Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Внутрифирменное планирование




Сентября 2013 г. – 30 сентября 2013 г.

В условиях жесткой рыночной конкуренции планирование следует рассматривать в качестве важнейшего инструмента эффективности работы торговой организации. Целостная система планирования позволяет:

- оптимизировать использование имеющихся ограниченных ресурсов;

- скоординировать деятельность персонала в направлении единых целей организации;

- осуществлять эффективный контроль.

Грамотное планирование является необходимой составляющей квалификации менеджера любого уровня, вне зависимости от размера торговой организации, в которой он работает. Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающей концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях ее функционирования.

ООО «Спектр» использует следующие принципы планирования:

1) Принцип системности. Следование данному принципу в планировании позволяет в системном единстве понять процессы, происходящие во внутренней и внешней среде организации, выбрать наиболее эффективное направление и пути ее развития.

2) Принципы комплектности. Предусматривают учет в процессе планирования последствий принятия плановых решений. Менеджер должен также предвидеть наиболее вероятные проблемы, с которыми может столкнуться организация при реализации планов.

3) Принципы оптимальности. Ориентируют на выработку плановых решений, обеспечивающих максимально возможный результат с минимальными в данных условиях затратами ресурсов.

4) Принцип адаптивности. Предполагает выбор технологии пла­нирования, адекватной характеру изменений, происходящих в среде функционирования организации, т. е. поддерживающей ее адаптационные возможности.

5) Принцип ограниченности. В условиях ограниченного объема ресурсов, которыми располагает организация, планирование должно обеспечить их рациональное и эффективное использование.

Стратегическое планирование предполагает формулирование оптимальной стратегии организации, исходя из прогнозируемых изменений внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целевого состояния бизнеса и путей достижения этого состояния на основе прогнозирования возможностей и ресурсов организации.

Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы:

1) Анализ сложившихся условий функционирования организации;

2) Составление прогноза развития на планируемый период;

3) Определение целевого состояния бизнеса (положения, которое целесообразно занять организации в планируемом будущем);

4) Планирование путей достижения целевого состояния (см. рис.2).

Система стратегического планирования включает в себя разработку долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и оперативных планов развития.

Распределение функций при традиционной схеме планирования по уровням управления может быть следующим. Высшее звено осуществляет принятие стратегических решений, контроль выполнения планов подразделениями. Среднее и нижнее звенья управления собирают необходимую информацию стратегического характера. На этом уровне ведется согласование проектов планов с вышестоящими подразделениями, осуществляется оперативное планирование работы структурных единиц. При определенных условиях целесообразно внедрение децентрализованных схем планирования, предполагающих включение в сферу ответственности по выработке стратегии функциональных и операционных менеджеров. Из руководителей линейных и функциональных служб могут создаваться целевые группы планирования.

 

 


Рис. 2 Модель стратегического планирования деятельности организации

 

Стратегическое планирование начинается с анализа внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды представляет собой процесс формирования информационной картины внешнего окружения, раскрывающей возможности и риски для организации. Для получения устойчивых конкурентных преимуществ предприятия торговли вынуждены ориентировать свое товарное предложение и технологию продаж на определенные сегменты рынка (целевые сегменты). Поэтому мониторинг внешней среды осуществляется с учетом специфики их потребностей.

На первом этапе определяется система факторов прямого и косвенного воздействия на работу организации. На их основе формируется система показателей оценки. Анализируя внешнюю среду, внимание целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:

- рынок покупателей товаров и услуг;

- рынок товаров и услуг;

- рынок поставщиков;

- технологии;

- финансовые рынки;

- трудовые ресурсы;

- механизм государственного регулирования деятельности предприятий торговли;

- конкуренция;

- среда кооперирования;

- информационная среда;

- международная среда.

Следующей важной составляющей стратегического планирования является анализ внутренней среды организации. Анализ внутренней среды представляет собой процесс изучения совокупности внутренних элементов организации, позволяющий выявить ее слабые и сильные стороны, а также внутренние резервы развития. Цель анализа — оценка состояния и эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Анализ ведется последующим направлениям:

- менеджмент организации;

- продажи;

- товары и услуги;

- маркетинг;

- информация;

- технологии и организация торговых и технологических процессов;

- персонал и условия труда;

- материально-техническое обеспечение

- финансы;

- организационная структура.

Составляющей системы планирования на изучаемом предприятии является бизнес-планирование. Бизнес-план — это форма представления модели бизнеса, реализуемого организацией в планируемый период времени. Бизнес-план позволяет:

- оценить целесообразность и рентабельность представленного варианта развития предприятия или осуществления бизнес-проектов;

- определить возможные угрозы и препятствия для реализации плана, способы их устранения или снижения негативного воздействия на результаты деятельности организации;

- сформировать менеджмент, обеспечивающий будущую деятельность организации;

- установить стандарты оценки результатов предстоящей работы.

Бизнес-план может охватывать деятельность всего предприятия и разрабатываться под конкретную идею или проект. В последнем случае он будет являться инструментом внутрифирменного предпринимательства.

Типовая структура бизнес-плана торгового предприятия выглядит следующим образом:

Титульный лист.

Оглавление.

Резюме.

Раздел 1. Общие сведения о предприятии.

Раздел 2. Особенности состояния выбранной сферы бизнеса.

Раздел 3. Сущность проекта в выбранной сфере бизнеса.

Раздел 4. Корпоративные цели и стратегии.

Раздел 5. План торговой деятельности.

Раздел 6. План маркетинга.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование.

Раздел 9. Финансовый план (прогноз доходов и затрат, точка самоокупаемости, прогноз движения денежных средств, проект баланса, стратегия финансирования, оценка эффективности вложений в бизнес, расчет срока возврата кредита).

Приложения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.