Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На заседании 57-й Генеральной Ассамблеи ООН




Выступление Президента США Дж. Буша-младшего

(сентябрь 2002 г.)

 

Мы собрались один год и один день спустя после того, как тер­ро­ри­стическое нападение принесло горе мо­ей стране и принесло горе мно­гим гражданам наше­го мира. Вчера мы вспомнили о тех невинных лю­дях, погибших в то ужасное утро. Сегодня мы гово­рим о неотлож­ной обязанности защищать другие жизни без иллюзий и страха.

Мы многого добились за прошедший год – и в Афганистане, и за его пределами. Нам многое еще предстоит сделать – и в Афганистане, и за его пре­делами. Многие представленные здесь страны при­соедини­лись к борьбе против глобального терро­ризма, и народ Соединенных Шта­тов Америки при­знателен им за это.

Организация Объединенных Наций была соз­дана с надеждой, ко­торая пережила мировую вой­ну, - с надеждой на то, что мир будет продви­гаться к справедливости, избегая устаревших моделей кон­фликтов и страха. Государства-основатели Ор­ганизации постановили, что мир на земле никогда более не должен нарушаться по воле или злому умыслу какого-либо человека. Мы создали Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы, в отличие от Лиги Наций, наши прения были не просто разговорами, а наши резолюции – не просто пожеланиями. После поколений лживых диктаторов, нару­шенных до­говоров и уничтожен­ных жизней мы заявили о своей при­верженности стандартам человеческого достоинства, которые разде­ляем мы все, и системе всеобщей безопасно­сти, отстаиваемой всеми.

Сегодня эти стандарты и эта безопасность на­ходятся под угро­зой.

Нашей приверженности человеческому досто­инству угрожают со­хра­няющаяся нищета и распро­страняющиеся болезни. Страдания без­мерны, и на­ши обязанности совершенно очевидны. Соединен­ные Штаты присоединяются к другим странам мира и поставляют помощь туда, где она служит на благо людей и улучшает их жизнь, расширяют торговлю, обеспечивая процветание, которое она несет с со­бой, и пре­доставляют медицинскую помощь там, где в ней остро нуждаются.

В качестве символа нашей приверженности человеческому дос­то­ин­ству Соединение Штаты вернутся в Организацию Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Эта Ор­ганизация была реформирована, и Америка будет в полном объеме участвовать в ее миссии по поощрению прав человека, терпимости и образования.

Нашей общей безопасности угрожают регио­нальные конфликты – раздоры на этнической и религиозной почве, уходящие своими кор­нями в глубокое прошлое, но при этом не являющиеся не­избежными. На Ближнем Востоке не может быть мира ни для одной из сторон без свободы для обеих сторон. Америка привержена созданию независи­мой и демократической Палестины, живущей бок о бок с Израилем в условиях мира и безопасности. Как и все другие народы, палестинцы заслуживают правительства, которое будет служить их интересам и будет прислушиваться к их голосам. Моя страна будет и впредь при­зывать все стороны выполнять свои обязательства в стремлении найти справедли­вое и всеобъемлющее урегулирование конфликта.

Но самое главное – сегодня нашим принци­пам и нашей безопас­но­сти угрожают преступные группы и режимы, которые игнорируют закон мора­ли и основывающиеся на насилии, амбиции кото­рых не знают границ. Совершенное год назад напа­дение на Америку стало свиде­тельством разруши­тельных намерений наших врагов. Эта угроза таит­ся во многих государствах, в том числе и в моем государстве. В своих ячейках и лагерях террористы строят планы дальнейшего раз­рушения и создают новые базы для ведения войны против цивилиза­ции. Самое серьезное опасение, которое мы испы­тываем, состоит в том, что тер­рористы найдут ко­роткий путь к реализации своих безум­ных амбиций, когда какой-либо преступный режим предоставит им новые техноло­гии, позволяющие совершать убийства в широких мас­штабах.

В одном месте и в лице одного режима мы ви­дим все эти угрозы в своих самых смертоносных и агрессивных формах, являющиеся теми самыми агрессивными угрозами, для обеспечения отпора которым и была создана Организация Объединен­ных Наций. Двенадцать лет на­зад Ирак совершил неспровоцированное вторжение в Кувейт. И силы режима были готовы пойти дальше с целью захва­тить другие страны и их ресурсы. Если бы Саддама Хусейна умиротворили, а не остановили, он создал бы угрозу миру и стабильности всего мира. Однако эта аг­рессия была остановлена за счет мощи сил коалиции и благодаря воле, проявленной Организа­цией Объединенных Наций.

Для того чтобы прекратить военные действия и спасти себя, ирак­ский диктатор согласился вы­полнить ряд обязательств. Условия были оче­видны и для него, и для всех. И он согласился доказать, что он вы­пол­няет каждое из этих обязательств. Вместо этого он доказал лишь свое пренебрежение к Организации Объединенных Наций и ко всем своим обещаниям. Нарушив все обещания, прибег­нув к обману и ак­там жес­токости, Саддам Хусейн сам себя изобличил.

В 1991 году в своей резолюции 688 (1991) Со­вет Безопасности по­тре­бовал, чтобы иракский ре­жим незамедлительно прекратил ре­прес­сии против своего собственного народа, в том числе системати­ческие ре­прессии против меньшинств, последствия которых, как зая­вил Со­вет, «создают угрозу между­народному миру и безопасности в этом ре­гионе».

Это требование по-прежнему игнорируется. В прошлом году Ко­миссия Организации Объединен­ных Наций по правам человека ус­та­новила, что Ирак по-прежнему совершает весьма серьезные наруше­ния прав человека и что репрессии режима носят всеобъемлющий ха­рактер. Де­сятки тысяч по­литических противников и обычных граждан под­верга­ются произвольному аресту и тюремному за­ключению, сум­марным казням и пыткам, в ходе ко­торых применяются побои, пытки огнем, электро­шок, голод, нанесение увечий и изнасилование. Жен подвер­гают пыткам на глазах у их мужей; детей – в присутствии их родите­лей; и все эти ужасы укры­ваются от мира с помощью аппарата тотали­тарного государства.

В 1991 году Совет Безопасности Организации Объединенных На­ций в резолюциях 686 (1991) И 687 (1991) потребовал, чтобы Ирак вернул всех во­еннопленных из Кувейта и из других стран. Режим Ирака дал на это свое согласие. Это обещание было нарушено. В про­шлом году Координатор высокого уровня Генерального секретаря по этому во­просу сообщил о том, что граждане Кувейта, Саудовской Аравии, Ин­дии, Сирии, Ливана, Ирана, Египта, Бахрейна и Омана по-прежнему числятся пропавшими без вести – их более 600 человек. В их числе один американский пилот.

В 1991 году Совет Безопасности Организации Объединенных На­ций в своей резолюции 687 (1991) потребовал, чтобы Ирак отка­зался от уча­стия во всех формах терроризма и запретил функциониро­вание каких-либо террористически организаций в Ираке. Иракский режим дал на это согласие. Он нарушил это обещание. В нарушение резолю­ции Со­вета Безопасности 1373 (2001) Ирак продолжает предос­тавлять убе­жище и оказывать поддержку террористическим организа­циям, со­вершающим акты насилия в отношении Ирана, Израиля и за­пад­ных правительств. Иракские диссиденты за грани­цей подвергаются опас­ности быть убитыми. В 1993 году Ирак предпринял попытку убийства эми­ра Кувейта и бывшего американского президента. Прави­тельство Ирака открыто приветствовало на­падения, совершенные 11 сентября. Террористы «Аль-Каиды» бежали из Афганистана и, со­гласно сооб­щениям, находятся в Ираке.

В 1991 году иракский режим дал согласие на уничтожение и пре­кра­щение разработки всех видов оружия массового уничтожения и ракет большой дальности и обязался доказать миру, что он сделал это, вы­полнив требования строгих инспекций. Ирак нарушил все аспекты этого принципиального обе­щания.

В период с 1991 по 1995 год иракский режим заявлял о том, что не об­ладает биологическим ору­жием. После того, как старший сотруд­ник, участ­вующий в программе по разработке оружия, поки­нул страну и изобличил эту ложь, режим признался в производстве десятков ты­сяч литров антракса и других смертоносных биологических веществ для использования в боеголовках ракет «Скад», авиаци­онных бомбах и для распыления с самолетов. Ин­спекторы Организации Объединенных Наций пола­гают, что Ирак произвел вдвое-вчетверо больше заявлен­ного количества биологических веществ и не представил информации в отношении более чем трех метрических тонн материалов, которые могут использоваться для производства биологического оружия. В настоящее время Ирак расширяет и со­вершенствует установки, кото­рые использовались для производства биологического оружия.

Инспекторы Организации Объединенных На­ций заявили о воз­можном наличии у Ирака запасов УХ, горчичного газа и других хими­ческих веществ и о том, что режим восстанавливает и расширяет уста­новки, способные производить хи­мическое оружие.

А в 1995 году – после четырех лет обмана – Ирак наконец при­знал, что до начала войны в Зали­ве он осуществлял форсированную про­грамму про­изводства ядерного оружия. Сейчас мы знаем, что, если бы не эта война, режим в Ираке, скорее всего, уже обладал бы ядер­ным оружием не позднее 1993 года.

Сегодня Ирак по-прежнему не раскрывает важную информацию о своей ядерной программе: о конструкциях оружия, регистрационных записях о закупках, экспериментальных данных, отчетах о ядерных материалах и документации об иностран­ной помощи. Ирак использует компетентных уче­ных и специалистов в ядерной области. Он сохра­няет физическую инфраструктуру, необходимую для создания ядер­ного оружия. Ирак предпринял несколько попыток закупить партию алюминиевых трубок высокой прочности, используемых для обо­гаще­ния урана в целях создания ядерного оружия. Если бы Ирак получил расщепляющийся материал, он смог бы создать ядерное оружие в те­чение одно­го года. Контролируемые государством средства массовой информации Ирака сообщали о многочис­ленных встречах Саддама Хусейна с его учеными-ядерщиками, что не оставляет сомнения в от­ноше­нии сохраняющегося у него стремления к созданию такого ору­жия.

Ирак также обладает ракетами типа «Скад» с дальностью свыше 150 километров, разрешенной Организацией Объединенных Наций. Работа на ис­пытательных и производственных объектах показы­вает, что Ирак разрабатывает ракеты большей даль­ности, которые могут привести к массовой гибели людей во всем регионе.

В 1990 году – после вторжения Ирака в Ку­вейт – мир ввел эко­но­ми­ческие санкции в отноше­нии Ирака. Эти санкции были сохранены по­сле войны для того, чтобы заставить режим выполнить резолюции Со­вета Безопасности. Со временем Ира­ку было позволено использо­вать доходы от продажи нефти для закупок продовольствия. Саддам Ху­сейн подорвал выполнение этой программы, приобретая в обход санк­ций ракетную технологию и военные материалы. Он возлагает вину за страдания иракского народа на Организацию Объединенных Наций в то время, как он использует средства, получаемые от продажи нефти, для строитель­ства своих рос­кошных дворцов и приобретения оружия для своей страны. Поскольку он отказывается выполнять взя­тые им самим обяза­тельства, он несет полную от­ветственность за го­лод и страдания ни в чем не по­винных мирных жителей Ирака.

В 1991 году Ирак обещал незамедлительно предоставить ин­спек­торам Организации Объеди­ненных Наций неограниченный доступ для про­вер­ки выполнения Ираком своего обязательства изба­виться от оружия массового уничтожения и ракет большой дальности. Ирак на­рушил это обещание, на протяжении семи лет обманывая, вводя в за­блу­ждение и преследуя инспекторов Организации Объ­единенных На­ций, прежде чем он вообще прекра­тил сотрудничать с ними. Всего через несколько месяцев после прекращения огня в 1991 году Совет Безопасности два­жды подтверждал свое требование о том, чтобы иракский режим в полной мере со­трудничал с инспекторами, осуждая грубые нару­шения Ираком своих обязательств. Совет Безопас­ности вновь подтвердил это требование в 1994 году и дважды в 1996 году, осуждая явные наруше­ния Ираком своих обязательств. Совет Безопас­ности вновь трижды подтвердил свое требование в 1997 году, ссылаясь на грубые наруше­ния, и еще три раза в 1998 году, назвав поведение Ирака со­вершенно неприемлемым. И в 1999 году это требо­вание было подтверждено еще раз.

На момент нашей сегодняшней встречи про­шло почти четыре года с того времени, когда по­следний инспектор Организации Объе­динен­ных Наций был в Ираке – на протяжении четырех лет режим Ирака имел возможность разрабатывать, создавать и испытывать ору­жие за заве­сой секрет­ности. Нам известно, что Саддам Хусейн разраба­тывал ору­жие массового уничтожения даже тогда, когда ин­спекторы были на территории его страны. И мы должны верить тому, что он прекратил эту работу после их отъезда? История, логика и факты подводят к единственному выводу. Режим Саддама Хусейна представляет собой серьезную и растущую опасность. Утверждать обратное означало бы наде­яться вопреки неопровержимым фактам. Предпола­гать, что этот режим проявит добрую волю, означа­ло бы подвергать угрозе жизнь миллионов людей и втягивать мир в опасную игру. И здесь мы не мо­жем рисковать.

Мы были более чем терпеливы. Мы опробова­ли санкции. Мы ис­поль­зовали «пряник» программы «нефть в обмен на продовольст­вие» и кнут военных ударов коалиции. Но Саддам Хусейн бросил вы­зов всем этим усилиям и продолжает разрабатывать оружие массового уничто­жения. Впервые мы смо­жем быть полностью уверены в том, что он облада­ет ядерным оружием, когда, Боже сохрани, он его применит. На нас лежит ответственность перед всеми нашими гражданами за то, чтобы сделать все от нас зависящее для предотвращения того, чтобы такой день настал.

Действия иракского режима создают угрозу авторитету Органи­за­ции Объединенных Наций и угрозу миру. Ирак ответил на десятиле­тие требова­ний со стороны Организации Объединенных Наций деся­тиле­тием пренебрежения к ним. Сегодня всему миру предстоит пройти испытание, а Организация Объединенных Наций – пережить слож­ный и ре­шающий момент. Будут ли резолюции Совета Безо­пасности ува­жаться и выполняться, или же они бу­дут проигнорированы без ка­ких-либо последствий? Будет ли Организация Объединенных Наций слу­жить цели, ради которой она была создана, или ут­ратит свое значе­ние?

Соединенные Штаты помогали в создании Ор­ганизации Объе­ди­нен­ных Наций. Мы хотим, чтобы Организация Объединенных На­ций была эффектив­ной, уважаемой и успешной. Мы хотим, чтобы ре­золю­ции самого важного многостороннего органа в мире выполня­лись, а в настоящее время эти резо­люции в одностороннем порядке подрыва­ются иракским режимом. Наше партнерство наций может вы­держать это испытание, дав четко понять ирак­скому режиму, чего мы сейчас от него ожидаем.

Если иракский режим хочет мира, то он неза­медлительно и бе­зо­гово­рочно откажется от всего оружия массового уничтожения, ракет боль­шой дальности и всех соответствующих материалов, раскроет инфор­мацию о них, снимет с вооружения или уничтожит их.

Если иракский режим хочет мира, то он неза­медлительно пре­кра­тит всякую поддержку терро­ризму и примет меры для его пресече­ния, как того требуют от всех государств резолюции Совета Безопас­ности.

Если иракский режим хочет мира, то он пре­кратит преследова­ние сво­его гражданского населе­ния, включая шиитов, суннитов, кур­дов, туркменов и других, как того, опять-таки, требуют резолюции Совета Безопасности.

Если иракский режим хочет мира, то он осво­бодит всех военно­плен­ных или предоставит ин­формацию о всех военнослужащих пе­риода войны в Заливе, судьба которых по-прежнему не известна. Он вернет останки всех погибших, вернет украден­ную собственность, признает ответственность за ущерб в результате вторжения в Кувейт и будет всемерно сотрудничать с международными усилия­ми по реше­нию этих вопросов, как того требуют резолюции Совета Безопасности.

Если иракский режим хочет мира, он незамед­лительно положит конец всей незаконной торговле вне рамок программы «нефть в обмен на продо­вольствие». Он согласится на то, чтобы Организа­ция Объеди­ненных Наций распоряжалась средства­ми из программы для обеспече­ния их справедливо­го и оперативного использования на благо иракско­го народа.

Если все эти шаги будут предприняты, это станет свидетельст­вом но­вой открытости и ответст­венности в Ираке. И это может от­крыть пер­спекти­вы того, что Организация Объединенных Наций по­может соз­данию правительства, представляюще­го всех иракцев – пра­витель­ства, основывающего­ся на уважении прав человека, экономиче­ской сво­боде и выборах под международным наблюдением.

Соединенные Штаты не ссорились с иракским народом. Он слиш­ком долго страдает в молчаливом заточении. Освобождение иракского на­рода – это великая моральная цель и огромная стратеги­ческая за­дача.

Народ Ирака заслуживает этого. Безопасность всех наций тре­бует этого.

Свободные общества не прибегают к запуги­ванию с помощью жесто­кости и завоеваний, и от­крытые общества не угрожают миру массо­выми убийствами. Соединенные Штаты поддерживают полити­ческие и экономические свободы в объеди­ненном Ираке.

Мы не можем питать иллюзий, и об этом сего­дня важно помнить. Сад­дам Хусейн напал на Иран в 1980 году и на Кувейт – в 1990 году. Он обстреливал баллистическими ракетами Иран и Саудов­скую Ара­вию, Бах­рейн и Израиль. Его режим одна­жды отдал распоряжение об унич­то­жении всех лю­дей в возрасте от 15 до 70 лет в некоторых курд­ских деревнях на севере Ирака. Он отравил газом много иранцев и жи­телей 40 иракских деревень.

Мое государство будет работать с Советом Безопасности для ре­шения наших общих задач. Ес­ли иракский режим вновь бросит нам вызов, мир должен действовать осознанно и решительно для того, чтобы при­звать Ирак к ответу. Мы будем ра­ботать с Советом Безопас­ности в целях принятия необходимых резолюций. Но цели Соединен­ных Шта­тов не должны ставиться под сомнение. Резо­люции Совета Безопасно­сти будут выполнены, и справедливые требования мира и безопасно­сти бу­дут удовлетворены, или же действия будут неиз­беж­ными, и ре­жим, который потерял свою закон­ность, утратит также свою власть.

События могут развиваться по одному из двух вариантов.

Если мы не будем действовать перед лицом опасности, народ Ирака будет и впредь жить в ус­ловиях жестокого подчинения. Режим полу­чит но­вый потенциал, с тем чтобы запугивать, подавлять и поко­рять своих соседей, вновь обрекая Ближний Восток на годы кровопро­лития и страха. Регион будет оставаться нестабильным, с незначитель­ной надеждой на свободу, изолированным от прогресса нашего вре­мени. С каждым шагом, который делает иракский режим к получению и раз­вертыванию са­мых ужасных видов оружия наши варианты проти­во­стояния этому режиму будут сужаться. И если осмелевший режим бу­дет поставлять эти виды ору­жия террористическим союзникам, то­гда нападе­ния, совершенные 11 сентября, станут прелюдией к еще бо­лее ужасным событиям.

Если мы будем на высоте наших обязательств, если мы преодо­леем эту угрозу, мы сможем обеспе­чить совершенно иное будущее. Народ Ирака смо­жет вырваться из заточения. Когда-нибудь иракцы смогут присоединиться к демократическому Афга­нистану и демокра­тической Палестине, вдохновив реформы во всем мусульманском мире. Эти на­роды могут показать на своем примере, что честное пра­вительство, уважение к женщине и великая ислам­ская традиция при­обретения зна­ний могут востор­жествовать на Ближнем Востоке и за его пределами.

Мы покажем, что надежды, возлагаемые на Органи­зацию Объе­ди­нен­ных Наций, могут быть реализо­ваны в наше время.

Ни один из этих результатов не является опре­деленным. Перед нами оба варианта. Мы должны сделать выбор между миром страха и миром про­гресса. Мы не можем оставаться безучастными и ничего не делать, пока сгущаются тучи опасности. Мы должны отстоять нашу безопас­ность, и посто­янные права, и надежды человечества. В силу сво­его наследия и по сознательному выбору Соединен­ные Штаты Америки займут такую позицию. Пред­ставители при Организации Объединен­ных Наций также имеют возможность занять такую пози­цию.

 

Резолюция Совета Безопасности ООН №1441
(Нью-Йорк, 8 ноября 2002 г.)

Совет Безопасности,

ссылаясь на все свои предыдущие соответствующие революции, в ча­стности свои резолюции 661 (1990) от 6 августа 1990 года, 678 (1990) от 29 ноября 1990 года, 686 (1991) от 2 марта 1991 года, 687 (1991) от 3 апреля 1991 года, 688 (1991) от 5 апреля 1991 года, 707 (1991) от 15 августа 1991 года, 715 (1991) от 11 октября 1991 года, 986 (1995) от 14 апреля 1995 года и 1284 (1999) от 17 декабря 1999 года, и на все соот­ветствующие заявления своего Председателя,

ссылаясь также на свою резолюцию 1382 (2001) от 29 ноября 2001 года и напоминая о своем намерении полностью осуществить ее,

признавая угрозу, которую представляют собой невыполнение Ираком резолюций Совета и распространение оружия массового унич­тожения и ракет большой дальности для международного мира и безо­пасности,

напоминая, что его резолюция 678 (1990) уполномочила государ­ства-члены использовать все необходимые средства, с тем чтобы под­дер­жать и выполнить его резолюцию 660 (1990) от 2 августа 1990 года и все соответствующие резолюции, последовавшие за резолюцией 660 (1990), и восстановить международный мир и безопасность в этом районе,

напоминая далее, что его резолюция 687 (1991) возложила обязан­ности на Ирак в качестве необходимого шага для достижения своей заявлен­ной цели восстановления международного мира и безопасно­сти в этом районе,

выражая сожаление по поводу того факта, что Ирак не предоста­вил точной, полной, окончательной и всеобъемлющей информации, как требовалось резолюцией 687 (1991), обо всех аспектах его про­грамм разработки оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью свыше 150 км и о всех запасах такого оружия, его компо­нентах и производственных объектах и местоположениях, а также всех других ядерных программ, в том числе тех, которые, по его утвержде­нию, осуществляются в целях, не связанных с материалами, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия,
выражая также сожаление по поводу того, что Ирак неоднократно препятствовал предоставлению незамедлительного, безусловного и беспрепятственного доступа на объекты, определенные Специальной комиссией Организацией Объединенных Наций (ЮНСКОМ) и Меж­дународным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), не сотрудни­чал в полной мере и безоговорочно с инспекторами по вопросам воо­ружений ЮНСКОМ и МАГАТЭ, как требует резолюция 687 (1991), и в конечном итоге прекратил всякое сотрудничество с ЮНСКОМ и МАГАТЭ в 1998 году,

выражая сожаление в связи с отсутствием в Ираке с декабря 1998 года международного наблюдения, инспекций и контроля в отношении оружия массового уничтожения и баллистических ракет, согласно тре­бованиям соответствующих резолюций, несмотря на неоднократные требования Совета, чтобы Ирак предоставил незамедлительный, без­условный и беспрепятственный доступ Комиссии Организации Объе­диненных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМО­ВИК), учрежденной в резолюции 1284 (1999) в качестве организации-преемницы ЮНСКОМ, и МАГАТЭ, и сожалея о том, что в результате этого продолжаются кризис в этом районе и страдания иракского на­рода,
выражая также сожаление по поводу того, что правительство Ирака не выполнило своих обязательств по резолюции 687 (1991) в отноше­нии терроризма, по резолюции 688 (1991) в отношении прекращения репрессий против своего гражданского населения и предоставления международным гуманитарным организациям доступа ко всем нуж­дающимся в помощи в Ираке и по резолюциям 686 (1991), 687 (1991) и 1284 (1999) в отношении возвращения кувейтцев и граждан третьих стран, незаконно удерживаемых Ираком, или сотрудничества в выяс­нении их судьбы или в отношении возвращения незаконно захвачен­ной Ираком кувейтской собственности,

напоминая, что в своей резолюции 687 (1991) Совет заявил, что пре­кращение огня будет основываться на принятии Ираком положе­ний этой резолюции, включая содержащиеся в ней обязанности, воз­ложен­ные на Ирак,

будучи преисполнен решимости обеспечить полное и незамедли­тель­ное выполнение Ираком, без условий или ограничений, его обя­занно­стей по резолюции 687 (1991) и другим соответствующим резо­люциям и напоминая, что резолюции Совета Безопасности представ­ляют собой критерий выполнения Ираком своих обязанностей,

напоминая, что эффективная деятельность ЮНМОВИК – как ор­гани­зации-преемницы Специальной комиссии — и МАГАТЭ имеет суще­ственно важное значение для осуществления резолюции 687 (1991) и других соответствующих резолюций,

отмечая, что письмо министра иностранных дел Ирака от 16 сен­тября 2002 года на имя Генерального секретаря является необходимым пер­вым шагом на пути к отказу от упорного невыполнения Ираком соот­ветствующих резолюций Совета,

отмечая далее письмо Исполнительного председателя ЮНМО­ВИК и Генерального директора МАГАТЭ от 8 октября 2002 года на имя гене­рала ас-Саади, входящего в состав правительства Ирака, с изложением практических мер в рамках последующей деятельности в связи с их встречей в Вене, которые являются предварительными ус­ловиями во­зобновления инспекций ЮНМОВИК и МАГАТЭ в Ираке, и выражая самую серьезную озабоченность в связи с тем, что Ирак до сих пор не подтвердил согласия в отношении тех мер, которые изло­жены в этом письме,

вновь подтверждая приверженность всех государств-членов суве­ре­нитету и территориальной целостности Ирака, Кувейта и соседних государств,

выражая признательность Генеральному секретарю и членам Лиги арабских государств и ее Генеральному секретарю за их усилия в этом отношении,

будучи преисполнен решимости обеспечить полное выполнение своих решений,

действуя на основании главы VII Устава Организации Объеди­ненных Наций,

1. постановляет, что Ирак существенно нарушал и продолжает суще­ственно нарушать свои обязанности, предусмотренные соответст­вую­щими резолюциями, включая резолюцию 687 (1991), в частности отка­зываясь сотрудничать с инспекторами Организации Объединен­ных Наций и МАГАТЭ и завершить принятие мер в соответствии с пунк­тами 8-13 резолюции 687 (1991);

