КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социометрический опрос
Социометрия Джекоб Леви Морено, изучая процессы в малой группе, отражающие неформальную микроструктуру общества, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, он разработал метод социометрии. Социометрия измеряет не сам процесс общения, а лишь отношения и взаимоотношения в группе, межличностные предпочтения. Она изучает картину реальных предпочтений. Социометрия выявляет внутреннюю структуру взаимоотношений, их динамику, структуру деловых и личных отношений, наличие микрогрупп, наличие неформальных лидеров; изучает положение каждого члена группы, его статус, выявляет неудовлетворенность общением отдельного члена и группы в целом. Выявляет степень принятия, привлекательности группы для каждого члена, его эмоциональную экспансивность и другие показатели. Социометрия исходит из положения: те, кто нам симпатичен, с теми желательно находиться пространственно ближе; здесь проявляется стремление к совместным занятиям, действиям, деятельности. Сущность социометрии состоит в выборе партнеров для совместной деятельности, действий, социальных контактов. Проведение социометрии проходит в два этапа: 1. Социометрический опрос. 2. Обработка и представление результатов. Членам какой-либо группы (класса) предлагается ответить на два-три вопроса. Обычно первый вопрос касается, сферы деловых отношений, второй – личных, третий - того или другого, но с определенной стороны. Примеры первого вопроса (зависят от возраста опрашиваемых и цели исследователя): "С кем бы из одноклассников Вы стали бы готовить трудное домашнее задание?", "С кем бы из членов группы Вы стали бы совместно готовиться к экзамену?", "С кем бы из членов группы Вы хотели бы вместе работать?" и т.п. Вопрос обязательно должен касаться значимой совместной деятельности Второй вопрос на личные отношения: "Кого из членов группы Вы пригласили бы к себе на день рождения?", "С кем из членов группы Вы хотели бы поехать в туристическую поездку?". Третий: "С кем бы из членов группы Вы хотели бы быть в одной команде (КВН, спортивной и др.)?", "С кем бы Вы пошли в туристический поход?" и т.п. "С кем бы Вы хотели заняться какой-либо деятельностью" - сущность всех социометрических вопросов. Необходимо также подбирать вопросы адекватные и актуальные для обследуемого класса и этого возраста. Опрос начинается с раздачи карточек, на которых учащиеся сначала указывают свою фамилию, потом под соответствующими номерами вопросов - фамилии выбираемых одноклассников. Задаваемые вопросы желательно поочередно (после ответа на предыдущий) писать на доске. Существует два типа социометрического опроса - параметрический и непараметрический. При параметрическом опросе количество выборов членов группы ограничено. Существует определенный лимит выбора (d,): число членов группы лимит d Достоинства: ставит всех в одни и те же условия, облегчает обработку, выявляет групповой Социометрический статус и др. При непараметрическом опросе - количество выборов неограниченно. Возможное число выборов (п-I). Исследуется показатель, который невозможно выявить при параметрическом опросе - эмоциональная экспансивность (степень, общительности личности в данной группе, мера потребности в общении у человека с членами данной группы). Но здесь существует большая вероятность случайного выбора. Мы рекомендуем проводить параметрический опрос с 3-5 выборами. Ход социометрического опроса: обращаетесь с просьбой ответить на два-три вопроса и написать фамилии только трех (4,5) членов группы (одноклассников). Обработка данных: Собранные ответы, написанные на карточках, заносятся в социоматрицу. По каждому вопросу строится своя социоматрица. В ней выбирающие расположены в столбик, номер выбираемых - в строчку. Выбор обозначается крестиком на пересечении строчки и столбца. Взаимные выборы (выбрали друг друга) обводятся кружком. Взаимные выборы легко определить - они располагаются строго симметрично заштрихованной диагонали. В предпоследней строке подсчитывается количество полученных выборов (Е); в последней - количество взаимных выборов (R"). Социоматрица Вопрос 1. С кем из класса Вы бы стали готовить трудное домашнее задание? -☺
2. С кем бы из класса Вы бы поехали в туристическую поездку? -☻
3. С кем бы из класса Вы бы хотели быть в одной команде КВН? -{
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |