КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и сущность организационной культуры компании
Организационная культура – это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Характеристика организационной культуры охватывает: В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные. Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д. Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д. Уровни организационной культуры. Иерархию организационной культуры можно построить, взяв за основу ее построения глубину проникновения в сознание личности каждого работника. Известный ученый Э. Шейн предложил изучать организационную культуру по трем уровням: - Поверхностный, или символический, уровень включает в себя такие видимые внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги, т.е. все то, что человек может ощущать и воспринимать (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры. - Глубинный уровень включает в себя базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального предположения, к которым относятся особенности восприятия, мысли и чувства, подсознательные убеждения и представления, направляют поведение людей, помогая им воспринять организационную культуру. Большинство функций организационной культуры имеют ценность как для самой организации, так и для ее членов. Они гармонизируют отношения и внутри организации, и с внешним окружением. -интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее. Это облегчает решение кадровых проблем; - регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов; - адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников. Участвуя в совместных мероприятиях, придерживаясь одинаковых способов поведения и т. п., люди легче находят контакты друг с другом; - ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло; - мотивационная функция создает необходимые стимулы для направления деятельности организации и ее участников в необходимое русло; Также существует группа функций организационной культуры, связанная с адаптацией организации к внешней среде [ - Функция достижения баланса между корпоративными ценностями и ценностями внешней среды, приспособления организации к нуждам общества. Организационная культура помогает устранить барьеры, преграды на пути выстраивания отношений с элементами внешней среды. Приспособление к внешней среде имеет внутреннюю направленность: каждый работник является не только участником экономической организации, но и представителем определенного социума, носителем общественных интересов. - Функция ориентирования на потребителя. Современные фирмы выделяют заботу о потребителях в качестве декларируемой ценности. При слабой организационной культуре внутрихозяйственный интерес больше сосредоточен на самой деятельности, а не на потребителях. Культуру, сложившуюся в организации, можно изучать разными способами, среди которых можно выделить следующие: интервью и анкетирование;косвенные методы;изучение устного фольклора;изучение документов;изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов;изучение сложившейся практики управления. Интервью и анкетный опросОдин из способов, которым можно начать изучение культуры, - опросить работников организации. Косвенные методыОчень богатую информацию можно получить, попросив работников организации охарактеризовать особенности сложившейся оргкультуры не прямо, а косвенно, предложив им подобрать несколько пословиц или поговорок, которые лучше всего характеризуют важнейшие векторы отношений, в которых проявляются преобладающие ценности, установки и приоритеты. Использование косвенных методов позволяет работникам организации лучше понять сложившуюся организационную культуру и то, как она влияет на работу и рабочие результаты персонала.Изучение устного фольклораВ любой организации есть свой фольклор, который нигде не записан и передается из уст в уста. Именно в нем находят отражение основные черты сложившейся организационной культуры. Ценности, установки, которые оказывают решающее влияние на поведение работников организации, не передаются путем письменных инструкций, приказов или распоряжений. Преимущественно они передаются и проявляются в неформальном общении. Принципы формирования организационной культуры, в целом, показывают отличительные черты отрасли, организации, и т.п., но также ключевые характеристики и свойства и желаемые показатели создаваемой организационной культуры. Создавая организационную культуру, желательно следовать некоторым принципам: 1) культура должна показывать главные идеи функционирования организации; 2) эти идеи должны обладать положительным эмоциональным зарядом; 3) созданные мероприятия и элементы должны соответствовать друг другу, подкрепляться отношением и поведением к ним лидеров (поведение лидеров не должно идти в разрез декларируемым нормам и ценностям); 4) создаваемая культура должна гармонировать и размеру, характерным особенностям, типу организации, а также требованиям её существования; 5) нельзя игнорировать нажитый предыдущими поколениями культурный опыт, можно поступательно трансформировать либо применять его как плацдарм, базу для новой культуры. Можно выделить несколько основных признаков организационной культуры, по которым они различаются между собой: ♦ отражение в миссии организации ее основных целей; ♦ направленность на решение личных проблем или производственных задач фирмы; ♦ преданность или безразличие людей к организации; ♦ источник и роль власти; ♦ стили управления, способы оценки работников; ♦ ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность; ♦ предпочтение групповых или индивидуальных форм труда и принятия решений; ♦ преобладание сотрудничества или соперничества, конформизма и индивидуализма; ♦ степень принятия риска, подчиненности планам и регламентам; ♦ ориентация на стабильность или изменения. Существуют две основные системы управления:
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |