КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
Из вышесказанного было видно, что куплет рассмотренного нами примера состоял из двух предложений, которые в свою очередь объединяются в период. Итак, период – это наименьшая, самостоятельная, законченная музыкальная форма. Законченность позволяет использовать период в качестве формы самостоятельного произведения вокальной или инструментальной миниатюры. И если при этом произведение будет иметь еще вступление и заключение, – все равно его форма, содержащая одну музыкальную мысль, будет одночастной. Мы говорили о значении принципа чередования уже знакомого с новым. Этот же принцип часто лежит в основе соотношения крупных частей музыкальной формы. Чтобы дать какое-нибудь существенное развитие темы, необходимо выйти за рамки одночастной формы, строить композицию из большего количества частей. Так возникают простые формы: двух и трехчастные. Названия простых форм ясно указывают число частей и ничего не говорят об их содержании, их роли в форме и о том, каковы взаимные связи между частями. Как уже говорилось, в народной музыке широко используется сопоставление контрастных частей в произведении. Отсюда и вырастает простая двухчастная форма в ее современном виде. Подобно периоду, она может служить формой небольшого самостоятельного произведения, а может быть частью более развитой формы. Первая часть чаще всего период. Вторая тоже не сложнее периода, но все же это вполне самостоятельная часть, а не просто дополнение к первому периоду. Вторая часть никогда не повторяет первую. Но, несмотря на контрастность между частями, почти всегда ясно слышится связь. В двухчастной форме может встречаться реприза. Тогда музыкальное произведение будет состоять из двух периодов, причем во втором периоде повторяется одно из предложений первого. Схематично это будет выглядеть так:
1-й период 2-й период
Двухчастная форма имеет большее количество разновидностей, чем трехчастная. Она может встречаться в песне: запев – 1я часть, припев – 2я часть. В двухчастной форме нередко пишут первые разделы строевых маршей, какой-нибудь раздел части симфонии, квартета, сонаты.
Как в вокальной, так и в инструментальной музыке часто используется трехчастная форма, то есть форма, состоящая из трех разделов, причем третий является повторением первого:
Как видно из приведенной схемы, эта форма симметрична, ее правая часть тождественна левой. Принцип симметрии имеет большое значение в искусстве, воспринявшем его из природы. В природе симметрия – постоянное явление: симметрично тело человека и животных, симметрично строение цветка и листка. Отклонение от симметрии часто воспринимается нами как нарушение естественной красоты. Симметрия лежит в основе многих произведении архитектуры, в особенности классической, где правая часть здания обычно уравновешивает левую. В произведениях живописи мы часто можем видеть симметрию, особенно у художников эпохи Возрождения. Условно можно говорить о симметрии в музыке. Мы легко запоминаем повторяющиеся подряд звенья музыкального произведения и звенья, повторяющиеся через новый раздел. Трехчастная форма – одна из самых распространенных. Она часто встречается в песнях и романсах, в маршах и танцевальной музыке, в инструментальных миниатюрах. Средняя часть иногда называется трио. Это идет с тех времен, когда среднюю часть исполнял не весь оркестр, а небольшая группа музыкантов, чаще – трое. Повторение первой части в трехчастной форме, как и любое повторение, называется репризой. Ее часто воспринимают на слух несколько по иному, чем первую часть. Это происходит потому, что строение трехчастной формы дает возможность ввести в музыку элементы контраста, оттеняющего выразительность основной мелодии. Поэтому ее повторение, реприза, воспринимается слухом по-новому, не как повторение в куплетной форме, а как вывод из сопоставления первой части и середины. Трехчастная форма не всегда бывает простой. Каждая из ее составных частей может, в свою очередь, иметь форму, основанную на сопоставлении контрастных тем, и тогда она будет называться сложной трехчастной.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |