Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вариации. Рондо




Концентрическая форма

Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А

Повторение в музыке не может быть беско­нечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используется варьирование, видо­изменение.

Вариационная форма тоже уходит своими корнями в народное творчество, особенно в хоро­вое пение с инструментальным сопровождением. В таких песнях певцы пели все куплеты одина­ково, а исполнители на инструментах варьирова­ли сопровождение. Такая форма нашла примене­ние в профессиональной музыке.

 

 

Вспомним зна­менитую третью песню Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Здесь оркестровое со­провождение имеет изобразительный характер. Оно изображает дальний гром, капли дождя и т. д., видоизменяясь в разных куплетах.

Сло­во «вариация» — латинского происхождения и означает «изменение».

Большое распространение вариационная форма получила в музыке инструментальной. Мы называем вариациями определенную фор­му произведения, или его части, которая состо­ит из изложения темы и ряда ее видоизменен­ных повторений. Это и есть собственно вариа­ции. То, что композитор опирается на тему или ее элементы, дает нам нить для запоминания и узнавания музыки. А ее варьирование обогаща­ет, расширяет, углубляет, а иногда даже меня­ет основную мысль.

Вариационная форма имеет долгую историю. Уже к XVI в. сложилась определенная вариационная компози­ция. Она имела разные названия: вариации на выдер­жанный бас (basso ostinato), пассакалия, чакона. Тема баса излагалась в нижнем голосе и повторялась неиз­менно, а на нее наслаивались другие голоса, создавая ощущение непрерывности, текучести музыки. В то же время присутствие неизменного басового голоса прида­вало музыке характер оцепенения, статики. Не случай­но, эту форму часто употребляли для выражения скор­би, безысходности, неотвратимости.

Форма вариаций на basso ostinato была любима мно­гими композиторами XVII и XVIII вв. К ней часто обра­щался И.С. Бах и в самостоятельных произведениях, и в частях крупных сочинений — концертов, кантат, месс. Эту форму в старинной музыке часто называли пассака­лией. Один из ярких образцов ее — трагическая хоровая пассакалия из Высокой мессы си минор Баха. Она пере­дает скорбь людей при мысли о распятом Иисусе Хрис­те. В этой пассакалии тема вариаций исполняется струн­ными и органом и мерными четвертями спускается по хроматическим полутонам. Она повторяется 13 раз. И это имеет символическое значение, напоминая о Христе и его двенадцати учениках — апостолах.

К форме пассакалии обращаются и современные ком­позиторы. Например, Д. Шостакович использовал ее в четвертой части Восьмой симфонии и в финале Первого скрипичного концерта.

А тогда, в XVIII в., аналогично пассакалии стали употреблять название еще одного старинного испанско­го танца — чаконы. Она тоже превратилась в полифони­ческие вариации строгого, возвышенного характера. Но в чаконе тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу. Она перемещается из голоса в голос. Широко изве­стна Чакона И.С. Баха для скрипки соло.

В середине XVIII в. в музыке происходили коренные изменения. Полифонический стиль сменился гомофонным[1].

А вместе с ним в музыку пришли и новые жанры и формы. В том числе и новый тип вари­аций, получивший название «строгих», или «классических», вариаций. Тема в таких вариа­циях изложена в развернутой, законченной фор­ме. Она сама уже создает определенный образ. Можно вспомнить первую часть фортепианной Сонаты Моцарта Ля мажор, которая заканчива­ется знаменитым «Турецким маршем». Первая часть написана в форме вариаций, тема которых создана в ритме старинного танца сицилианы.

Обычно в строгих вариациях тема изменя­ется не очень сильно. Больше видоизменяется

аккомпанемент, в мелодии появляются украше­ния. Музыкальный образ обогащается, но оста­ется узнаваемым. И общий контур остается не­изменным на протяжении всего произведения. В сонате Моцарта вариации как будто раскры­вают нам более подробно оттенки самой темы.

XIX в. — век романтизма — принес нам еще один тип вариаций. Они получили название «свободных», или «романтических». В вариа­циях Шумана, Листа, Рахманинова и многих других композиторов тема уже сильно изменя­ется. И, что особенно важно, в них меняется даже образный строй, объединяя разные, порой контрастные образы. Яркий пример таких ва­риаций — «Симфонические этюды» Р. Шума­на. Хотя написаны они для фортепиано, значи­тельность содержания, огромный диапазон кон­трастных образов, динамика развития прибли­жают это сочинение к крупному произведению для оркестра. Отсюда и название вариаций.

Принцип симметрии и повторности лежит в основе еще одной формы — рондо. В ней как бы соединяются куплетность и трехчастность. Родиной рондо считается Франция. Здесь в ста­рину был популярен хороводный танец с пени­ем. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод».

В рондо есть наиболее важная тема — реф­рен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами — эпизодами.

Рассказывают, что...

Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь еще в Средние века были извест­ны стихи, в которых отдельные строки повторялись, че­редуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». При­чем традиции поэтических рондо сохранялись много лет. Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта XIX в. Пьера Беранже.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте

Хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты,

И фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье, —

О нем нам страшно и шепнуть, — Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте

Хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты,

И фагот!

Народ поет, смеется, веселится...

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Наследника — всего сильней.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте

 

Хоровод!

Звучите стройно, не вразброд,

И флейты,

И фагот!

Давайте, в этом отрывке то, что повторяет­ся, обозначим буквой А, а то, что изменяется, — соответственно В и С. Получится:

А В А С А

Такое же строение будет иметь и музыкаль­ная форма рондо. А — это рефрен, В и С — эпи­зоды. Причем рефрен в форме рондо должен повториться не меньше трех раз. В этой форме писали свои произведения композиторы XVII и XVIII вв. («Жнецы» Ф. Куперена, «Нежные жа­лобы» и «Крестьянка» Ж. Ф. Рамо). В форме рондо написаны знаменитый «Турецкий марш» из Сонаты Моцарта Ля мажор и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». Рефреном арии служит шутливое обращение Фигаро к пажу Керубино: «Мальчик резвый, кудрявый, влюб­ленный». Эпизоды же описывают жизнь, кото­рая ожидает молодого пажа.

За формой рондо закрепилась и определен­ная сфера музыки — жизнерадостная, подвиж­ная, напоминающая танец. Таковы и многие во­кальные произведения, в которых рефрен выра­жает какую-то комическую идею. Например, рон­до Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людми­ла». Трусливый витязь наполнен горделивой мыс­лью о победе над своим соперником и думать не может ни о чем другом, а потому твердит без кон­ца: «Близок уж час торжества моего!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.