КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические принципы и нормы в деловых отношениях
Виды, масштабы и формы разделения и кооперации труда. Направления совершенствования разделения и кооперации труда. Разделение труда – обособление различных видов труд. деят-ти; деление труд. процесса на части, каждая из которых выполняется определенными группами раб-ков, объединенных по общим функцион-ым, проф. или квалификационным признакам. Виды разделения труда: 1. общее – обособление и разделение тр. деят-ти в рамках об-ва на крупные сферы деят-ти. 2. частное – заключается в углублении обособления труда внутри каждой сферы по отраслям пром-ти, с/х, а внутри отраслей по отдельным предпр-иям. 3. единичное – разделение труда внутри пр-ия, между его струк-ми подразделениями, между проф. группами раб-ков, между раб-ми различного уровня квалификации. Формы разделения труда: 1.технологическое – разделение общего технологического процесса на частные процессы (фазы, стадии) в зав-ти от технологии их выполнения. 2.функц-ное – обособление различных видов тр. деят-ти и спец-ции отдельных групп раб-ов в зав-ти от выполняемых произв. ф-ий. 3..проф-ное – обособление раб-ков по профессиям и спец-ям. 4.квалифик-ное – обособление раб-ков внутри каждой проф. группы в зав-ти от квалификации и разрядов раб-ков. Преимущества разделения труда: 1. повышение мастерства и тр. навыков рабочих-исполнителей и сокращение сроков их проф. подготовки. 2. создание предпосылок для механизации и автомеханизации произ-ва. 3. рост производит-ти труда. Недостатки: повышение монотонности труда, обеднение содержание труда, ограничение перспектив проф. роста. Границы разделения труда – предельно допустимые значения расчленения тр. процесса, в рамках которых достигается наиб. эф-ть труда. Технологич. граница – связана с тех. возможностями современного произ-ва. Нижней тех. границей явл-ся трудовой прием, а верхней – обработка предметов труда целиком. Эк. граница – харак-ет влияние разделения труда на конечные рез-ты произ-ва. Психофизиологич. границы – опред-ся возможностями организма раб-ка и связаны с быстрым проявлением и нарастанием утомления раб-ка при чрезмерном дроблении работ и повышении монотонности труда. Соц. границы – опред-ся требованиями к содержательности труда, кол-ву и разнообразию действий, приемов. Кооперация труда – объединение труда отд. раб-ов, установление произ-ых взаимосвязей между ними для достижения общих целей произ-ва. Преимущества: непрерывность, ритмичность и синхронность производств. процесса; сокращение длительности произв. цикла; возможность эффективнее использовать труд. ресурсы предпр-ия и потенциал отд. раб-ков. Масштабы кооперации зависят от типа произ-ва, уровня и форм разд. труда, техники и тех-ий, орг-ии произ-ва. Формы кооперации: 1. межцеховая – заключается в установлении планомерных производственных связей между цехами пр-ия, которые зависят от принципа построения спец. цехов. 2. внутрицеховая – состоит в установлении произв. связей между раб-ми спец. участков в пределах 1 цеха. 3. внутрбригадная - предполагает установление планомерных производственных связей между отдельными исполнителями. Направления развития разделения и кооперации труда на пр-ии: 1. совершенствование коллективных форм орг-ии труда; 2. совмещение профессий; 3. совмещение ф-ий; 4. расширение зон обслуживания; 5. многостаночное обслуживание – обслуживание рабочим или бригадой в теч. смены нескольких едениц оборудования.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества. Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы: первая группа - комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло - т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял; вторая группа - те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Рассмотрим принципы, нормы, требования, составляющие основу этики деловых отношений. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций. Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью. ^ Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). ^ Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо оттого, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. ^ Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях. ^ Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах. Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора. ^ Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены • жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, рядовых сотрудников. ^ Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, ял отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать сжж) возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие соответственно, сталкиваясь с ними а практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать. ^ Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - к чувству ответственности сотрудника, к г: компетенции, к чувству долга и т.п. Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет т только дисфункциональные, но и функциональные последствия. тем не менее конфликт — благоприятная почва для этических нарушений1. ^ Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег. ^ Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и "внутренний конкурент" - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно "усмотреть" конкурента. Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |