоций, и быть может, эту их сторону можно подвести под еще более широкие законы.

Как и во всех науках, в которых из сочетаний элементов возникают сложные целые, в психологии есть законы сложения чувств и других духовных состояний. Так, уже было указано, что, например, эстетическое чувство, совесть, воображение и т. п. суть не простые духовные состояния, а результаты сложения несколь­ких элементов.

О живых существах высказывают то, что у них различные способности переходят в действия. Это же можно сказать и относительно духа: я хожу, я говорю, рас­суждаю, удивляюсь, желаю и т. д.— все такого рода предложе­ния будут реальными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.