Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные аспекты психологического анализа урока




1. Психологическая оценка целей урока.

2. Психологические особенности организации познавательной активности учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности школьников.

4. Стиль педагогического общения.

5. Профессиональная рефлексия автора урока.

Схема психологического анализа урока

I. Общие сведения об уроке:

Дата. Класс. Предмет, тема урока.

II. Тип урока:

Место урока в программе по данной теме.

III. Структура урока:

1. Соответствует ли данная структура намеченному типу урока;

2. На сколько стройно и последовательно расположены основные части урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление).

IV. Содержание урока.

Соответствие содержания урока программе, полнота, научность, систематичность, связь теории с практикой. Активизация работы учащихся на уроке. Использовались ли дифференциация и индивидуализация работы учащихся на уроке.

V. Организация познавательной деятельности.

1. Внимание (преобладающий вид внимания учащихся в разные периоды урока, степень устойчивости внимания класса, управление вниманием класса, какие способы использовал учитель для организации внимания).

2. Восприятие (как учитель готовит учеников к восприятию нового материала, соотношение зрительных и слуховых восприятий во времени).

3. Память (механическое и смысловое запоминание, полнота и последовательность воспроизведения, забывание, проявления кратковременной и долговременной памяти – объяснение этих явлений).

4. Мышление (мыслительные операции, вид мышления, степень самостоятельности и творчества учащихся при решении задач и усвоении новых понятий, какие логические формы мышления инициировались деятельностью учителя).

VI. Эмоциональное состояние учащихся на уроке. (преобладающие их виды: заинтересованность, скука, радость, досада, страх и т.д., их стимулирующий или угнетающий эффект, объяснение причин этих состояний).

VII. Мотивация учебной деятельности (подчеркивание важности, необходимости данной темы в составе учебного предмета или жизни, опора на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания, интересы.)

VIII. Проявление и формирование личности учащихся.

1. Интересы (условия, способствующие формированию интереса к данному учебному предмету, проявление учебных интересов, упущенные возможности).

2. Убеждение (переход знаний в убеждение).

3. Чувства (проявление интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств у учащихся, моменты урока, формирующие эти чувства, упущенные возможности).

4. Характер (проявление аккуратности, исполнительности, самостоятельности, настойчивости и т.д., учебно-воспитательные ситуации, способствующие их воспитанию).

5. Способности (общие и специальные способности, условия, создаваемые на уроке для их развития).

IX. Стиль педагогического общения (эмоциональный тонус работы педагога, дисциплинарное воздействие на уроке).

X. Перцептивная, организаторская функции деятельности учителя (умение воспринимать психическое состояние учащихся, организация собственной деятельности и деятельности школьников).

XI. Профессиональная рефлексия (мнение педагога о собственном уроке, достигнуты ли цели урока в соответствии с замыслом, конструктивные пути преодоления собственных недостатков).

XII. Выводы и предложения по совершенствованию урока как основной формы учебно-воспитательной работы, по повышению его эффективности и развитию учебно-познавательной активности, творчества учащихся.

Перед тем, как студенты приступят к ответу на данные пункты психологического анализа урока, целесообразно рекомендовать им углубить свои познания в области организации внимания, мышления школьников.

В выполнении задания можно придерживаться следующих позиций наблюдения:

·Как влиял учитель на внимание учащихся в начале урока

·Огласил ли цели урока

·Приобщил ли учащихся к формированию целей, частных задач урока

·Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внимания и активизации мышления

·Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддержания и развития внимания

·Реализуются ли в ходе объяснения логические приемы

·Как часто учитель стимулировал учеников к осмыслению пройденного и объясняемого материала

·Опирался ли педагог на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания и интересы

·Развивает ли учитель у школьников умение выводить следствия из общих закономерностей

·Можно ли сказать, что содержание урока способствовало развитию мотивов учения

·Можно ли сказать, что на уроке имелся потенциал для развития учебной самостоятельности учащихся, умения учиться

·Способствовало ли педагогическое общение организации умственной активности учащихся

·Каков был эмоциональный тонус работы педагога

·Если были недостатки в деятельности учителя, то каковы конструктивные пути их преодоления

Как еще отмечал П.П. Блонский, «всякий учитель сможет привести несколько примеров из своей педагогической практики, когда он наталкивается на случаи непонимания детьми рассказа, объяснения и т.д. Кажется, так просто, понятно, а ученики тем не менее не понимают» Затруднения педагога вполне закономерны, если учесть, что «мышление существует… только как непрерывное взаимодействие субъекта с объектом действия и познания, т.е. как специфическая деятельность.»

В результате психологического анализа урока у студентов развиваются понятия о способах организации учебной деятельности учащихся, о мотивации этой деятельности, о педагогическом общении. Воспитывается исследовательская культура, создаются условия для постепенного обращения способа анализа деятельности коллег в способ профессионального самоанализа.

Темы бесед по психологии «Познай самого себя» для проведения классного часа.


«Что такое воля и как её надо воспитывать»

1. Воля и её значение в жизни и деятельности человека.

2. Как воспитать волю в самом себе.

3. Недостатки в развитии воли.

4. Итоги беседы.

«Внимание. Как стать внимательным?»

1. Понятие о внимании.

2. Виды и свойства внимания.

3. Воспитание внимания.

4. Итоги беседы.

«Что такое память? Как её улучшить?»

1. Память и её значение в жизни и деятельности людей.

2. Виды памяти.

3. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание – процессы памяти.

4. Рациональные приёмы запоминания.

5. Итоги беседы.

«Мышление. Каковы его особенности?»

1. Мышление. Значение мыслительной деятельности для человека.

2. Мыслительные операции и их развитие.

3. Как развивать свой интеллект.

4. Итоги беседы.

«Что такое характер? Из чего он состоит?»

1. Понятие о характере, черты характера.

2. Можно ли изменить характер?

3. Самовоспитание характера.

4. Итоги беседы.

«Что такое темперамент?»

1. Понятие о темпераменте.

2. Психологическая характеристика типов темперамента.

3. Учёт темперамента в учебной деятельности.

4. Итоги беседы.

«О способностях, их проявлениях, условиях развития.»

1. Понятие о задатках и способностях.

2. Развитие способностей человека.

3. Итоги беседы.

«Поиск себя в профессии.»

1. Моё профессиональное самоопределение.

2. Профессиональные интересы, профессиональные склонности, профессиональные способности, профессиональная пригодность.

3. Итоги беседы.



Такие беседы особенно важны для учащихся старших классов, которые в силу своих возрастных особенностей обращают взор на своё духовное развитие, анализируют себя, выявляют слабо развитые стороны своей личности; проявляют большой интерес к окружающим людям, сравнивают с ними себя, ставят цели, задачи по самовоспитанию. Подростками и юношами в этот период усваиваются идеалы, формируется мировоззрение, они задумываются о своей будущей профессии. Поэтому учащимся особенно необходимы знания из области психологической науки, которые облегчили бы им задачу самовоспитания своей личности и самоопределения в жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.