КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вариации. Рондо
Концентрическая форма Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А Повторение в музыке не может быть бесконечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используется варьирование, видоизменение. Вариационная форма тоже уходит своими корнями в народное творчество, особенно в хоровое пение с инструментальным сопровождением. В таких песнях певцы пели все куплеты одинаково, а исполнители на инструментах варьировали сопровождение. Такая форма нашла применение в профессиональной музыке.
Вспомним знаменитую третью песню Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Здесь оркестровое сопровождение имеет изобразительный характер. Оно изображает дальний гром, капли дождя и т. д., видоизменяясь в разных куплетах. Слово «вариация» — латинского происхождения и означает «изменение». Большое распространение вариационная форма получила в музыке инструментальной. Мы называем вариациями определенную форму произведения, или его части, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Это и есть собственно вариации. То, что композитор опирается на тему или ее элементы, дает нам нить для запоминания и узнавания музыки. А ее варьирование обогащает, расширяет, углубляет, а иногда даже меняет основную мысль. Вариационная форма имеет долгую историю. Уже к XVI в. сложилась определенная вариационная композиция. Она имела разные названия: вариации на выдержанный бас (basso ostinato), пассакалия, чакона. Тема баса излагалась в нижнем голосе и повторялась неизменно, а на нее наслаивались другие голоса, создавая ощущение непрерывности, текучести музыки. В то же время присутствие неизменного басового голоса придавало музыке характер оцепенения, статики. Не случайно, эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости. Форма вариаций на basso ostinato была любима многими композиторами XVII и XVIII вв. К ней часто обращался И.С. Бах и в самостоятельных произведениях, и в частях крупных сочинений — концертов, кантат, месс. Эту форму в старинной музыке часто называли пассакалией. Один из ярких образцов ее — трагическая хоровая пассакалия из Высокой мессы си минор Баха. Она передает скорбь людей при мысли о распятом Иисусе Христе. В этой пассакалии тема вариаций исполняется струнными и органом и мерными четвертями спускается по хроматическим полутонам. Она повторяется 13 раз. И это имеет символическое значение, напоминая о Христе и его двенадцати учениках — апостолах. К форме пассакалии обращаются и современные композиторы. Например, Д. Шостакович использовал ее в четвертой части Восьмой симфонии и в финале Первого скрипичного концерта. А тогда, в XVIII в., аналогично пассакалии стали употреблять название еще одного старинного испанского танца — чаконы. Она тоже превратилась в полифонические вариации строгого, возвышенного характера. Но в чаконе тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу. Она перемещается из голоса в голос. Широко известна Чакона И.С. Баха для скрипки соло. В середине XVIII в. в музыке происходили коренные изменения. Полифонический стиль сменился гомофонным[1]. А вместе с ним в музыку пришли и новые жанры и формы. В том числе и новый тип вариаций, получивший название «строгих», или «классических», вариаций. Тема в таких вариациях изложена в развернутой, законченной форме. Она сама уже создает определенный образ. Можно вспомнить первую часть фортепианной Сонаты Моцарта Ля мажор, которая заканчивается знаменитым «Турецким маршем». Первая часть написана в форме вариаций, тема которых создана в ритме старинного танца сицилианы. Обычно в строгих вариациях тема изменяется не очень сильно. Больше видоизменяется аккомпанемент, в мелодии появляются украшения. Музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым. И общий контур остается неизменным на протяжении всего произведения. В сонате Моцарта вариации как будто раскрывают нам более подробно оттенки самой темы. XIX в. — век романтизма — принес нам еще один тип вариаций. Они получили название «свободных», или «романтических». В вариациях Шумана, Листа, Рахманинова и многих других композиторов тема уже сильно изменяется. И, что особенно важно, в них меняется даже образный строй, объединяя разные, порой контрастные образы. Яркий пример таких вариаций — «Симфонические этюды» Р. Шумана. Хотя написаны они для фортепиано, значительность содержания, огромный диапазон контрастных образов, динамика развития приближают это сочинение к крупному произведению для оркестра. Отсюда и название вариаций. Принцип симметрии и повторности лежит в основе еще одной формы — рондо. В ней как бы соединяются куплетность и трехчастность. Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема — рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами — эпизодами. Рассказывают, что... Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь еще в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Причем традиции поэтических рондо сохранялись много лет. Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта XIX в. Пьера Беранже. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте Хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, И фагот! Старик-король, укрывшись в башне-келье, — О нем нам страшно и шепнуть, — Решил на наше скромное веселье Сегодня издали взглянуть. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте Хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, И фагот! Народ поет, смеется, веселится... Король чурается людей. Вельмож, народа, бога он боится, Наследника — всего сильней. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте
Хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, И фагот! Давайте, в этом отрывке то, что повторяется, обозначим буквой А, а то, что изменяется, — соответственно В и С. Получится: А В А С А Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. А — это рефрен, В и С — эпизоды. Причем рефрен в форме рондо должен повториться не меньше трех раз. В этой форме писали свои произведения композиторы XVII и XVIII вв. («Жнецы» Ф. Куперена, «Нежные жалобы» и «Крестьянка» Ж. Ф. Рамо). В форме рондо написаны знаменитый «Турецкий марш» из Сонаты Моцарта Ля мажор и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». Рефреном арии служит шутливое обращение Фигаро к пажу Керубино: «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный». Эпизоды же описывают жизнь, которая ожидает молодого пажа. За формой рондо закрепилась и определенная сфера музыки — жизнерадостная, подвижная, напоминающая танец. Таковы и многие вокальные произведения, в которых рефрен выражает какую-то комическую идею. Например, рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чем другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!»
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |