Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Апреля 1999 г. 2 страница




29.Средиземноморский диалог является неотъемлемой частью подхода Североатлантического союза к безопасности на основе сотрудничества, так как безопасность всей Европы тесно связана с безопасностью и стабильностью на Средиземноморье. Мы удовлетворены развитием нашего Средиземноморского диалога. Диалог является поступательным по своей природе и мы приветствуем продвижение к развитию более широкого и глубокого сотрудничества и диалога со странами Средиземноморского региона. Мы одобряем углубление политического и практического сотрудничества в рамках Средиземноморского диалога, утвержденное постоянной сессией Совета НАТО и поручаем ей начать его скорейшее осуществление. Мы побуждаем страны НАТО и государства Средиземноморского диалога организовать мероприятия, такие как римская конференция 1997 г. и конференция в Валенсии в 1999 г., в качестве позитивных мер укрепления взаимопонимания на региональном уровне. Мы рассчитываем на дальнейшие возможности в деле укрепления сотрудничества в областях, где НАТО может внести свой вклад, в частности в военной и других областях, включая Барселонский процесс ЕС, являются взаимодополняющими и усиливающими друг друга, способствуя, таким образом, транспарентности и укреплению доверия в регионе.

30. Рассмотрение ядерного, биологического и химического (ХБР) оружия и средств его доставки может представлять прямую военную угрозу населению, территории и силам стран НАТО и поэтому продолжает быть вопросом, вызывающим серьезную озабоченность Североатлантического союза. Главной целью Североатлантического союза и его членов в области нераспространения ОМП является предотвращение распространения или, если оно произойдет, обращение его вспять дипломатическими средствами. Мы вновь заявляем о нашей полной поддержке международным режимам нераспространения и их усилению. Мы признаем прогресс, достигнутый в этом отношении. В целях принятия ответственных мер в связи с потенциальными угрозами безопасности Североатлантического союза, вызванными распространением оружия массового поражения (ОМП) и средств его доставки, мы выдвинули инициативу, которая основывается на работе, проведенной после Брюссельской встречи на высшем уровне, в целях усиления общих политических и военных усилий Североатлантического союза в этой области.

31. Инициатива об ОМП будет: обеспечивать проведение в НАТО более энергичной и упорядоченной дискуссии, ведущей к усилению взаимопонимания между союзниками по вопросам ОМП и способам реагирования на них; повышать качество и количество разведывательных данных и расширять обмен информацией между союзниками по вопросам распространения ОМП; поддерживать развитие стратегии союзников по информированию общественности путем повышения осознания ею важности вопросов распространения ОМП и деятельности союзников по поддержке усилий в области его нераспространения; углублять существующие программы союзников, повышающие боеготовность для действий в условиях применения ОМП и направление на противодействие угрозам, создаваемым ОМП; усиливать процесс обмена информацией о национальных программах союзников по двустороннему уничтожению ОМП и содействию; повышать возможности союзников содействовать друг другу в защите их гражданского населения от опасностей ОМП; способствовать созданию Центра по ОМП в рамках Международного секретариата для оказания поддержки этим усилиям. Инициатива об ОМП объединит политические и военные аспекты деятельности Североатлантического союза по принятию ответных мер на распространение ОМП.

32. Контроль над вооружениями, разоружение и усилие по нераспространению ОМП будут продолжать играть важную роль в достижении целей Североатлантического союза в области безопасности. У НАТО имеются долгосрочные обязательства в этой области. Союзные силы, как обычные, так и ядерные, подверглись значительному сокращению после окончания "холодной войны" в соответствии с изменившейся обстановкой в области безопасности. Все союзники являются государствами участниками главных договоров, связанных с разоружением и нераспространением оружия массового поражения, Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия и Конвенции о запрещении и ликвидации химического оружия, и они привержены полному выполнению этих договоров. НАТО является оборонительным союзом, стремящимся к усилению безопасности и стабильности при минимальной численности сил, соответствующей требованиям выполнения всего круга задач Североатлантического союза. Как часть ее широкого подхода к безопасности, НАТО активно поддерживает контроль над вооружениями и разоружение, как в сфере обычных, так и ядерных вооружений, и развивает свой подход, направленный против распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В свете общих стратегических тенденций и уменьшения значимости ядерного оружия, Североатлантический союз рассмотрит варианты мер укрепления доверия и безопасности, верификации, нераспространения ОМП, контроля над вооружениями и разоружения. В декабре постоянная сессия Совета НАТО предложит на рассмотрение министров процесс для рассмотрения таких вариантов. Осуществят это ответственные органы НАТО. Мы поддерживаем углубление консультаций с Россией по этим и другим направлениям в Совместном постоянном совете, а также с Украиной в Комиссии НАТО-Украина и с другими партнерами в СЕАП.

