Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрический опрос




Социометрия

Джекоб Леви Морено, изучая процессы в малой группе, отражающие неформальную микроструктуру общества, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, он разработал метод социометрии.

Социометрия измеряет не сам процесс общения, а лишь отношения и взаимоотношения в группе, межличностные предпочтения. Она изучает картину реальных предпочтений. Социометрия выявляет внутреннюю структуру взаимоотношений, их динамику, структуру деловых и личных отношений, наличие микрогрупп, наличие неформальных лидеров; изучает положение каждого члена группы, его статус, выявляет неудовлетворенность общением отдельного члена и группы в целом. Выявляет степень приня­тия, привлекательности группы для каждого члена, его эмоциональную экспансивность и другие показатели.

Социометрия исходит из положения: те, кто нам симпатичен, с теми желательно находиться пространственно ближе; здесь проявляется стремление к совместным занятиям, действиям, деятельности. Сущность социометрии состоит в выборе партнеров для совместной деятельности, действий, социальных контактов.

Проведение социометрии проходит в два этапа:

1. Социометрический опрос.

2. Обработка и представление результатов.

Членам какой-либо группы (класса) предлагается ответить на два-три вопроса. Обычно первый вопрос касается, сферы деловых отношений, второй – личных, третий - того или другого, но с определенной стороны.

Примеры первого вопроса (зависят от возраста опрашиваемых и цели исследователя): "С кем бы из одноклассников Вы стали бы гото­вить трудное домашнее задание?", "С кем бы из членов группы Вы ста­ли бы совместно готовиться к экзамену?", "С кем бы из членов груп­пы Вы хотели бы вместе работать?" и т.п. Вопрос обязательно должен касаться значимой совместной деятельности

Второй вопрос на личные отношения: "Кого из членов группы Вы пригласили бы к себе на день рождения?", "С кем из членов группы Вы хотели бы поехать в туристическую поездку?".

Третий: "С кем бы из членов группы Вы хотели бы быть в одной команде (КВН, спортивной и др.)?", "С кем бы Вы пошли в туристический поход?" и т.п.

"С кем бы Вы хотели заняться какой-либо деятельностью" - сущ­ность всех социометрических вопросов. Необходимо также подбирать вопросы адекватные и актуальные для обследуемого класса и этого возраста.

Опрос начинается с раздачи карточек, на которых учащиеся сначала указывают свою фамилию, потом под соответствующими номерами вопросов - фамилии выбираемых одноклассников. Задаваемые вопросы жела­тельно поочередно (после ответа на предыдущий) писать на доске. Существует два типа социометрического опроса - параметрический и непараметрический.

При параметрическом опросе количество выборов членов группы ог­раничено. Существует определенный лимит выбора (d,): число членов группы лимит d
5-7 1
8-11 2
12-16 3
17-21 4
22-26 5
27-31 6
32-36 7

Достоинства: ставит всех в одни и те же условия, облегчает обработку, выявляет групповой Социометрический статус и др.

При непараметрическом опросе - количество выборов неограниченно. Возможное число выборов (п-I). Исследуется показатель, который невозможно выявить при параметрическом опросе - эмоциональная экспан­сивность (степень, общительности личности в данной группе, мера потребности в общении у человека с членами данной группы). Но здесь существует большая вероятность случайного выбора. Мы рекомендуем проводить параметрический опрос с 3-5 выборами.

Ход социометрического опроса: обращаетесь с просьбой ответить на два-три вопроса и написать фамилии только трех (4,5) членов группы (одноклассников).

Обработка данных: Собранные ответы, написанные на карточках, заносятся в социоматрицу. По каждому вопросу строится своя социоматрица. В ней выбирающие расположены в столбик, номер выбираемых - в строчку. Выбор обозначается крестиком на пересечении строчки и столбца. Взаимные выборы (выбрали друг друга) обводятся кружком. Взаимные выборы легко определить - они располагаются строго симметрично заштрихованной диагонали. В предпоследней строке подсчитывается количество получен­ных выборов (Е); в последней - количество взаимных выборов (R").


Социоматрица

Вопрос 1. С кем из класса Вы бы стали готовить трудное домашнее задание? -☺

Фамилия, имя                             Эмоциональная экспансивность
1. Ахметшин Д.                      
2. Баранова С.                      
3. Вернер П.                      
4. Герасимова А.                      
5. Камышанская Т.                      
6. Кузменко Д.                      
7. Лаврик В.                      
8. Лукьянова Н.                      
9. Нестеров Д.                      
10. Панкова А.                      
11. Походзей И.                      
12. Семагина К.                      
13. Чернов А.                      
14. Шишова Ю.                      
  R-количество полученных выборов         -   -           -    
  R׳- количество взаимных выборов     -   -   -           -    

 


 

2. С кем бы из класса Вы бы поехали в туристическую поездку? -☻

Фамилия, имя                             Эмоциональная экспансивность
1. Ахметшин Д.                      
2. Баранова С.                      
3. Вернер П.                      
4. Герасимова А.                      
5. Камышанская Т.                      
6. Кузменко Д.                      
7. Лаврик В.                      
8. Лукьянова Н.                      
9. Нестеров Д.                      
10. Панкова А.                      
11. Походзей И.                      
12. Семагина К.                      
13. Чернов А..                      
14. Шишова Ю.                      
  R-количество полученных выборов -                            
  R׳- количество взаимных выборов -                            

 

3. С кем бы из класса Вы бы хотели быть в одной команде КВН? -{

Фамилия, имя                             Эмоциональная экспансивность
1. Ахметшин Д.         { {           {    
2. Баранова С.                 {   {   {  
3. Вернер П.     {     {             {  
4. Герасимова А.                 {   {   {  
5. Камышанская Т.     {       {       {      
6. Кузменко Д.           {   {   {        
7. Лаврик В.           {   {       {    
8. Лукьянова Н.       {         {       {  
9. Нестеров Д.           { {     {        
10. Панкова А.   {         {           {  
11. Походзей И.           {     {     {    
12. Семагина К.               {   {     {  
13. Чернов А..           {     {   {      
14. Шишова Ю.       {           {   {    
  R-количество полученных выборов -       -                    
  R׳- количество взаимных выборов -   -   -                    

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.