2. постановляет, признавая положения пункта 1 выше, предоста­вить Ираку настоящей резолюцией последнюю возможность выполнить свои обязанности по разоружению согласно соответствую­щим резо­люциям Совета; и соответственно постановляет ввести уси­ленный режим инспекций в целях обеспечения полного и поддающе­гося про­верке завершения процесса разоружения, предусмотренного резолю­цией 687 (1991) и последующими резолюциями Совета;

3. постановляет, что для того, чтобы начать выполнять свои обя­зан­ности по разоружению, правительство Ирака помимо представ­ления требуемых полугодичных заявлений должно представить ЮН­МОВИК, МАГАТЭ и Совету не позднее, чем через 30 дней со дня принятия на­стоящей резолюции, точное, полное и всеобъемлющее на текущий мо­мент заявление с указанием всех аспектов его программ разработки химического, биологического и ядерного оружия, балли­стических ра­кет и других систем доставки, таких, как беспилотные летательные аппараты и системы распыления, предназначенные для использования на летательных аппаратах, в том числе всех запасов и точного место­нахождения такого оружия, компонентов, субкомпонен­тов, запасов агентов и имеющих к ним отношение материалов и обо­рудования, ме­стонахождения и характера работы его научно-исследо­вательских, опытно-конструкторских и производственных объектов, а также всех иных химических, биологических и ядерных программ, в том числе и тех, которые, по его утверждению, предназначены для целей, не свя­занных с производством оружия или оружейных материа­лов;

4. постановляет, что ложные сведения или упущения в заявле­ниях, представленных Ираком в соответствии с настоящей резолю­цией, и несоблюдение Ираком в любой момент времени настоящей резолюции и нежелание в полной мере сотрудничать в ее осуществле­нии будут представлять собой еще одно существенное нарушение Ираком своих обязанностей, и об этом будет доложено Совету для проведения оценки в соответствии с пунктами 11 и 12 ниже;

5. постановляет, что Ирак должен предоставить ЮНМОВИК и МА­ГАТЭ незамедлительный, беспрепятственный, безоговорочный и неог­раниченный доступ к любым и всем, в том числе подземным, рай­онам, объектам, сооружениям, оборудованию, документации и транс­порт­ным средствам, которые они пожелают проинспектировать, а также незамедлительный, беспрепятственный, неограниченный и кон­фиден­циальный доступ ко всем официальным и иным лицам, с кото­рыми ЮНМОВИК или МАГАТЭ пожелают провести собеседование в фор­мате или в месте по выбору ЮНМОВИК или МАГАТЭ во испол­нение ими любого аспекта их мандатов; постановляет далее, что ЮН­МОВИК и МАГАТЭ могут по своему усмотрению проводить собесе­дования в Ираке или за пределами Ирака, содействовать поездкам лиц, проходя­щих собеседование, и членов их семей за пределы Ирака и что, по ус­мотрению исключительно ЮНМОВИК и МАГАТЭ, такие собе­седова­ния могут проводиться без присутствия наблюдателей из ирак­ского правительства; и поручает ЮНМОВИК и просит МАГАТЭ во­зобно­вить инспекции не позднее, чем через 45 дней после принятия настоя­щей резолюции, и информировать о них Совет через 60 дней после возобновления инспекций;

6. одобряет письмо Исполнительного председателя ЮНМОВИК и Генерального директора МАГАТЭ от 8 октября 2002 года на имя гене­рала ас-Саади, входящего в состав правительства Ирака, содержа­щееся в приложении к настоящей резолюции, и постановляет, что по­ложения этого письма имеют обязательную силу для Ирака;

7. постановляет далее, что ввиду продолжительного перерыва, вы­званного Ираком, в обеспечении присутствия ЮНМОВИК и МА­ГАТЭ и для того, чтобы они могли выполнить задачи, изложенные в настоя­щей резолюции и всех предыдущих соответствующих резолю­циях, и независимо от предыдущих договоренностей Совет настоящим уста­навливает следующие пересмотренные и дополнительные полно­мочия, которые имеют обязательную силу для Ирака, для облегчения их ра­боты в Ираке:

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ определяют состав их инспекцион­ных команд и обеспечивают вхождение в эти команды наибо­лее ква­лифицированных и опытных из имеющихся экспертов,