33. Договор ОВСЕ является краеугольным камнем европейской безопасности. Мы еще раз подтверждаем нашу приверженность успешной адаптации этого договора, отражающей новую обстановку в области безопасности и отрывающей путь к упрочению безопасности и стабильности в Европе в сфере обычных вооружений. В ходе проведенных к настоящему времени переговоров члены Североатлантического союза уже заявили о своем намерении предпринять сокращение отведенной им договором или имеющейся у них в наличии военной техники, и мы настойчиво призываем других последовать этому примеру и произвести подобное существенное сокращение. В этой связи мы выражаем удовлетворение по поводу соглашения, достигнутого государствами-участниками ДОВСЕ в марте 1999 г. в Вене по ключевым нерешенным вопросам, что позволяет без задержки вести редакционную работу. Союзники сделают все возможное для завершения подготовки адаптированного договора к подписанию в ноябре 1999 г. ко времени Стамбульской встречи ОБСЕ на высшем уровне. До завершения процесса адаптации важным остается полномасштабное выполнение существующего договора и связанных с ним документов.

34. Мы призываем Россию незамедлительно ратифицировать Договор по СНВ-2. Это откроет путь к значительным сокращениям ядерных арсеналов и позволит начать переговоры по Договору о СНВ-3 с целью дальнейших далеко идущих сокращений. Мы по-прежнему привержены скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия и призываем все страны присоединиться к нему и в надлежащее время выполнить этот договор. Мы поддерживаем скорейшее начало переговоров по Договору о запрещении производства расщепляемых материалов.

35. Мы полны решимости достичь прогресса по юридически обязывающему протоколу, включающему эффективные меры проверки для повышения степени соблюдения Конвенции о биологическом и токсинном оружии и развития транспарентности, который усилит выполнение этой конвенции. Мы вновь подчеркиваем важность всеобщего соблюдения и эффективного выполнения Конвенции о запрещение и ликвидации химического оружия. Мы поддерживаем усилия по разминированию в Боснии, развитие практических инициатив под эгидой СЕАП и (для подписавших конвенцию государств) деятельность по выполнению обязательств по Оттавской конвенции.

36. Мы призываем Беларусь, Россию и Украину незамедлительно ратифицировать Договор об открытом небе.

37. Исходя из основы взаимного усиления друг друга, мы будем стремиться к активизации контактов и сотрудничества Североатлантического союза с другими международными организациями, играющими соответствующую роль в укреплении демократии и сохранении мира в Евроатлантическом регионе.

38. Как указано в Вашингтонском договоре, мы признаем первостепенную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности. Североатлантический союз и ООН эффективно сотрудничали в выполнении Мирного соглашения по Боснии и Герцеговине. Мы рассчитываем на развитие дальнейших контактов и обменов информацией с ООН в связи с сотрудничеством при операциях по предотвращению конфликтов, урегулированию кризисов, реагированию на кризисы, включая миротворчество, а также в оказании гуманитарной помощи. В ходе кризиса в Косово Североатлантический союз использует свой гражданский и военный потенциал для сотрудничества с УВКБ, ведущим учреждением в области оказания помощи беженцам, и с другими соответствующими международными организациями, в оказании гуманитарной помощи и содействия беженцам. Североатлантический союз будет на разовой основе рассматривать подобное сотрудничество и в будущем.

39. Сотрудничество и взаимодействие между Североатлантическим союзом и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе значительно расширились в свете оказания нами поддержки миссиям по проверке под руководством ОБСЕ в Косово. Мы надеемся использовать эти важные мосты между нашими двумя организациями для сотрудничества по предотвращению конфликтов, миротворчеству, урегулированию кризисов и постконфликтному восстановлению в духе Общей концепции ОБСЕ по развитию сотрудничества между подкрепляющими друг друга институтами. Мы продолжаем поддержку усилий ОБСЕ по разработке Документа-хартии по европейской безопасности, достойного быть принятым на Стамбульской встрече ОБСЕ на высшем уровне в ноябре 1999 г.

