Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Управление товарооборотом




Октября 2013 г. – 8 октября 2013 г.

Торгово-технологический процесс в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Важно различать технологический и торговый процессы.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

Выделяют два вида торгово-технологических процесса: основные и вспомогательные процессы. К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.

Рассмотрим схематично процесс продажи и обслуживания покупателей предприятия ООО «Спектр» (рис.3).

Резервирование товаров   Показ товаров   Встреча покупателей
     
Процесс продажи товаров и обслуживания   Консультация покупателей о свойствах товаров   Выявление запросов и беседа с
покупателей     покупателями
Реклама и информация в магазине

Операция по отпуску товаров

 

Рис. 3 Процесс продажи товаров и обслуживания покупателей

ООО «Спектр»

Из схемы видно, что процесс продажи товаров очень многообразный и многосторонний. Поэтому дополнительных услуг потребителям не оказывается, в этом на данном этапе нет необходимости.

Итак, основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Товарооборот играет важную роль в деятельности торговых предприятий. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

Розничный товарооборот характеризует продажу потребительских товаров населению и другим конечным потребителям, завершая процесс их обращения на потребительском рынке.

В связи с этим рассмотрим его формы более подробно в таблице 1.

Таблица 1 – Формы розничного товарооборота предприятий торговли

Критерий Форма
В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров Продажа товаров в розничной торговой сети
В зависимости от состава конечных потребителей Продажа товаров непосредственно населению
В зависимости от сроков расчета за реализованные товары Продажа товаров с немедленной их оплатой.
В зависимости от форм денежных расчетов Продажа товаров за наличный и безналичный расчет

 

Для обеспечения своей деятельности у организации ООО «Спектр» имеются торговые площади: торговая, складская и административно-бытовая.

Представим данные о составе и структуре помещений ООО «Спектр» в таблице 2.

Таблица 2 - Состав и структура помещений ООО «Спектр»

Виды помещений площадь, м2 доля, %
Общая площадь магазина    
Торговая площадь    
Площадь помещений для хранения товаров    
Площадь административно- бытовых помещений 3,5  

 

Анализ таблицы 2 показывает, что общая площадь магазина составляет 100 % (116 м2.); торговая площадь занимает 86 % (100 м); площадь помещений под хранение товаров равна 11% (13 м) и под административно-бытовые помещения отдано всего 3 % (3,5 м2). Таким образом, следует вывод о том, что площадь предприятия используется эффективно.

Для анализа товарооборота объекта исследования сгруппируем товары, представленные в ООО «Спектр» в 5 основных товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы 3.

Таблица 3 - Анализ товарооборота ООО «Спектр» за 2011-2013гг.

Товарные группы 2011г. 2012г. 2013г. Отклонение по годам (+,-) Темп роста по годам,%
2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
Отделочные материалы для напольных покрытий             132,3
Отделочные материалы для стен           113,3 120,3
Обои, клей, краски           108,2 111,9
Инструменты           169,9 108,4
Сантехника           118,1 141,8
Всего           120,00 123,19

 

Из таблицы видно, что общий объем товарооборота ООО «Спектр» увеличивается: в 2012 г. по сравнению с 2011 г. данный показатель повысился на 20% (7646 тыс. руб.), а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 23,2% (10637 тыс. руб.).

Анализ структуры товарооборота показал, что наибольший рост товарооборота (в процентном выражении) в 2013 г. приходится на отделочные материалы для напольных покрытий. Так реализация данной товарной группы выросла на 32,3% (4899 тыс. руб.).

В 2012 же году увеличение объема товарооборота связано в основном с быстрым ростом реализации инструментов на 3245 тыс.руб. (на 70%).

Наибольший удельный вес в структуре товарооборота ООО «Спектр» занимают отделочные материалы для напольных покрытий и для стен, обои, клей и краски.

Товарные запасы торгового предприятия — это часть товарных ресурсов, основной характеристикой которых является их статичное состояние в процессе товародвижения на определенный момент времени.

Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:

1) невозможность обеспечения в каждый момент и в каждом месте полного соответствия производства товаров спросу на них;

2) наличие сезонных колебаний производства и потребления;

3) несоответствие номенклатуры продукции отдельных товаропроизводителей и структуры спроса на товары, то требует накопления продукции разных предприятий для формирования товарного ассортимента, соответствующего спросу;

4) наличие интервалов во времени между очередными доставками партий товаров в места реализации и потребления товаров;

5) наличие непредвиденных колебаний спроса или ритма производства требует образования страховых запасов.

При анализе товарных запасов за период времени используется показатель средней величины товарного запаса.

Товарооборачиваемость (в днях) — это время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, которое характеризует среднюю продолжительность пребывания товара на данном предприятии в виде товарного запаса.

Проанализируем показатель товарооборачиваемости в днях в целом по предприятию и в разрезе основных товарных групп за 2013 год (таблица 4).

Таблица 4 - Данные о товарных запасах и товарооборачиваемости в днях по ООО «Спектр» за 2013 г.

Наименование товарных групп Средний товарный запас, тыс. руб. Товарооборот, тыс. руб. Однодневный товарооборот, тыс. руб. Товарооборачи- ваемость, дни
Отделочные материалы для напольных покрытий 528,9   55,8 9,48
Отделочные материалы для стен 398,6   31,1 12,8
Обои, клей, краски 371,1   25,6 14,5
Инструменты 259,7   23,8 10,9
Сантехника 243,2   20,7 11,75
Всего 1801,5   156,9 11,48

 

По данным таблицы 4 видно, что наименьшей продолжительностью пребывания на данном предприятии в виде товарных запасов обладает сантехника – 20,7 дн. Наибольшее время обращения со дня поступления до дня реализации имеют отделочные материалы для стен (55,8 дн.).

Поэтому, для ускорения товарооборачиваемости можно порекомендовать сокращение доли данного товара в общем объеме товарооборота предприятия, поскольку ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, равнозначно увеличению ресурсов, которые могут быть направлены дополнительно на развитие предприятия или другие сферы деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.