– весь персонал ЮНМОВИК и МАГАТЭ пользуется привиле­гиями и иммунитетами, соответствующими тем, которыми, как это предусмотрено в Конвенции о привилегиях и иммуни­тетах Организа­ции Объединенных Наций и Соглашении о привилегиях и иммуните­тах МАГАТЭ, наделяются эксперты, выполняющие поручения;

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ должны иметь неограниченное право въезда в Ирак и выезда из Ирака, право на свободное, неогра­ниченное и немедленное прибытие на инспектируемые объ­екты и убытие с этих объектов и право инспектировать любые объекты и здания, включая право на незамедлительный, бес­препятственный, безоговорочный и неограниченный доступ к президентским объектам, равный доступу на другие объекты, независимо от положений резолюции 1154 (1998) от 2 марта 1998 года;

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ имеют право получить от Ирака по­именные списки всего персонала, связанного в настоящее время и ра­нее с иракскими химическими, биологическими и ядерными програм­мами и программами в области баллистиче­ских ракет и с относящи­мися к ним научно-исследователь­скими, опытно-конструкторскими и производственными объ­ектами;

– безопасность на объектах ЮНМОВИК и МАГАТЭ обеспечива­ется достаточным числом охранного персонала Ор­ганиза­ции Объединенных Наций;

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ имеют право для целей "заморажива­ния" подлежащего инспектированию объекта объявлять за­претные зоны, включая прилегающие районы и транзитные коридоры, в кото­рых Ирак прекращает наземное и воздушное движение, с тем чтобы на инспектируемом объекте никаких изменений не производилось и с него ничего не вывозилось;

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ имеют право беспрепятственного и не­ограниченного использования и приземления самолетов и вертоле­тов, включая пилотируемые и беспилотные разведыва­тельные лета­тельные аппараты;

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ имеют право по собственному усмот­рению подконтрольно изымать, уничтожать или обезврежи­вать все запрещенные вооружения, подсистемы, компоненты, документацию, материалы и другие связанные с ними сред­ства и право брать под ох­рану или закрывать любые объекты или оборудование для производ­ства вышеупомянутых средств; и

– ЮНМОВИК и МАГАТЭ имеют право на беспрепятственный ввоз и использование оборудования или материалов для ин­спекций и право изымать и вывозить любое оборудование, ма­териалы или доку­менты, которыми они овладели во время ин­спекций, без досмотра пер­сонала ЮНМОВИК и МАГАТЭ или официального или личного ба­гажа;

8. постановляет далее, что Ирак должен не предпринимать враж­деб­ные действия или угрожать такими действиями, направлен­ными про­тив любого представителя или члена персонала Организации Объеди­ненных Наций или МАГАТЭ или любого государства-члена, прини­мающего меры в соответствии с любой резолюцией Совета;

9. просит Генерального секретаря немедленно уведомить Ирак об этой резолюции, которая имеет обязательную силу для Ирака; тре­бует, чтобы Ирак подтвердил в течение семи дней с момента этого уведом­ления свое намерение полностью выполнить настоящую резо­люцию; и требует также, чтобы Ирак обеспечил немедленное, безус­ловное и ак­тивное сотрудничество с ЮНМОВИК и МАГАТЭ;

10. просит все государства-члены оказывать ЮНМОВИК и МА­ГАТЭ полную поддержку в осуществлении ими своих мандатов, в том числе путем предоставления любой информации, касающейся запре­щенных программ или других аспектов их мандатов, в том числе о попытках Ирака с 1998 года приобрести запрещенные средства, и пу­тем вынесе­ния рекомендаций относительно объектов для инспекций, людей для собеседования, условий для проведения таких собеседова­ний и дан­ных, которые необходимо собрать, о результатах чего ЮН­МОВИК и МАГАТЭ должны докладывать Совету;

11. дает указание Исполнительному председателю ЮНМОВИК и Ге­неральному директору МАГАТЭ немедленно доложить Совету о лю­бых помехах со стороны Ирака в осуществлении инспекционной дея­тельности, а также о любом невыполнении Ираком его обязанно­стей по разоружению, включая обязанности, касающиеся инспекций со­гласно настоящей резолюции;

12. постановляет немедленно собраться по получении доклада в соот­ветствии с пунктами 4 или 11 выше, чтобы рассмотреть ситуацию и необходимость полного соблюдения всех соответствующих резолю­ций Совета в целях обеспечения международного мира и безопасно­сти;

13. напоминает в этой связи о том, что Совет неоднократно преду­пре­ждал Ирак, что дальнейшее нарушение им своих обязанно­стей приве­дет к серьезным для него последствиям;

14. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.