40. У Североатлантического союза и Европейского союза имеются общие стратегические интересы. Наши соответствующие усилия в укреплении мира в бывшей Югославии являются взаимодополняющими. Обе организации вносят вклад в укрепление мира и стабильности на Европейском континенте. Сотрудничество между двумя организациями по вопросам, вызывающим общую озабоченность, решения о котором будут приниматься на разовой основе, может развиваться в тех случаях, когда оно повышает эффективность действий НАТО и ЕС.

41. В целях адаптации своих структур для лучшей подготовки к решению будущих сложных задач Североатлантический союз выдвинул всеобъемлющую программу, включающую в себя постоянную адаптацию структуры органов военного управления. В соответствии с этим союзники приветствуют решения о начале фазы введения в действие новой структуры органов военного управления Североатлантического союза. Это обеспечит способность НАТО более эффективно и гибко выполнять весь круг своих миссий; поддерживать расширенный союз и наши более оперативные отношения с партнерами; а также как часть развития европейской составляющей в области обороны и безопасности в рамках НАТО, позволит предусмотреть договоренности о европейском военном управлении, способном проводить подготовку, обеспечение, военное управление и проведение операций под руководством ЗЕС. После успешных проверок мы приступили к полномасштабному осуществлению концепции МОС, предоставляющей нам важный новый инструмент для урегулирования кризисов в следующем столетии. Союзники также приветствуют полную интеграцию Испании в военную структуру НАТО с января этого года, что является еще одним значительным событием в истории Североатлантического союза.

42. Терроризм представляет собой серьезную угрозу миру, безопасности и стабильности, которая может угрожать территориальной целостности государств. Мы вновь заявляем о нашем осуждении терроризма и подтверждаем нашу решимость бороться с ним в соответствии с нашими международными обязательствами и национальным законодательством. Угроза терроризма, направленная против развернутых сил НАТО и объектов НАТО, требует рассмотрения и разработки соответствующих мер для их постоянной защиты при полном учете обязанностей стран, обеспечивающих пребывание войск НАТО на своей территории.

43. Главы государств и правительств НАТО считают, что ключевым фактором успеха Североатлантического союза в будущем является эффективное производство и наличие современного оружия и технологий, способствующих безопасности всех его членов. Мы также считаем, что жизнеспособные оборонные отрасли промышленности по обе стороны Атлантики имеют решающее значение для эффективного функционирования вооруженных сил НАТО. В этой связи мы приветствуем трансатлантическое оборонное промышленное сотрудничество, содействующее обеспечению оперативной совместимости, экономии за счет масштабов производства, конкуренции и инновации. Мы будем стремиться к удовлетворению развивающихся военных потребностей Североатлантического союза посредством деятельности НАТО в области вооружений.

44. Мы приветствуем присутствие в Вашингтоне президента и других представителей Парламентской ассамблеи НАТО (ПАНАТО). ПАНАТО играет значительную роль в дополнении усилий НАТО по расширению стабильности в Европе. Поэтому мы придаем большое значение углублению наших отношений с ПАНАТО в областях, вызывающих общую озабоченность. Мы также высоко ценим вклад Ассоциации Атлантического договора в развитие большего понимания деятельности Североатлантического союза и его целей представителями нашей общественности.

45. Мы выражаем большую благодарность за великолепное гостеприимство, оказанное нам правительством США по поводу пятидесятой годовщины Североатлантического договора.

 

Стратегическая концепция Североатлантического союза,

одобренная главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23-24 апреля 1999 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. На проходившем в апреле 1999 года в Вашингтоне заседании на высшем уровне главы государств и правительств стран НАТО одобрили новую Стратегическую концепцию Североатлантического союза.

2. НАТО успешно обеспечивала свободу своих членов и предотвращала возникновение войны в Европе на протяжении сорока лет "холодной войны". Сочетая оборону и диалог, она сыграла незаменимую роль в мирном разрешении конфронтации между Востоком и Западом. Кардинальные изменения, происшедшие на стратегическом ландшафте евроатлантического региона, вызванные окончанием "холодной войны", нашли свое отражение в Стратегической концепции Североатлантического союза 1991 года. Однако с тех пор произошли новые перемены в сфере политики и безопасности.

3. С исчезновением опасности "холодной войны" открылись многообещающие перспективы, но одновременно возникли и сложные задачи, и новые факторы риска. Идет процесс становления новой, основанной на большей интеграции Европы, создается структура евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет главную роль. Североатлантический союз был средоточием усилий по развитию новых форм сотрудничества и взаимопонимания в евроатлантическом регионе, посвятив себя важным новым видам деятельности в интересах более широкого распространения стабильности. Всю глубину приверженности поставленной цели он продемонстрировал усилиями положить конец безмерным человеческим страданиям, вызванным конфликтом на Балканах. За годы, истекшие с момента окончания "холодной войны", произошли важные события в области контроля над вооружениями - процесса, к которому Североатлантический союз проявляет полную приверженность. В своей роли в этих позитивных переменах он опирается на всестороннюю адаптацию собственного подхода к безопасности, процедурам и структурам. Между тем в последнее десятилетие также наблюдалось появление новых сложных факторов риска для мира и стабильности в евроатлантическом регионе, таких как притеснение, межэтнические конфликты, экономические неурядицы, крах политического строя и распространение оружия массового поражения.

4. Североатлантический союз призван сыграть незаменимую роль в закреплении позитивных перемен недавнего прошлого и в решении текущих и будущих задач в области безопасности. Следовательно, на повестке дня стоят вопросы, требующие напряженной работы. Союз должен обеспечивать соблюдение общих интересов безопасности в меняющейся и зачастую непредсказуемой обстановке. Он должен обеспечивать коллективную оборону и укреплять трансатлантические связи, а также добиться такого равновесия, посредством которого европейские государства-члены смогут взять на себя больше ответственности. Он должен углубить свои отношения со странами-партнерами и готовиться к приему новых членов. Он должен, и это самое главное, сохранить политическую волю и военные средства на уровне, необходимом для выполнения всего комплекса своих задач.

5. Эта новая Стратегическая концепция станет руководством для НАТО в реализации намеченных целей. Она выражает долгосрочные цели и сущность Североатлантического союза и его основные задачи в сфере безопасности, она определяет ключевые элементы новой обстановки в области безопасности, конкретизирует аспекты широкого подхода Североатлантического союза к безопасности и содержит руководящие принципы дальнейшей адаптации его вооруженных сил.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА

6. Основная и неизменная цель НАТО, сформулированная в Вашингтонском договоре, состоит в защите свободы и безопасности всех своих членов политическими и военном средствами. Опираясь на всеобщие ценности демократии, прав человека и законности, Североатлантический союз с момента своего создания стремился обеспечить справедливый и устойчивый мирный порядок в Европе. Он будет продолжать действовать в этом направлении. Осуществлению поставленной цели может помешать обстановка кризиса и конфликта, наносящая ущерб безопасности в Евроатлантическом регионе. По этой причине Североатлантический союз на только обеспечивает оборону своих членов, но и содействует сохранению мира и стабильности в этом регионе.

7. Североатлантический союз является воплощением неразрывной трансатлантической связи между безопасностью Северной Америки и безопасностью Европы. Она является практическим выражением действенных коллективных усилий его членов, направленных на обеспечение их общих интересов.

8. Основополагающим руководящим принципом деятельности Североатлантического союза являются совместные обязательства и сотрудничество суверенных стран по обеспечению неделимости безопасности всех его членов. Солидарность и единство в рамках союза, реализуемые в повседневном сотрудничестве, как в политической, так и в военной сферах, означают, что ни один из союзников не вынужден опираться исключительно на собственные национальные силы в решении основных задач обеспечения своей безопасности. Не лишая государств-членов их права и обязанности выполнения суверенных оборонных функций, Североатлантический союз обеспечивает им возможность реализовать их основные задачи по обеспечению национальной безопасности на основе коллективных усилий.

9. Складывающееся в результате этого у всех государств-членов Североатлантического союза чувство равной безопасности, независимо от различий в их положении или национальных военных потенциалах, способствует обеспечению стабильности в евроатлантическом регионе. Североатлантический союз не стремится к достижению этих преимуществ исключительно для своих членов, но привержен к делу создания условий, ведущих к более широкому партнерству, сотрудничеству и диалогу с другими государствами, которые разделяют его широкие политические цели.

10. Для достижения своей главной цели Североатлантический союз, как союз государств, приверженных Вашингтонскому договору и Уставу Организации Объединенных Наций, осуществляет следующие первостепенные задачи в сфере безопасности:

Безопасность: обеспечивать одну из жизненно важных основ устойчивой безопасности в евроатлантическом регионе, опирающейся на развитие демократических институтов и приверженность мирному разрешению споров, при котором ни одно из государств не сможет устрашать другое или оказывать на него давление путем угрозы силой или применения силы.

Консультации: в соответствии со статьей 4 Вашингтонского договора служить основным трансатлантическим форумом для консультаций между союзниками по вопросам, затрагивающим их жизненные интересы, включая возможные события, представляющие риск для безопасности государств-членов, и для соответствующей координации их усилий по вопросам, вызывающим общую озабоченность. Сдерживание и оборона: обеспечивать сдерживание и оборону против любой угрозы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО в соответствии со статьями 5 и 6 Вашингтонского договора. А в целях укрепления безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе осуществляется:

Урегулирование кризисов: находиться в состоянии готовности, по принципу консенсуса и в зависимости от конкретного случая, в соответствии со статьей 7 Вашингтонского договора, содействовать эффективному предотвращению конфликта и активно участвовать в урегулировании кризиса, включая операции по реагированию на кризис.

Партнерство: способствовать широкомасштабному партнерству, сотрудничеству и диалогу с другими государствами в евроатлантическом регионе с целью достижения большей транспарентности, взаимного доверия и способности к совместным действиям с Североатлантическим союзом.

11. Осуществляя свою цель и основные задачи в сфере безопасности, Североатлантический союз будет по-прежнему уважать законные интересы безопасности других государств и добиваться мирного разрешения споров в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций. Союз будет способствовать развитию мирных и дружеских международных отношений и поддерживать демократические институты. Североатлантический союз не рассматривает себя в качестве противника какого-либо государства.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Развитие стратегической обстановки

12.Североатлантический союз действует в постоянно меняющейся обстановке. События последних нескольких лет в основном носили позитивный характер, но неопределенность и потенциальные опасности, которые могут перерасти в острые кризисы, по-прежнему присутствуют. В развивающейся таким образом обстановке НАТО играла существенную роль в укреплении евроатлантической безопасности, начиная со времени окончания "холодной войны". Ее растущая политическая роль; ее развивающееся политическое и военное партнерство, сотрудничество и диалог с другими государствами, включая Россию, Украину и страны - участницы Средиземноморского диалога; ее постоянная открытость для приема новых членов; ее преданность делу предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов, включая проведение операций по поддержанию мира, продемонстрированная на Балканах, - все это отражает ее решимость создавать обстановку безопасности для себя и укреплять мир и стабильность в евроатлантическом регионе.

13.Одновременно с этим сама НАТО успешно адаптировалась с целью усиления своей способности содействовать делу мира и стабильности в евроатлантическом регионе. Внутренняя адаптация означала создание новой структуры командования, включая разработку концепции многонациональных оперативных сил (МОС), создание механизмов быстрого развертывания сил, позволяющих выполнять весь комплекс задач, стоящих перед союзом, а также создание в рамках союза европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСБО).

14. Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский союз (ЕС) и Западноевропейский союз (ЗЕС) внесли свой особый вклад в обеспечение евроатлантической безопасности и стабильности. Подкрепляющие друг друга организации стали главным элементом обстановки в сфере безопасности.

15. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций несет первостепенную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и поэтому играет решающую роль в деле содействия безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе.

16. На региональном уровне ОБСЕ является самой представительной организацией по безопасности в Европе, включающей также Канаду и США. Она играет существенную роль в обеспечении мира и стабильности, укрепляя безопасность, основанную на сотрудничестве, отстаивая демократию и права человека в Европе. ОБСЕ особенно активно в сфере превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и преодоления последствий конфликтов. Между НАТО и ОБСЕ сложились отношения тесного практического сотрудничества, особенно в связи с международными усилиями по восстановлению мира в бывшей Югославии.

17. Европейский союз принял важные решения и придал новую динамику усилиям по укреплению собственных механизмов обеспечения безопасности и обороны. Этот процесс будет иметь последствия для всего Североатлантического союза, и все европейские члены НАТО должны принять в нем участие, основываясь на договоренностях, достигнутых между НАТО и ЗЕС. Разработка общей политики в области внешних сношений и безопасности (ОПВСБ) означает и последующую разработку политики в области обороны. Такая политика, предусмотренная Амстердамским договорам, будет совместима с общей политикой в области безопасности и обороны, предусмотренной в рамках Вашингтонского договора. Важными шагами в этом отношении будет включение задач ЗЕС, сформулированных в Петерсберге, в новый Договор о Европейском союзе и развитие более тесных институциональных отношений с Западноевропейским союзом.

18. В соответствии с заявлением, сделанным в Декларации, принятой на Совещании в верхах 1994 года, и вновь подтвержденным в Берлине в 1996 году, Североатлантический союз полностью поддерживает создание европейской составляющей в области безопасности и обороны в рамках союза путем предоставления своих ресурсов, сил и средств для проведения операций под руководством ЗЕС. С этой целью НАТО и ЗЕС вступили в тесные взаимоотношения и создали ключевые элементы ЕСБО в соответствии с берлинскими договоренностями. Во имя укрепления мира и стабильности в Европе и за ее пределами европейские союзники усиливают свою способность к действиям, в том числе и военный потенциал. Возрастание ответственности и потенциала европейских государств-членов в отношении обеспечения безопасности и обороны создает для Североатлантического союза обстановку большей безопасности.

19. Стабильность, транспарентность, предсказуемость, более низкие уровни вооружений и верификация, которые могут быть обеспечены соглашениями о контроле над вооружениями и о нераспространении оружия массового поражения, поддерживают политические и военные усилия НАТО в осуществлении ее стратегических целей. Государства-союзники внесли свой существенный вклад в достижения в этой области. К их числу относятся: укрепление стабильности в результате действия Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), значительные сокращения ядерных вооружений в соответствии с Договорами о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ); подписание Договора о всеобщем и полном запрещении испытаний ядерного оружия; безусловное и неограниченное по срокам продление действия Договора о нераспространении ядерного оружия, принятие Беларусью, Казахстаном и Украиной неядерного статуса; вступление в силу Конвенции о запрещении химического оружия. Оттавская Конвенция о запрете применения противопехотных мин и подобные соглашения вносят важный вклад в облегчение человеческих страданий. Открываются хорошие перспективы для дальнейшего процесса в области контроля, как над обычными вооружениями, так и в отношении химического, биологического и ядерного (ХБЯ) оружия.

ВЫЗОВЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ФАКТОРЫ РИСКА

20. Вопреки позитивным переменам в области безопасности и тому, что крупномасштабная агрессия против Североатлантического союза с применением обычных вооружений весьма маловероятна, возможность возникновения такой угрозы в далекой перспективе сохраняется. Безопасность Североатлантического союза по-прежнему остается подверженной широкому диапазону военных и невоенных потенциальных угроз, проистекающих из разных источников и зачастую труднопредсказуемых. Такие угрозы включают в себя неопределенность и нестабильность внутри и вокруг Евроатлантического региона, возможность быстрого возникновения и развития региональных кризисов в районах на периферии союза. Ряд стран внутри и за пределами Евроатлантического региона переживают серьезные экономические, социальные и политические трудности. Противоборство на этнической и религиозной почве, территориальные споры, малоэффективные или неудавшиеся попытки осуществления реформ, нарушения прав человека и распад государств могут привести к локальной и даже региональной нестабильности. Возникающая в результате этого напряженность может привести к кризисам, наносящим ущерб стабильности в Евроатлантическом регионе, к человеческим страданиям и вооруженным конфликтам. Подобные конфликты, могут нанести ущерб безопасности Североатлантического союза либо в случае их распространения на соседние страны, в том числе и на страны НАТО, либо иным образом, они могут также отрицательно сказаться на безопасности других государств.

21. Присутствие мощных ядерных сил за пределами Североатлантического союза также представляет собой серьезный фактор, который следует принимать во внимание с тем, чтобы сохранить безопасность и стабильность в Евроатлантическом регионе.

22. Распространение ХБЯ оружия и средств его доставки остается предметом серьезной озабоченности. Несмотря на позитивное результаты в деле укрепления международных режимов нераспространения, основные проблемы в отношении распространения остаются нерешенными. В Североатлантическом союзе есть понимание того, что, несмотря на усилие по предотвращению, распространение ХБЯ оружия может иметь место. И что это может представлять прямую военную угрозу населению, территории и вооруженным силам государств-союзников. Некоторые государства, в том числе расположенные по периферии НАТО и в других регионах, продают, приобретают или пытаются приобрести ХБЯ оружие и средства доставки. Исходные материалы и секреты производства этих видов оружия массового поражения и средств их доставки становятся все более распространенными, в то время как выявление и пресечение нелегальной торговли этими материалами и технологией продолжает оставаться трудным. Организации и группы, не облеченные государственными полномочиями, продемонстрировали способность создавать и применять некоторые виды такого оружия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.